Дополнительная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности Пресс- центр «Открытый микрофон»
рабочая программа (10 класс)
Данная программа предполагает создание Пресс-центра в школе с целью распространения информации о деятельности школы, достижениях учащихся и педколлектива. Школьное самоуправление невозможно без творческой и продуктивной деятельности ребенка. Пресс-центр является одним из эффективных видов школьного самоуправления, стимулирует развитие ребёнка, создавая ситуацию успеха деятельности. Зона действия – школа и школьное сообщество. Участники – обучающиеся, родители и педколлектив
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkolnogo_press-tsentra.docx | 977.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Дополнительная общеобразовательная программа
социально - педагогической
направленности
Пресс- центр «Открытый микрофон»
Программа рассчитана на 68 часов.
Разработчик: Дикая Алена Николаевна,
заместитель директора по воспитательной работе
.
г. Радужный, 2021 г.
Аналитическая справка
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на основании государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Югры от 5 октября 2018 года № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»,
приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 марта 2019 № 1391 «О реализации мероприятий по созданию в 2020 году новых мест дополнительного образования детей в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре»,
приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 марта 2020 года № 347 «Об итогах конкурсного отбора муниципальных районов и городских округов на предоставление в 2020 году субсидии из бюджета автономного округа на создание новых мест дополнительного образования детей в пределах регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,
муниципальной программы «Развитие образования в городе Радужный на 2019-2025 годы и на период до 2030 года», утвержденная постановлением администрации города Радужный от 24.12.2018 №2224,
приказа управления образования от 14 апреля 2020г № 189 «О реализации плана мероприятий («дорожной карты») по созданию новых мест дополнительного образования детей в сфере образования города Радужный,
а также в целях достижения показателей и результатов отдельных мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка», направленных на создание современной модели дополнительного образования в сфере образования города Радужный.
Программа содержит пояснительную записку, в которой раскрывается направленность дополнительной общеобразовательной программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, определяются цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы, указываются отличительные особенности программы от уже существующих в этой области, возраст детей, участвующих в реализации программы, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации. Затем приводится образовательная программа модулей, отражающая основные образовательные и игровые формы работы, требования к знаниям и умениям учащихся, основные темы практических занятий и выделяемое на них количество часов. Далее указывается методическое и информационное обеспечение программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа школьного пресс-центра «Открытый микрофон» рассчитана на учащихся 8-11 классов. Новизна программы заключается в применении нового подхода к построению содержания материала и использованию инновационных форм организации познавательной активности детей.
Направленность программы: социально-образовательная – направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей̆ обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга школьников. Эта деятельность способствует социальной̆ адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения и воспитанию медиа культуры подрастающего поколения.
Организатором информационной деятельности детей в образовательном учреждении выступает пресс-центр - профильное самодеятельное детское объединение. Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативных, творческих способностей ребят. Потенциал информационного пространства учреждения образования трудно переоценить: будучи наиболее доступной ребенку, адаптированной к его возрастным особенностям, переданная авторитетными для ребенка людьми, эмоционально окрашенная, сформированная при участии самого ребенка и его друзей, информационная среда образовательного учреждения становится своего рода «фильтром» тех необъятных информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок, в современном социуме. Это означает, что информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может обуславливать ту или иную интерпретацию им событий окружающей жизни; формировать его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в современном информационном пространстве, то есть к его социализации.
Образовательный замысел программы. Одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и творчески выбирать ее. Следовательно, школьные средства массовой информации сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих социализации и нравственному становлению личности, формированию мировоззрения человека и его ИКТ-компетентности, что является одним из основных требований к уровню подготовки выпускников согласно Федеральному государственному стандарту, основного и среднего общего образования.
Школьное самоуправление невозможно без творческой и продуктивной деятельности ребенка. Пресс-центр является одним из эффективных видов школьного самоуправления, стимулирует развитие ребёнка, создавая ситуацию успеха деятельности. От успешного решения этой задачи будет во многом зависеть выбор профессии, а, значит, и дальнейшая социализация молодых людей. Сегодня важно в школах создать не только условия для обучения детей, но и помочь им успешно адаптироваться в жизненном пространстве, развить у них социальный интеллект.
Актуальность программы обусловлена решением одной из важнейших задач российской образовательной политики «Развитие личности, способной к самоопределению и самореализации». Мощным фактором решения данной задачи может стать создание школьного пресс-центра» Школьная газета». Назрела острая необходимость создания пресс-центров как одной из основных форм создания медийного пространства для успешной социализации обучающихся в школе. Школьная пресса дает в руки подрастающего поколения средства, позволяющие определить своё место в окружающем мире, познать самих себя. Участие в школьной прессе считается одним из самых действенных методов развития гражданского самосознания и активности личности. Более того, школьная газета – это пространство, в котором есть место любому обучающемуся школы, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, а также несовершеннолетним, состоящим на различных видах профилактического учета.
С помощью пресс-центра обучающиеся могут влиять на окружающую их социальную среду, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Работа в пресс-центре предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микро-социальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, происходит более гибкая социализация подростков. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Педагогическая целесообразность: одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема социализации личности ребенка, школьника. Школа, предоставляя обучающемуся спектр учебных программ и разнообразие их содержательного компонента, порою не учитывает важную проблему: как выпускник сумеет применить полученные знания. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы знания не стали мертвым грузом, багажом, который останется, востребован только на занятиях в школе, а жизнь при этом диктует правила и законы?
Первой и одной из самых важных ступеней пути на формирования социальной активности и развития медиа-культуры может и должно стать вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы. Этот процесс также способен сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вырабатывается отношение к себе и окружающей действительности. Способом социализации обучающихся может быть участие в работе школьного пресс-центра, а именно, через публикацию своих творческих работ и анализа своей деятельности в школьной газете.
Газета является частью структуры школьного самоуправления учащихся и представляет собою школьный пресс-центр.
Школьный пресс-центр - это логически продуманное, организованное сообщество детей под руководством педагога, это форма освоения способов построения отношений, как условие освоения социально принятых норм взаимодействия, основание развития партнерства и сотрудничества, позволяющее:
- привлечь обучающихся к обсуждению и участию в решении социальных проблем;
- создать безопасное досуговое пространство для молодых людей, где они при поддержке взрослого могли бы проживать различные социальные роли (редактор, корреспондент, верстальщик, корректор и т.д.);
- осуществлять профилактику негативных социальных явлений современной жизни среди подростков;
- формировать у подростков умение адаптироваться в сложной жизненной ситуации, моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и собственной мнимой неполноценности;
- формировать социальную активность учащихся, понимаемую нами как творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни.
Программа состоит из 4 модулей
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы:
- создание живой, активно работающей информационной среды через издание школьной газеты, оперативно и достоверно освещающей события и факты школьной жизни и жизни города;
- информационная поддержка образовательного процесса и развитие системы дополнительного образования обучающихся;
- создание условий социализации и воспитание медиа-культуры обучающихся;
- формирование социальной активности обучающихся через творческое отношение к делу и деятельное отношение к жизни.
Задачи программы:
-развитие активной гражданской позиции учащихся, формирование чувства гражданской ответственности и понимания личной социальной значимости подростков в решении актуальных проблем местного сообщества в сотрудничестве с органами местного самоуправления;
- привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении;
- издание периодической печатной газеты «_на_волне_4школы» малым тиражом (20 экземпляров 1 раз в месяц) с целью духовно- нравственного совершенствования населения, повышения уровня социальной активности учащейся молодежи и населения города Радужный в целом;
-создание дополнительного информационного пространства с целью актуализации социальной значимости подрастающего поколения в жизни города посредством вовлечения в общее дело по организации работы школьной печати, развитие коммуникативных способностей и познавательной активности учащихся;
-содействие развитию местных муниципальных малотиражных органов печати, способных более информативно в сравнении с региональными печатными изданиями рассказать о проблемах и событиях муниципального поселения;
-повышение авторитета школы в общественной жизни города Радужный.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные: освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой̆ и отражают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленноӗ задачей̆ и условием еѐ реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные: изучения программы школьного пресс- центра «Окна Нашего Дома» отражает опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы школьники:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
- приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- научатся давать самооценку результатам своего труда;
- приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
- научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта;
- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
- поймут сущность журналистской̆ профессии как социальной, информационной творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Компетентностные результаты: освоения программы предполагают:
- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты;
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.
ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Отличие данного проекта: данный проект является одним из способов активизации обучающихся и развитие их творческой активности через проблемный подход, то есть решения проблем, которые не имеют готового ответа. Проект имеет социально-образовательную направленность, создаёт безопасное досуговое пространство для молодых людей, где они проживают различные социальные роли (редактор, корреспондент, верстальщик, корректор и т.д.), помогает установить микросвязи разновозрастных групп, разных социальных групп. Таким образом, задается возможность овладения подростком представлений и навыков необходимых для современного человека вне зависимости от его профессии и формирование профессиональной компетентности. Речь идет о возможности совмещения позиций автора, соавтора, организатора и управленца, технического исполнителя.
Возраст участников 14-18 лет. Работа с детьми этого возраста требует индивидуального подхода и воспитания таких качеств личности, как ответственность, коллективизм, терпимость, толерантность. Хотя программа разделена на отдельные тематические модули, но в связи со спецификой занятий в детском объединении границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов. Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая репетиционно-постановочные цели, воспитательные задачи и конкретные перспективы коллектива.
Виды деятельности обучающихся:уссия, мозговой штурм, диагностика и самодиагностика, тренинги, упражнения по развитию различных видов мышления, метод контрольных вопросов, практические задания, теоретические занятия , творческий практикум, работа с прессой, работа, со справочной литературой, анкетирование, социологический опрос, экскурсии, встречи с журналистами участие в школьных, городских, региональных, всероссийских конкурсах. А также оттачивают навыки работы с основными и специальными компьютерными программами обработки текстовой, графической, звуковой информацией, оргтехникой. Работая над содержанием продукта (брошюра, буклет, листовка, компьютерная презентация) учащиеся обретают умение концентрировать внимание на главном аспекте полученной информации, у них формируются композиционные навыки.
Ожидаемый конечный результат:
-формирование личностной компетентностей;
- выработка личного мнения и определение собственной жизненной позиции через выявление актуальных возрастных и социальных проблем, проблем поколений, идеологического и образовательного дефицита;
- расширение спектра образовательных сфер и побуждение школьника к самостоятельному мышлению и деятельности;
- повышение ИКТ компетентности учащихся в процессе освоения новых компьютерных программ, необходимых в издательском деле, способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети).
-повышение информационной культуры учащихся и населения города Радужный в целом, их читательской активности.
- развитие умений учащихся работать с различными источниками информации и навыков работы с различными компьютерными программами.
- развитие инициативы и творчества школьников через организацию работы по изданию школьной газеты «» под патронажем администрации города Радужный социально значимой для жителей города.
- создание благоприятных условий для развития эстетических, нравственных качеств личности учащихся.
- решение задач в области гражданского, патриотического воспитания молодежи;
- активизация социальной активности учащихся;
- развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – общественность;
- объединение талантливых, инициативных учащихся в единую команду независимо от возраста, воспитывать непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.
- регулярный выпуск школьной газеты ««_на_волне_4школы» 1 раз в месяц малым тиражом;
- привлечение внимания населения к социальным проблемам города;
- привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении;
- участие в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах.
Срок реализации программы: долгосрочный проект.
Главным критерием в оценке деятельности участника пресс-центра является его творческое проявление в процессе выполнения конкретного задания: подбор материала для выпуска газеты, оформления статьи в соответствии с требуемыми параметрами, работа в различных программах на компьютере. Своеобразной формой контроля является участие в различных конкурсах. Высшая оценка для участника – получение призового места.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ
Форматы выстроены с целью формирования молодого поколения, обладающего технологиями социального партнерства и методами организационно-управленческой деятельности, осуществляющие игровое моделирование социально- экономических ситуаций и проводящие соответствующие исследования. Обучающиеся участвуют в решении креативных задач, вступают в диалоги с различными партнерами.
Форсайт - лаборатория. Данный образовательный прием учит школьников моделировать будущее. При работе с газетным материалом такой формат позволяет использовать современные технологии, анализировать и строить версии, находить ответы на вопросы. Обучающиеся получают опыт работы в команде.
Коворкинг – как современная модель воспитания и социализации обучающихся средствами профориентационной работы, направленную на профессиональную мобильность выпускников.
Интернетсерфинг – поиск необходимой информации, размещение собственной информации через вебсайты в интернете, создание собственной страницы в интернете.
Используемые образовательные форматы позволяют обучающимся моделировать ситуацию взрослой жизни, развивать творческие способности и совершенствовать межличностные отношения.
SWOT-анализ как метод стратегического планирования.
Образовательное погружение – форма повышения эффективности образовательного процесса.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА
- компьютер; программа Adopt in Design CC.
- многофункциональное устройство(МФУ) Konica Minolta Bizhub C 454
- 1 сканер;
- 3D принтер.
- 1 лазерный принтер;
- 1 мультимедийный проектор с экраном;
- Графический планшет А5;
- Принтер широкоформатный;
- Цифровой фотоаппарат;
- Система организации беспроводной сети.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из совокупности четырех модулей:
Модуль 1. «Наш школьный пресс- центр»
Модуль 2. «Работа редколлегии. Выпуск газеты»
Модуль 3. «Основы журналистского мастерства»
Модуль 4. «Истина где-то рядом…»
Все модули связаны между собой единством цели и содержания. Каждый модуль предполагает определенный этап овладения знаниями, умениями, навыками.
СОДЕРЖАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКИМ МОДУЛЯМ
Образовательная программа 1 модуля «Наш школьный пресс- центр»
Образовательная задача модуля: разработать положение «О школьной газете», создать команду единомышленников. (Приложение1)
Учебные задачи модуля: после распределения функциональных обязанностей редколлегии газеты, обучить обучающихся освоением первоначальным техническим навыкам овладения. таких профессий как журналист, дизайнер, корректор, редактор, верстальщик, фотокорреспондент.
Тематические рабочие группы и форматы:
В редакционную коллегию входят учащиеся 8-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).
2. Главный редактор.
3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).
5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).
7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).
Модуль 1 «Наш школьный пресс- центр»
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Установочное выступление | Welcome-тренинг. | Обзор проблем и обозначение задач, связанных с работой школьного пресс- центра | 1 |
Тренинговое занятие | Психологическая игра | Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие. | 1 |
Группообразование. | Дидактическая игра | Установочное задание на работу в группах | 1 |
Работа в группах. Мозговой штурм. | Создание проблемной ситуации. | Изучение профессиональных навыков необходимых для распределения функциональных обязанностей в редколлегии газеты | 1 |
Общая дискуссия. Выступление групп. | Публичная защита. Доклады. | Знакомство с профессиональными навыками журналиста, дизайнера, корректора, редактора, верстальщика, фотокорреспондента. | 1 |
Экспертная лекция | Экспертное сообщение приглашенного специалиста. Взаимодействие с муниципальной газетой города «Новости Радужного» | Особенности журналистского дела. | 2 |
Экскурсия | Взаимодействие с муниципальной газетой города «Новости Радужного» | Экскурсия в редакцию газеты города. Знакомство с верстской и печатью выпуска газеты. | 2 |
Экспертная лекция | Руководитель школьного пресс-центра. | Из истории журналистики. Этика и психология журналистского общения. Печатные издания и их роль. | 1 |
Общая дискуссия | Создание проблемной ситуации. Обсуждение. Групповое взаимодействие. | Газета. Какая она должна быть? Язык и стиль газеты | 2 |
Общая дискуссия | Создание проблемной ситуации. Обсуждение. Групповое взаимодействие. | Анализ рубрик печатных изданий. Текст. Тема и идея текста. Стили речи. Особенности стилей. | 2 |
Экспертная лекция | Руководитель школьного пресс-центра. | Юный редактор – кто это? Цели газетного творчества. Газетная статья - основа газеты | 1 |
Общая дискуссия. Мозговой штурм | Создание проблемной ситуации. Обсуждение. | Обсуждение и утверждение плана работы. Этапы создания газеты. Сбор и оформление информации | 1 |
Практика | Групповое взаимодействие | Формирование групп учащихся. Распределение функциональных обязанностей. | 1 |
ИТОГО: | 17 |
Модуль 2 «Работа редколлегии. Выпуск газеты»
Образовательная задача модуля: создание живой, активно работающей информационной среды через издание школьной газеты.
Учебные задачи модуля: развитие умений, учащихся работать с различными источниками информации и навыков работы с различными компьютерными программами, освоить новых информационных технологий.
Тематические рабочие группы и форматы:
В редакционную коллегию входят учащиеся 8-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).
2. Главный редактор.
3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).
5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).
7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).
Программа 2 модуля «Работа редколлегии. Выпуск газеты»
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Экспертная лекция | Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста. | Создание газетных статей. Оформление газетных материалов. Основы оформительской работы. | 1 |
Экспертная лекция | Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста. | Изобразительные элементы в газете. Редактирование текста. | 1 |
Экспертная лекция | Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста. | Иллюстрации, рисунки, фотографии как дополнение к газетным статьям. Реклама на страницах газеты. Оформление, дизайн газеты. | 1 |
Практическое занятие. | Верстка статей | Обработка графической информации. Распределение полос, рубрик. Основные этические требования. | 2 |
Творческая мастерская | Верстка статей | Информационная составляющая газеты. Сбор первичной информации Современный дизайн газеты. Принципы верстки. | 1 |
Практикум | Взятие интервью. | Техника и технология СМИ | 2 |
Практикум | Композиционные особенности репортажа. | Форматирование и редактирование документов. Применение текстового редактора. Репортаж. | 1 |
Работа с текстами. | Проблемный подход к материалу статьи. | Основные этические требования. | 2 |
Практикум. Мозговой штурм | Обсуждение. Групповое взаимодействие. | Оформление, дизайн газеты. Оформление газетных материалов. | 1 |
Заседание круглого стола. | Обмен впечатлениями. | Редактирование статей. | 2 |
Практикум | Оформление информации на электронных носителях. | Современный дизайн газеты. Принципы верстки. | 1 |
Практикум | Оформление информации на электронных носителях. | Обработка графической информации. Редактирование фотографий | 1 |
Рефлексия | Создание ситуации успеха | Выпуск первого номера. | 1 |
ИТОГО: | 17 |
Модуль 3 «Основы журналистского мастерства»
Образовательная задача модуля: Овладение основными навыками журналистского мастерства и формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля.
Учебные задачи модуля: интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи, формирование нравственных основ личности будущего журналиста. Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии профессии журналист.
Тематические рабочие группы и форматы:
В редакционную коллегию входят учащиеся 8-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).
2. Главный редактор.
3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).
5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).
7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).
Программа 3 модуля «Основы журналистского мастерства»
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Экспертная лекция | Мини- конференция. | Основы журналистики. Хроника. Информация. Особенности жанра. Зарисовка. | 1 |
Экспертная лекция | Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста. | Корреспонденция. Статья. Обзор, | 1 |
Экспертная лекция | Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста. | Группы газетных жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. | 1 |
Практическое занятие. | Репортаж с места события | Понятие «жизненный материал» Репортер – автор репортажа и очевидец с места событий | 2 |
Творческая мастерская | Написание рецензии. | Рецензирование. Особенности жанра. | 1 |
Моделирование ситуации | Выбор темы | Литературная основа. Тема. | 2 |
Практикум | Композиционные особенности статьи. | Стиль статьи. Ее отличие от заметки. Что читать будущему журналисту? | 1 |
Работа с текстами. | Проблемный подход к материалу статьи. | Очерк. Особенности жанра. Портретный очерк. Проблемный очерк. | 2 |
Решение проблемной ситуации. | Групповое взаимодействие. | Корректура. | 1 |
Проблемно-целостное обсуждение. | Обмен впечатлениями. | Редактирование статей. | 2 |
Практикум | Обсуждение. | Малые жанры художественной литературы | 1 |
Занятие практикум. | Демонстрация видеоматериала. | Что такое юмор и сатира? | 1 |
Рефлексия | Создание ситуации успеха | Презентация собственной брошюры. | 2 |
ИТОГО: | 17 |
Модуль 4 «Истина где-то рядом…»
Образовательная задача модуля: расширение спектра образовательных сфер и побуждение школьника к самостоятельному мышлению и деятельности;
Учебные задачи модуля: научить выявлять актуальные возрастные и социальные проблемы, проблемы поколений. Формировать эстетический вкус как ориентир в самостоятельном восприятии профессии журналист.
Тематические рабочие группы и форматы:
В редакционную коллегию входят учащиеся 8-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).
2. Главный редактор.
3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).
5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).
7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).
Программа 4 модуля «Истина где- то рядом …»
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Устный журнал | Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста. | Знакомство с героическими страницами истории малой родины; примерами патриотического долга и гражданского служения Отечеству | 1 |
Творческая лаборатория | Приглашенные гости Круглый стол. | Интерактивный диалог «Встреча двух поколений» | 1 |
Экспертная лекция | Руководитель школьного пресс-центра. Работа приглашенного специалиста. | Знакомство с примерами высоконравственных отношений людей. | 1 |
Практическое занятие. | Трудовой десант. | Добровольное участие в делах милосердия | 2 |
Творческая мастерская | Создание буклета | «Мы выбираем жизнь» Здоровый образ жизни | 1 |
Практикум | Взятие интервью. Приглашенные специалисты различных профессий. | «Как вы стали…?» Выбор профессии. | 2 |
Час раздумья. | Проблемный подход к материалу статьи | Моя жизненная позиция. | 1 |
Дискуссионная лаборатория | Интервью в гостиной. | Какой язык твой родной? Сохранение истории и культуры малочисленного населения города и округа. | 2 |
Экспертная лекция. | Обсуждение. Групповое взаимодействие. | «Внимание: конфликт!» Мудрые советы специалистов. | 1 |
Заседание круглого стола. | Альбом -эстафета | «Моя родословная» Семейные ценности | 2 |
Практикум SWOT-анализ: сильные и слабые стороны | Мозаика | Безопасность жизнедеятельности | 1 |
Мозаика | Интерактивная работа в группах. | «Течет река…» Экологическая и природоохранная проблема. | 1 |
Рефлексия | Создание ситуации успеха | Освещение проблем в газетных статьях. | 1 |
ИТОГО: | 17 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Руководитель проекта: Дикая Алена Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии высшей квалификационной категории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и журналистика»)
- Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н., Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс» Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006.
- Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3 – с. 64 – 72.
- Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакции газеты «Мухомор» // Классный руководитель 2002 - №4 – с. 118 – 120.
- Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов. //Практика административной работы в школе. № 6. 2005 г.
- Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие/ И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006
- Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения. // Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21
- Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.
- Информационные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»
В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Пресс-Центр".
Программа кружка юных журналистов (12-15 лет)....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Открытое занятие с элементами проектной деятельности «Пресс-релиз как форма работы школьного пресс-центра».
Открытое занятие в рамках работы экспериментальной площадки "Отработка модели сетевого взаимодействия с целью передачи лучших образовательных практик для повышения эффективности деятельности обра...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Школьный пресс-центр»
Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 10-15 лет.Программа рассчитана на 34 часа в год . Периодичность занятий- 1 раз в неделю по 1 часа.Реализация программ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»
Аннотация к программеИнтенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных н...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития литературного творчества и журналистской работы ПРЕСС-ЦЕНТР «СВЕЖИЙ ВЕТЕР»
Программа развития литературного творчества и журналистской работы Пресс-центр «Свежий ветер» имеет художественную направленность, предусматривает развитие и реа...