Методическая разработка к занятию по профориентации
методическая разработка

Цель занятия:

Создание условий для формирования потребности в профессиональном самоопределении.

Задачи занятия:
- побудить интерес к самопознанию;

- дать представление о взаимосвязи личностных качеств и успешности в профессии;

- способствовать знакомству с некоторыми понятиями из мира профессий (определения, типы, условия труда и др.);

- формировать способность выстраивать систему доказательств;

- информировать об организациях «помощниках».

Область применения

Разработку можно использовать в общеобразовательных учреждениях в качестве первого занятия (вводного, ознакомительного). Допускается возможность вариативного использования в зависимости от возраста и мотивационной готовности учащихся. Занятие может быть адаптировано для детей с особыми возможностями здоровья.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МИР ПРОФЕССИЙ» Правила : 1. Правило поднятой руки. 2. Слышать и слушать друг друга. 3. Соблюдать регламент - 2 минуты.

Слайд 2

Выбор профессии. Почему это так важно? Очень давно, у первобытных людей, когда ещ ё не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было. Какое?

Слайд 3

Мужчины - охотились на животных, строили жилище, делали оружие. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Слайд 4

Затем, по мере развития общества, стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Люди становились охотниками, кузнецами, жрецами и т.д. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии. Можно ли было тогда различить людей разных профессий?

Слайд 5

Да !

Слайд 6

А сейчас?

Слайд 7

Все люди принадлежат к разным социальным группам. По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Можно сказать, что профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбирая себе профессию?

Слайд 8

Выбирая профессию, мы выбираем круг общения, принципы, ценности, образ жизни и людей рядом с которыми проведём 1/3 своей жизни.

Слайд 9

Если человек получает от своей профессии максимум удовольствия, то и на работу ходит с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то ещё, а к профессии относится, как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей. Можно ли сделать вывод, что любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения? Может стать профессией!

Слайд 10

Идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений или хобби.

Слайд 11

Профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, один товар может пользоваться большим спросом , чем другой. Работодатель, как и покупатель, готов платить дорого только за качественный товар. «Изготовитель» имеет очень большое значение. Кто же является «изготовителем» профессионалов?

Слайд 12

Училища, техникумы, колледжи, институты, университеты и академии.

Слайд 13

Профе́ссия ( лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом ) — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Специальность ( лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид ) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии. Должность - первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, занимаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями.

Слайд 14

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов .

Слайд 15

«ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» Главный, ведущий предмет труда - природа. Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др. Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

Слайд 16

"ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА« Главный, ведущий предмет труда – технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии . Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик и др. Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Слайд 17

«ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК» Главный, ведущий предмет труда - люди . Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Слайд 18

«ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ» Главный, ведущий предмет труда – условные знаки , цифры, коды, естественные или искусственные языки. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др. Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки.

Слайд 19

« ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» Главный, ведущий предмет труда - художественный образ , способы его построения. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остаётся скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта лёгкости, непринужденности конечного результата труда.

Слайд 20

По условиям труда выделяют четыре группы профессий Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт). Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель , пожарный, полевод, агроном). Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик). Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).

Слайд 21

В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург). Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи). Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы). Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

Слайд 22

В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий Гностические : распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь). Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,). Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Слайд 23

ГБОУ школа № 497 Невского района Санкт-Петербурга . Педагог-организатор, учитель права Павленко Даниил Викторович СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Методическая разработка внеурочной деятельности по профориентации

Программа курса внеурочной деятельности «Мой выбор» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального государственного стандарта основ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «У меня растут года…»

Методическая разработка предназначена для учителей технологии, классных руководителей 8-10 классов. Данное мероприятие посвящено вопросам профориентационной направленности....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...