Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа по предмету «Математика» для 5 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_.docx | 47.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Вернадовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения ________________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Адаптированная рабочая программа
по математике
для учащихся 5 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ФГОС ООО, базовый уровень
Разработчик программы: Фирсова Е.А.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения __________________________
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: _______________________________ О.В. Старчикова
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета __________________________
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: _______________________________ Г.А. Чупахина
Аннотация к рабочей программе по математике для 5 класса
Рабочая программа по предмету «Математика» для 5 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря2015 г. № 4/15); авторской Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы/ под редакцией Воронковой – М.: Просвещение, 2020.
Для реализации программного содержания используются:
1. Математика: 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида / М.Н.Перова, Г.М.Капустина. — М: Просвещение, 2020.-224 с.
Место предмета в учебном плане
Класс | 5 |
Количество часов в неделю | 4 |
Количество часов в год | 140 |
Цель программы
расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Срок реализации программы – 1 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты:
– осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней эстетическому ее восприятию;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
– самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
– понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
– готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Планируемые предметные результаты:
Метапредметные результаты
Формирование следующих базовых универсальных действий (БУД):
Коммуникативные учебные действия:
– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
– использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь;
– слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
– договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
– принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
– активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
– выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
– устанавливать видо-родовые отношения предметов;
– делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
– пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
– читать;
– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
– работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Рекомендуемые практические упражнения
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Экскурсия в магазин. Оплата покупки. Кассовый чек. Проверка правильности оплаты с помощью калькулятора.
Пришкольный участок. Измерение длины и ширины игровой и спортивной площадок., клумб, расстояние между деревьями.
Часы – электронные и механические. Определение времени по часам.
Сотовый телефон. Работа с органайзером.
Содержание учебного предмета
Нумерация.
Чтение и запись чисел от 0 до 1 000. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение многозначных чисел.
Единицы измерения и их соотношения.
Величины (стоимость, длина, масса, время) и единицы их измерения. Единицы измерения стоимости: копейка(1 к.), рубль(1 р.). Единицы измерения длины: миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см), дециметр (1 дм), метр (1 м), километр (1 км). Единицы измерения массы: грамм (1 г), килограмм (1 кг), центнер (1 ц), тонна (1 т). Единицы измерения времени: секунда (1 с), минута (1 мин), час (1 ч), сутки (1 сут.), неделя (1нед.), месяц (1 мес.), год (1 год), век (1 в.). Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1 000; с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в
пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000. Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности результата). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 1 000 . Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное, двузначное число. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 2 - 3 арифметических действий. Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Дроби.
Доля величины (половина, треть, четверть). Получение долей. Сравнение долей. Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями. Нахождение одной числа.
Арифметические задачи.
Простые и составные (в 2-3 арифметических действия) задачи. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Задачи на нахождение части целого.
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника.
Планирование хода решения задачи.
Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.
Геометрический материал.
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, ромб. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения) и линий (пересекаются и не пересекаются). Углы, виды углов.
Периметр.
Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические формы в окружающем мире.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема (раздел, глава) | Всего | В том числе: | Примечание |
часов | Контрольные работы | |||
5 класс | ||||
1 | Сотня. Геометрический материал | 13 | 1 | |
2 | Тысяча. Геометрический материал | 24 | 1 | |
3 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.Геометрический материал.Доли | 20 | 1 | |
4 | Обыкновенные дроби. Геометрический материал | 16 | 1 | |
5 | Умножение и деление чисел на 10,100 | 4 | 0 | |
6 | Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы | 10 | 1 | |
7 | Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число | 5 | 0 | |
8 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 9 | 1 | |
9 | Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. Геометрический материал | 21 | 1 | |
10 | Повторение | 18 | 1 | |
140 | 8 |
Формы контроля и варианты его проведения
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: проверочная работа; тесты; контрольная работа; самостоятельная работа.
Вернадовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
по математике в 5 классе
для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(140 часов, 4 часа в неделю)
учителя математики
Фирсовой Екатерины Александровны
Программа: Н.Перова, Г.М.Капустина.
Учебник: «Математика, 5 класс»
М.Н.Перова, Г.М.Капустина
2021 – 2022 учебный год
№ урока | Тема занятия | Дата по плану | Дата фактич. проведения | Примечание |
1. | Раздел 1.Сотня.Геометрический материал (13 часов) Ваш учебник Вводный урок Нумерация в пределах 100. Чтение, запись двузначных чисел. Сравнение чисел. Разряды класса единиц | |||
2. | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд | |||
3. | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. | |||
4. | Нахождение неизвестного слагаемого. | |||
5. | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | |||
6. | Нахождение неизвестного вычитаемого | |||
7. | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд | |||
8. | Все действия в пределах 100. | |||
9 | Линия, отрезок, луч | |||
10 | Углы | |||
11 | Прямоугольник, квадрат | |||
12 | Контрольная работа | |||
13 | Работа над ошибками | |||
14 | Раздел 5. Тысяча. Геометрический материал (24 часа) Нумерация чисел в пределах 1000. Чтение, запись трёхзначных чисел. Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц. Таблица классов и разрядов | |||
15 | Образование трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц. | |||
16 | Сумма разрядных единиц. Образование трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц. | |||
17 | Сравнение чисел. Счет в пределах 1000 числовыми группами. | |||
18 | Счет в пределах 1000 числовыми группами по 5, 50, 500; по 25, 250. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе | |||
19 | Округление чисел до десятков, сотен | |||
20 | Римские числа. Обозначение чисел I-XII | |||
21 | Меры стоимости, длины и массы | |||
22 | Меры стоимости, длины и массы | |||
23 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. | |||
24 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости | |||
25 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | |||
26 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | |||
27 | Сложение и вычитание без перехода через разряд. | |||
28 | Сложение и вычитание без перехода через разряд. | |||
29 | Сложение и вычитание без перехода через разряд. | |||
30 | Разностное сравнение. | |||
31 | Простые арифметические задачи на разностное сравнение. | |||
32 | Кратное сравнение чисел | |||
33 | Кратное сравнение чисел | |||
34 | Периметр (Р). Нахождение периметра фигур | |||
35 | Нахождение периметра помещения. | |||
36 | Контрольная работа | |||
37 | Работа над ошибками | |||
38 | Раздел 3.Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Геометрический материал (20 часов) Сложение с переходом через разряд. | |||
39 | Сложение с переходом через разряд | |||
40 | Сложение с переходом через разряд. | |||
41 | Обобщающий урок по теме : «Сложение с переходом через разряд». Составные арифметические задачи. Проверка. | |||
42 | Вычитание с переходом через разряд. | |||
43 | Вычитание с переходом через разряд. | |||
44 | Вычитание с переходом через разряд | |||
45 | Вычитание с переходом через разряд. | |||
46 | Обобщающий урок по теме : «Вычитание с переходом через разряд» Проверка. | |||
47 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. | |||
48 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. | |||
49 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. Проверка пройденного. | |||
50 | Треугольники | |||
51 | Различение треугольников по видам углов. | |||
52 | Различение треугольников по длинам сторон. | |||
53 | Контрольная работа | |||
54 | Работа над ошибками | |||
55 | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | |||
56 | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | |||
57 | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | |||
58 | Раздел 4.Обыкновенные дроби (16 часов) Образование дробей. | |||
59 | Образование дробей. | |||
60 | Образование дробей. | |||
61 | Образование дробей. | |||
62 | Образование дробей. | |||
63 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | |||
64 | Сравнение дробей с одинаковыми числителями. | |||
65 | Сравнение обыкновенных дробей с единицей. | |||
66 | Правильные и неправильные дроби | |||
67 | Правильные и неправильные дроби | |||
68 | Построение треугольника по трем данным сторонам | |||
69 | Построение равнобедренного треугольника | |||
70 | Построение равностороннего треугольника | |||
71 | Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби». Проверка пройденного | |||
72 | Контрольная работа | |||
73 | Работа над ошибками | |||
74 | Раздел 5.Умножение и деление чисел на 10,100 (4 часа) Умножение чисел 10,100 | |||
75 | Деление чисел на 10 | |||
76 | Деление чисел на 10, 100 (с остатком и без остатка) | |||
77 | Умножение и деление чисел на 10, 100 | |||
78 | Раздел 6.Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (10 часов) Замена крупных мер мелкими. | |||
79 | Замена крупных мер мелкими. | |||
80 | Замена крупных мер мелкими. | |||
81 | Замена крупных мер мелкими. | |||
82 | Замена крупных мер мелкими. | |||
83 | Замена крупных мер мелкими. | |||
84 | Замена крупных мер мелкими. | |||
85 | Меры времени. Год | |||
86 | Контрольная работа | |||
87 | Работа над ошибками | |||
88 | Раздел 7.Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число (5часов) Умножение круглых десятков на однозначное число | |||
89 | Умножение круглых десятков на однозначное число | |||
90 | Деление круглых десятков на число | |||
91 | Деление круглых десятков на число | |||
92 | Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число | |||
93 | Раздел 8.Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (9 часов) Умножение двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | |||
94 | Деление двузначных чисел на число без перехода через разряд | |||
95 | Умножение и деление двузначных чисел на число без перехода через разряд | |||
96 | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | |||
97 | Деление трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | |||
98 | Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | |||
99 | Решение примеров и задач в 2-3 действия. Проверка умножения и деления | |||
100 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд» | |||
101 | Работа над ошибками | |||
102 | Раздел 9.Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (21 час) Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
103 | Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
104 | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
105 | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
106 | Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
107 | Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
108 | Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
109 | Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
110 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
111 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
112 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
113 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
114 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
115 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |||
116 | Круг, окружность | |||
117 | Линии в круге | |||
118 | Масштаб. Построение геометрических фигур в заданном масштабе | |||
119 | Масштаб. Построение геометрических фигур в заданном масштабе | |||
120 | Определение расстояния по географической карте | |||
121 | Контрольная работа | |||
122 | Работа над ошибками | |||
123 | Раздел 10.Повторение (18 часов) Нумерация чисел в пределах 1000. Чтение и запись трёхзначных чисел. Таблица классов и разрядов | |||
124 | Арифметические действия в пределах 1000. Решение составных задач | |||
125 | Арифметические действия с числами, полученными при измерении величин | |||
126 | Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого | |||
127 | Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого | |||
128 | Арифметические действия в пределах 1000. Решение примеров и составных задач | |||
129 | Арифметические действия в пределах 1000. Решение примеров и составных задач | |||
130 | Образование дробей | |||
131 | Образование дробей | |||
132 | Арифметические действия в пределах 1000. Решение примеров и составных задач | |||
133 | Арифметические действия в пределах 1000. Решение примеров и составных задач | |||
134 | Арифметические действия в пределах 1000. Решение примеров и составных задач | |||
135 | Арифметические действия в пределах 1000. Решение примеров и составных задач | |||
136 | Прямоугольник(квадрат). Элементы прямоугольника | |||
137 | Куб, брус, шар | |||
138 | Куб, брус, шар | |||
139 | Контрольная работа за курс 5 класса | |||
140 | Работа над ошибками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по информатике 7-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс математика
Рабочая программа основана на государственной программе образовательных учреждений, работающих по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (инт...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс математика
Процесс математического образования по данной рабочей программе обеспечивает учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: - Математика 7 кл. (авторы: Алышева Т.А. Мат...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс математика
Математика. 8 класс: учеб.для специальных (коррекц.) образоват. Учреждений VIIIвида / В.В. Эк. – 10-е изд. –М.: Просвещение, 2021. – 236 с. Количество часов всего: 102 ч, в неделю 3 ...
Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (5 – 9 классов)
Рабочая программа составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО, утвержден...