ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»
учебно-методический материал (11 класс)
Аннотация к программе
Интенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных наук через проектную деятельность, и их ориентирование на участие в конкурсах всероссийского и международного уровней гуманитарной и художественной направленностей.
Программа посвящена изучению образа писателя в романе «Дар» и автобиографической прозе «Другие берега» Владимира Набокова, составлению портрета писателя в формате мультимедийного проекта. Владимир Набоков в своем творчестве обращается к теме процесса создания произведений: возникновение романа из-под пера автора становится основой многих его сюжетов. Внутри метапрозаического текста «Дар» Набокова выявляется связь внешнего и внутреннего автора (реальный автор Набоков и фиктивный автор произведения внутри текста). Автобиография «Другие берега», при этом, является в некоторой степени художественной. Между этими двумя произведениями существует множество пересечений, которые можно трактовать как возникновение фигуры автора-писателя внутри его произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_dar_nabokova_1.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ – Интенсивная профильная образовательная программа (в формате «Профильная смена») по направлению «Искусство».
«Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»
Направленность – гуманитарная
Возраст обучающихся – 16-18 лет
Срок реализации – 72 часа
Разработчик:
Колпакова Марина Алексеевна,
педагог-организатор
ГБНОУ «Академия талантов»
Санкт-Петербурга
«Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»
- Целевая аудитория
Программа имеет гуманитарную направленность, углубленный уровень освоения материала, ориентирована на обучающихся 16-18 лет, проявляющих высокий интерес и обладающих способностями к аналитической и творческой деятельности в области литературы, исследовании особенностей репрезентации автора в его художественных текстах, и ориентированных на участие в конкурсах всероссийского и международного уровней гуманитарной и художественной направленностей. В Программе одновременно могут принимать участие обучающиеся в количестве 30 человек. Программа рассчитана на 72 академических часа.
- Принцип набора детей
Участниками Программы могут быть обучающиеся 10-11 классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, заявившие в добровольном порядке свое намерение участвовать в мероприятиях смены в срок, установленный Региональным центром выявления и поддержки одаренных детей Санкт-Петербурга, и прошедшие предварительный отбор по критериям и условиям, установленным в «Положении о порядке организации обучения по дополнительным образовательным программам – «Профильные смены» (в формате интенсивной профильной образовательной программы) в Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Академия талантов» Санкт-Петербурга.
- Аннотация к программе
Интенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных наук через проектную деятельность, и их ориентирование на участие в конкурсах всероссийского и международного уровней гуманитарной и художественной направленностей.
Программа посвящена изучению образа писателя в романе «Дар» и автобиографической прозе «Другие берега» Владимира Набокова, составлению портрета писателя в формате мультимедийного проекта. Владимир Набоков в своем творчестве обращается к теме процесса создания произведений: возникновение романа из-под пера автора становится основой многих его сюжетов. Внутри метапрозаического[1] текста «Дар» Набокова выявляется связь внешнего и внутреннего автора (реальный автор Набоков и фиктивный автор произведения внутри текста). Автобиография «Другие берега», при этом, является в некоторой степени художественной. Между этими двумя произведениями существует множество пересечений, которые можно трактовать как возникновение фигуры автора-писателя внутри его произведений.
- Цель программы:
Исследовать присутствие фигуры писателя Набокова в его произведениях и воссоздать его портрет в мультимедийном групповом проекте.
- Задачи программы:
- Выявить образ Набокова как писателя на основе романа «Дар» и автобиографической прозы «Другие берега»
- Сформировать представление о том, как писатель может проявлять себя в своих произведениях и выявить особенности представления опыта писательства в произведениях автора
- Изучить феномен метаромана и автобиографической прозы
- Изучить феномен виртуальных помощников и сконструировать на основе образа писателя Набокова виртуального собеседника
- Разработать мультимедийный проект с использованием формата текстов новой природы
- Планируемые результаты программы:
Предметные результаты
- участники программы будут знать особенности творческого стиля Набокова на примере его художественных произведений и автобиографической прозы
- будут знать об особенностях метапрозаических текстов и автобиографической прозы
- будут уметь выявлять и конструировать портрет писателя на основе его произведений
- будут уметь использовать инструменты создания текстов новой природы
- будут уметь использовать технологии создания виртуальных помощников
- создадут мультимедийный проект с элементами программирования и текстов новой природы
- Характер построения содержания
Модульный (теоретический с элементами семинарских занятий, мастерские и мастер-классы, игровые занятия)
- Образовательные технологии, виды учебных и творческих занятий, формы работы со школьниками
Для реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий предполагается использование педагогами метода проектов и такие формы проведения занятий, как: интерактивные лекции, практические занятия (интеллектуальные игры, мастерские, дискуссии), проектная работа и индивидуальные консультации. Занятия будут проходить в дистанционном формате на платформах Youtube, Zoom, Google classroom. Формы деятельности обучающихся: проектная деятельность, творческая деятельность, диалог, приобретение новых знаний.
- Творческие задания или проекты (2-3 примера)
- Свободное письмо на тему «Я - писатель(?)»
- Творческое задание «Разговор с писателем» (создание словаря виртуального помощника)
- Мастер-класс и творческое задание «Методы генерации идей: синестезия»
- Творческое задание «Портрет автора» (в технике коллаж)
- Кадровое обеспечение
Ольга Юрьевна Воронина
Доктор философии (Ph. D., Гарвардский университет); доцент и заведующая кафедрой российских и евразийских исследований Бард-колледжа (США); член научной комиссии и ученого совета факультета Свободных искусств и наук СПбГУ, в прошлом — заместитель директора Санкт-Петербургского музея В. В. Набокова, переводчик и составитель книги писем В. В. Набокова к жене.
Тимофеев Валерий Германович
Доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук факультета Свободных искусств и наук СПбГУ, кандидат филологических наук
- Вячеслав Николаевич Курицын
Российский филолог и литературный критик, журналист, писатель, поэт, Академик Российской академии современной литературы - Фёдор Фёдорович Корочкин
К. филос. н.,старший научный сотрудник института философии РГПУ им. А. И. Герцена, специалист в области современных медиакоммуникаций, главный редактор игровых проектов Unfrozen Studios, телевизионный редактор
- Крийзо Полина Олеговна
Инженер Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО
- Колпакова Марина Алексеевна
Педагог Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов"
- Забелина Алина Михайловна
Педагог дополнительного образования Центра медиаискусств ГБНОУ «Академия талантов»
- Семихова Ирина Игоревна
Тьютор ГБНОУ «Академия талантов»
- Велякина Екатерина Александровна
Журналист Центра медиаискусств ГБНОУ «Академия талантов»
- Наумов Илья Игоревич
Педагог Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов»
- Ресурсное обеспечение
- Учебное пространство: платформы для реализации дистанционного обучения (Youtube, Zoom, Google classroom, );
- Оборудование: ноутбуки с доступом к Интернету, установленным на них необходимым ПО и возможностью проводить видеотрансляции, видеозаписи трансляций – для педагогов и тьюторов (10 шт.);
- Кадровое обеспечение: помощь в случае необходимости настройки техники и переоборудования помещений, техническое администрирование образовательного процесса.
- Предложение возможного итогового продукта программы:
Результатом работы участников программы станет мультимедийный проект, сочетающий в себе форматы текстов новой природы (инфографика, скетчи, подкасты, видео, коллаж) и виртуального помощника в формате чат-бота.
- Система оценивания
Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов» не использует балльно-рейтинговую систему оценивания проектных и творческих работ участников программ. Основным методом оценивания является обсуждение результатов проектной работы во время финального занятия программы с участием экспертов и педагогов программы. «Академия талантов» использует внутреннюю игровую валюту - «таланты», которые обмениваются на сувениры в конце программы. Данная игровая механика используется для поощрения творческой деятельности участников программы и их активного участия в игровых занятиях.
Список литературы
- Апресян Ю. Д. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова //Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 1995. – Т. 54. – №. 3. – С. 3-18.
- Васильева Е. В. и др. Автобиографическая проза В.В. Набокова «Conclusive Evidence», «Другие берега»,«Speak, Memory!»: история создания, художественная и жанровая специфика. – 2005.
- Гончаренко И. Г. «Литературная персона» Владимира Набокова и способы ее художественного конструирования: дис. – Уральский государственный педагогический университет, 2004.
- Давыдов С. Тексты-матрешки //Владимира Набокова. СПб. – 2004.
- Долинин А. Комментарий к роману Владимира Набокова «Дар». – Litres, 2018.
- Киреева Н. В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. – 2014.
- Набоков В. Дар. – Азбука-Аттикус, 2013.
- Набоков В. Другие берега. – Азбука-Аттикус, 2013.
- Степанова Н. С. Концептосфера «путь жизни» в автобиографической прозе первой волны русского зарубежья: к постановке вопроса //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – 2014. – №. 4. – С. 38-42.
- Турышева О. Н. Жанровая парадигма метапрозы //Дергачевские чтения-2008. Т. 2.—Екатеринбург, 2009. – 2009. – №. 9. – С. 367-371.
- Фатеев А. Е. Фрагмент речевого портрета Владимира Набокова (на материале экспрессивного синтаксиса) : дис. – Таганрогский государственный педагогический институт, 2006.
- Шульман М. Набоков, писатель, манифест. – Litres, 2020.
Электронные ресурсы
- https://moodle.org/?lang=ru – Информационная платформа Moodle.
- https://profil.academtalant.ru – Сайт профильных программ Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов».
- https://tilda.cc/ru/ - Блочный конструктор сайтов Tilda Publishing, не требующий навыков программирования.
[1]Метапроза - род саморефлективного повествования, которое повествует о самом процессе повествования.
М. Н. Липовецкий. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997. — С. 46-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей»
Выступление на тему: «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей» Е.В. Щербак МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры...
Выступление на конференции "Из опыта реализации мероприятий по программе выявления и поддержки одарённых детей «Радуга творчества» МБОУ ДОД ЦДТ «Гном»
В данном материале представлен опыт работы Центра "Гном" с одарёнными учащимися...
«Выявление и поддержка одаренных детей как один из процессов самоорганизации личности»
Выявление и поддержка одаренных детей с помощью общегимназического конкурса «Ученик года». Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, – научить жить вместе, развивая зн...
ПРОГРАММА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «УЧИМСЯ БЫТЬ ФИЛОЛОГАМИ»
Программа выявления и поддержки одаренных детей "Учимся быть филологами"...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...
ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН ПРОГРАММ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ГБНОУ “АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ”
В статье описывается и анализируется опытпроектирования образовательных интенсивных программ на базеРегионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ“Академия талантов” Санк...