Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»
рабочие листы по психологии
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир» осуществляется по программе «Тропинка к своему Я» разработанной на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков, кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой для обучающихся 5 - 9 классов «Тропинка к своему Я». Реализация данного модуля осуществляется педагогом-психологом, программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в рамках внеурочной деятельности МБОУ «Перенская средняя школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka5-9_.docx | 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Принята на заседании педагогического совета школы протокол от 30.08.2020 № 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Перенская средняя школа» от 30.08.2020года № 72 /осн |
Программа педагога-психолога «Тропинка к своему Я»
по модулю внеурочной деятельности в 5-9 классах «Мой внутренний мир»
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир» осуществляется по программе «Тропинка к своему Я» разработанной на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков, кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой для обучающихся 5 - 9 классов «Тропинка к своему Я». Реализация данного модуля осуществляется педагогом-психологом, программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в рамках внеурочной деятельности МБОУ «Перенская средняя школа».
Цель внеурочных занятий по программе: создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
- мотивирование подростков к самопознанию и познанию других людей
- формирование интереса к внутреннему миру другого человека;
- обучение дифференциации эмоциональных состояний, пониманию чувств другого - человека;
- формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей (установки - преодоления);
- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления - межличностных отношений с окружающими;
- повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального - состояния в ходе общения;
- коррекция нежелательных черт характера подростков и их поведения.
Учебно-методическое обеспечение занятий:
1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6). – М.: «Генезис», 2005.
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – М.: «Генезис», 2007.
3. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: «Речь», 2006.
Актуальность:
Предлагаемый модуль психологических занятий «Тропинка к своему Я» направлен на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Он способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
В основе реализации модуля лежит теоретическая модель групповой работы, которая включает три основных компонента:
• аксиологический (связанный с сознанием);
• инструментально-технологический;
• потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Программа «Тропинка к своему Я» реализуется для учащихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет, по 1 часу в месяц для каждого класса – по 9 часов в год (всего 45 часов).
Результаты освоения программы «Тропинка к своему Я»:
- сохранение психологического здоровья школьников,
- успешная школьная адаптация и социализация: приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое;
- приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми.
5-6 классы
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- начальные понятия социальной психологии;
- начальные понятия конфликтологии.
- свои качества и повышать самооценку
- свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции
- ответственность человека за свои чувства и мысли
- свои возрастные изменения
- различия между агрессией и агрессивностью
-собственное агрессивное поведение
- роль конфликтов в жизни человека
- как конструктивно разрешать конфликтные ситуации
- собственные жизненные ценности
Личностные УУД:
- усваивать нравственно-этические нормы и школьные нормы поведения
- учиться контролировать свои эмоции, быть эмоционально благополучным
- повышать уровень мотивации к учебной деятельности, понимать личную ответственность за результат учебной деятельности
- формировать адекватную самооценку
- учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
- развивать рефлексию
Познавательные УУД:
- учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
- планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
- адекватно воспринимать оценки учителей;
- уметь распознавать чувства других людей;
- обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
- уметь формулировать собственные проблемы
Регулятивные УУД:
- осознавать свои личные качества, способности и возможности;
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
- овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
- научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
- осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
- учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Коммуникативные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими;
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
- формулировать свое собственное мнение и позицию;
- учиться толерантному отношению к другому человеку.
7-9 классы
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- основные понятия социальной психологии;
- основные понятия конфликтологии.
- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни
- важность положительного самоотношения, самопринятия, самопрограммирования
- основные состояния человека и их поведенческие проявления
- правила эффективного общения с окружающими
- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)
- важность профессионального и жизненного самоопределения
Личностные УУД:
- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор
- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
- понимать чувства других людей
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях
- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации
- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)
- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)
- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)
- выдвигать версии в группе и индивидуально
- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях
- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков
Коммуникативные УУД:
- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность
- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями
- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку
Структура занятий:
Занятие состоит из нескольких частей и проводится с элементами психологического тренинга:
Вводная часть.
Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение проблемной ситуации.
Основная (рабочая) часть.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на поиск решения проблемы. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка, терапевтические метафоры.
Заключительная часть.
Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, обсуждение: основных моментов занятия, применения новых знаний.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с элементами тренинга. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу (желательно). Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.
Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.
общеобразовательная школа №31»
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата | |||||
план | факт | ||||||||
5 класс «Я начинаю меняться» Цель: Помочь подросткам осознать свои изменения, мотивировать их к позитивному самоизменению, способствовать успешной психологической адаптации учащихся к условиям обучения в основной школе | |||||||||
1 | Введение в мир психологии | Зачем человеку занятия психологией? | 1 | ||||||
2-3 | Я – это Я | Кто я, какой я? Я – могу. Я нужен! Я мечтаю. Я – это мои цели. Я – это мое детство. Моя семья. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | 2 | ||||||
4 | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться? Мои чувства. | 1 | ||||||
5 | Я и мой внутренний мир | Каждый видит мир и чувствует по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален. Мой внутренний мир. | 1 | ||||||
6 | Кто в ответе за мой внутренний мир? | Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. Личный опыт преодоления трудностей. | 1 | ||||||
7 | Я и Ты | Я и мои друзья. У меня есть друг. Мои друзья. Я и мои «колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире. | 1 | ||||||
8-9 | Мы начинаем меняться | Нужно ли человеку меняться? Зачем человеку меняться? Цель самоизменения. Ресурсы самоизменения. План самоизменения. Изменения в жизни человека. | 2 | ||||||
Всего за 5 класс | 9 | ||||||||
6 класс «Я повзрослел» Цель: Помочь подросткам осознать свои индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявление агрессии | Дата | ||||||||
план | факт | ||||||||
1-2 | Агрессия и ее роль в развитии человека | Мир чувств в нашей жизни. Как выглядит агрессивный человек? Конструктивное реагирование на агрессию. Учимся договариваться. | 2 | ||||||
3-4 | Уверенность в себе и ее роль в развитии человека | Зачем человеку нужна уверенность в себе? Источники уверенности в себе. Какого человека мы называем неуверенным в себе? Я становлюсь увереннее. Уверенность в себе. Игры с именем. | 2 | ||||||
5-7 | Конфликты и их роль в усилении Я | Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Конфликт как возможность развития. Медиативный подход в разрешении конфликта. | 3 | ||||||
8-9 | Ценности и их роль в жизни человека | Что такое ценности? Ценности и жизненный путь человека. Мои ценности. | 2 | ||||||
Всего за 6 класс | 9 | ||||||||
7 класс «Я и другие» Цель: Обучать подростков понимать себя и других людей, содействовать оптимизации общения подростков с окружающими | Дата | ||||||||
план | факт | ||||||||
1-3 | Эмоциональная сфера человека | Почему нам нужно изучать чувства. Основные законы психологии эмоций. Запреты на чувства. Страх. Гнев и агрессия. Обида. Психогигиена эмоциональной жизни. Властелин эмоций. | 3 | ||||||
4-7 | Социальное восприятие: как узнать другого человека | Как мы получаем информацию о человеке. Учимся понимать жесты и позы. Жесты. Невербальные признаки обмана. Понимание причин поведения людей. Впечатление, которое мы производим. Из чего складывается впечатление о человеке? Способы понимания социальной информации. Влияние эмоций на познание. | 4 | ||||||
8-9 | Межличностная привлекательность: любовь, дружба | Привлекательность человека. Взаимность или обоюдная привлекательность. Дружба. Четыре модели общения. Романтические отношения или влюбленность. Любовь. Переживание любви. Что помогает и мешает любви. | 2 | ||||||
Всего за 7 класс | 9 | ||||||||
8 класс «Познаю себя» Цель: Содействовать расширению самосознания подростков, предоставить возможность подросткам рефлексии собственного поведения | Дата | ||||||||
план | факт | ||||||||
1-3 | Я-концепция и ее ключевые компоненты | Я - концепция. Самоуважение. Опросник самоотношения В.В. Столина. Самоконтроль. Сила воли. Личностные особенности мужчин и женщин: мы такие разные. Картина моей личности. Окно Джо Гарри. Реальное, идеальное, социальное – Я. | 3 | ||||||
4-5 | Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель | Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель. Мои три эго-состояния (арт-техника). | 2 | ||||||
6-7 | Эмоциональный мир человека | Эмоции и чувства. Психические состояния и их свойства. Настроение и активность человека. Как управлять своим состоянием. Стресс. Мои ресурсы. | 2 | ||||||
8-9 | Мотивационная сфера личности | Мотив и его функции. «Борьба мотивов» Привычки, интересы, мечты. Мотивация помощи и альтруистического поведения. | 2 | ||||||
Всего за 8 класс | 9 | ||||||||
9 класс «Мир начинается с меня» Цель: Способствовать развитию социального интеллекта подростков, коммуникативной компетентности и рефлексивных способностей, навыков эффективного взаимодействия | Дата | ||||||||
план | факт | ||||||||
1 | Вводно-мотивационная тема | Знакомая незнакомка (о науке психологии, о деятельности психолога). Я - автор событий в своей жизни. | 1 | ||||||
2 | Общение – это… | Общение - это… Техники активного слушания. Ораторами не рождаются. Язык жестов. Манипуляция. | 1 | ||||||
3 | Характер | Психология характера. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. | 1 | ||||||
4 | Поведение | Что такое поведение | 1 | ||||||
5 | Самооценка | Самооценка. Роль самооценки в жизни человека. Поверь в себя. | 1 | ||||||
6 | Эмоции и чувства | Мир эмоций. В поисках мирного выражения чувств. | 1 | ||||||
7 | Технология успеха | Выявление лидерских качеств. Достижение успеха. От самоопределения к самореализации. Как правильно писать резюме. Самопрезентация. | 1 | ||||||
8 | На пороге взрослой жизни | Прошлое-настоящее-будущее. На пороге взрослой жизни. | 1 | ||||||
9 | Мир начинается с тебя | Мир начинается с тебя. Карта внутренней страны. Сказочными тропами счастья. | 1 | ||||||
Всего за 9 класс | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
Резюме педагога-психолога Алферовой М.В. на конкурс "Учитель года России 2017" (номинация "Педагог-психолог")
Информация о профессиональных достижениях педагога-психолога...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Региональный научно-методический семинар «Оценка соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию про-фессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: аспект алгоритмизации»)
Выступление по теме «Из опыта работы школы по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир» осуществляется по программе «Тропинка к своему Я» разр...