ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИХ В ШКОЛЕ
проект
Обучение грамоте является основной составляющей читательской грамотности и предпосылками успешного обучения детей в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 23.42 КБ |
igraem_-_gramotu_razvivaem.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИ. Е УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИХ В ШКОЛЕ
Вопрос готовности детей к школе является особенно важным в наше время с учетом развития современной системы образования. Обучение грамоте является одним из важных условий успешного перехода к обучению в школе. Анализ анкет для родителей «Готовность ребенка к школе», показал, что подготовка детей к чтению и письму является волнительным для родителей. Мы в начале учебного года организовали родительское собрание «Готовность ребенка к школе» совместно со школьным психологом и учителями начальных классов. На собрании были выработаны единые задачи с педагогами и родителями по подготовки к обучению детей грамоте. Учителя рассказали нам как правильно знакомить детей с буквами, в какой последовательности, на что обратить внимание. Работа в группе выстраивалась в сотрудничестве с учителем - логопедом ДОУ и учителем начальных классов.
В начале учебного года два ребенка продемонстрировали сверстникам, что знают алфавит и умеют читать В результате наблюдений за высказываниями детей на утреннем круге обратили внимание, что у них появился интерес к знакомству букв и стремление побыстрее научиться читать. С целью поддержания интереса детей и эффективного решения задач по обучению грамоте работу реализовали через проект «Играя-грамоте обучаемся.»
Цель проекта- создание условий для ознакомления детей с буквами и звуками алфавита, а также развития фонематических процессов и обогащение словаря.
Задачи:
- формировать у детей первоначальные представления, понимание
того, что такое «звук», «буква», как они строятся, из каких частей
состоят; - учить детей выделять звук из слова; упражнять детей в подборе слов на заданный звук, с заданным звуком;
- формировать и закреплять правильное произношение звуков
родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; - развивать процессы восприятия, мышления, речи, совершенствование
работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов; - вовлекать каждого ребенка в активный познавательный творческий
проект; - обучать отбору средств и материалов для осуществления своих
творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде
презентации; - воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при
совместной работе;
В старшей группе, работая по методическому пособию В.В. Гербовой, приложение к программе «От рождения до школы» мы работали над совершенствованием слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков и определения позиции звука в слове. На начало учебного года 16 детей могли определить звук в слове и изолированно: 8 – самостоятельно, а 8 – с небольшой помощью взрослого. Из 16 ребят, только 10 умели различать гласные и согласные звуки самостоятельно, 6 – с помощью взрослого. Два ребенка знали буквы и умели сливать слоги самостоятельно.
Разнообразные игры, поисковая и исследовательская деятельность, практические действия детей, индивидуальная работа с воспитанниками лежат в основе нашего проекта. Система занятий организуется с учётом принципов последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности.
Образовательную деятельность детей строили в игровой форме. Знакомство с буквой начиналось в понедельник с просмотра «Уроков Тетушки Совы». Далее дети работали с иллюстрированным раздаточным материалом с изученной буквой Мы использовали следующие приемы для закрепления образа буквы: «рисование» буквы пальчиком в воздухе, выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, лент, пуговиц и строили их из конструктора «Фанкластик»
Затем в течении недели для закрепления букв в образах и движениях были проведены игры «Найди на что похожа буква», «Живые буквы», «Выложи и построй буквы», «Угадай букву на ощупь», «Найди букву на картинке». Для закрепления умений выделять звук в начале, середине, конце слова. Работали с карточками моделью «Звуко-буквенной решетки». А так же придумывали слова с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова: «Поймай звук», «Поймай слог», «Придумай слово с заданным звуком», «Составь предложение», «Продолжи слово», «Цепочка слов (придумай слово на последний звук) и др. В конце недели учитель – логопед закрепляла полученные умения у детей.
В течении недели настраивали детей на работу в парах и малых группах по изготовлению уже знакомой им буквы с использованием разных нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки: «Обрывная аппликация», «Объемная аппликация», «Элементами квилинга»; «Пластилинография», «Налеп», «Рисование по мокрой бумаге», «Набрызг». В своей работе мы чередовали взаимодействие со всей группой детей и парах. С детьми, которые испытывали, работали индивидуально, а также мотивировали ребят на помощь другу. Для поддержки интереса детей, которые уже освоили слияние слогов, мы поместили красочные иллюстрации со словами, детскую энциклопедию и букварь Жуковой М.А. Ежедневно на вечернем круге дети высказывались, что понравилось и где испытывали затруднения.
Итоговым мероприятием стала викторина «Ну-ка буквы встаньте в ряд», где ребята в игровой форме выполняли задания на закрепление полученных знаний.
В результате реализации проекта предметно пространственная среда пополнилась атрибутами сюжетно-ролевой игры «Школа», оформлением «Школьного уголка» в группе и пособиями: «Увлекательная азбука», «Слоговое чтение»; плакаты: «Где живет звук», «Алфавит»; распечатанный и заламинированный дидактический материал на закрепление букв и звуков, раскраски. В течение года пополнялась выставка достижений детей: творчество - «Волшебные буквы», результатами детских работ с выполненными заданиями: головоломка «Раскрась по цифрам», «Веселая штриховка», «Графический диктант», «Веселая клетка».
На конец учебного года 14 детей могут определить звук в слове и изолированно самостоятельно, а 2 – с небольшой помощью взрослого. Все дети различают гласные и согласные звуки самостоятельно. 15 детей без ошибок называют буквы, а 1 – с небольшой помощью взрослого. 8 детей научились читать, а 8 – с небольшой помощью взрослого сливают слоги.
В рамках взаимодействия с учителем начальной школы, по результатам первой четверти дети показали следующие результаты по предметам:
Азбука: высокий уровень – 8 детей, средний уровень -7детей, низкий – 1ребенок.
Письмо: высокий уровень- 8 детей, средний уровень – 8 детей.
С переходом на ФОП в образовательной области «Речевое развитие» для 6-7 лет помимо основных задач добавилась задача знакомить детей с буквами и выкладывать слова из букв разрезной азбуки.
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Играем – грамоте обучаемся»
Возрастная группа: подготовительная
Актуальность. Возраст детей 6-7 лет – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В
современной педагогике существует одна проблема готовности ребенка к
школе – речевая. Под речевой готовностью к школе
понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых
являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ,
словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Одна из задач дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: на место
непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава.
Дети осознают, что:
- речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи;
- обучаются выделению звуков из речи, из состава слова;
- понимают, что звуки располагаются в слове в определенной
последовательности;
- овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов – в
предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог»,
«звук».
Таким образом, процесс обучения звуко-слоговому анализу
осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения,
фонематического восприятия, слоговой структуры.
Различная степень нарушения речевой функции делают необходимым
использование разнообразных приемов и методов при обучении детей звуко слоговому анализу.
Проблема: С каждым годом увеличивается число детей, у которых
проявляются нарушения чтения при поступлении в школу. Они испытывают большие трудности в
осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы,
искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и
снижению уровня понимания прочитанного.
Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического
восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Цель проекта – ознакомление детей с буквами и звуками алфавита, для успешного развития у них фонематических процессов, а так же обогащения словаря воспитанников.
Задачи проекта:
- формировать у детей первоначальные представления, понимание
того, что такое «звук», «буква», как они строятся, из каких частей
состоят; - учить детей выделять звук из слова; упражнять детей в подборе слов на заданный звук, с заданным звуком;
- формировать и закреплять правильное произношение звуков
родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; - развивать процессы восприятия, мышления, речи, совершенствование
работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов; - вовлекать каждого ребенка в активный познавательный творческий
проект; - обучать отбору средств и материалов для осуществления своих
творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде
презентации; - воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при
совместной работе; - привлекать внимание родителей к совместной работе по
развитию речи детей.
Тип проекта: познавательный, творческий, долгосрочный;
Сроки выполнения: сентябрь - май;
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.
Виды деятельности:
Работа с детьми:
Предварительная работа:
игры и упражнения для развития фонематических процессов:
«Поймай звук»
«Звук заблудился»
«Откуда раздался звук?»
«Будь внимателен!»
«Собери слово»
«Повтори без ошибок»
«Придумай слово»
«Лишнее слово»
«Какой звук отличается»
восприятие образа буквы с помощью тактильных анализаторов;
выкладывание слогов, слов из букв разрезной азбуки.
Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения.
Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажей).
Выкладывание букв из различного материала (природный материал,
пуговицы, бусины и т.д.)
Работа с родителями:
- консультации;
- создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые
обозначает буква, определение позиции звука в слове); - выполнение домашнего задания.
Консультационный материал для родителей
«Развитие речи ребенка в повседневной жизни: на прогулке, на кухне, на
даче»
«Требования к речи окружающих ребенка взрослых»
«Как правильно подготовить ребенка к школе»
Материально-технические ресурсы
Ноутбук, мультимедиа, музыкальный центр, фотоаппарат
Информационное обеспечение
- Фотографии;
- Презентации;
Риски:
Проблема привлечения родительской общественности.
Несоблюдение сроков реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
- этап. Организационно-подготовительный:
- Обсуждение цели и задач проекта с воспитателями с детьми и родителями.
- Подборка методической литературы и иллюстраций по теме, материала для продуктивной деятельности детей.
- Составить перспективный план.
2 этап. Рефлексивно-диагностический:
- Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический:
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
4 этап. Заключительный:
- Обработка и оформление материалов проекта.
Презентация проекта.
Прогнозируемые результаты:
Воспитанники будут знать: все буквы и звуки русского языка.
Воспитанники будут уметь:
вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать
гласные и согласные звуки и буквы, правильно называть мягкие и твёрдые
звуки в слове и вне слова;
проводить звуковой, звукобуквенный анализ и синтез;
работать со взрослым и самостоятельно;
оформлять результаты своей деятельности.
Форма организации:
∙Беседы с детьми.
∙Создание проблемных ситуаций.
∙Дидактические игры и упражнения.
∙Консультирование родителей
Направление деятельности: практико-ориентированное
Форма организации:
Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, работа в парах, игры,
направленные на:
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- умение составлять прямые и обратные слоги;
- умение детей делить слова на слоги;
- умение составлять предложения, объединенные тематически;
- воспитание речевого внимания;
- развитие речевого аппарата, отработку дикции;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепление умения детей выделять заданный звук из состава слова, различать
согласные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости.
Работа по проекту: Знакомство с буквами и звуками проводится по понедельникам, а в течение недели они закрепляются в ООД.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц | Тема НОД | Программное содержание |
Сентябрь | Буква А. Звук [А] | Знакомить с буквой А; закреплять правильное произношение звука [а], умение выделять его голосом; учить выделять звук [а] из ряда звуков, слогов, слов; учить определять место звука в слоге, слове; закреплять понятие «звук», «гласный звук»; учить определять гласные звуки в словах, условно обозначать гласные звуки; развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую и артикуляционную моторику; воспитывать умение слушать друг друга. |
Буква У. Звук [У] | Знакомить с буквой У; закреплять правильное произношение звука [у], умение выделять его голосом; учить выделять звук [у] из ряда звуков, слогов, слов; учить определять место звука в слоге, слове; закреплять понятие «звук», «гласный звук»; учить определять гласные звуки в словах, условно обозначать гласные звуки; развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую и артикуляционную моторику; воспитывать умение слушать друг друга. | |
Буква Ы Звук [Ы] | Знакомить с буквой Ы; закреплять правильное произношение звука [ы], умение выделять его голосом; учить выделять звук [ы] из ряда звуков, слогов, слов; учить определять место звука в слоге, слове; закреплять понятие «звук», «гласный звук»; учить определять гласные звуки в словах, условно обозначать гласные звуки; развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую и артикуляционную моторику; воспитывать умение слушать друг друга. | |
Октябрь | Буква О. Звук [О] | Знакомить с буквой О; закреплять правильное произношение звука [о], умение выделять его голосом; учить выделять звук [о] из ряда звуков, слогов, слов; учить определять место звука в слоге, слове; закреплять понятие «звук», «гласный звук»; учить определять гласные звуки в словах, условно обозначать гласные звуки; развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую и артикуляционную моторику; воспитывать умение слушать друг друга. |
Буква И. Звук [И] | Знакомить с буквой И; закреплять правильное произношение звука [и], умение выделять его голосом; учить выделять звук [и] из ряда звуков, слогов, слов; учить определять место звука в слоге, слове; закреплять понятие «звук», «гласный звук»; учить определять гласные звуки в словах, условно обозначать гласные звуки; развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую и артикуляционную моторику; | |
Звуко – буквенный диктант А, О, У, Ы, И | Повторить изученные звуки и буквы. | |
Буква М. Звуки [М, Мь] | Знакомить детей с буквой М; со звуками [М, Мь], | |
Ноябрь | Буква Н. Звуки [Н, Нь] | Знакомить детей с буквой Н; со звуками [Н, Нь], |
Буква В. Звуки [В, Вь] | Знакомить детей с буквой В; со звуками [В, Вь], | |
Буква П Звуки [П, Пь] | Знакомить детей с буквой П; со звуками [П, Пь], | |
Буква С. Звуки [С, Сь] | Знакомить детей с буквой С; со звуками [С, Сь], | |
Декабрь | Буква Л. Звуки [Л, Ль] | Знакомить детей с буквой Л; со звуками [Л, Ль], |
Буква Т. Звуки [Т, Ть] | Знакомить детей с буквой Т; со звуками [Т, Ть], | |
Буква К. Звуки [К, Кь] | Знакомить детей с буквой К; со звуками [К, Кь], | |
Буква Г. Звуки [Г, Гь] | Знакомить детей с буквой Г; со звуками [Г, Гь], | |
Январь | Буква Ш. Звук [Ш] | Повторить изученные звуки, закреплять |
Буква Б. Звуки [Б, Бь] | Знакомить детей с буквой Б; со звуками [Б, Бь], | |
Буква Д. Звуки [Д, Дь] | Знакомить детей с буквой Д; со звуками [Д, Дь], | |
Февраль | Буква Ч. Звук [Ч] | Знакомить детей с буквой Ч; со звуком [Ч], |
Буква Ж. Звук [Ж] | Знакомить детей с буквой Ж; со звуком [Ж], | |
Буква Ф. Звуки [Ф, Фь] | Знакомить детей с буквой Ф; со звуками [Ф, Фь], | |
Буква Ц. Звук [Ц] | Знакомить детей с буквой Ц; со звуком [Ц], | |
Март | Звуковой диктант | Повторить изученные звуки, закреплять |
Буква Щ. Звук [Щ] | Знакомить детей с буквой Щ; со звуком [Щ], | |
Буква Р. Звуки [Р, Рь] | Знакомить детей с буквой Р; со звуками [Р, Рь], | |
Буква З. Звуки [З, Зь] | Знакомить детей с буквой З; со звуками [З, Зь], | |
Апрель | Буква Х. Звуки [Х, Хь] | Знакомить детей с буквой Х; со звуками [Х, Хь], |
Буква Ь | Познакомить с буквой Ь; учить производить | |
Буква Е | Познакомить детей с буквой Е; учить давать характеристику звукам [Й+Э] по акустико-артикуляционным признакам; | |
Буква Ё | Познакомить детей с буквой Ё; учить давать характеристику звукам [Й+О] по акустико-артикуляционным признакам; | |
Май | Буква Ю | Познакомить детей с буквой Ю; учить давать характеристику звукам [Й+У] по акустико-артикуляционным признакам; |
Буква Я | Познакомить детей с буквой Я; учить давать характеристику звукам [Й+А] по акустико-артикуляционным признакам; | |
Развлечение «Ну, ка буквы встаньте в ряд» | Вызвать у детей положительные эмоции, закрепить знания, полученные в результате работы над проектом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.
В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков....
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в России, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть которых состав...
Компетентностный подход в преподавании русского языка как необходимое условие успешного обучения в профильной школе
Конспект статьи "Компетентностный подход в преподавании русского языкакак необходимое условие успешного обучения в профильной школе "...
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Мотивация обучения - основное условие успешности обучения...
Сценарий «Уроки Мальвины в музыкальной школе» (творческая встреча с воспитанниками детских садов).
Сценарий «Уроки Мальвины в музыкальной школе» (творческая встреча с воспитанниками детских садов). Небольшая инсценировка с исполнением музыкальных номеров....
Консультация для родителей "Сформированность фонематического слуха - главное условие успешного обучения грамоте"
Консультация для родителей "Сформированность фонематического слуха - главное условие успешного обучения грамоте"...
Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте
Памятка для родителей и упражнения для выполнения дома....