Как помочь трудному подростку стать успешным учеником
статья по психологии (7 класс)

Статья содержит материалы о том, как в труднойситуации поддержать подростка психологитчески, поверить в ребенка, улучшить взаимоотношения ребенкка со взрослым

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnyy_podrostok.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Трудный подросток-это подросток, у которого плохое поведение.

«Плохое поведение учащихся» - это поведение «не угодное окружающим». Обсуждая данный вопрос, каждый взрослый (учитель, мастер, воспитатель) должен знать, что существуют законы поведения учащихся:

Ученик выбирает определенное поведение в определенной ситуации;

Любое поведение учеников подчинено общей цели, а именно, чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни;

Нарушая дисциплину, ученик осознает, что делает плохо, но при этом может не осознавать, что за его поведением стоит одна из 4-х целей:

  1. привлечение внимания;
  2. власть;
  3. месть;
  4. избегание неудач.

В сороковых годах XIX века американский педагог и психолог Рудольф Дрейкрус предложил классификацию мотивов плохого поведения. К ней он предлагает несложную диагностику, которую может провести любой педагог без привлечения психолога, опираясь на собственные ощущения и наблюдения. Эта классификация не ищет ответа на вопрос, почему ребенок ведет себя так, а указывает на то, что необходимо сделать, чтобы ребенок как можно меньше хотел вести себя таким образом. Все способы, которые предлагает Рудольф Дрейкрус, имеют одно постоянное повторение - оказание поддержки ребенку.

Психологическая поддержка - вера в ребенка, один из факторов, способных улучшить взаимоотношения ребенка со взрослым.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «спасибо, все прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рада, что ты попробовал это сделать, хотя получилось не совсем так, как ты ожидал»);

совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его);

выражением лица (улыбка, кивок головы)

Необходимо помнить, что любое «плохое» поведение учеников весьма субъективно. Один и тот же поступок ребенка воспринимается взрослыми по-разному. На бытовом уровне можно сказать, что все люди делятся на «толстокожих» и «тонкокожих».

Люди значительно отличаются по толщине своих защитных барьеров. Например психика женщин, как правило, менее защищена, чем психика мужчин.

Люди с тонкими границами психики часто бывают творческими личностями, они склонны менять свои взгляды под влиянием опыта. Личность со слишком толстыми границами психики часто испытывает затруднения в контактах с окружающими. «Тонкокожий» человек может со временем укрепить свои границы, защищаясь от внешнего мира

И у «толстокожих», и у «тонкокожих» есть свои преимущества и недостатки, и к ним можно привыкнуть. Зато «тонкокожие» смотрят на «толстокожих» как на туповатых и скучных, а те полагают, что «тонкокожие» - странные и чудаковатые типы.

Хочу поделиться с вами притчей о «Монахе и его ученике».

Странствовали по миру монах и его ученик, учили мирян доброте, чистоте, праведности. Однажды подошли они к реке и увидели обнаженную девушку, Увидев странников, девушка попросила перенести её на другую сторону реки. Монах взял девушку на руки и перенес на другую сторону. Спутники отправились дальше. Долго шли они и вдруг ученик спрашивает: «Учитель, вот ты учишь людей праведной жизни. Как ты смог взять на руки обнаженную девушку?». На что монах ответил: «Я перенес и оставил её на берегу, а ты до сих пор её несешь с собой».

И , конечно, в работе с трудными подростками нельзя забывать об индивидуальном подходе к ним. Об индивидуальном подходе приходится слышать довольно часто. Учителя говорят: «К нему нужен индивидуальный подход». Родители вздыхают: «Моему ребенку требуется индивидуальный подход». Да и дети сейчас тоже говорят о нем. Но все эти слова понимают по-разному. В восприятии каждого свои каноны индивидуального подхода. Часто можно от учителя услышать: «У меня в классе двадцать человек. Если я все внимание буду уделять только Иванову Вове, то что с остальными делать. Вове нужен «индивидуальный подход». Получается, что индивидуальный подход - это когда с ребенком занимаешься индивидуально. Приглашаешь его после занятий и работаешь с ним. А что же тогда делать на уроках? Как с индивидуальным подходом быть, когда перед тобою целый класс. Выходит, что индивидуальный подход не только в том, чтобы работать с учеником один на один, а скорее совсем в другом. Индивидуальный подход к ученику - это, прежде всего, то, как учитель воспринимает своих учеников. То есть подойти к ребенку индивидуально, это, значит, понять самого ребенка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не

может совсем, чего боится, стесняется выполнять задание или, наоборот, постоянно хочет быть первым, любит ли заниматься или не любит. Таких вопросов множество. Ребенок подчас представляет собой клубок разрешенных и неразрешенных проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых сам не может разобраться, и понять его особенности, определить хотя бы некоторые ниточки этого клубочка и составляет суть индивидуального подхода к ребенку. Ребенку важно на уроке не только понять представляемый учителем материал, но и показать себя, свое я. Вот он какой я, Вова Иванов, посмотрите: у меня новая спортивная форма или новый модный в школе жест. Реагировать на такое поведение своих учеников учитель может по-разному, но не признавать право ребенка выразить тем или иным способом себя, учитель не может. В этом уже будет считаться неуважение педагога к своим детям, которое непременно вскоре станет взаимным.

Важно, чтобы на уроке учился не только ученик, но и учитель. Ребёнок осваивает программу, а учитель - своих воспитанников. Каждый класс - это своя уникальная программа, наполненная живым интересным материалом со своими сложностями и нюансами. Но если учитель разглядит индивидуальные особенности своих учеников, то сможет вникнуть в их сложный мир и выстроить, исходя из этого, учебный процесс, и тогда с уверенностью можно сказать ему, что программа пройдена.

Учитель должен чувствовать своих учеников. Именно чувствовать. Ведешь урок и чувствуешь, что класс на волне, работает, задает хорошие вопросы, глаза детей горят - еще интенсивнее задаешь тон работе. Проходит несколько минут - чувствуешь, устали дети, выключились - делаешь паузу. Класс - это не единая однородная масса, это разные и по учебе, и по характеру дети. Одни лучше готовы именно сегодня работать с тобою, другие - хуже. Один, на уроке, думает о задании, а другой - о новом телефоне. И если учитель применяет индивидуальный подход к данным детям, то он должен понимать это и, самое главное, ни в коем случае не обидеть ребенка. То, что ребенок не хочет заниматься, надо тоже понять. Можно представить себе, что класс - это музыкальный инструмент, а каждый ребенок - это своя уникальная струна. И только от учителя зависит, как этот музыкальный инструмент у него заиграет. И заиграет ли вообще. Основополагающее значение на уроке, напрямую влияющее на его результативность, имеет степень взаимодействия ученика и учителя. Зависит она, прежде всего, от педагога, насколько хорошо в нем развито «чувство ученика». Что же это такое? Это мера понимания учителя состояния находящихся у него на уроке детей. Уровень данного понимания складывается из знания особенностей каждого ребенка, его возможностей, уровня притязания, интересов, активности, утомляемости и прочих различных плюсов и минусов, из которых и состоит каждый нормальный ребенок, да и не только он. Хороший учитель должен чувствовать учеников, их мысли, чувства, настроения и использовать это знание на повышение эффективностиурока

«Чувство ученика» помогает с наименьшей степенью вероятности ошибки определить, кого стоит спросить сейчас, а кого попозже, кто из учеников обманывает, а кто говорит правду, кого стоит похвалить, а кого - отругать. Оно помогает и в степени самого поощрения и наказания, в определении критерия постановки оценки, распределения вопросов и заданий по ходу урока, в домашних заданиях. Благодаря этому учитель может ожидать от того или иного ученика примерные границы роста определенного ребенка на некотором учебном отрезке и, соответственно, оценивать свою работу.

«Чувство ученика» - то важное качество, благодаря которому учитель становиться профессионалом. Это своего рода опыт, появляющийся от общения с учеником. И накопление данного опыта возможно только если смотреть на ученика как на личность, как на равного тебе человека. Индивидуально подойти к учащемуся на уроке - значит создать для него психологически комфортные условия. И это вовсе не означает, что ему надо ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он хочет, позволять ему на уроке играть в мобильный телефон или разговаривать с друзьями. Психологический комфорт - это снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности учеников, учитель всячески поддерживает и помогаю им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А учебный материал становится базой для самореализации учеников.

Результативность урока будет заключаться не только в прохождении и усвоении программы, но и в личностном росте учащихся, которым общение с учителем должно помочь стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. И без использования метода индивидуального подхода добиться этого невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"

Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...

Как помочь ребенку стать успешным?

Данный материал я использовала при проведении классного часа "Как помочь ребенку быть успешным?" в 6 классе. Беседа с родителями, построенная на этом материале заинтересовала родителей. После обсужден...

Буклет "Как помочь ребенку стать успешным?"

Данный буклет стал вспомогательным материалом при проведении родительского собрания....

Статья "УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ. ПУТИ К УСПЕХУ"

Эта  статья  написана  по материалам  выступления  на  4-х  Тамбасовских  чтениях, проводимых  в  Красносельском  районе  Санкт-Петербурга ...

Заседание дискуссионного клуба по теме « Как стать успешным учеником?»

Формирование у учащихся мотивации достижения успеха как возможности оценки своих личностных качеств....

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Успешный учитель - успешный ученик" (№11-12, 2022)

В статье рассказывается об истории становления и развития средней школы №35 г.Улан-Удэ в связи с 60-летием со Дня основания. Представлены интересные факты и примеры педагогического мастерства учителей...

Выстулпение на родительском собрании "Как помочь ребенку не стать «трудным»?"

ldquo;Дети - наше будущее”, эта прописная истина уже давно стала в нашей стране благим пожеланием, надеждой, что положение с детьми вот-вот как-нибудь само собой образуется.Самая беспристрастна...