Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»
рабочие листы по психологии

Наталья Иванова

Внеурочная  деятельность   педагога-психолога по  модулю  «Мой внутренний мир»  осуществляется по программе  «Тропинка к своему Я»  разработанной на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков, кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой  для обучающихся 5 - 9 классов «Тропинка к своему  Я». Реализация   данного модуля осуществляется педагогом-психологом,  программа  составлена  в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в рамках внеурочной деятельности МБОУ «Перенская средняя школа».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka5-9_.docx48.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Принята на заседании

педагогического совета школы

протокол от  30.08.2020 № 1

                                 УТВЕРЖДЕНА

                                 приказом директора

                                 МБОУ «Перенская  средняя школа»

                                 от   30.08.2020года №     72  /осн

                                

                                                 

Программа педагога-психолога  «Тропинка к своему Я»

по  модулю внеурочной деятельности  в 5-9 классах «Мой внутренний мир»

Внеурочная  деятельность   педагога-психолога по  модулю  «Мой внутренний мир»  осуществляется по программе  «Тропинка к своему Я»  разработанной на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков, кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой  для обучающихся 5 - 9 классов «Тропинка к своему  Я». Реализация   данного модуля осуществляется педагогом-психологом,  программа  составлена  в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в рамках внеурочной деятельности МБОУ «Перенская средняя школа».

Цель внеурочных занятий по  программе:  создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом  их возрастных и индивидуальных особенностей.

        Задачи:

- мотивирование подростков к самопознанию и познанию других людей

-  формирование интереса к внутреннему миру другого человека;

-  обучение дифференциации эмоциональных состояний, пониманию чувств  другого  - человека;

 - формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей (установки - преодоления);

- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления - межличностных отношений с окружающими;

 - повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального - состояния в ходе общения;

-  коррекция нежелательных черт характера подростков и  их поведения.

Учебно-методическое обеспечение занятий:

1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6). – М.: «Генезис», 2005.

2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – М.: «Генезис», 2007.

 3. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.:  «Речь», 2006.

Актуальность:

Предлагаемый  модуль психологических занятий «Тропинка к своему  Я»  направлен на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Он способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

В основе реализации модуля  лежит теоретическая модель групповой работы, которая включает три основных компонента:

 аксиологический (связанный с сознанием);

 инструментально-технологический;

 потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:

собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Программа «Тропинка к  своему Я»  реализуется для учащихся 5-9 классов, рассчитана  на 5 лет, по 1 часу в месяц для каждого класса – по 9 часов в год (всего 45  часов).

Результаты освоения  программы  «Тропинка к своему Я»:

  • сохранение психологического здоровья школьников,
  • успешная школьная адаптация и социализация: приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое;
  • приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми.

5-6 классы

Предметные результаты:

По окончании курса дети должны знать/понимать:

- нормы и правила, существующие в мире;

- начальные понятия социальной психологии;

- начальные понятия конфликтологии.

- свои качества и повышать самооценку

- свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции

- ответственность человека за свои чувства и мысли

- свои возрастные изменения

- различия между агрессией и агрессивностью

-собственное агрессивное поведение

- роль конфликтов в жизни человека

- как конструктивно разрешать конфликтные ситуации

- собственные жизненные ценности

Личностные УУД:

  • усваивать нравственно-этические нормы и школьные нормы поведения
  • учиться контролировать свои эмоции, быть эмоционально благополучным
  • повышать уровень мотивации к учебной деятельности, понимать личную ответственность за результат учебной деятельности
  • формировать адекватную самооценку
  • учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
  • развивать рефлексию

Познавательные УУД:

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
  • адекватно воспринимать оценки учителей;
  • уметь распознавать чувства других людей;
  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
  • уметь формулировать собственные проблемы

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;
  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
  • научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Коммуникативные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;
  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
  • учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;
  • учиться толерантному отношению к другому человеку.

7-9 классы

Предметные результаты:

По окончании курса дети должны знать/понимать:

нормы и правила, существующие в мире;

- основные понятия социальной психологии;

- основные понятия конфликтологии.

- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни

важность положительного самоотношения, самопринятия, самопрограммирования

- основные состояния человека и их поведенческие проявления

- правила эффективного общения с окружающими

- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)

- важность профессионального и жизненного самоопределения

Личностные УУД:

- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор

- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

- понимать чувства других людей

- идти на взаимные уступки в разных ситуациях

- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации

- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)

- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)

- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни

Регулятивные УУД:

определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)

- выдвигать версии в группе и индивидуально

- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях

- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков

Коммуникативные УУД:

- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами

- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность

- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями

- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку

Структура занятий:

Занятие состоит из нескольких частей и проводится с элементами психологического тренинга:

Вводная часть.

Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение проблемной ситуации.

Основная (рабочая) часть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на поиск решения проблемы. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка, терапевтические метафоры.

Заключительная часть.

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, обсуждение: основных моментов занятия, применения новых знаний.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с элементами тренинга. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу (желательно). Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.

Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.

общеобразовательная школа №31»

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

5 класс «Я  начинаю меняться»

Цель: Помочь подросткам осознать свои изменения, мотивировать их к позитивному самоизменению, способствовать успешной психологической адаптации учащихся  к условиям  обучения в основной  школе

1

Введение в мир психологии

Зачем человеку занятия психологией?

1

2-3

Я – это Я

Кто я, какой я? Я – могу. Я нужен!

Я мечтаю.

Я – это мои цели. Я – это мое детство.

Моя семья.

Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

2

4

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Чувства бывают разные.

Стыдно ли бояться?

Имею ли я право сердиться и обижаться?

Мои чувства.

1

5

Я и мой внутренний мир

Каждый видит мир и чувствует по-своему.

Любой внутренний мир ценен и уникален.

Мой внутренний мир.

1

6

Кто в ответе за мой внутренний мир?

Трудные ситуации могут научить меня.

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. Личный опыт преодоления трудностей.

1

7

Я и Ты

Я и мои друзья.

У меня есть друг. Мои друзья.

Я и мои «колючки».

 Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире.

1

8-9

Мы начинаем меняться

Нужно ли человеку меняться?

Зачем человеку меняться?

Цель самоизменения.

Ресурсы самоизменения.

План самоизменения.

Изменения в жизни человека.

2

                                                                                                                                                                                  Всего за 5 класс

9

                                                                   6 класс «Я повзрослел»

Цель: Помочь подросткам осознать свои индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявление агрессии

Дата

план

факт

1-2

Агрессия и ее роль в развитии человека

Мир чувств в нашей жизни.

Как выглядит агрессивный человек?

Конструктивное реагирование на агрессию.

Учимся договариваться.

2

3-4

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Зачем человеку нужна уверенность в себе?

Источники уверенности в себе.

Какого человека мы называем неуверенным в себе?

Я становлюсь увереннее.

Уверенность в себе. Игры с именем.

2

5-7

Конфликты и их роль в усилении Я

Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице.

Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта.

Конструктивное разрешение конфликтов.

Конфликт как возможность развития.

Медиативный подход в разрешении конфликта.

3

8-9

Ценности и их роль в жизни человека

Что такое ценности?

Ценности и жизненный путь человека.

Мои ценности.

2

                                                                                                                                                                              Всего за 6 класс

9

                                                          7 класс «Я и другие»

Цель: Обучать подростков понимать себя и других людей, содействовать оптимизации общения подростков с окружающими

Дата

план

факт

1-3

Эмоциональная сфера человека

Почему нам нужно изучать чувства.

Основные законы психологии эмоций.

Запреты на чувства. Страх. Гнев и агрессия. Обида.

Психогигиена эмоциональной жизни. Властелин эмоций.

3

4-7

Социальное восприятие: как узнать другого человека

Как мы получаем информацию о человеке.

Учимся понимать жесты и позы.

Жесты. Невербальные признаки обмана.

Понимание причин поведения людей.

Впечатление, которое мы производим.

Из чего складывается впечатление о человеке?

Способы понимания социальной информации.

Влияние эмоций на познание.

4

8-9

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Привлекательность человека.

Взаимность или обоюдная привлекательность.

Дружба. Четыре модели общения.

Романтические отношения или влюбленность.

Любовь. Переживание любви.

Что помогает и мешает любви.

2

                                                                                                                                                                                Всего за 7 класс

9

                                                   8 класс «Познаю себя»

Цель:  Содействовать расширению самосознания подростков, предоставить возможность подросткам рефлексии собственного поведения

Дата

план

факт

1-3

Я-концепция и ее ключевые компоненты

Я  - концепция.

Самоуважение. Опросник самоотношения  В.В. Столина.

Самоконтроль. Сила воли.

Личностные особенности мужчин и женщин: мы такие разные.

Картина моей личности. Окно Джо Гарри.

Реальное, идеальное, социальное – Я.

3

4-5

Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель

Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель.

Мои три эго-состояния (арт-техника).

2

6-7

Эмоциональный мир человека

Эмоции и чувства.

Психические состояния и их свойства.

Настроение и активность человека.

Как управлять своим состоянием.

Стресс. Мои ресурсы.

2

8-9

Мотивационная сфера личности

Мотив и его функции. «Борьба мотивов»

Привычки, интересы, мечты.

Мотивация помощи и альтруистического поведения.

2

                                                                                                                                                                          Всего за 8 класс

9

9 класс «Мир начинается с меня»

Цель: Способствовать развитию социального интеллекта подростков, коммуникативной компетентности и рефлексивных способностей, навыков  эффективного взаимодействия  

Дата

план

факт

1

Вводно-мотивационная тема

Знакомая незнакомка (о науке психологии, о деятельности психолога).

Я - автор событий в своей жизни.

1

2

Общение – это…

Общение - это… Техники активного слушания.

Ораторами не рождаются. Язык жестов. Манипуляция.

1

3

Характер

Психология характера. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты.

1

4

Поведение

Что такое поведение

1

5

Самооценка

Самооценка. Роль самооценки в жизни человека.

Поверь в себя.

1

6

Эмоции и чувства

Мир эмоций.

В  поисках мирного  выражения чувств.

1

7

Технология успеха

Выявление лидерских качеств.

Достижение успеха.

От самоопределения к самореализации.

Как правильно писать резюме.

Самопрезентация.

1

8

На пороге взрослой жизни

Прошлое-настоящее-будущее.

На пороге взрослой жизни.

1

9

Мир начинается с тебя

Мир начинается с тебя.

Карта внутренней страны.

Сказочными тропами счастья.

1

                                                                                                                                                                         Всего за 9 класс

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»

Внеурочная  деятельность   педагога-психолога по  модулю  «Мой внутренний мир»  осуществляется по программе  «Тропинка к своему Я»  разр...