Программа внеурочной деятельности "ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ"
рабочая программа
Программа предназначена для обучающихся 5 - 9 классов, содержит методические и контрольно-измерительные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_lego-konstruirovanie_5-9_mm_kim.docx | 374.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
- Учебно – тематический план
- Содержание программы.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Приложения:
6.1. Календарно – тематическое планирование
6.2. Методические материалы
6.3. Контрольно – измерительные материалы.
- Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Лего-конструирование» разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
- Годового календарного учебного графика
- Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)
Программа «Лего-конструирование» реализует учебно - познавательно направление внеурочной деятельности. Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях Лего – конструирования.
Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению Лего-конструирования с применением компьютерных технологий.
Актуальность программы.
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Цели работы курса:
- Организация занятости школьников во внеурочное время.
- Всестороннее развитие личности учащегося:
- Развитие навыков конструирования
- Развитие логического мышления
- Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, информатики, математики.
- Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах
Основными задачами занятий ЛЕГО-конструирования являются:
• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
• развивать творческие способности и логическое мышление детей;
• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
• развивать умения творчески подходить к решению задачи;
• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений, обучающиеся осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 34 час
в год с учетом проведения занятий 1 раз в неделю. В конце года проводится диагностирование в виде наблюдения, анализа результатов, творческих работ, беседы.
Особенности реализации программы.
Обучающая среда ЛЕГО позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в старших классах, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. У учащихся, занимающихся ЛЕГО-конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.
Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.
Основные задачи курса в 5 классе:
- Ознакомление с основными принципами механики;
- Развитие умения работать по предложенным инструкциям;
- Развитие умения творчески подходить к решению задачи;
- Развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
- Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
Основные задачи курса в 6 классе:
- Ознакомление с основными принципами архитектурного строительства и механики;
- Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации
- Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
- Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно- коммуникативных);
- Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
- Развитие индивидуальных способностей ребенка;
- Развитие речи детей;
- Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО
Основные задачи курса в 7 классе:
- Ознакомление с основными принципами проектной деятельности;
- Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации;
- Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
- Формирование и развитие умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно- коммуникативных);
- Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
- Развитие индивидуальных способностей ребенка;
- Развитие речи детей;
- Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО
Основные задачи курса в 8 классе:
- Ознакомление с основными принципами роботостроения;
- Закрепление основных принципов проектной деятельности;
- Развитие мотивации успеха и достижений, творческой самореализации;
- Развитие внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
- Формирование и развитие умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно- коммуникативных);
- Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
- Развитие индивидуальных способностей ребенка;
- Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО
Основные задачи курса в 9 классе:
- Ознакомление с основными принципами программирования;
- Закрепление основных принципов проектной деятельности;
- Развитие мотивации успеха и достижений, творческой самореализации;
- Формирование и развитие умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно- коммуникативных);
- Закрепление регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- Закрепление умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Закрепление коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
- Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО
Условие реализации программы
Основные формы и приемы работы с учащимися:
- Беседа
- Ролевая игра
- Познавательная игра
- Задание по образцу (с использованием инструкции)
- Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
- Викторина
- Проект
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Лего - конструирование» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа внеурочной деятельности «Лего - конструирование» направлена на формирование следующих предметных знаний и умений:
- Знание основных принципов механики;
- Умение классифицировать материал для создания модели;
- Умения работать по предложенным инструкциям;
- Умения творчески подходить к решению задачи;
- Умения довести решение задачи до модели;
- Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Умения работать над композицией в команде, эффективно распределять обязанности.
Личностные результаты
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств, в том числе духовных и физических, качеств,
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Мета предметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
- овладение умениями формулировать понятия;
- умение анализировать причины возникновения ситуаций;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи;
- умение самостоятельно формулировать задание: планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные УД
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; умение обобщать и сравнивать;
- умение выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- умения применять полученные теоретические знания на практике.
Коммуникативные УД:
- умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
- умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
- умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- умение слушать и понимать речь других;
- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, в классе и следовать им.
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в творческих мероприятиях или выполнения ими некоторых проектных работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
- по оценке творческой продукции ребенка;
- по повышению уровня общей культуры;
- по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
- по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | Приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и тп.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика и учителя, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. |
Второй уровень результатов | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися, с умственной отсталостью, начального опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, обучающиеся действительно становятся (а не просто узнают о том, как стать) социально адаптированными гражданами. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается сила, воля. целеустремленность и тп. |
3.Учебно – тематический план
№ п.п. | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
5 КЛАСС | ||||
1 | Конструирование и экспериментирование | 8 | 2 | 6 |
2 | Сборка зданий различного назначения. | 8 | 3 | 5 |
3 | Сборка транспорта различного назначения. | 10 | 4 | 6 |
4 | Сборка композиций городских объектов. | 8 | 2 | 6 |
ИТОГО | 34 | 11 | 23 | |
6 КЛАСС | ||||
1 | Введение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Строительство и архитектура | 16 | 8 | 8 |
3 | Транспорт | 13 | 6.5 | 6,5 |
4 | Животные | 4 | 2 | 2 |
Итого | 34 | 17 | 17 | |
7 КЛАСС | ||||
1 | Конструирование и экспериментирование | 6 | 1 | 5 |
2 | Проектирование и строительство транспорта различного назначения. | 7 | 2 | 6 |
3 | Проектирование и строительство зданий различного назначения. | 14 | 4 | 12 |
4 | Конструирование и сборка композиций городских объектов. | 7 | 2 | 6 |
Итого | 34 | 9 | 25 | |
8 КЛАСС | ||||
1 | Введение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Конструирование и экспериментирование | 7 | 1 | 6 |
3 | Проектирование и строительство | 11 | 2 | 9 |
4 | Проектирование и строительство роботов | 15 | 4,5 | 10,5 |
Итого | 34 | 8 | 26 | |
9 КЛАСС | ||||
1 | Введение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Конструирование и экспериментирование | 5 | 1,5 | 3,5 |
3 | Проектирование и строительство | 14 | 3 | 11 |
4 | Проектирование, программирование и строительство объектов | 14 | 3,5 | 10,5 |
Итого | 34 |
4.Содержание программы учебного курса.
5 класс
- Технические сведения. Знакомство детей с Лего-конструктором, с Лего-деталями, с цветом Лего- элементов. Составление узора «Ёлочка» из цветных «кирпичиков». Правила безопасной работы с Лего конструктором. Организация рабочего места.
- Технические сведения. Форма Лего-деталей, варианты их скрепления. Выработка навыка различения деталей в коробке. Начало составления Лего-словаря.
- Построение устойчивых моделей- башенки, забор, стены. Подбор необходимых деталей по величине и цвету. Способы сооружения заборов, стен и башен и конструктивные возможности разных деталей.
- Построение устойчивых и симметричных моделей, создание сюжетной композиции ««Построим зимнюю детскую игровую площадку».
- Скрепление деталей разными способами при сборке модели одноэтажного домика (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной). Анализ готовой постройки.
- Подбор необходимых деталей конструктора (по форме и цвету) для построения из конструктора животных и птиц по образцу.
- Поиск собственного построения предметов на заданную тему. Подбор необходимых деталей, нужной формы и цвета, варианта их скреплений.
- Создание сюжетной композиции, история возникновения первого транспорта и некоторых его видов. Сборка по образцу простейших моделей транспорта, используя новые строительные элементы- колёса.
- Анализирование строения автомобиля, выделение основных его частей. Отбор деталей, из которых могут быть построены части легкового автомобиля. Сюжетно – ролевая игра «На улицах родного города»
- Способы конструирования грузовой машины, кузов которой шире, чем кирпичик с колесами.
- Строительство военной техники (самолёта, танка) по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
- Технические сведения. Первые механизмы. Виды, формы, назначение. Сборка простейших механизмов на строительной площадке.
- Строительство конструкции по замыслу. Определение назначения будущей постройки и возможности размещения конструкции в пространстве.
- Конкурс- выставка построенных моделей на занятиях. Обсуждение, анализ. Составление планов на будущий учебный год.
Теория- 11 ч. Практика – 23ч
6 класс
- Все темы по курсу Лего-конструирования делятся на блоки, взаимосвязанных между собой и усложняющихся от класса к классу:
∙ Окружающий нас мир. Окружающий нас мир. Данный цикл занятий проходит для закрепления и пропедевтики тем по окружающему миру. Учащиеся повторят уже изученную по окружающему миру тему на новом уровне, закрепят её.
∙ Робототехника. Представляет уникальную возможность для основы робототехники, создав действующие модели. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся создают действующие модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
∙ Основы безопасности жизнедеятельности. Этот цикл занятий предназначен для закрепления и углубления знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Учащиеся повторят правила дорожного движения. Эта одна из самых актуальных тем, так как чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают именно школьники. Вспомнят об опасностях, которые их могут ожидать дома и на улице.
∙ Художественная литература и Лего-конструирование. Художественная литература и Лего-конструирование. Занятия с темами по художественной литературе помогут в развитии творческих способностей детей. Учащиеся смогут побыть декораторами, актёрами, сценаристами, костюмерами. Познакомятся с такими понятиями, как «театр», «сцена», «спектакль», «афиша». Усвоят правила поведения в театре, музее. Глубже познакомятся с творчеством полюбившихся авторов. В данном блоке занятий автора и произведение для работы могут выбрать сами дети. Педагог остаётся наблюдателем и помощником в воплощении идей
7 класс
- Технические сведения о Лего-конструкторе. Техника безопасности при работе с конструктором. Продолжение составления Лего-словаря.
- Сведения о простых строительных объектах, об истории строительства зданий. Строительство простых объектов. Соединение деталей различными способами.
- Проектирование и строительство транспортных средств. Анализирование строений, определение их назначения. Отбор деталей, из которых могут быть построены строения. Сборка.
- Строительство различных объектов по представлению по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. Представление своей работы.
- Технические сведения о мостах (о видах, назначении). Строительство мостов и подвесных сооружений.
- Поиск собственного построения модели на заданную тему. Подбор необходимых деталей, нужной формы и цвета, варианта их скреплений. Сборка модели. Представление модели.
- Технические сведения о причалах, гавани. Строительство причала, гавани по созданному проекту. Защита проекта.
- Технические сведения о железнодорожных вокзалах (о видах, назначении). Строительство ж/д станции. Анализирование построенного строения.
- Исторические сведения о видах, назначении крепостей. Строительство крепости, используя имеющиеся навыки конструирования. Изготовление исторических героев из подручных средств. Обыгрывание.
- Строительство военной базы (по группам) по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. Оснащение базы различной техникой. Сравнительный анализ построек.
- Технические сведения о музыкальных инструментов. Скрепление ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях.
- Сведения о различных видах спорта, о спортивных снарядах. Конструирование спортивных снарядов с последующим рассказом о виде спорта.
- Конкурс- выставка построенных моделей спортивных снарядов в составлении композиции «Спортзала моей мечты». Анализирование композиции.
- Технические сведения о проектировании и строительстве воздушных средств. Скрепление ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях.
- Виды специального транспорта, детали для сбора транспорта. Строительство водного и подводного транспорта по схеме.
- Проектирование и строительство космических кораблей по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
- Исторические сведения о стилях архитектуры. Подбор деталей для постройки, скрепление элементов в различных положениях.
- Видеообзор по теме «Древние замки разных архитектурных направлений». Сравнительный анализ.
- Проектирование и конструирование завода, фабрики.
- Виртуальная экскурсия по родному городу. Анализирование выбранного объекта. Подбор необходимых деталей и способов их соединения.
- Строительство конструкции по замыслу. Определение назначения будущей постройки и возможности размещения конструкции в пространстве.
- Конкурс- выставка построенных моделей на занятиях. Обсуждение, анализ.
8 класс
- Технические сведения о Лего-конструкторе. Техника безопасности при работе с конструктором. Продолжение составления Лего-словаря.
- Сведения о простых строительных объектах, об истории создании роботов. Видеообзор по теме «Роботы настоящего и будущего». Сборка простых моделей роботов. Соединение деталей различными способами.
- Проектирование и строительство простейших моделей роботов. Отбор деталей, из которых могут быть построены модели роботов, определение их назначения. Сборка.
- Строительство моделей роботов по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. Представление своей работы.
- Технические сведения о символах. Планирование работы, использование терминологии при строительстве и сборке объектов. Учиться работать с символами.
- Поиск собственного построения модели на заданную тему. Подбор необходимых деталей, нужной формы и цвета, варианта их скреплений. Сборка модели. Представление модели.
- Технические сведения о зубчатых колесах, передачах, осях (виды, назначение). Строительство объектов с использованием зубчатых
- Скрепление ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях.
- Конкурс- выставка построенных моделей роботов в составлении композиции «Роботы будущего». Анализирование композиции.
- Подбор деталей для постройки, скрепление элементов в различных положениях.
- Видеообзор по теме «Планеты солнечной системы». Сравнительный анализ.
- Создание проекта «Планета будущего». Выбор проекта, подбор деталей. Конструирование объектов.
- Защита-рассказ о построенных объектах, выделение основных деталей, назначение, использование технических терминов. Анализирование других моделей
- Конкурс- выставка построенных моделей на занятиях. Обсуждение, анализ.
9 класс
- Технические сведения о конструкторе РОБОТОТРЕК. Техника безопасности при работе с конструктором. Продолжение составления Лего-словаря.
- Сведения о основах робототехники и конструирования непрограммируемых и программируемых моделей.
- Технические сведения о символах. Планирование работы, использование терминологии при строительстве и сборке объектов. Работа с символами.
- Простые конструкции и механизмы. Части и блоки конструктора. Знакомство с новыми названиями деталей. Терминология.
- Проектирование, строительство модели- мини-мельницы.
- Работа с балками и блоками разных форм. Проектирование, строительство модели- мини-вертолета.
- Конструирование простых моделей по инструкции. Конструирование рулетки. Опробование модели.
- Ферменная структура. Назначение ферм. Проектирование и строительство конструкции с ферменной структурой с использованием материнской платы.
- Технические сведения: рычаг, электронные части конструктора, инфракрасные датчики. Соединение и подключение проводов Строительство качелей, мельницы.
- Сборка стабильной опоры с использованием веса и блоков. Использование в работе принцип рычага. Проектирование и строительство подъемного крана, эвакуатора.
- Работа с электронными элементами с использованием блоков. Конструирование лифта. Опробование модели.
- Конкурс - выставка работ. Обсуждение, анализ.
- Видео обзор о зубчатых колесах, передачах. Строительство моделей с осями, зубчатой и механической передачами. Проектирование и строительство миксера, летучего корабля.
- Технические сведения: подъемные механизмы. Подбор валов нужного размера для выбранной модели. Проектирование и строительство автомобильного подъемника, вилочного погрузчика.
- Выставка творческих работ. Обсуждение, анализ.
- Видеообзор: сенсорные датчики, их принцип работы, назначение. Функции, назначение материнской платы. Соединение и управление материнской платой. Проектирование и строительство сервисного робота. Сборка робота. Движение робота. Опробование.
- Подготовка к защите творческих проектов на тему «Управляемые роботы». Защита-рассказ о построенных объектах, выделение основных деталей, назначение, использование технических терминов. Анализирование других моделей
- Конкурс- выставка построенных моделей на занятиях. Обсуждение, анализ.
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Литература для учителя:
В.А. Кайе « Конструирование и экспериментирование с детьми», Издательство «ТЦ СФЕРА»
О. Мельникова «Лего-конструирование.Программа, занятия, 32 конструкторские модели, ФГОС»
Интернет- ресурсы и ЦОР :
https://www.lego.com/ru-ru/classic/building-instructions
http://moigry.net/lego/
Материально-техническое оснащение:
- технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели
- мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
- Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями
- Конструктор Лего
- Компьютер, проектор, экран
- Интерактивная доска
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
материалы: конструкторы Лего и других производителей
вспомогательные приспособления: бумага, клей, ножницы, цветные карандаши
печатные пособия: инструкции по сборке
6.Приложения
6.1. Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ п.п | Тема занятия | Кол. час. | Форма | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат |
Iчетверть | 8ч | |||||
1 | Введение в конструирование. | 1ч | теория | запомнить правила поведения во время занятия; познакомить с конструированием из разных материалов | Отношение к школе, учению и поведение в процессе внеурочной деятельности. | 1 уровень – приобретение знаний |
2 | Конструируем из геометрических фигур. Робот. | 1ч | практика | Собирают из геометрических фигур предметы, работают по инструкции | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | 2 уровень – приобретение навыков |
3 | Детали Лего-конструктора | 1ч | теория | Знакомятся с деталями конструкторов, их классификацией, и характеристикой. | Развитие фантазии и воображения детей, воспитывать бережное отношение к труду людей. | 1 уровень – приобретение знаний |
4 | Забор и дорожка. | 1ч | практика | Составляют план построения забора и дорожки. Строят. | 1 уровень – приобретение знаний | |
5 | Одноэтажный дом. | 1ч | практика | Изучают инструкцию построения одноэтажного дома из разных видов деталей конструктора. | Коррекция крупной и мелкой моторики через работу с деталями конструктора. | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение навыков |
6 | Многоэтажный дом | 1ч | практика | Изучают инструкцию построения многоэтажного дома из разных видов деталей конструктора. | Коррекция крупной и мелкой моторики через работу с деталями конструктора. | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение навыков |
7 | Композиция «Наш двор» | 1ч | практика | Учатся использовать детали конструктора для проявления творческих способностей, точно передавать задуманную идею при выполнении композиции | Пространственно-графическое моделирование и конструирование | 3 уровень – приобретение опыта самостоятельного общественного действия |
8 | Композиция «Мой двор» | 1ч | практика | Закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции | Пространственно-графическое моделирование и конструирование | 3 уровень – приобретение опыта самостоятельного общественного действия |
II четверть | 8ч | |||||
9 | Путешествие по Лего стране. Исследование цвета. | 1ч | теория | Познакомить с разновидностями, назначением Лего-конструктора. Цветовая характеристика деталей. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | 1 уровень – приобретение знаний |
10 | Исследование кирпичиков. | 1ч | теория | Учатся брать ЛЕГО-элементы, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО-кирпичики различных размеров | Установление отношений между данными и вопросом. Решение поставленной задачи через общение в группе | 1 уровень – приобретение знаний |
11 | Исследование формочек. | 1ч | теория | Учатся брать ЛЕГО-элементы, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО-формочки различных размеров | Установление отношений между данными и вопросом. Решение поставленной задачи через общение в группе | 1 уровень – приобретение знаний |
12 | Способы соединения деталей. | 1ч | практика | Формировать навык скрепления ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях. Учатся ориентироваться на плоскости и в пространстве | Коррекция крупной и мелкой моторики через работу с деталями конструктора. | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение навыков |
13 | Построение башни. | 1ч | практика | Учатся использовать детали конструктора для проявления творческих способностей, точно передавать задуманную идею при выполнении композиции | Накопление словаря. Коррекция понятийной стороны речи. | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение навыков |
14 | Построение моста | 1ч | практика | Закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции | Обучение анализу образца, выделению основных частей моста, развитие конструктивного воображения детей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение навыков |
15 | Построение арки. | 1ч | практика | Закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции | Обучение анализу образца, выделению основных частей арки, развитие конструктивного воображения детей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение навыков |
16 | Композиция Городская площадка». | 1ч | практика | Создание новых вариантов уже знакомых построек | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | 3 уровень – приобретение опыта самостоятельного действия |
IIIчетверть | 10ч | |||||
17 | Транспорт. Виды транспорта. | 1ч | теория | Изучение видов транспорта. Деталей для сбора транспорта. | Формирование умений соотнесения своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | 1 уровень – приобретение знаний |
18 | Сборка грузового транспорта | 1ч | практика | Изучение видов грузового транспорта. Деталей для сбора транспорта. | Коррекция мыслительных операций через последовательность выполнения операций. | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру |
19 | Сборка легкового транспорта. | 1ч | Практика | Изучение видов легкового транспорта. Деталей для сбора транспорта. | Коррекция мыслительных операций через последовательность выполнения операций. | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру |
20 | Сборка пассажирского транспорта. | 1ч | Практика | Изучение видов пассажирского транспорта. Деталей для сбора транспорта. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру |
21 | Сборка воздушного транспорта. | 1ч | Практика | Изучение видов воздушного транспорта. Деталей для сбора транспорта. | Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы. | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру |
22 | Сборка морского транспорта | 1ч | Практика | Изучение видов морского транспорта. Деталей для сбора транспорта. | Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы. | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру |
23 | Железнодорожный вокзал. | 1ч | Теория | Изучение и составление модели железнодорожного вокзала. | Формировать умение работать в коллективе, группе | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
24 | Автовокзал. | 1ч | Теория | Изучение и составление модели автовокзала. | Развивать умение решать поставленные задачи через общение в группе | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
26 | Аэропорт. | 1ч | теория | Изучение и составление модели железнодорожного вокзала. | Корригировать личностные качества: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
26 | Композиция «Путешествие по стране». | 1ч | практика | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу. | Развивать умение взаимодействия с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
IV четверть | ||||||
27 | Специальный транспорт. | 1ч | теория | Изучение видов специального транспорта. Деталей для сбора транспорта. | Формировать умение обмениваться информацией в процессе общения | 1 уровень – приобретение знаний |
28 | Светофор. Дорожные знаки. | 1ч | теория | Изучение дорожных знаков, их назначение, места установки. Возможности изготовления (материал, детали) | Корригировать личностные качества: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
29 | Композиция «Простой переход». | 1ч | практика | Расстановка простого перехода. | Формировать умение работать в коллективе, группе | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
30 | Композиция «Выход из транспорта». | 1ч | практика | Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции | Развивать умение взаимодействия с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
31 | Композиция «Перекресток». | 1ч | практика | Закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции | Формировать умение работать в коллективе, группе | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
32 | Композиция «Поход в кинотеатр». | 1ч | практика | Закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции | Развивать умение решать поставленные задачи через общение в группе | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
33 34 | Композиция «ЛЕГО город». | 2ч | практика | Создание новых вариантов уже знакомых построек | Развивать умение взаимодействия с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
8 класс | ||||||||
№ | Тема занятия | К/ч дата | Форма | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат | ||
I четверть- 8 часов | ||||||||
1 | Введение. Конструкторы Лего. Техника безопасности | 1 | теория | запомнить правила поведения во время занятия; учиться конструировать из разных материалов | - определять, различать и называть детали конструктора - знать правила техники безопасности при работе с конструктором | 1 уровень – приобретение знаний | ||
2 3 | Роботы в нашей жизни. Понятие и назначение. Виды роботов, применяемые в современном мире. | 2 | Теория, практика | Учиться строить простые модели роботов. Уметь рассказать о построенных объектах: особенности построения, назначение и т.д | - называть и объяснять свои чувства и ощущения - уметь рассказывать о постройке, знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
4 | Работа с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. | 1 | 0,5 теория 0,5 практика | Учиться проектировать и строить устойчивые и симметричные модели роботов, уметь создавать сюжетную композицию | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций - уметь рассказывать о постройке | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
5 | Символы. Терминология. Среда конструирования. | 1 | теория | Обучение умению планировать работу, использовать терминологию при строительстве и сборке объектов. Учиться работать с символами. | -уметь определять и формулировать цель деятельности -называть и объяснять свои чувства и ощущения - уметь рассказывать о постройке -знать виды соединений деталей | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
6 | Ось,зубчатые колеса | 1 | 0,5 Практика теория | Видео обзор о зубчатых колесах, передачах. Учиться строить модели с осями, зубчатыми колесами, уметь создавать сюжетную композицию | - определять, различать и называть детали конструктора - знать технологическую последовательность изготовления конструкций | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
7 | Зубчатые передачи. | 1 | 0,5теория 0,5 практика | Учиться скреплять ЛЕГО-элементы в различных положениях, плоскостях. Уметь ориентироваться на плоскости и в пространстве | - анализировать, планировать предстоящую работу - знать технологическую последовательность изготовления конструкций | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
8 | Конструирование робота по инструкции. | 1 | практика | Уметь передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу. | - анализировать, планировать предстоящую работу - знать технологическую последовательность изготовления конструкций | 3уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
II четверть- 8 часов | ||||||||
9 | Конструирование и сборка трехколесного робота | 1 | теория, практика | Учиться проектировать и строить устойчивую модель трехколесного робота, уметь создавать сюжетную композицию | - анализировать, планировать предстоящую работу - знать технологическую последовательность изготовления конструкций | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
10 | Конструирование и сборка робота «Нанадающий коготь» | 1 | теория, практика | Учиться строить устойчивые модели, уметь создавать сюжетную композицию | -уметь определять и формулировать цель деятельности - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
11 | Конструирование и сборка робота «Гоночная машина» | 1 | практика | Уметь скреплять ЛЕГО-элементы в различных положениях, плоскостях. Уметь ориентироваться на плоскости и в пространстве | -уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности - самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы - уметь рассказывать о постройке | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
12 |
| 1 | практика | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, уметь планировать работу. | -уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности - самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы - уметь рассказывать о постройке | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
13 | Конструирование и сборка по инструкции робота-сумоиста | 1 | практика | Учиться скреплять ЛЕГО-элементы в различных положениях, плоскостях. Уметь ориентироваться на плоскости и в пространстве | -уметь определять и формулировать цель деятельности - знать технологическую последовательность изготовления конструкций - знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
14 | Разработка, конструирование своих моделей. | 1 | теория, практика | Учиться скреплять ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях. Уметь ориентироваться на плоскости и в пространстве | -уметь определять и формулировать цель деятельности - сравнивать предметы и их образы - знать технологическую последовательность изготовления конструкций | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
15 | Разработка, сборка своих моделей | 1 | практика | Уметь скреплять ЛЕГО-элементы в различных положениях, плоскостях. Уметь работать по схеме. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - анализировать, планировать предстоящую | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
16 | Творческая работа «Робот моей мечты». Конкурс работ | 1 | практика | Уметь представлять свою работу, уметь анализировать, отстаивать свою точку зрения. | -самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы - уметь работать в коллективе; уметь рассказывать о постройке | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
III четверть- 10 часов | ||||||||
17 | Сборка робота «Бот-внедорожник» | 1 | практика | Уметь передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - знать технологическую последовательность изготовления конструкций - называть и объяснять свои чувства и ощущения | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
18 | Конструирование и сборка гусеничного робота по инструкции | 1 | 0.5 практика, теория | Изучить специальные виды роботов и их назначение, детали для сбора гусеничного робота. Уметь работать по схеме. | - анализировать, планировать предстоящую работу - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
19 | Модернизация гусеничного бота | 1 | практика | Уметь совершенствовать сделанные модели. Изучить методы модернизации. Уметь скреплять ЛЕГО-элементы в различных положениях, плоскостях. | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
20 | Конструирование и сборка робота-богомола | 1 | теория практика | Изучить детали для сбора моделей роботов. Уметь ориентироваться на плоскости и в пространстве | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
21 | Конструирование колёсного или гусеничного робота. | 1 | практика | Изучить модели колесных и гусеничных моделей, детали для их сбора. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
22 | Конструирование колёсного или гусеничного робота. | 1 | практика | Учиться подбирать детали, использовать при сборке зубчатые колеса. Уметь планировать работу. | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний | ||
23 | Конструирование и сборка робота высокой сложности | 1 | Теория практика | Изучить сборку роботов повышенной сложности, детали для их сборки. Уметь скреплять ЛЕГО-элементы в различных положениях, плоскостях. | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний | ||
24 | Сборка робота высокой сложности | 1 | практика | Изучить сборку роботов повышенной сложности, детали для их сборки. Уметь скреплять ЛЕГО-элементы в различных положениях, плоскостях. | -знать виды соединений деталей - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. | 1 уровень – приобретение знаний | ||
25 | Проектирование и строительство робото-станции | 1 | Теория практика | Изучить особенности строения робото-станции, детали для их сбора . Уметь планировать работу. | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций - знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
26 | Выставка творческих работ на тему "Роботы будущего» | 1 | практика | Закрепить умения построения устойчивых моделей роботов, уметь представлять свою работу, выбирать лучшую, анализировать. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
IV четверть- 8 часов | ||||||||
27 | Выбор, актуальность, обоснование проекта. | 1 | теория | Учиться подбирать проект для конструирования, уметь доказать его актуальность. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. | 1 уровень – приобретение знаний | ||
28 | Разработка проекта «Планета будущего» | 1 | Теория практика | Учиться разрабатывать проект, уметь передавать форму объекта средствами конструктора | -уметь определять и формулировать цель деятельности - называть и объяснять свои чувства и ощущения | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
29 | Проектирование объектов «Планета будущего» | 1 | практика | Закрепление навыков планирование оъектов, обучение умению планировать работу. | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций - знать виды соединений деталей | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
30 | Конструирование объектов. Пробная сборка объектов. | 1 | практика | Закрепление навыков скрепления, уметь планировать работу. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - называть и объяснять свои чувства и ощущения | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
31 | Сборка объектов. Опробование. | 1 | практика | Развивать навык скрепления ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях. Уметь ориентироваться на плоскости и в пространстве | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей- | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
32 | Подготовка к защите творческих проектов на тему «Планета будущего» | 1 | Теория практика | Учиться выполнять «защиту» построенного объекта, анализировать свою работы и работы других. | -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. -знать виды соединений деталей | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
33 | Защита творческих проектов на тему «Планета будущего». | 1 | практика | Уметь рассказать о построенных объектах, выделять основные детали, назначение, использовать технические термины | самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы - сравнивать предметы и их образы | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
34 | Творческая работа «Мы в будущем». Конкурс работ. | 1 | практика | Уметь передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления. | -уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. - называть и объяснять свои чувства и ощущение | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
9 класс | ||||||||
№ | Тема занятия | К/ч дата | Форма | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат | ||
I четверть- 8 часов | ||||||||
1 | Введение. Конструктор Роботрек. Техника безопасности | 1 | теория | Повторить правила поведения во время занятия; учиться конструировать программируемых и непрограммируемых моделей | - определять, различать и называть детали конструктора - знать правила техники безопасности при работе с конструктором | 1 уровень – приобретение знаний | ||
2 3 | Простые конструкции и механизмы. Части и блоки конструктора. | 2 | Теория, практика | Учиться строить простые модели. Уметь рассказать о построенных объектах: особенности построения, назначение и т.д | - называть и объяснять свои чувства и ощущения - уметь рассказывать о постройке, знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
4 | Работа с инструкцией. Проектирование модели- мини-мельницы. | 1 | 0,5 теория 0,5 практика | Учиться проектировать и строить устойчивую модель мини-мельницы, уметь создавать сюжетную композицию | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций - уметь рассказывать о постройке | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
5 | Символы. Терминология. Среда конструирования. | 1 | теория | Обучение умению планировать работу, использовать терминологию при строительстве и сборке объектов. Учиться работать с символами. | -уметь определять и формулировать цель деятельности, уметь рассказывать о постройке -знать виды соединений деталей | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
6 | Сборка простых моделей. Мини-вертолёт. | 1 | 0,5 Практика теория | Учиться работать с балками и блоками разных форм. Учиться строить модель по схеме, уметь создавать сюжетную композицию | - определять, различать и называть детали конструктора - знать технологическую последовательность изготовления конструкций | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
7 | Сборка простых моделей. Рулетка | 1 | 0,5теория 0,5 практика | Учиться скреплять ЛЕГО-элементы в различных положениях, плоскостях. Уметь ориентироваться на плоскости и в пространстве | - анализировать, планировать предстоящую работу - знать технологическую последовательность изготовления конструкций | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
8 | Конструирование простых моделей по инструкции. | 1 | практика | Уметь передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу. | - анализировать, планировать предстоящую работу - знать технологическую последовательность изготовления конструкций | 3уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
II четверть- 8 часов | ||||||||
9 | Ферменная структура. Назначение ферм. | 1 | теория, практика | Учиться проектировать и строить конструкции с ферменной структурой, уметь использовать материнскую плату. | - анализировать, планировать предстоящую работу - знать технологическую последовательность изготовления конструкций | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
10 | Конструирование и сборка подставки для книг, дома. | 1 | теория, практика | Учиться строить конструкции с ферменной структурой, уметь работать с материнской платой | -уметь определять и формулировать цель деятельности - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
11 | Рычаг. Электронные части конструктора. Качели. | 1 | практика | Узнать, для чего нужны электронные части, инфракрасные датчики. Уметь правильно подключать провода. | -уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности - самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы - уметь рассказывать о постройке | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
12 |
| 1 | практика | Уметь работать с электронными частями конструктора; закрепление навыка по правильному подключению проводов | -уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности - самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
13 | Вес и блоки. Конструирование крана. | 1 | практика | Учиться собирать стабильную опору, используя вес и блоки. Уметь использовать в работе принцип рычага. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - знать технологическую последовательность изготовления конструкций - знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
14 | Вес и блоки. Конструирование эвакуатора | 1 | теория, практика | Учиться скреплять ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях. Уметь использовать принцип рычага в эвакуаторе. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - сравнивать предметы и их образы - знать технологическую последовательность изготовления конструкций | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
15 | Конструирование и сборка модели лифта. | 1 | практика | Уметь работать с электронными элементами. Уметь использовать блоки, при работе лифта. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - анализировать, планировать предстоящую | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
16 | Творческая работа «Механизмы в жизни». Конкурс работ | 1 | практика | Уметь представлять свою работу, уметь анализировать, отстаивать свою точку зрения. | -самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы - уметь работать в коллективе; уметь рассказывать о постройке | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
III четверть- 10 часов | ||||||||
17 | Зубчатая и механическая передачи. Миксер. | 1 | Теория практика | Видео обзор о зубчатых колесах, передачах. Учиться строить модели с осями, зубчатой и механической передачами. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - знать технологическую последовательность изготовления конструкций - называть и объяснять свои чувства и ощущения | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
18 | Зубчатая и механическая передачи. Летучий корабль. | 1 | 0.5 практика, теория | Изучить детали для сборки летучего корабля. Уметь работать по схеме. | - анализировать, планировать предстоящую работу - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
19 | Колёса и оси. Бамперная машина | 1 | практика | Учиться строить модели с осями, зубчатыми колесами, Уметь скреплять ЛЕГО-элементы в различных положениях, плоскостях. | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
20 | Конструирование и сборка мотоцикла | 1 | теория практика | Изучить детали для сбора модели мотоцикла. Уметь применять оси, колеса, зубчатые передачи в выбранных моделях | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
21 | Конструирование робота- гуманоида. | 1 | практика | Изучить модели колесных и гусеничных моделей, детали для их сбора. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
22 | Конструирование биплана. | 1 | практика | Учиться подбирать детали, использовать при сборке зубчатые колеса. Уметь планировать работу. | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний | ||
23 | Конструирование автомобильного подъемника | 1 | Теория практика | Изучить работу подъемного механизма. Уметь подобрать валы нужного размера для выбранной модели. | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний | ||
24 | Сборка модели высокой сложности. Вилочный погрузчик. | 1 | практика | Изучить работу подъемного механизма, детали для их сборки. Уметь скреплять ЛЕГО-элементы в различных положениях, плоскостях. | -знать виды соединений деталей - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. | 1 уровень – приобретение знаний | ||
25 | Проектирование и строительство техно-станции | 1 | Теория практика | Изучить особенности строения техно-станции, детали для их сбора. Уметь планировать работу. | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций - знать виды соединений деталей | 1 уровень – приобретение знаний2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
26 | Выставка творческих работ на тему "Техника будущего» | 1 | практика | Закрепить умения построения моделей, используя зубчатые и механические передачи. Уметь представлять свою работу, выбирать лучшую, анализировать. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
IV четверть- 8 часов | ||||||||
27 | Сенсорный датчик. Принцип работы, назначение | 1 | теория | Видеообзор: сенсорные датчики вокруг нас, их принцип работы, назначение. Учиться соединять и управлять материнской платой. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. | 1 уровень – приобретение знаний | ||
28 | Функции, назначение материнской платы. | 1 | Теория практика | Учиться соединять и управлять материнской платой. Уметь использовать двигатель в выбранной модели | -уметь определять и формулировать цель деятельности - называть и объяснять свои чувства и ощущения | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
29 | Конструирование сервисного робота. | 1 | практика | Закрепление навыков соединения материнской платой. Уметь присоединять датчики к разъёмам | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций - знать виды соединений деталей | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
30 | Конструирование сервисного робота. Пробная сборка. | 1 | практика | Закрепление навыков соединения и управление материнской платой. Уметь управлять материнской платой. | -уметь определять и формулировать цель деятельности - называть и объяснять свои чувства и ощущения | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
31 | Сборка робота. Движение робота. Опробование. | 1 | практика | Закрепление навыков соединения и управление материнской платой. Уметь управлять материнской платой. | - знать технологическую последовательность изготовления конструкций -знать виды соединений деталей- | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
32 | Подготовка к защите творческих проектов на тему «Управляемые роботы» | 1 | Теория практика | Учиться выполнять «защиту» построенного объекта, анализировать свою работы и работы других. | -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. -знать виды соединений деталей | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру | ||
33 | Защита творческих проектов на тему «Управляемые роботы». | 1 | практика | Уметь рассказать о построенных объектах, выделять основные детали, назначение, использовать технические термины | самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы - сравнивать предметы и их образы | 2 уровень – приобретение опыта действия, отношения к труду, миру3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности | ||
34 | Творческая работа «Мы в будущем». Конкурс работ. | 1 | практика | Уметь передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления. | -уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. - называть и объяснять свои чувства и ощущение | 3 уровень – приобретение опыта, презентации результатов самостоятельной деятельности |
6.2. Методические материалы
1.Дидактические игры
Угадай сказку
(Маша и медведь или три медведя) | (Красная шапочка) |
(Волк и семеро козлят) | (басня ворона и лисица) |
2.Кроссворды-загадки КРОССВОРД-ЗАГАДКА ПРО ИНСТРУМЕНТЫ
НУЖНО ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ, А СЛОВА ВПИСАТЬ В СООТВЕТ-
СТВУЮЩИЕ КЛЕТКИ. ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ОТГАДАЕШЬ, В ВЫДЕ-
ЛЕННЫХ КЛЕТКАХ ПРОЧТЁШЬ НАЗВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 |
1. У них всегда тяжёлый труд, всё что-то давят, что-то жмут. 2. До обеда сгоряча поработал он с плеча – и в итоге, будь здоров, наломал он столько дров. 3. Телом вёртким, как змея, в доску вкручиваюсь я. 4. Вострушка-вертушка упёрлась в винт ногой, и потерял он свой покой. 5. Где упрётся он хвостом, станет дырочка потом. 6. Взвихрит искры над собою, острым сделает тупое. 7. По деревянной речке плывёт кораблик новый, свивается в колечки дымок его сосновый. 8. Маленький, горбатенький всё поле обскакал, домой прибежал – зиму пролежал. 9. Мы для пильщика – подставка, и для кучера – сидение. О Т В Е Т Ы
1. Тиски. 2. Топор. 3. Сверло. 4. Отвёртка. 5. Шило. 6. Точило. 7. Рубанок. 8. Серп. 9. Козлы.
3.Лего-игры
-Учащиеся выстраивают декорации и моделирует героев, создавая таким образом небольшой ЛЕГО-театр. Дети распределяют роли, озвучивают героев, автора. Им предлагается построить историю, состоящую из трех частей (начало, середина, конец), можно оговорить сюжет истории.
-«Образ букв» Для постройки звуковой модели слова понадобятся следующие элементы: плато, красные, синие и зеленые ЛЕГО-кирпичики. Работа организуется индивидуально или в парах. На плато дети выкладывают количество гласных звуков (слогов) в слове, количество слов в предложении, количество предложений в тексте. Можно использовать цветовой сигнал и для обозначения звуков: гласный звук обозначается красным кирпичиком, согласный твердый – синим, согласный мягкий – зеленым, согласный звонкий – маленьким желтым, согласный глухой – маленьким серым.
6.3. Контрольно-измерительные материалы
Разработка, подбор деталей, построение и презентация проекта, рассчитано на многочасовую работу. В процессе работы, учащиеся проходят несколько этапов, которые необходимы для создания и построения собственного проекта.
Исследование. Учащиеся знакомятся с темой проекта, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения.
Этапы исследования: установление взаимосвязей и обсуждение.
Создание. Учащиеся придумывают, собирают и модифицируют модель LEGO®. Проекты могут относиться к одному из трех типов: исследование, проектирование и использование моделей.
Этапы создания: построение, изменение, сборка.
Обмен результатами. Учащиеся представляют и объясняют свои решения, используя модели LEGO. Обосновывают свой выбор подбора деталей для проекта.»Рекламируют» свой проект одноклассникам.
Этапы обмена результатами: презентация.
Способы определения результативности
1. Наблюдение за работающими детьми.
2. Обсуждение результатов с обучающимися.
3. Презентации учеников своих работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...