Методическая разработка по теме «Описание системы приемов и методов организации образовательного пространства, способствующих развитию мотивации к изучению мировой художественной культуры в рамках клубной деятельности»
методическая разработка на тему
Примеры игр, упражнений для развития мотивации к изучению искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razr._opisanie_sitemy_priyomov_i_metodov.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме
«Описание системы приемов и методов организации образовательного пространства, способствующих развитию мотивации к изучению мировой художественной культуры в рамках клубной деятельности»
(Автор: Силина И.В.)
В связи с актуальностью для современного подрастающего поколения знакомства с мировой художественной культурой, в Зеленоградском дворце творчества детей и молодёжи возникла необходимость в открытии клуба, занимающегося по данному направлению.
Основным активом клуба являются дети, занимающиеся в объединениях художественно-эстетической направленности дворца творчества, т.е. в той или иной мере мотивированные. Поскольку предмет изучения может показаться ребятам скучным и изобилующим историческим и культурологическим материалом, необходимо подобрать такие методы и приемы его изложения, чтобы у них возник интерес к данному предмету.
Как уже отмечалось выше, дополнительное образование располагает гораздо более широкими возможностями, чем школа, для создания необходимой комфортной среды обучения.
В начале знакомства с мировой художественной культурой следует подготовить почву для активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
1. Упражнения на активизацию внимания и коммуникацию
Чтобы осознать принадлежность к группе будет полезно выполнение упражнения «Эхо» из социо-игровой педагогики. Все ученики отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Это упражнение нацелено на слаженность действий, его можно использовать в разные моменты на многих занятиях.
«Слухачи». Выбирается водящий, и он выходит из помещения. Остальные играющие выбирают одну-две строчки из какой-нибудь известной песни или стихотворения. Каждое слово строчки распределяют по группам участников. Водящий-слухач ходит между компаниями, выуживает отдельные слова и складывает их в заданную строчку. Вместо строчки можно задумать фамилии писателей, художников и т.д. Это упражнение может быть использовано как для активизации внимания, так и для социализации в коллективе.
«Разведчики». Каждый ребенок «связывается» глазами с кем-то из группы. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами – только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза». Возникшие пары можно временно закрепить, задавая новые действия. Это упражнение позволяет понять, как важно удерживать внимание на партнере и замечать его внимание к себе.
Упражнение «Скульптор и глина» позволяет почувствовать не только пластику своего тела, но и выявляет умение работать в паре. «Глина» здесь должна полностью подчиняться действиям «скульптора».
2. Приемы работы с текстом
Открытая образовательная технология РКМЧП дает много способов работы с текстами. Среди них наиболее интересными для нашей работы являются нежеследующие стратегии.
Стратегия «Чтение с остановками» используется для пробуждения интереса к чтению. Для использования данного приема важно, чтобы текст был абсолютно неизвестным для данной аудитории, с динамичным, событийным сюжетом, с неожиданной развязкой и «открытым» проблемным финалом. Текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка. Педагог заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Система маркировки текста «ИНСЕРТ». На стадии осмысления предлагается система маркировки текста (чтение с пометками), чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
v (галочка) - этим знаком помечается информация, которая уже известна;
- (минус) – помечается то, что противоречит представлению детей;
+ (плюс) – помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? (вопросительный знак) ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше.
Далее, читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. После прочтения текста учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: v - + ?. На стадии рефлексии происходит последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал». До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбик таблицы «Знаю», «Хочу знать». По ходу знакомства с текстом или в процессе его обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы. Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала.
Синквейн. На стадии рефлексии возможно создание синквейна – стихотворения из 5 строк (от французского «5»), которое строится по следующим правилам:
в первой строчке тема назвается одним словом (обычно существительным); во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных); в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;
в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне. Синквейн можно использовать на разных этапах занятий.
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Складывание текстов из отрывков. Берется известный текст и разбивается на отрывки. Учащиеся должны последовательно собрать все части текста и определить, что это за произведение и к какой эпохе оно относится.
Свертывание/развертывание текста. При свертывании текста информация поэтапно преобразовывается за счет обобщения к одному слову, а развертывание представляет собой генерирование информации.
Выразительное чтение текстов (в том числе по ролям) является хорошим приемом для осознания содержания текста.
3. Задания на эмоционально-образное мышление
Одним из основных приемов этой области является прием проживания.
Это относится и к музыке, и к изобразительному искусству, и к театру.
Музыка – самое выразительное средство искусства.
Слушая музыку, можно выполнять различные задания на восприятие. Например, выражение музыки в цвете, линии.
Другим видом занятия является замена музыкального текста на вербальный (проговаривание, написание эссе).
Прочувствование музыки телом. Слушая музыку с закрытыми глазами, совершать движения, соответствующие музыке (чувствование ритма, интонации, настроения).
Понимание образов изобразительного искусства требует некоторой подготовки. Следующий прием заключается в соотнесении интонации картины со своими чувствами.
Для понимания внутреннего состояния героев произведений изобразительного искусства бывает необходимым в точности воспроизвести позу – телесно почувствовать напряжение всех мышц.
4. Использование игровых технологий
Очень полезно и интересно проводить занятия в форме различных турниров (по типу КВН) по пройденной теме. Это, конечно же, требует большой подготовки, причем, с каждой командой в отдельности. Зато такой способ занятий позволяет достаточно глубоко проработать и изучить материал. К тому же на турнир можно пригласить родителей и друзей.
Другими вариантами могут быть занятия-путешествия, занятия-экскурсии и другие.
Можно инсценировать на занятии отрывок текста.
5. Дидактические приемы
Существует огромное количество дидактических приемов. Здесь представлены лишь некоторые из них.
«Третий - лишний» - из трех слов найди лишнее и обоснуй свой выбор.
Разгадывание различных ребусов и шарад.
Составление логико-ассоциативных цепочек.
Определение количества гласных или согласных букв в определениях.
«Цифровой диктант». Среди нескольких произнесенных однократно и достаточно быстро определений есть верные и неверные. Верные маркируются цифрой 1, неверные – 0.
Прием группировки понятий, текстов или иллюстраций с объяснением принципа группировки.
Составление логических пар. Первая пара задается, а во второй дается только одно слово.
6. Творческие задания
Творческие задания в работе клуба предполагаются практически на каждом занятии. Это и, уже описанные выше, выражения чувств и эмоций в красках. Работа с пластилином или глиной, имитирующая предметы изучаемых культур. Выполнение рисунков в соответствии с характерными чертами, особенностями, живописи.
Организация выставок детских работ с возможностью раскрыть художественный замысел своих сверстников.
Проведение уже описанной в предыдущем параграфе технологии «Педагогические мастерские».
Для работы в малых группах существует большое количество способов объединения (деления на команды). Среди них – «разрезанная открытка»; выбор по цвету и форме; по картинкам-ассоциациям; выстраивание по признакам (цвет волос, одежды, глаз, рост, дата рождения и др.) и расчет по номерам; выбор капитанов из активных детей и затем последовательный выбор следующего члена команды предыдущим.
В групповой работе в некоторых случаях предлагается динамизм – перемещение в группах.
Использование средств ИКТ позволяет широко использовать их для наглядности. Здесь и возможность представления презентаций по разным темам, и просмотр видеоматериалов, и создание проектов, и многое другое. Современные ИКТ технологии позволяют сделать занятия более интересными. Например, провести виртуальное путешествие в какой-нибудь город или музей. А еще, это отличный инструмент для выполнения домашних заготовок.
В конце учебного года было бы очень здорово обобщить полученный опыт в коллективном проекте. Причем этот проект должен включать в себя творческие работы детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассматривалась проблема познавательной мотивации детей школьного возраста в системе дополнительного образования.
В своей работе я подробно рассказала о проблемах, которые существуют в современном обществе в сфере образования.
Мною были рассмотрены теоретические подходы к проблеме мотивации в контексте личностно-ориентированного подхода.
В результате анализа ситуации в области изучения предметов искусства в школе вышла на необходимость создания в условиях дополнительного образования клуба, знакомящего детей с мировой художественной культурой.
Для обеспечения успешной работы были проанализированы существующие подходы к образованию, методы и средства обучения.
В итоге была предложена система приемов и упражнений, оптимальных для дополнительного образования и способствующих развитию мотивации к изучению мировой художественной культуры.
ИСТОЧНИКИ
- Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. М.: Владос, 2002 г.
- Библер В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения). Вопросы философии, 1989 г., №6, с.31-42
- Бодровская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000 г.
- Бондаренко С.М. Урок – творчество учителя. «Знание», серия «Педагогика и психология», № 3, 1974 г.
- Гребенкин А. Театральная педагогика вчера и сегодня. Научные труды. - http://www.theater111.ru/science03.php
- Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.
- Гураль С.К., Синергетическая модель развития образовательного пространства (sun.tsu.ru/mminfo/000063105/303/image/303_015-016.pdf)
- Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010 г.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2001 г.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990 г.
- Мелик-Пашаев А.А. и Новлянская З.Н. Развитие художественной одаренности в школьные годы. Методическое пособие. Москва. 2009. Сайт – Психологический институт РАО: www.pirao.ru/posobie.doc
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству. М., 1987.
- Мелик-Пашаев А.А. О состоянии и возможностях художественного образования. Искусство в школе, №1, 2008 г.
- На пути к педагогике личности: Сб. метод. материалов и докум. / Под ред. В. В. Серикова. ─ Волгоград, 1997. ; 5
- Неменский Б.М. Искусство. Культура. Образование: Цикл бесед. М., 1993.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва, Просвещение, 2007, - 255 стр.
- Никитина А.Б. Создание открытой художественно-творческой среды в пространстве современного образования
- Никитина А.Б. Театр где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М.: Владос, 2001.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995 г.
- Образовательные системы современной России. Справочник. Составитель Ю.Л.Троицкий. РГГУ, М. 2010.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. С. А. Смирнова. ─ Москва, 1999. ─ 2-е изд., испр. и доп.
- Педагогический словарь. ─ Москва, 1960
- ПЕШИКОВА Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. (Б-ка учителя мировой художественной культуры). Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002–96с.
- Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования / Р.Е.Пономарев // Педагогическое образование и наука. – 2003. – №1. – С.29-31.
- Психология развития Словарь А.А. Вербицкий.
- Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Вопросы психологии, 1995 г., № 2, с.13-21.
- Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство». Педагогические технологии и механизмы художественного-творческого развития детей: интегрированные формы обучения. Москва, 2006, - 235 стр.
- Селевко П.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Симпозиум «Художественное образование: состояние и перспективы» (20-21 октября, 1998 г.) ИХО РАО, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. М. – 257 стр.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998 г.
- Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. Авторы: Басина Н.Э., Крайзель Е.З., Санина Н.Н., Сулимова Н.П., Суслова О.А., Танаева Е.Н., Храмцова Е.Э. Научный консультант: канд. пед. наук, доцент Н.П. Сулимова. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005.- 160с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 .
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. Просвещение, М.-1991.
- Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с. (в соавт.)
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 г.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979 г.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные формы и методы организации образовательного пространства
Пути решения проблем преемственности в современной школе...
Видение изучения мировой художественной культуры в свете ФГОС(2). ( «размышления у парадного подъезда…»)
Размышления учителя о несоответствии заявленных в новых стандартах целей содержанию образования, где предмету "Мировая художественная культура" не нашлось места......
Методическая разработка по теме «Приемы и методы развития мотивации к изучению мировой художественной культуры в пространстве дополнительного образования»
Анализ эффективности приёмов и методов мотивации в условия дополнительного образования....
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии».
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии»....
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры на профильном уровне в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего о
Рабочая программа по МХК. Профильный уровень....
Статья В.Н. Миняева " Организация образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"
В статье ВН Миняева "Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ"говорится о том, что проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной...
«Взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения мировой художественной культуры»
Активное участие каждого ученика в процессе обучения — это желание всех педагогов. Добиться этого можно несколькими способами, среди которых ярко выделяются два: содержание занятия должно быть и...