Как вдохновить подростка на успешное обучение
статья

Голубева Лариса Леонидовна

Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с удовольствием учится и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении заданий, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vdohnovit_podrostka_na_uspeshnoe_obuchenie.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Голубева Лариса Леонидовна

МОУ «СОШ № г. Коряжмы», учитель

Как вдохновить подростка на успешное обучение

Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с удовольствием учится и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении заданий, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

По мере взросления мироощущение и потребности ребёнка меняются, то, что мотивировало учиться в начальной школе, к средней может перестать работать. Если ребёнок с удовольствием учился в начальных классах, а с переходом в среднюю школу его интерес к учёбе начал снижаться, это может происходить по многим причинам. Возможно, пропал эффект новизны, или появились новые увлечения.

Ребёнка младшего школьного возраста мотивирует учиться сам процесс получения новых знаний — достаточно лишь сделать его увлекательным. Подростку же важнее доказать миру, что он уже не ребёнок, получить уважение сверстников и признание старших. Чтобы успешно учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как они пригодятся в жизни, помогут осуществить мечту, повлияют на его социальный статус. [2] Педагогу же необходимо выяснить, что именно привлекает ребёнка в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.

Желание самореализации может стать хорошей основой мотивации подростков к учёбе. Объясните ему, что быть взрослым — значит брать на себя ответственность и принимать решения, а серьёзное отношение к учёбе будет лучшим способом доказать окружению свою состоятельность. Такая мотивация учебной деятельности, а также грамотная система поощрения и конструктивная критика позволят сформировать у подростка более зрелое отношение к учёбе, осознать важность самообразования и понять, зачем учёба необходима лично ему. Чтобы мотивировать подростка к обучению, необходима новая стратегия. В этой статье вы познакомитесь с пятью типами мотивации человека и практическими советами по их применению в школьной жизни. [3]

По аналогии с трудовыми отношениями взрослых можно выделить пять типов мотивации учебной деятельности подростков.

1. Борец за идею

Есть подростки, которые не перестают гореть одной идеей на протяжении многих лет или постоянно придумывают себе новые устремления. Они романтики и мечтатели, обладающие незаурядной фантазией. Такие ученики часто берутся за масштабные проекты, но встречая на пути трудности, могут бросить на середине и увлечься чем-то другим.

Как мотивировать: чтобы такой подросток находил в себе силы преодолевать преграды и продолжал идти к своей мечте, ему необходима поддержка. Даже если идея вашего ребёнка не кажется вам стоящей, не критикуйте её. Помните, что многие великие люди вырастали именно из мечтателей. Покажите ребёнку, что искренне верите в него и помогите найти окружение, разделяющее его интересы: пусть он почувствует, что не один. И тогда он сможет преодолеть все трудности.

2. Душа компании

Если ваш подросток — экстраверт и любит находиться в центре внимания, значит, для него важнее всего быть нужным и принятым. Это можно использовать как способ учебной мотивации. Одобрение окружающих вызывает у таких подростков гордость и желание новых свершений, однако, они легко поддаются влиянию окружения.

‍Как мотивировать: ради общественного одобрения подросток готов на многое. Поэтому для успешной учёбы ему необходимо находиться в окружении, для которого знания и развитый интеллект — это ценность и повод для уважения. Кроме того, чтобы стимулировать желание учиться, подростка нужно хвалить за успехи, и лучше всего публично.

3. Лидер

Быть первым, быть лучшим — формирование мотивации подростков этого типа происходит за счёт амбиций. Трудность достижения цели только усиливает интерес. Преодолев один рубеж, они уже смотрят на следующий. Можно подумать, что если подросток ориентирован на достижения, то особых трудностей с мотивацией возникнуть не должно. Однако не всё так просто: любая крупная неудача может стать для «лидера» фатальным ударом.

‍Как мотивировать: во-первых, такому подростку требуются правильные ориентиры. Подросток должен понимать, что первое место на олимпиаде открывает для него новые возможности, а получение всех достижений в компьютерной игре едва ли поможет добиться успеха в жизни. Во-вторых, дайте подростку почувствовать, что цените его вне зависимости от успехов. Объясните, что в единичных неудачах нет ничего страшного. Кроме того, таким подросткам необходимо развивать сопереживание и пробуждать интерес к другим людям. Тогда они смогут приобрести ценные лидерские качества и не превратиться в эгоистичных карьеристов.

4. Исполнитель

Одни люди ориентированы на достижение результата, других увлекает сам процесс. Если «исполнитель» чётко знает, что от него требуется и каким будет следующий шаг, то работа будет вызывать у него удовлетворение. «Исполнители» отличаются хорошей усидчивостью и терпением, однако учебная мотивация таких подростков часто не выдерживает столкновения даже с небольшими трудностями, которые несёт в себе новый учебный материал.

Как мотивировать: для успешной учёбы «исполнителю» необходим контроль. Регулярно интересуйтесь его успехами и поощряйте их, а в случае неудач не критикуйте слишком строго, а помогите найти решение и поддержите его старания. Не стоит пытаться силой переделывать «исполнителя» в «лидера». Лучше использовать его сильные стороны: поощрять трудолюбие, усердие и внимательность к мелочам. Это поможет ему хорошо учиться и в будущем стать мастером своего дела.

5. «Бизнесмен»

Подросткам этого типа принципиально важно, какую выгоду принесёт учёба. Они рассматривают учебный процесс как работу, за добросовестное выполнение которой рассчитывают получить материальное поощрение. Люди с таким типом мотивации знают цену своим усилиям и времени, это позволит им найти достойную работу. Однако нужно сформировать у них правильные представления не только о материальных ценностях.

Как мотивировать: для «бизнесмена» идеально подходит система внешней мотивации. Он готов усердно трудиться, зная, что в конце его ждёт приз. Поэтому за успехи его следует поощрять подарками.  Однако важно делать это последовательно: обговорить заранее, какой конкретный результат вы от него ждёте, и что он получит за него. И конечно, ценность подарка должна быть пропорциональна успеху. Важно, чтобы у подростка сложились правильное представление о ценности своего труда. Интерес к материальной стороне жизни похвален, но он не должен быть единственным.

‍        Все описываемые выше типы встречаются в чистом виде довольно редко, как правило, они сосуществуют в различных комбинациях. Кроме того, необходимо учитывать, что с возрастом мотивация подростков меняется.        

В заключение приведём несколько советов, как повысить мотивацию подростка: [1]

  • Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Научите ребёнка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Если, ребенок в каком- то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
  • Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д.
  • Включайте учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
  • Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводите понятие поурочного балла.
  • Поощряйте самостоятельность подростка. Ему важно, чтобы старшие воспринимали его как равного. Покажите своему ребёнку, что верите в его собственные силы. Помогайте ему, только если он просит, и даже тогда не предлагайте готовых решений.
  • Сравнивайте достижения подростка только с его собственными. Сравнения с более успешными сверстниками вызовет лишь ревность и понизит самооценку.
  • Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте наедине и конструктивно. Фразы вроде «ты никогда ничего не добьёшься» не вдохновят подростка на успешное обучение.
  • Подавайте пример. Если вы хотите, чтобы подросток стремился к знаниям, регулярно уделяйте внимание собственному развитию.

      Литература:

  1. Алексеева М.И. Мотивы обучения учащихся. / М.И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 120 с.  
  2. Алферов А. Д. Формирование ответственного отношения к обучению / А.Д. Алферов: Учеб. пособ. - М.: Наука, 2012. – 180 с.
  3. Виндилович А.В. Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения. //Молодой ученый. -2021-№48. -С.401-403. –URL: https://moluch.ru/archive/390/85942



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осуществление дифференцированного подхода на уроке физического воспитания как одго из условий успешности обучения

В данной статье рассматривается проблема осуществления дифференцированного подхода на уроке физического воспитания....

Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата

Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Мотивация обучения - основное условие успешности обучения...

Как помочь трудному подростку стать успешным учеником

Статья содержит материалы о том, как в труднойситуации поддержать подростка психологитчески, поверить в ребенка, улучшить взаимоотношения ребенкка со взрослым...

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИХ В ШКОЛЕ

Обучение грамоте является основной составляющей читательской грамотности и предпосылками успешного обучения детей в школе....