Приемы развития мотивации
статья

Захарова Любовь Вячеславовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_razvitiya_motivatsii_uchebno.docx848.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках в начальной школе

«Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

 Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительностью.

Использование тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание. Большое значение в развитии познавательной активности на уроках имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Приведу примеры заданий и упражнений применяемых мной для развития познавательной активности на уроках.

Русский язык

1.Прием  « Почтальон»

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили «огород, парк, море ,школа, столовая, зоопарк».
Гря-ки, доро-ки, пло-цы, кни-ки, хле-цы, кле-ка, кали-ка, бере-ки, фла-ки, обло-ки, пиро-ки, марты-ка,
 реди-ка, ду-ки, ло-ки, тетра-ка, сли-ки, тра-ка, морко-ка, ли-ки, остро-ки, промока-ка, голу-цы, реше-ка.

2.Прием  «За кем последнее слово?»

Цель : отрабатывать умение образовывать слова от данного корня и находить корень в родственных словах, подбирать однокоренные слова.

Ход : Один из учащихся, называет какое – либо слово. Второй называет другое слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовет слово с данным корнем.

Слова с корнем вод:

Вода, водица, водичка, водник, водовоз, водомерка, водопровод, водород, подводный, водяной, водоросль, безводный, водохранилище, водопой, водопровод, земноводный…

3. Приём «Лови ошибку!»

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.


В диревне терса новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

4.Прием «Подбери пару»

 Цель : закрепление темы «Наречие».

Ход : класс можно разделить на 3 команды. Для  каждой команды на доске помещена карточка с глаголом .Вокруг   карточек (3) по всей доске размещены карточки с наречиями. Задача-подобрать к своему глаголу как можно больше наречий, подходящих по смыслу.

Математика

 Я уже не первый год работаю по УМК «Учусь учиться» Л.Г.Петерсон. В учебниках данного автора огромное разнообразие заданий , которые направлены на повышение работоспособности младших школьников.

1.Прием «Расшифровка»

Здесь идет не только отработка вычислительных навыков, но и вырабатывается интерес

-к чтению

- к истории :

2. Прием «Решение задач с книжными героями»

3.Прием «Найди ошибку»

4.Прием «Задачи на смекалку»

5.Прием «Решение задач с подвохом  »

Литературное чтение

1.Прием  «Играем со звуком»

Сделать глубокий вдох, а на выдохе издать названные педагогом звуки, усиливая или ослабляя их звучание:

  • гудок поезда, который приближается или удаляется: М М-М-М...;
  • шум ветра: В-В-В-В...;
  • жужжание пчелы или жука: Ж-Ж-Ж-Ж;
  • писк летающего комара: З-З-З-З...;
  • рычание собаки (большой или маленькой): Р-Р-Р-Р...;
  • шипение змеи: Ш-Ш-Ш-Ш...;
  • воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-с-с-с...

2. Прием «Лучший скороговорщик»

Вез на горку Саня за собою сани.

Шел Егор через двор

С топором чинить забор.

3.Прием  «Шифровальщики»

Игра, которая в различных вариантах применима на этапах урока обучения грамоте, литературного или внеклассного чтения.

  • Расшифруйте буквы и получите фамилии известных писателей:

Мршк, Мрк Твн, Чквскй, Пшкн.

  • Расшифруйте слово, в котором каждая черточка соответствует букве:

Маш_ _ _ , моло_ _ , карто_ _ _ _ , чело_ _ _ , земля_ _ _ _ .

  • Придумайте как можно больше слов, в которых встречаются буквы (последовательность букв можно менять):

К — Т (кот, кто, котелок, скот, конверт, котлета и т. д.);

М — Ш (мышь, шум, машина, Маша, маршрут, шмель и т. д.)

  • Прочитайте строки известных стихотворений, вспомните, кто их автор.

Д-бр-й д-кт-р А-б-л-т!

-н п-д д-р-в-м с-д-т.

В с-н-м н-б- зв-зд- бл-щ-т,

В с-н-м м-р- в-лн- хл-щ-т.

Среди приемов повышения мотивации к чтению выделяют еще :

  • состязание чтецов,
  • кроссворд, викторина,
  • театральный фестиваль час «тихого чтения»,
  • библиотечные часы,
  • литературные гостиные,
  • беседа,
  • конкурс–соревнование, имеющий целью выделить лучших участников, лучшие работы.

Окружающий мир

Дети очень любят уроки «Окружающего мира», потому что на них можно «поиграть», «поговорить, о чём хочешь», «узнать много нового о природе, о людях».

Действительно, эти уроки очень интересны ребёнку младшего школьного возраста, так как на них «говорят обо всём на свете»: о животных и растениях, о нём самом, о маме, бабушке и народов разных стран.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка, и прежде всего его интеллекта. Школьники становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения.

Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира у младших школьников происходит при использовании в учебном процессе методов и приемов, способствующих этому. Например :

1. Прием «Фантастическая добавка»

-Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/

2.Прием «Осколки»

 

Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока.

3. Прием «Верные и неверные утверждения»

     

Данный прием целесообразно использовать в начале урока. Задача школьников – выбрать правильный ответ. Дети должны обосновать свой ответ. Далее после изучения темы или после рассказа учителя дети оценивают достоверность выбранных утверждений.

Например, урок окружающего мира «Жизнь леса» (учебник «Мир вокруг нас. 4 класс», авт. А. А. Плешаков), может начаться так...

Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру "Верите ли вы, что…». У вас на парте лежат листочки с номерами вопросов. Прочитайте эти вопросы и поставьте напротив номера вопроса «+», если вы согласны с ответом и «-», если не верите. Работайте в парах».

Вопросы:

  1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
  2. Средний ярус — это мхи и лишайники.
  3. На дереве обитают кроты и землеройки.
  4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
  5. Жуки короеды приносят вред лесному сообществу.
  6. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
  7. Бурый медведь — хищник.
  8. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Ответы:+--+----

4.Прием «Работа в группах»

Например , при изучении темы «Страны Европы» класс условно делится на группы. Каждая группа получает задание –подготовить материал в письменном и устном виде по данной стране. Один ребенок готовит материал по природе данной страны, другой – по жителям этой страны и т.д. На следующем уроке дети готовят презентацию по своей стране, объединяя весь найденный материал. Выступают.

         

Разнообразные средства и способы активизации познавательной деятельности мной применяются на всех уроках и во внеклассной работе.

Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы для развития мотивации учащихся на урках русского языка и литературы

Представлены упражнения и приемы для развития мотивации учащихся...

«Приемы игровых технологий как средство развития мотивации у обучающихся к занятиям хореографией»

В данной работе раскрываются приемы игровых технологий на уроках ритмики, как они влияют на процесс обучения....

Методические приемы и средства, способствующие развитию мотивации обучающихся

Ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу...

Приемы развития мотивации на уроке

Проблема, как побудить ребенка к запоминанию и усвоению материала, стоит перед педагогикой давно. Можно сказать, с того момента, как эта педагогика начала свое существование. И до сих пор учителя ищут...