Дополнительная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности Пресс- центр «Открытый микрофон»
рабочая программа (10 класс)

Дикая Алёна Николаевна

Данная программа предполагает создание Пресс-центра в школе с целью распространения информации о деятельности школы, достижениях учащихся и педколлектива. Школьное самоуправление невозможно без творческой и продуктивной деятельности ребенка. Пресс-центр является одним из эффективных видов школьного самоуправления, стимулирует развитие ребёнка, создавая ситуацию успеха деятельности. Зона действия – школа и школьное сообщество. Участники – обучающиеся, родители и педколлектив

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkolnogo_press-tsentra.docx977.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

             Дополнительная общеобразовательная программа

             социально - педагогической

           направленности

         Пресс- центр «Открытый микрофон»

                                Программа рассчитана на 68 часов.

Разработчик: Дикая Алена Николаевна,

заместитель директора по воспитательной работе

 

.

г. Радужный, 2021 г.

Аналитическая справка

В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на основании государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Югры от 5 октября 2018 года № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»,

приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 марта 2019 № 1391 «О реализации мероприятий по созданию в 2020 году новых мест дополнительного образования детей в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре»,

 приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 марта 2020 года № 347 «Об итогах конкурсного отбора муниципальных районов и городских округов на предоставление в 2020 году субсидии из бюджета автономного округа на создание новых мест дополнительного образования детей в пределах регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,

муниципальной программы «Развитие образования в городе Радужный на 2019-2025 годы и на период до 2030 года», утвержденная постановлением администрации города Радужный от 24.12.2018 №2224,

приказа управления образования от 14 апреля 2020г № 189 «О реализации плана мероприятий («дорожной карты») по созданию новых мест дополнительного образования детей в сфере образования города Радужный,

а также в целях достижения показателей и результатов отдельных мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка», направленных на создание современной модели дополнительного образования в сфере образования города Радужный.

Программа содержит пояснительную записку, в которой раскрывается направленность дополнительной общеобразовательной программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, определяются цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы, указываются отличительные особенности программы от уже существующих в этой области, возраст детей, участвующих в реализации программы, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации. Затем приводится образовательная программа модулей, отражающая основные образовательные и игровые формы работы, требования к знаниям и умениям учащихся, основные темы практических занятий и выделяемое на них количество часов. Далее указывается методическое и информационное обеспечение программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа школьного пресс-центра «Открытый микрофон» рассчитана на учащихся 8-11 классов. Новизна программы заключается в применении нового подхода к построению содержания материала и использованию инновационных форм организации познавательной активности детей.

Направленность программы: социально-образовательная – направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей̆ обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга школьников. Эта деятельность способствует социальной̆ адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения и воспитанию медиа культуры подрастающего поколения.

Организатором информационной деятельности детей в образовательном учреждении выступает пресс-центр - профильное самодеятельное детское объединение. Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативных, творческих способностей ребят. Потенциал информационного пространства учреждения образования трудно переоценить: будучи наиболее доступной ребенку, адаптированной к его возрастным особенностям, переданная авторитетными для ребенка людьми, эмоционально окрашенная, сформированная при участии самого ребенка и его друзей, информационная среда образовательного учреждения становится своего рода «фильтром» тех необъятных информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок, в современном социуме. Это означает, что информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может обуславливать ту или иную интерпретацию им событий окружающей жизни; формировать его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в современном информационном пространстве, то есть к его социализации.

Образовательный замысел программы. Одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и творчески выбирать ее. Следовательно, школьные средства массовой информации сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих социализации и нравственному становлению личности, формированию мировоззрения человека и его ИКТ-компетентности, что является одним из основных требований к уровню подготовки выпускников согласно Федеральному государственному стандарту, основного и среднего общего образования.

Школьное самоуправление невозможно без творческой и продуктивной деятельности ребенка. Пресс-центр является одним из эффективных видов школьного самоуправления, стимулирует развитие ребёнка, создавая ситуацию успеха деятельности. От успешного решения этой задачи будет во многом зависеть выбор профессии, а, значит, и дальнейшая социализация молодых людей. Сегодня важно в школах создать не только условия для обучения детей, но и помочь им успешно адаптироваться в жизненном пространстве, развить у них социальный интеллект.

Актуальность программы обусловлена решением одной из важнейших задач российской образовательной политики «Развитие личности, способной к самоопределению и самореализации». Мощным фактором решения данной задачи может стать создание школьного пресс-центра» Школьная газета». Назрела острая необходимость создания пресс-центров как одной из основных форм создания медийного пространства для успешной социализации обучающихся в школе. Школьная пресса дает в руки подрастающего поколения средства, позволяющие определить своё место в окружающем мире, познать самих себя. Участие в школьной прессе считается одним из самых действенных методов развития гражданского самосознания и активности личности. Более того, школьная газета – это пространство, в котором есть место любому обучающемуся школы, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, а также несовершеннолетним, состоящим на различных видах профилактического учета.

С помощью пресс-центра обучающиеся могут влиять на окружающую их социальную среду, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Работа в пресс-центре предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микро-социальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, происходит более гибкая социализация подростков. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Педагогическая целесообразность: одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема социализации личности ребенка, школьника. Школа, предоставляя обучающемуся спектр учебных программ и разнообразие их содержательного компонента, порою не учитывает важную проблему: как выпускник сумеет применить полученные знания. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы знания не стали мертвым грузом, багажом, который останется, востребован только на занятиях в школе, а жизнь при этом диктует правила и законы?

Первой и одной из самых важных ступеней пути на формирования социальной активности и развития медиа-культуры может и должно стать вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы. Этот процесс также способен сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вырабатывается отношение к себе и окружающей действительности. Способом социализации обучающихся может быть участие в работе школьного пресс-центра, а именно, через публикацию своих творческих работ и анализа своей деятельности в школьной газете.

Газета является частью структуры школьного самоуправления учащихся и представляет собою школьный пресс-центр.

Школьный пресс-центр - это логически продуманное, организованное сообщество детей под руководством педагога, это форма освоения способов построения отношений, как условие освоения социально принятых норм взаимодействия, основание развития партнерства и сотрудничества, позволяющее:

  • привлечь обучающихся к обсуждению и участию в решении социальных проблем;
  • создать безопасное досуговое пространство для молодых людей, где они при поддержке взрослого могли бы проживать различные социальные роли (редактор, корреспондент, верстальщик, корректор и т.д.);
  • осуществлять профилактику негативных социальных явлений современной жизни среди подростков;
  • формировать у подростков умение адаптироваться в сложной жизненной ситуации, моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и собственной мнимой неполноценности;
  • формировать социальную активность учащихся, понимаемую нами как творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни.

Программа состоит из 4 модулей

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели программы:

  • создание живой, активно работающей информационной среды через издание школьной газеты, оперативно и достоверно освещающей события и факты школьной жизни и жизни города;
  • информационная поддержка образовательного процесса и развитие системы дополнительного образования обучающихся;
  • создание условий социализации и воспитание медиа-культуры обучающихся;
  • формирование социальной активности обучающихся через творческое отношение к делу и деятельное отношение к жизни.

Задачи программы:

-развитие активной гражданской позиции учащихся, формирование чувства гражданской ответственности и понимания личной социальной значимости подростков в решении актуальных проблем местного сообщества в сотрудничестве с органами местного самоуправления;

- привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении;

- издание периодической печатной газеты «_на_волне_4школы» малым тиражом (20 экземпляров 1 раз в месяц) с целью духовно- нравственного совершенствования населения, повышения уровня социальной активности учащейся молодежи и населения города Радужный в целом;

-создание дополнительного информационного пространства с целью актуализации социальной значимости подрастающего поколения в жизни города посредством вовлечения в общее дело по организации работы школьной печати, развитие коммуникативных способностей и познавательной активности учащихся;

-содействие развитию местных муниципальных малотиражных органов печати, способных более информативно в сравнении с региональными печатными изданиями рассказать о проблемах и событиях муниципального поселения;

-повышение авторитета школы в общественной жизни города Радужный.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Образовательные: освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой̆ и отражают:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленноӗ задачей̆ и условием еѐ реализации;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные: изучения программы школьного пресс- центра «Окна Нашего Дома» отражает опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы школьники:

  • познакомятся с основными терминами журналистики;
  • приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
  • получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
  • приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
  • приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • научатся давать самооценку результатам своего труда;
  • приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
  • приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
  • научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта;
  • научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
  • поймут сущность журналистской̆ профессии как социальной, информационной творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
  • приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Компетентностные результаты: освоения программы предполагают:

  • приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты;
  • получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
  • понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.

ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Отличие данного проекта: данный проект является одним из способов активизации обучающихся и развитие их творческой активности через проблемный подход, то есть решения проблем, которые не имеют готового ответа. Проект имеет социально-образовательную направленность, создаёт безопасное досуговое пространство для молодых людей, где они проживают различные социальные роли (редактор, корреспондент, верстальщик, корректор и т.д.), помогает установить микросвязи разновозрастных групп, разных социальных групп. Таким образом, задается возможность овладения подростком представлений и навыков необходимых для современного человека вне зависимости от его профессии и формирование профессиональной компетентности. Речь идет о возможности совмещения позиций автора, соавтора, организатора и управленца, технического исполнителя.

Возраст участников 14-18 лет. Работа с детьми этого возраста требует индивидуального подхода и воспитания таких качеств личности, как ответственность, коллективизм, терпимость, толерантность. Хотя программа разделена на отдельные тематические модули, но в связи со спецификой занятий в детском объединении границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов. Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая репетиционно-постановочные цели, воспитательные задачи и конкретные перспективы коллектива.

Виды деятельности обучающихся:уссия, мозговой штурм, диагностика и самодиагностика, тренинги, упражнения по развитию различных видов мышления, метод контрольных вопросов, практические задания, теоретические занятия , творческий практикум, работа с прессой, работа, со справочной литературой, анкетирование, социологический опрос, экскурсии, встречи с журналистами участие в школьных, городских, региональных, всероссийских конкурсах. А также оттачивают навыки работы с основными и специальными компьютерными программами обработки текстовой, графической, звуковой информацией, оргтехникой. Работая над содержанием продукта (брошюра, буклет, листовка, компьютерная презентация) учащиеся обретают умение концентрировать внимание на главном аспекте полученной информации, у них формируются композиционные навыки.

Ожидаемый конечный результат: 

-формирование личностной компетентностей;

- выработка личного мнения и определение собственной жизненной позиции через выявление актуальных возрастных и социальных проблем, проблем поколений, идеологического и образовательного дефицита;

- расширение спектра образовательных сфер и побуждение школьника к самостоятельному мышлению и деятельности;

- повышение ИКТ компетентности учащихся в процессе освоения новых компьютерных программ, необходимых в издательском деле, способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети). 

-повышение информационной культуры учащихся и населения города Радужный в целом, их читательской активности.

- развитие умений учащихся работать с различными источниками информации и навыков работы с различными компьютерными программами.

- развитие инициативы и творчества школьников через организацию работы по изданию школьной газеты «» под патронажем администрации города Радужный социально значимой для жителей города.

- создание благоприятных условий для развития эстетических, нравственных качеств личности учащихся.

- решение задач в области гражданского, патриотического воспитания   молодежи;

- активизация социальной активности учащихся;

- развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – общественность;

- объединение талантливых, инициативных учащихся в единую команду независимо от возраста, воспитывать непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.

- регулярный выпуск школьной газеты ««_на_волне_4школы» 1 раз в месяц малым тиражом;

- привлечение внимания населения к социальным проблемам города;

- привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении;

- участие в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах.

Срок реализации программы: долгосрочный проект.

Главным критерием в оценке деятельности участника пресс-центра является его творческое проявление в процессе выполнения конкретного задания: подбор материала для выпуска газеты, оформления статьи в соответствии с требуемыми параметрами, работа в различных программах на компьютере. Своеобразной формой контроля является участие в различных конкурсах. Высшая оценка для участника – получение призового места.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ

Форматы выстроены с целью формирования молодого поколения, обладающего технологиями социального партнерства и методами организационно-управленческой деятельности, осуществляющие игровое моделирование социально- экономических ситуаций и проводящие соответствующие исследования. Обучающиеся участвуют в решении креативных задач, вступают в диалоги с различными партнерами.

Форсайт - лаборатория. Данный образовательный прием учит школьников моделировать будущее. При работе с газетным материалом такой формат позволяет использовать современные технологии, анализировать и строить версии, находить ответы на вопросы. Обучающиеся получают опыт работы в команде.

Коворкинг – как современная модель воспитания и социализации обучающихся средствами профориентационной работы, направленную на профессиональную мобильность выпускников.

Интернетсерфинг – поиск необходимой информации, размещение собственной информации через вебсайты в интернете, создание собственной страницы в интернете.

Используемые образовательные форматы позволяют обучающимся моделировать ситуацию взрослой жизни, развивать творческие способности и совершенствовать межличностные отношения.

SWOT-анализ как метод стратегического планирования.

Образовательное погружение – форма повышения эффективности образовательного процесса.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

  • компьютер; программа Adopt in Design CC.
  • многофункциональное устройство(МФУ) Konica Minolta Bizhub C 454
  • 1 сканер;
  • 3D принтер.
  • 1 лазерный принтер;
  • 1 мультимедийный проектор с экраном;
  • Графический планшет А5;
  • Принтер широкоформатный;
  • Цифровой фотоаппарат;
  • Система организации беспроводной сети.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из совокупности четырех модулей:

Модуль 1. «Наш школьный пресс- центр»

Модуль 2. «Работа редколлегии. Выпуск газеты»

Модуль 3. «Основы журналистского мастерства»

Модуль 4. «Истина где-то рядом…»

Все модули связаны между собой единством цели и содержания. Каждый модуль предполагает определенный этап овладения знаниями, умениями, навыками.

СОДЕРЖАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКИМ МОДУЛЯМ

Образовательная программа 1 модуля «Наш школьный пресс- центр»

Образовательная задача модуля: разработать положение «О школьной газете», создать команду единомышленников. (Приложение1)

Учебные задачи модуля: после распределения функциональных обязанностей редколлегии газеты, обучить обучающихся освоением первоначальным техническим навыкам овладения. таких профессий как журналист, дизайнер, корректор, редактор, верстальщик, фотокорреспондент.

Тематические рабочие группы и форматы:

В редакционную коллегию входят учащиеся 8-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Учредителем газеты является администрация школы.

Распределение редакционных обязанностей:

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).

2. Главный редактор.

3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).

4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).

5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).

6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).

7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).


Модуль 1 «Наш школьный пресс- центр»

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Установочное выступление

Welcome-тренинг.

Обзор проблем и обозначение задач, связанных с работой школьного пресс- центра

1

Тренинговое занятие

Психологическая игра

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие.

1

Группообразование.

Дидактическая игра

Установочное задание на работу в группах

1

Работа в группах. Мозговой штурм.

Создание проблемной ситуации.

Изучение профессиональных навыков необходимых для распределения функциональных обязанностей в редколлегии газеты

1

Общая дискуссия. Выступление групп.

Публичная защита. Доклады.

Знакомство с профессиональными навыками журналиста, дизайнера, корректора, редактора, верстальщика, фотокорреспондента.

1

Экспертная лекция

Экспертное сообщение приглашенного специалиста. Взаимодействие с муниципальной газетой города «Новости Радужного»

Особенности журналистского дела.

2

Экскурсия

Взаимодействие с муниципальной газетой города «Новости Радужного»

Экскурсия в редакцию газеты города. Знакомство с верстской  и печатью выпуска газеты.

2

Экспертная лекция

Руководитель школьного пресс-центра.

Из истории журналистики. Этика и психология журналистского общения. Печатные издания и их роль.

1

Общая дискуссия

Создание проблемной ситуации. Обсуждение. Групповое взаимодействие.

Газета. Какая она должна быть? Язык и стиль газеты

2

Общая дискуссия

Создание проблемной ситуации. Обсуждение. Групповое взаимодействие.

Анализ рубрик печатных изданий. Текст. Тема и идея текста. Стили речи. Особенности стилей.

2

Экспертная лекция

Руководитель школьного пресс-центра.

Юный редактор – кто это? Цели газетного творчества. Газетная статья - основа газеты

1

Общая дискуссия. Мозговой штурм

Создание проблемной ситуации. Обсуждение.

Обсуждение и утверждение плана работы. Этапы создания газеты. Сбор и оформление информации

1

Практика

Групповое взаимодействие

Формирование групп учащихся. Распределение функциональных обязанностей.

1

ИТОГО:

17

Модуль 2 «Работа редколлегии. Выпуск газеты»

Образовательная задача модуля: создание живой, активно работающей информационной среды через издание школьной газеты.

Учебные задачи модуля: развитие умений, учащихся работать с различными источниками информации и навыков работы с различными компьютерными программами, освоить новых информационных технологий.

Тематические рабочие группы и форматы:

В редакционную коллегию входят учащиеся 8-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Учредителем газеты является администрация школы.

Распределение редакционных обязанностей:

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).

2. Главный редактор.

3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).

4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).

5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).

6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).

7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).

Программа 2 модуля «Работа редколлегии. Выпуск газеты»

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Экспертная лекция

Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста.

Создание газетных статей.

Оформление газетных материалов. Основы оформительской работы.

1

Экспертная лекция

Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста.

Изобразительные элементы в газете. Редактирование текста.

1

Экспертная лекция

Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста.

Иллюстрации, рисунки, фотографии как дополнение к газетным статьям. Реклама на страницах газеты. Оформление, дизайн газеты.

1

Практическое занятие.

Верстка статей

Обработка графической информации. Распределение полос, рубрик. Основные этические требования.

2

Творческая мастерская

Верстка статей

Информационная составляющая газеты. Сбор первичной информации Современный дизайн газеты. Принципы верстки.

1

Практикум

Взятие интервью.

Техника и технология СМИ

2

Практикум

Композиционные особенности репортажа.

Форматирование и редактирование документов. Применение текстового редактора. Репортаж.

1

Работа с текстами.

Проблемный подход к материалу статьи.

Основные этические требования.

2

Практикум. Мозговой штурм

Обсуждение. Групповое взаимодействие.

Оформление, дизайн газеты.

Оформление газетных материалов.

1

Заседание круглого стола.

Обмен впечатлениями.

Редактирование статей.

2

Практикум

Оформление информации на электронных носителях.

Современный дизайн газеты. Принципы верстки.

1

Практикум

Оформление информации на электронных носителях.

Обработка графической информации.

Редактирование фотографий

1

Рефлексия

Создание ситуации успеха

Выпуск первого номера.

1

ИТОГО:

17


Модуль 3 «Основы журналистского мастерства»

Образовательная задача модуля: Овладение основными навыками журналистского мастерства и формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля.

Учебные задачи модуля: интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи, формирование нравственных основ личности будущего журналиста. Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии профессии журналист.

Тематические рабочие группы и форматы:

В редакционную коллегию входят учащиеся 8-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Учредителем газеты является администрация школы.

Распределение редакционных обязанностей:

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).

2. Главный редактор.

3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).

4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).

5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).

6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).

7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).

Программа 3 модуля «Основы журналистского мастерства»

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Экспертная лекция

Мини- конференция.

 Основы журналистики. Хроника. Информация. Особенности жанра.

Зарисовка.

1

Экспертная лекция

Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста.

Корреспонденция. Статья. Обзор,

1

Экспертная лекция

Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста.

Группы газетных жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

1

Практическое занятие.

Репортаж с места события

Понятие «жизненный материал» Репортер – автор репортажа и очевидец с места событий

2

Творческая мастерская

Написание рецензии.

Рецензирование. Особенности жанра.

1

Моделирование ситуации

Выбор темы

Литературная основа. Тема.

2

Практикум

Композиционные особенности статьи.

Стиль статьи.  Ее отличие от заметки. Что читать будущему журналисту?

1

Работа с текстами.

Проблемный подход к материалу статьи.

Очерк. Особенности жанра. Портретный очерк. Проблемный очерк.

2

Решение проблемной ситуации.

Групповое взаимодействие.

Корректура.

1

Проблемно-целостное обсуждение.

Обмен впечатлениями.

Редактирование статей.

2

Практикум

Обсуждение.

Малые жанры художественной литературы

1

Занятие практикум.

Демонстрация видеоматериала.

Что такое юмор и сатира?

1

Рефлексия

Создание ситуации успеха

Презентация собственной брошюры.

2

ИТОГО:

17

Модуль 4 «Истина где-то рядом…»

Образовательная задача модуля: расширение спектра образовательных сфер и побуждение школьника к самостоятельному мышлению и деятельности;

Учебные задачи модуля: научить выявлять актуальные возрастные и социальные проблемы, проблемы поколений. Формировать эстетический вкус как ориентир в самостоятельном восприятии профессии журналист.

Тематические рабочие группы и форматы:

В редакционную коллегию входят учащиеся 8-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Учредителем газеты является администрация школы.

Распределение редакционных обязанностей:

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).

2. Главный редактор.

3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).

4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).

5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).

6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).

7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).


Программа 4 модуля «Истина где- то рядом …»

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Устный журнал

Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста.

Знакомство с героическими страницами истории малой родины; примерами патриотического долга и гражданского служения Отечеству

1

Творческая лаборатория

Приглашенные гости Круглый стол.

Интерактивный диалог «Встреча двух поколений»

1

Экспертная лекция

Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста.

Знакомство с примерами высоконравственных отношений людей.

1

Практическое занятие.

Трудовой десант.

Добровольное участие в делах милосердия

2

Творческая мастерская

Создание буклета

«Мы выбираем жизнь» Здоровый образ жизни

1

Практикум

Взятие интервью. Приглашенные специалисты различных профессий.

«Как вы стали…?» Выбор профессии.

2

Час раздумья.

Проблемный подход к материалу статьи

Моя жизненная позиция.

1

Дискуссионная лаборатория

 Интервью в гостиной.

Какой язык твой родной? Сохранение истории и культуры малочисленного населения города и округа.

2

Экспертная лекция.

Обсуждение. Групповое взаимодействие.

«Внимание: конфликт!» Мудрые советы специалистов.

1

Заседание круглого стола.

Альбом -эстафета

«Моя родословная» Семейные ценности

2

Практикум SWOT-анализ: сильные и слабые стороны

Мозаика

Безопасность жизнедеятельности

1

Мозаика

Интерактивная работа в группах.

«Течет река…» Экологическая и природоохранная проблема.

1

Рефлексия

Создание ситуации успеха

Освещение проблем в газетных статьях.

1

ИТОГО:

17


ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

Руководитель проекта: Дикая Алена Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии высшей квалификационной категории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и журналистика»)
  2. Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н., Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс» Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006.
  3. Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3 – с. 64 – 72.
  4. Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакции газеты «Мухомор» // Классный руководитель 2002 - №4 – с. 118 – 120.
  5. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов. //Практика административной работы в школе. № 6. 2005 г.
  6. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие/ И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006
  7. Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения. // Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21
  8. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.
  9. Информационные ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/

http://www/solnet.ee

http://www.km.ru

http://vschool.km/ru

http://www.skazochki.narod.ru/indexhttp://www.obruch.msk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»

В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Открытое занятие с элементами проектной деятельности «Пресс-релиз как форма работы школьного пресс-центра».

Открытое занятие в рамках работы экспериментальной площадки "Отработка модели сетевого взаимодействия с целью передачи лучших образовательных практик для повышения эффективности деятельности обра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Школьный пресс-центр»

Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 10-15 лет.Программа рассчитана на 34 часа в год . Периодичность занятий- 1 раз в неделю по 1 часа.Реализация программ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»

Аннотация к программеИнтенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития литературного творчества и журналистской работы ПРЕСС-ЦЕНТР «СВЕЖИЙ ВЕТЕР»

     Программа развития литературного творчества и журналистской работы Пресс-центр «Свежий ветер» имеет художественную направленность, предусматривает развитие и реа...