Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые нотки»
рабочая программа (6 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые нотки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_notki.docx243.31 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\АРМ\Downloads\программ (1).jpg

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Веселые нотки»

Возраст обучающихся: 10-13 лет Срок реализации программы: 3 года

Автор-составитель :Иванищева Нина Алексеевна Учитель русского языка и литературы Оржевского филиала МБОУ « Умётская СОШ

Оржевка 2022 год

Информационная карта

дополнительной общеобразовательной программы «Веселые нотки»

Наименование программы

«Веселые нотки»

Место работы

Оржевский филиал МБОУ «Умётская СОШ имени Героя Социалистического Труда П.С.Плешакова»

Составитель программы

Учитель русского языка и литературы Иванищева Нина Алексеевна

Координатор программы

Администрация МБОУ «Умётская СОШ»

Уровень        реализации программы

Основное общее образование

Форма        реализации программы

групповая

Срок        реализации программы

3 года

Направленность

художественно-эстетическое

Тип программы

общеразвивающая

Уровень освоения

базовый

Возрастной диапазон

10-13 лет

Вид программы

модифицированный

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Пение – основной вид музыкальной деятельности учащихся. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разно жанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства. Человек наделен от природы особым даром

– голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей, направленная на духовное развитие обучающихся.

Новизна программы.

Новизна программы подтверждается следующими фактами:

Во-первых, образовательная программа, направлена на развитие певческих навыков пения у детей с нулевым уровнем подготовки и подразумевает обучение воспитанников на 1 ступени без знания ими нотной грамоты.

Во-вторых, особое внимание на занятиях уделяется сохранению и улучшению здоровья детей. Занятия построены в игровой форме с использованием музыкально – ритмических, вокальных, дыхательных упражнений, элементов театрализации.

В-третьих, обучение музыкальным навыкам традиционно академично, поэтому включение игровых технологий, как наиболее доступного вида деятельности для детей является новшеством педагога. Игра, как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, поистине бесценна. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении, поэтому занятия по пению проходят в динамичной форме, где присутствует постоянная смена деятельности – от пассивной к активной.

В-четвертых, программа «Веселые нотки» является ступенчатой, поскольку, с 1-го года обучения идет постепенное формирование как каждого навыка в отдельности, так и взаимосвязей между ними, но существенный сдвиг, позволяющий говорить об известном владении голосом.

.        Педагогическая целесообразность

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной группе - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с со следующими правовыми актами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых;

-Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008"Об утверждении Порядка организации и существления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468);

-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008).

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Мин. Образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242).

Использование современных технологий

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают общество и государство, дети и их родители. Обновление содержания педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.

В работе дополнительного образования необходимо выбирать такие педагогические технологии, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, обогащают чувства, образные представления , совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом: обучение в сотрудничестве; личностное ориентирование; дифференцированное обучение.

В своей работе использую следующие современные образовательные технологии:

-личностно – ориентированное обучение;

- технология уровневой дифференциации;

-здоровьесберегающие;

-проблемно – поисковые;

-технология использования игровых методов: ролевых, деловых и других игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-информационно –коммуникационные технологии.

Отличительные особенности

Идея создания данной программы продиктована ситуацией, создавшейся в области музыкального образования детей. Имеющиеся на данный момент программы являются узкопрофильными, направленными на формирование у детей определенных умений и навыков без учета их интересов        и        потребностей. Главное отличие образовательной программы «Веселые нотки» состоит в том, что она значительно расширяет пространство для изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений. Воспитание юных музыкантов происходит на лучших образцах академической, народной, а также эстрадной и джазовой музыки.Еще одна отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана как на обычных детей, которые хотят заниматься пением, так и одаренных детей, которые более способны от природы

Принципы и идеи

B основу образовательного процесса положены следующие принципы и идеи:

  • достyпности;
  • свободы выбора и реализации;
  • единства обучения, воспитания и развития личности;
  • дифференциации и индивидуализации;
  • успешности;
  • креативности;
  • приоритета духовно-практической деятельности.

Ключевые понятия

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Художественный вкус - это эстетический вкус по отношению к искусству.

Эстетический вкус - это способность человека, опираясь на свой опыт, кругозор, этическую систему, симпатии и антипатии определять, что имеет эстетическую ценность, а что не имеет, а так же отличать прекрасное от банального, различать трагедию, фарс, абсурдность, жестокость и так далее.

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

Саморазвитие – непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования.

Возрастно-психологические особенности учащихся

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Количество обучающихся

1 год обучения- 15 человек , 2 год обучения-15 человек, 3 год обучения- 17 человек.

Режим занятий

Программа дополнительного образования «Веселые нотки» рассчитана на 3 года обучения. Всего на курс отводится 210 учебных часов.

Количество учебных часов в 1 год обучения

70

Количество учебных часов во 2 год обучения

70

Количество учебных часов в 3 год обучения

70

Количество учебных часов в неделю

2

Периодичность занятий

еженедельно

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям технике безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Формы и методы, используемые при реализации программы

Учебно-воспитательный процесс предусматривает совокупность разнообразных форм организации образовательного процесса. Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Используемые методы и приемы обучения:

  • наглядно – слуховой (аудиозаписи);
  • наглядно – зрительный (видеозаписи);
  • словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
  • практический (показ приемов исполнения, импровизация);
  • частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
  • методические ошибки;
  • методические игры.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы заключается в выявлении и реализации творческих исполнительских возможностей учащегося во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства, а также формирование устойчивого интереса к вокальному искусству, развитие голоса и певческих способностей, развитие музыкально-художественного вкуса на основе полученных знаний, умений и навыков в области вокального исполнительства.

Задачи обучения:

Обучающие

овладение элементарными умениями и навыками вокального исполнительства;

освоение музыкальной грамоты, как средства выразительности для музыкального исполнительства, в процессе изучения

вокальноймузыки;

обретение сценического и творческого опыта;

обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом.

Развивающие

развитие природных вокальных данныхучащихся;

развитие музыкальных способностей: слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма; развитие чувства вкуса, оценочного музыкальногомышления;

развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре.

Воспитательные

эпох;


воспитание навыков организации и самоорганизации работы на уроках и дома; воспитание чувства самоконтроля;

воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;

воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей,

духовно-нравственное воспитание посредством музыки;

освоение музыкальной грамоты, как средства выразительности для музыкального исполнительства, в процессе изучения

вокальноймузыки;

обретение сценического и творческого опыта;

обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом.

  1. Содержание программы

Учебно – тематический план 1 – го года обучения

№ п/п

Разделы

Общее количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие. Входной контроль

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально- хоровыми навыками пения

4

2

2

3

Звукообразование. Муз. штрихи

4

2

2

4

Дыхание

4

2

2

5

Дикция и артикуляция

4

4

-

6

Ансамбль. Элементы двухголосья.

4

3

1

7

Музыкально-исполнительская работа

4

4

-

8

Ритм

2

2

-

9

Сценодвижение

4

4

-

10

Работа над репертуаром

25

17

8

11

Концертная деятельность

10

10

-

12

Итоговые занятия, промежуточная аттестация, творческие отчеты

4

4

-

70

54

16

Содержание 1 года обучения

  1. Вводное занятие. Входной контроль

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

  1. Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

  1. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

  1. Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

  1. Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

  1. Ансамбдь. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.

  1. Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме

«громко».

  1. Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

  1. Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

  1. Репертуар.

Соединение муз.материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

  1. Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

  1. Итоговые занятия, промежуточная аттестация, творческие отчеты

Учебно – тематический план 2 года обучения (2 час в неделю)

Разделы

Общее

В том числе

п/п

количество часов

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Охрана голоса

2

-

2

3

Певческая установка

4

2

2

4

Звукообразование. Муз.штрихи

4

2

2

5

Дыхание

4

2

2

6

Дикция и артикуляция

2

2

-

7

Ансамбль. Элементы двухголосья.

4

4

-

8

Музыкально-исполнительская работа

4

4

-

9

Ритм

4

2

2

10

Сценодвижение

4

4

-

11

Работа над репертуаром

24

20

4

12

Концертная деятельность

10

10

-

13

Итоговые занятия, творческие отчеты, промежуточная аттестация

3

3

-

70

55

15

Содержание программы 2 – го года обучения

  1. Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

  1. Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

  1. Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

  1. Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.

  1. Дыхание.

Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.

  1. Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.

  1. Ансамбль. Элементы двухголосья.

Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.

  1. Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.

  1. Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра

«Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.

  1. Сценическое движение.

Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа.

Психологические игры на раскрепощение.

  1. Работа над репертуаром.

Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

  1. Концертная деятельность.

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

  1. Итоговые занятия, промежуточная аттестация , творческие отчеты.

Учебно – тематический план 3 года обучения (2 часа в неделю)

№ п/п

Разделы

Общее количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие.

Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

1

-

1

2

Охрана голоса

Теоретические основы.Гигиена певческого голоса

3

-

3

3

Певческая установка

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

3

2

1

4

Звукообразование. Муз.штрихи

3

2

1

5

Дыхание.Типы певческого дыхания. Работа над певчес-

ким дыханием. Цепное дыхание.

3

2

1

6

Дикция и артикуляция. Работа над согласными и гласными.

3

2

1

Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

7

Ансамбль. Элементы двухголосья.

3

2

1

8

Музыкально-исполнительская работа Распевание. Работа над тембром.

3

2

1

9

Ритм

3

2

1

10

Сценодвижение

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.

3

3

-

11

Работа над репертуаром Распевание. Работа над подвижностью голосов.

30

27

3

12

Концертная деятельность

8

8

-

13

Итоговые занятия, итоговая аттестация творческие отчеты

4

4

-

70

56

14

Содержание программы 3 – го года обучения

  1. Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.

  1. Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса.

  1. Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.

  1. Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.

  1. Дыхание.

Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.

  1. Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.

  1. Ансамбль. Элементы двухголосья.

Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.

  1. Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».

  1. Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.

  1. Сценическое движение.

Умение изобразить настроение различных движений.

  1. Работа над репертуаром.

Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.

  1. Концертная деятельность.

Анализ выступлений

  1. Итоговые занятия, итоговая аттестация творческие отчеты.

  1. Планируемые результаты

На уровне педагога:

  • участие в разного рода конкурсах,
  • развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
  • проведение открытых мероприятий,
  • участие в семинарах, в курсах повышении квалификации.

На уровне учащегося:

  • формирование и поддержание интереса к данному курсу,
  • участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,
  • творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,
  • качество выполнения учебных заданий,
  • объем музыкальной эрудиции.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам К концу первого года обучения дети будут

знать/понимать:

  • музыку разного эмоционального содержания;
  • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
  • музыкальные жанры (песня, танец, марш);
  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
  • правила пения и охраны голоса.

уметь: - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
  • звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

К концу второго года обучения дети будут

знать/понимать:

  • соблюдать певческую установку;
  • жанры вокальной музыки;
  • одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • принимать активное участие в творческой жизни школы

К концу третьего года обучения дети будут

знать/понимать:

  • основные типы голосов;
  • жанры вокальной музыки;
  • типы дыхания;
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

  1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата        начала обучения

Дата        окончания обучения

Всего        учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения

1 сентября

31 мая

35

70

Еженедельно, 2 часа по 45 минут

2 год обучения

1 сентября

31 мая

35

70

Еженедельно, 2 часа по 45 минут

2 год обучения

1 сентября

31 мая

35

70

Еженедельно, 2 часа по 45 минут

  1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое и дидактико-методическое обеспечение:

  1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
  2. Наличие репетиционного зала (сцена).
  3. Фортепиано.
  4. Музыкальный центр, компьютер.
  5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
  6. Шумовые инструменты
  7. Нотный материал, подборка репертуара.
  1. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
  2. Записи выступлений, концертов.

Информационное обеспечение

Для успешной реализации программы необходимы: компьютер, видео- и аудиосистема, фотоаппарат, интернет источники: http://www.ermolov.ru/- персональный сайт композитора А Ермолова

http://kolmagorova.ru/ персональный сайт композитора Колмагоровой http://voskresensky.ksdk.ru/audio.php- персональный сайт композитора Д. Воскресенского http://avarlamov.ru/- персональный сайт композитора А Варламова

http://urokymusiki.ucoz.ru/ тематический сайт http://www.uchportal.ru/load/133- тематический сайт

http://musuroki.ucoz.ru/publ/programma_dlja_1_klassov/1-1-0-5- тематический сайт http://svetlana-plus.ucoz.com/load/uchim_uchimsja/8- тематический сайт http://muzruk.info/?p=15- тематический сайт

http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/- тематический сайт

Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет учитель русского языка и литературы, имеющий высшее образование, 1 квалификационную категорию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

  1. Формы аттестации

При освоении программы предусмотрены промежуточные и итоговые аттестации, цель которых выявить уровень освоения программы. В конце каждого учебного года предусмотрен отчетный концерт.

Цель аттестации – выявление уровня развития способностей и определение путем достижения каждым ребенком личностного и творческого роста.

Задачи:

  • определение уровня теоретической подготовки;
  • выявление степени сформированности практических умений и навыков детей;
  • анализ полноты реализации образовательной программы;
  • сопоставление прогнозируемых результатов, содержащихся в программе, с реальными результатами;
  • выявление причин, мешающих или способствующих выполнению программы;
  • корректировка содержания программы, форм и методов обучения и воспитания.

Формы аттестации:

-входной контроль;

-промежуточное тестирование;

-итоговое тестирование;

-творческий отчёт ;

-отчетный концерт.

  1. Оценочные материалы

Организация процесса аттестации

Критерии оценки результативности (Приложение №1) не должны противоречить следующим показателям: высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, подлежащей аттестации; средний уровень – успешное освоение обучающимся от 50% до 70% содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, подлежащей аттестации; низкий уровень – успешное освоение обучающимся менее 50% содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, подлежащей аттестации.

Результаты аттестации фиксируются в протоколе (Приложение №2), который является обязательным для всех педагогов. В конце учебного года оформляется отчет по итогам аттестации за год. Эти документы являются документами отчетности и хранятся в архиве школы.

Тест – промежуточная аттестация

«Степень овладения начальными музыкально-теоретическими навыками».

  1. Вопрос № 1. Хоровое пение – это тип музыкального исполнительства.

-правильно

-неправильно

-не знаю

  1. Вопрос № 2 – В возникновении певческого звука главную роль играют голосовые связки.
  • правильно

-неправильно

-не знаю

  1. Вопрос № 3 - Певческий голос обладает свойствами: высотой, силой, тембром.
  • правильно

-неправильно

-не знаю

  1. Вопрос № 4 - Ритмический рисунок определяет скорость исполнения музыкального произведения.
  • правильно

-неправильно

-не знаю

  1. Вопрос № 5 - Дикция в хоре нужна для четкости произношения слов.
  • правильно

-неправильно

-не знаю

  1. Вопрос № 6 - Музыкальное произведение не будет лирическим по характеру, если оно исполняется на легато.
  • правильно

-неправильно

-не знаю

Критерии оценки:

а/ усвоили материал на отлично – 5-6 правильных ответов.

б/ усвоили на хорошо – 3-4 правильных ответов.

в/ усвоили удовлетворительно - 2 правильных ответа. г/ неудовлетворительно  – 0 -1 правильных ответов.

Тест - итоговая аттестация

«Диагностика музыкальных способностей и степени восприятия музыкальной культуры».

  1. Классический опрос.
  2. Критерии диагностики:
  1. Чистота интонации – умение спеть короткую музыкальную фразу. 1 балл – воспроизводить звук.

2 балла – воспроизводить короткую музыкальную фразу в пределах Ч4. 3 балла – точно воспроизводить всю фразу, песню.

  1. Чувство ритма – умение простучать несложную ритмическую группировку. 1балл – не может повторить ритмический рисунок.

2 балла – допускает ошибки, неточности в исполнении ритма. 3 балла – повторяет без ошибок.

  1. Музыкальная память.

1балл – не может повторить фрагмент музыкальной фразы.

  1. балла – частично запоминает фразу, определяет направление мелодии.
  2. балла – повторяет точно, без ошибок.
  1. Концентрация внимания.

1балл - не может концентрировать внимание.

2 балла – концентрирует внимание на короткое время.

3балла – усидчив, концентрирует внимание на продолжительное время.

1. Эмоциональная отзывчивость – умение описать эмоции, возникающие при прослушивании музыкального фрагмента. 1балл - не может описать эмоции.

2балла – частично, образно описывает эмоции. 3балла – полное описание эмоций.

6.Наличие музыкального кругозора, умение отличать классическую музыку, народную песню, эстрадное исполнение.

1 балл – не может отличить, не имеет слухового опыта. 2 балла – частично определяет стиль.

3 балла – уверенно отличает классику, фольклор, эстраду.

Творческий отчёт

Творческий отчёт проводится два раза в течении учебного года. Оформляется выставка фотоматериала из выступлений участников кружка, подводятся итоги работы за год, отмечаются успехи всего коллектива и участников в отдельности.

Отчетный концерт

Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством – основная задача педагога. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников коллектива. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

  1. Методические материалы программы

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

  1. Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2016. – 208с. – (Классному руководителю).
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2016. – 224с. – (Классному руководителю).
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство

«ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
  2. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
  3. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  5. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. – 99с. 9.Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).

10.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. Ч. 1.– 608 с.: нот. 11.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. Ч. 2. – 400 с.: нот.

  1. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
  2. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика). 14.Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

15.Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с. 16.Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

17.Суязова Г. А.Мир вокального искусства.1 – 4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Изд. «Учитель» Волгоград.

Приложение 1

Критерии оценки результативности образовательной деятельности

на аттестационном занятии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

  • устойчивая мотивация только в некоторой         части         занятия
  • отсутствие увлечённости в выполнении        некоторых

упражнений        -

отказывается                выполнять некоторые        самостоятельные задания                        -

иногда отказывается работать в группе    с    некоторыми    детьми

  • стесняется высказываться перед своей группой                - частые пропуски        занятий                без

уважительной причины                - не принимает участия в открытых занятиях,        конкурсах

  • низкая скорость принятия решений
  • положительная мотивация к занятию вообще        - увлечён при

выполнении        заданий

  • испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий        - не активен       в       работе       малых       групп
  • испытывает стеснение на открытых занятиях        - пропускает занятия только по уважительным причинам        - средняя скорость принятия решений
  • устойчивая        мотивация        к        занятиям
  • активность и   увлечённость   в   выполнении   заданий
  • умеет конструктивно работать в малой группе любого состава                - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определённый        период                обучения
  • пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске        - высокая скорость

принятия решений

Приложение 2

ПРОТОКОЛ

РЕЗУЛЬТАТОВ        АТТЕСТАЦИИ

вид аттестации

УЧАЩИХСЯ ОРЖЕВСКОГО ФИЛИАЛА МБОУ «УМЁТСКАЯ СОШ»

от «        »_        20        г.

ОДО          

Ф.И.О. педагога          

№ группы        год обучения        количество учащихся          

Форма проведения          

Члены аттестационной комиссии (Ф.И.О., должность):

Фамилия, имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Всего аттестовано        учащихся. Из них по результатам аттестации:

высокий уровень        чел. средний уровень        чел.        низкий уровень        чел.

Подпись педагога          

Члены аттестационной комиссии

Приложение

Календарно-тематическое планирование. (1-й год обучения)

Дата

Тема занятия

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения

К - во часов

Теория

Практика

1

Вводное

Знакомство с планом работы.

Введение в проблему обучения искусства пения.

Знать основные требования к знаниям и навыкам в результате обучения пению.

1

1

0

2

Знакомство с основами вокально- хоровых

навыков.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с

упражнениями.

Знать правила пения и основы вокально-хоровых навыков.

4

2

2

3

Звукообразовани е

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.

Формирование вокального звука.

Применять правила пения на практике.

4

2

2

4

Дыхание

Упражнения для

формирования короткого и задержанного дыхания.

Упражнения направленные на выработку

рефлекторного певческого

дыхания ,взаимосвязь звука и дыхания.

Знать виды дыхания и применять их на практике.

4

2

2

5

Дикция и

артикуляция

Формирование правильного

певческого произношения

Применять упражнения на дикцию

и артикуляцию в работе над

4

0

4

слов.

Работа направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок.

репертуаром.

6

Ансамбль. Унисон.

Работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука.

Одновременное начало и окончание песни.

Петь чисто ансамблем в унисон.

4

1

3

7

Музыкально- исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения

.Обработка динамических оттенков и штрихов.

Работа над снятием

форсированного звука в режиме «громко».

Петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из

песен, уметь делать распевку, петь осмысленно и выразительно.

4

4

0

8

Ритм

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра

«матрешки» на воспроизведение ритмического рисунка мелодии.

Знать ритмы и размеры. Уметь воспроизводить ритмический рисунок.

2

0

2

9

Сценодвижение

Воспитание самовыражения через

движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания

художественного образа.

Уметь работать в сценическом образе. Усвоить правила

поведения в театре. На концерте.

4

0

4

10

Работа над

Работа по соединению муз.

Выучивать текст с фразировкой,

25

8

17

репертуаром

материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара

.Заучивание текстов.

нюансировкой. Петь без сопровождения, выразительно. Входить в сценический образ.

11

Концертная деятельность

Работа по культуре

поведения на сцене, умение сконцентрироваться на сцене. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

Уметь сценически оформлять концертный номер.

Принимать активное участие в жизни вокального коллектива.

10

0

10

12

Итоговые занятия

Отбор лучших номеров. Анализ выступления.

4

0

4

Итого:70 часов

Календарно-тематическое планирование (2-й год обучения)

дата

Тема занятие

Элементы содержания

Планируемые

результаты обучения

К-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие

Знакомство с программой , режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены

вокалиста.

Знать требования к знаниям, умениям и навыкам в результате обучения пению.

1

1

0

2

Охрана голоса

Проведение гимнастики голоса.

Уметь бережно относиться к голосовому аппарату.

Это залог вокального успеха.

2

2

0

3

Певческая установка

Беседы о правильной постановке голоса во время пения.

Исполнение вокальных упражнений.

Уметь правильно

дышать. Петь фразы на одном дыхании. В подвижных песнях

делать быстрый вдох и.т.д.

4

2

2

4

Звукообразование

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения на расширение диапазона.

Владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование,

дикция.)

4

2

2

5

Дыхание

Знакомство с цепным, коротким,

задержанным дыханием.

Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох,

формирование навыка эконом выдоха.

Уметь правильно

дышать. Выработать точный унисон с элементами двухголосья.

4

2

2

6

Дикция и артикуляция

Работа направленная на активизацию речевого аппарата с Использованием речевых и

музыкальных скороговорок.

Иметь навыки правильного певческого произношения слов.

2

0

2

7

Ансамбль .

Элементы

двухголосья.

Работа над

формированием совместного

ансамблевого звучания.

Уметь петь с сопровождением и без него, петь каноном.

4

0

4

8

Музыкально-

исполнительская

Развитие навыков

уверенного пения в

Уметь пользоваться

исполнительскими

4

0

4

работа.

различных

музыкальных штрихах.

навыками на сцене.

9

Ритм

Игры на ритмическое моделирование.

Осознание

длительностей и пауз.

Уметь воспроизвести ритмический рисунок.

4

2

2

10

Сценодвижение

Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации .движения. жесты для передачи

образа.

Уметь выражать песенный образ на сцене: своеобразие. Манера

движения и.т.д.

0

4

11

Работа над репертуаром.

Техника безопасности и правила пользования микрофоном.

Выучивание литературных текстов и технически сложных мест.

Уметь работать с микрофоном и

фонограммой. Совершенствовать репертуар.

24

4

20

12

Концертная деятельность

Уметь применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на

сцене.

10

0

10

13

Итоговые занятия. Творческие

отчеты.

3

0

3

Итого:70 часов

Календарно-тематическое планирование (3-й год обучения)

дата

Тема занятия

Элементы содержания

Планируемые результаты

обучения

К-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

Владение голосовым аппаратом.

Использование певческих навыков.

Знакомство с программой

, режимом работы.

Подбор репертуара.

Владеть техническими программами приемами пения.

1

0

1

2

Охрана голоса. Теоретические основы.

Гигиена певческого голоса.

Проведение гимнастики голоса.

Уметь бережно относиться к голосовому аппарату.

Это залог вокального успеха.

3

0

3

3

Теоретические основы.

Психологическая готовность к выступлению.

Певческая установка.

Беседы о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и

без него.

Владеть певческой позицией.

3

1

2

4

Звукообразование. Муз. штрихи.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения на расширение

диапазона.

Владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция.)

3

1

2

5

Дыхание

Упражнения на выработку

рефлекторного

Уметь правильно дышать.

Выработать точный унисон с элементами двухголосья.

3

1

2

певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.

6

Дикция и

артикуляция. Работа над согласными и гласными.

Развитие

звуковысотного и динамического

диапазона.

Работа направленная на активизацию речевого аппарата с

Использованием речевых и музыкальных скороговорок.

Иметь навыки правильного певческого произношения слов.

3

1

2

7

Ансамбль . Элементы двухголосья.

Работа над

формированием совместного ансамблевого звучания, над

чистотой строя..

Уметь петь с сопровождением и без него, петь каноном.

3

1

2

8

Музыкально-

исполнительская работа.

Работа над тембром.

Развитие навыков уверенного пения в различных

музыкальных штрихах. Обработка динамических оттенков в

упражнениях, распевках, репертуарных

произведениях. Упражнения на

Уметь пользоваться исполнительскими навыками на сцене.

3

1

2

сохранение

певческого тона при пении «тихо».

9

Ритм

Игры на ритмическое моделирование. Музыкально-

ритмические скороговорки.

Уметь воспроизвести ритмический рисунок.

3

1

2

10

Сценодвижение.

Работа над

сценическим образом.

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

Уметь выражать песенный образ на сцене: своеобразие. Манера движения .

Уметь анализировать свои действия.

3

0

3

11

Работа над

репертуаром.

Выбор и разучивание репертуара.

Освоение всех вокальных , интонационных и технических

трудностей. Работа с солистами.

Просмотр видеоклипов, прослушивание

дисков.

Уметь работать с микрофоном и фонограммой.

Совершенствовать репертуар.

30

3

27

12

Концертная

деятельность

Уметь применять свое исполнительское мастерство и артистизм при

исполнении на сцене.

8

0

8

13

Итоговые занятия.

Творческие отчеты.

4

0

4

Итого:70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»

Отличительная особенность программы «Веселые нотки» состоит в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...