Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата
статья на тему
Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviz_nashego_obedineniya_-_uspeshnost_kazhdogo_rebenka.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Девиз нашего объединения – успешность каждого ребенка»
Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии – ступень к успешности обучения и достижения результата.
Потапова Мария Петровна
Объединение «Рукоделие»
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития подрастающего поколения требует сегодня по отношению к детям более серьезного отношения и создания благоприятных условий для самоопределения, саморазвития и самореализации каждого ребенка
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества и все больше внимания уделяется личностно-ориентированному подходу.
Девиз нашего объединения: «Успешность каждого ребенка».
Мне бы хотелось рассказать, как на занятиях объединения мы реализуем этот принцип.
На занятиях широко применяется личностно-ориентированное обучение, которое предоставляет возможность каждому ребенку реализовывать себя в познании, в деятельности с учетом его склонностей и интересов, возможностей и способностей, ценностных ориентаций и субъективного опыта.
Суть идеи личностного подхода я вижу в том, что на занятия кружка приходят не просто дети, а личности со своим миропониманием, миром чувств и переживаний. Педагог должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ребенок чувствует себя личностью, ощущает внимание педагога только к нему, он уважаем, никто не может его обидеть и оскорбить.
Учитывая то, что личность всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, я в своей работе применяю различные методы и формы воздействия на личность каждого ребенка.
В своей практике я выделяю группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Каждая группа детей требует личностно-ориентированного подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия.
Например, талантливым детям требуется известная свобода действий для самопознания и саморазвития. Особого внимания требуют к себе «трудные» дети, отличающиеся девиантным поведением. В работе с этими детьми использую такие методы, как переубеждение, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, «реконструкция характера».
Одним из способов педагогического воздействия является коррекция, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные и преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.
Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания работы с детьми, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ребенка для обеспечения гармоничного, целостного ее развития.
На каждом занятии для каждого ребенка необходимо создавать ситуацию успеха. Это можно сделать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами, помощью в выполнении отдельных деталей изделия.
Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха.
НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Эта работа совсем несложная, подобное мы уже делали”. “Если у тебя будут трудности, мы тебе поможем”. |
Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что ребенок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ему уверенность в свои силы и возможности. | “У тебя обязательно получиться.” “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. |
Помогает ребенку избежать поражения. | “Возможно, лучше выбрать это изделие…..” “Возможно, лучше всего начать с…..” “Ну что ж, не получилось, бывает и такое. Давай начнем снова. Теперь уж обязательно получится.” |
Помощь в достижении результата достигается путем намека, пожелания. | “Выполняя работу, не забудь о…..” |
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” |
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | “Только ты и мог бы….” “Только тебе я и могу доверить…” “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” |
Побуждает к выполнению конкретных действий. | “Нам уже не терпится начать работу…” “Так хочется поскорее увидеть…” |
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | “Тебе особенно удалось выполнить эту деталь”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…” “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”. |
Использование пословиц | “Глаза боятся - руки делают”. “Не Боги горшки обжигают”. “Без труда не вынешь и рыбку из пруда”. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”. “Не спеши языком – торопись делом”. “Сделано наспех – сделано насмех”. “Поспешишь – людей насмешишь”. “Дело мастера боится”. |
В объединении «Рукоделие» у нас занимаются дети разных возрастов разных возрастов 9 -14 лет. Чтобы вызвать интерес к рукоделию, помочь с первого занятия почувствовать уверенность в своих силах, работу по обучению начинаю с самого простого.
1. Рассматриваем готовые красивые изделия, восхищаемся их красотой. Появляется
естественное желание самому сделать изделие.
2. Объяснение порядка выполнения работы по схеме, выполненной на доске.
3. Выполнение работы поэтапно:
4. Демонстрация выполненного изделия на выставках. Обязательное одобрение и заслуженная похвала для обучающихся..
Уже на первом занятии создается ситуация выбора – выбора цветового решения. Практикую такой прием, как приглашение на первые занятия детей с родителями. Родители видят успехи своих детей, в трудный момент оказывают помощь ребенку, могут поддержать ребенка при работе с изделием дома. При желании родителей за ними сохраняется возможность посещения занятий и в дальнейшем.
У каждого ребенка имеется тетрадь, где рисуются схемы изделий. Первые схемы рисую сама, а позднее рисуем их вместе с детьми.
Используется и такой прием, как наставничество.
1. На первые занятия приглашаю в качестве помощников 2-х, 3-х детей, обучавшихся в предыдущие годы. Они приносят свои изделия, показывают их детям и помогают в выполнении работы, выступая в роли наставников.
2. Помощь детей друг другу на занятии (дети одного возраста).
3. Помощь детей друг другу на занятии (дети разного возраста). Дети третьего года обучения с удовольствием участвуют в объяснении, показе приемов работы и помогают в выполнении изделий детям второго года обучения.
Используем и такой прием как интеграция, когда дети проводят объяснение, показ и помощь в работе своим одноклассникам на уроках труда (дети, посещающие объединение, выступают в роли учителя).
Я считаю, что одним из важнейших педагогических условий успешности каждого ребенка на занятиях кружка является создание ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость и уверенность в своих силах.
Ситуация выбора присутствует на каждом занятии.
- Выбор цветового решения. На каждом занятии дети имеют возможность корректировать предлагаемое педагогом цветовое решение изделия, а также выбирать цветовое решение всего изделия самостоятельно.
- Выбор схемы одного изделия.
- Выбор схемы одного изделия, но разной сложности.
- Выбор схемы разных изделий.
- Самостоятельный выбор схемы из литературы
- Выбор готового изделия и составление схемы с последующим выполнением аналога выбранного изделия.
- Самостоятельная творческая разработка желаемого изделия с составлением схемы, выбором цветового решения и последующим выполнением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация личности каждого ребенка через профильное и предпрофильное обучение.
В работе рассматривается социальная адаптация личности каждого ребенка к осознанному выбору через профильное и предпрофильное обучение....
Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах.
Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах....
Практика «Трудовая подготовка в Мыскаменской школе-интернате: залог успешности каждого ребенка»
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем я буду?" задаёт себе каждый молодой человек. И главное здесь не растеряться, сори...
Круглый стол «Вариативность направление деятельности ППМС-центров как фактор успешности каждого ребенка»
Круглый стол «Вариативность направление деятельности ППМС-центров как фактор успешности каждого ребенка»...
Приемы формирование ситуации успеха у каждого ребенка на занятиях шахматами
Данная статья посвящена созданию ситуации успеха у обучающихся в процессе занятий шахматами. Правила игры в шахматы, как вида спорта, связаны с серьезной эмоциональной выдержкой. Особенно сложно справ...
«Успех каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины. Условия успеха»
Данная работа представляет практические достижения профессиональной педагогической деятельности....
Сотрудничество с родителями, как важное условие успешности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины
Представляю вашему вниманию собственный педагогический опыт сотрудничества с родителями. Считаю, что успешность каждого ребенка, в том числе и детей с ОВЗ во многом зависит от заинтересованности и акт...