Методическая разработка воспитательного занятия по профориентации
методическая разработка (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема занятия : «Мир профессий»
Задача: расширять знания учащихся о профессиях.
Цель:
развивать социально – значимые знания, умения и жизненно важные качества личности, связанные с выбором профессии;
корректировать мыслительную деятельность, устанавливать логические и причинно – следственные связи посредством ответов на вопросы по теме занятия;
воспитывать уважительное отношение к труду и представителям разных профессий.
Ход занятия.
1.Организациооный момент.
-Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный день!
-Давайте поприветствуем наших гостей, поделимся улыбками друг с другом, ощутим тепло и свет, радость и счастье от общения.
-Итак, начнем наше занятие. Для начала я предлагаю вам поиграть, решить анаграмму.
Даны следующие буквы: Слайд 1
И Р М П С Ф Р С Е О Й И
Составьте из них слова, какие слова вы составили?
МИР ПРОФЕССИЙ Слайд2
-Молодцы, ребята, правильно. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии? ( о профессии).
- Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека, т. е. о профессиях.
2.Сообщение новой темы.
Тема нашего занятия « Мир профессий». Эта тема для нас не случайна. Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка от которого расходятся не 3, как в сказке, а 10 000 тысяч дорог. Именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.
Недаром говорят, что « Выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу».
- А что же такое профессия? ( Вывесить на доску словарное слово «профессия». Как вы понимаете значение этого слова? (дело, труд).
- А теперь давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, что же означает слово «профессия».(Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений». Слайд 3
3.Основная часть занятия.
-Сегодня мы вами, ребята, поговорим о профессиях, которые пользуются спросом на рынке труда в настоящее время.
- Не так давно мы с вами были на экскурсии в центре занятости населения, т. е. на бирже труда. Где специалисты центра рассказали вам о ситуации на рынке труда, провели компьютерное тестирование, выявили инд. склонности каждого из вас к той или иной профессии. А также нам предоставили данные статистики по Севскому району, где можно увидеть, что востребованными считаются в том числе и рабочие профессии. Слайд 4
Исходя из того, что рейтинг рабочих профессий возрастает + обработав данные тестирования и опроса учащихся старших классов, сегодня мы с вами будем говорить о выборе рабочих специальностей
- Наше занятие пройдет в форме радиопередачи, где я – ведущая, а мои помошники – специальные корреспонденты – это вы ребята.
- Наша первая рубрика « Информационная». И откроет ее специальный корреспондент Тоня Вырвина.
- Здравствуйте, я получила задание провести опрос среди учащихся старших классов нашей школы. На вопрос : « Кем ты хочешь быть?», получены следующие ответы:
7 класс – опрошено 7 учеников
Парикмахер – 1 человек
Повар – 1 человек
Тракторист – 1 человек.
Четыре ученика еще не определились с выбором будущей профессии.
8 класс – опрошено 10 уч-ся.
Повар – 3человека
Швея – 1человек
Слесарь – 2 человека
Тракторист – 2 человека
Два ученика еще не определились с выбором профессии.
9класс – опрошено 9 выпускников.
Крановщик – 1 человек
Сварщик – 1 человек
Повар – 3 человека
Швея – 1 человек
Штукатур – маляр – 2 человека
Тракторист – 1 человек
Как мы видим из опроса, старшеклассники не мечтают стать космонавтами, разведчиками или банкирами. Они выбрали более доступные профессии, которые в данный момент являются востребованными и хорошо оплачиваемыми на рынке труда.
Специальный корреспондент для рубрики «Информационная».
-Спасибо, а я продолжаю программу. Не все старшеклассники знают особенности выбранных профессий.
И чтобы подробнее узнать о них, мы прослушаем небольшие сообщения наших специальных корреспондентов.
Дети зачитывают мини сообщения о профессии плотника, штукатура – маляра, каменщика, повара,сварщика.
Переходим ко второй рубрике « Мир профессий».
Я продолжаю нашу передачу. В эфире рубрика «Знания на пять».
У вас на столе лежат таблицы, посмотрите их. Как вы считаете, какие инструменты и принадлежности используют в своей работе специалисты, перечисленные в таблице?
- Заполните пожалуйста свои индивидуальные таблицы. (Самостоятельная работа детей).
Плотник - рубанок, киянка, стаместка.
Штукатур – маляр, кисть, шпатель, мастерок.
Повар – половник, кастрюля, нож, терка.
Каменщик – растворная лопата, кельма.
Сварщик – маска, сварочный аппарат.
- Я вижу вы уже справились с заданием. Давайте проверим, что у вас получилось.
---назови инструменты повара---
- Правильно--- назвала инструменты, которые использует в своей работе повар?
- Кто может дополнить, кто не согласен?
Далее работаем с таблицей, проверяем правильность заполнения.
- Молодцы, ребята. И с этим заданием вы успешно справились. Тем самым оправдали нашу рубрику «Знания на пять». А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
4. Физминутка.
- Я продолжаю нашу радиопередачу. В эфире рубрика
« Народная мудрость». Это пословицы и поговорки.
- Вы знаете много пословиц и поговорок о труде. Я предлагаю вам расширить свои знания, собрать пословицы и объяснить их смысл. Для этого вам надо в таблице стрелочками соединить слова из левого столбика со словами из правого столбика, не нарушая смысла пословицы.
- Давайте, ребята, проверим ваши таблицы.
- Читай---.Согласны, ребята?
- Как ты можешь объяснить смысл этой пословицы?
Дело мастера все перетрут. Слайд 10
Терпение и труд такие плоды. Слайд 11
Какие труды боится. Слайд 12
Всяк кузнец потехе час. Слайд 14
Делу время своему счастью. Слайд 15
Объяснение смысла пословиц.
Дело мастера боится – любое даже самое трудное дело поддается умелым рукам и настойчивым усилиям.
Терпение и труд все перетрут – усилия и старания человека со временем способны решить любую проблему.
Какие труды – такие плоды – сколько сил человек затратит на работу, столько он и заработает.
Всяк кузнец своему счастью – каждый делает свое счастье сам. Счастье – это когда свой хлеб человек добывает любимым делом.
Делу время – потехе час.- чтобы достойно жить, нужно трудиться в первую очередь, а уж потом можно и развлекаться.
- Хорошо, ребята, молодцы.
-Так вот, ребята. Пословицы и поговорки играют важную роль в нашей жизни. Они учат нас честно работать, добиваться успехов в жизни, уважать труд людей.
- Я продолжаю радиопрограмму и в рубрике «Герой дня» хочу ознакомить вас со статьей в «Учительской газете», в которой говорится о нашем воспитаннике Проскурнине Андрее. После окончания нашей школы он поступил и успешно обучался в училище в Белых Берегах по специальности «каменщик». Не так давно в городе Брянске прошли соревнования по профмастерству, где Андрей занял почетное 3 место.
-Мне очень радостно за Андрея. Я горжусь им. Андрей еще в школе был серьезным, целеустремленным, трудолюбивым мальчиком. И это помогло ему выбрать себе дело по душе и он уже достиг определенных успехов в учебе и работе. Вы тоже сможете, я в вас верю. Если вы будете честно трудиться и проявите свой характер, чтобы добиться успехов в жизни.
- Ребята, подумайте и скажите, как вы считаете, какой вывод мы можем сделать, прослушав рубрику «Знания на 5».(профессии надо учиться и много трудиться, просто так стать хорошим мастером нельзя).
-А где еще можно выучиться на каменщика?
Очень хорошо, что ты затронул эту тему, молодец. И мы переходим к следующей нашей рубрике, которая называется «Куда пойти учиться».
-Я подготовила для вас небольшой материал с адресами профтехучилищ, где в данный момент обучаются наши выпускники и получают следующие специальности: Слайд 16
ПУ № 16 в п. Белые Берега. На базе этого училища можно выучиться на каменщика, штукатура - маляра.
Здесь учатся Атаев Вадим, Богданов Алексей.
ПУ № 19 в городе Брянске. Здесь также можно обучиться профессиям каменщика, штукатура – маляра. Слайд 17
Здесь успешно обучаются наши воспитанники: Тивецкая Света, Моисейкина Люба, Суворова Саша. Слайд 18
-ПУ № 5 в городе Брянске. В этом училище можно выучиться на швею. Возможно девочек это заинтересует. И они захотят здесь обучаться.
Слайд 19
ПУ №8 в рп Навля, где наши воспитанники Цупенков Владик и Митин Денис обучаются профессии штукатур-маляр. После одного года обучения они имеют возможность получить вторую профессию -сварщика, а так же если у них будет в порядке медицинская справка, они могут получить права тракториста. Но не просто получить. А выучиться на тракториста. И тогда у них будет три специальности: штукатур – маляр, сварщик и тракторист. Это не просто, это трудно, одновременно получать три профессии. Но зато в три раза больше возможности устроиться на работу.
-Я подготовила для вас небольшие буклеты с адресами этих училищ. На весенних каникулах вы с родителями постарайтесь посетить эти учебные заведения и надеюсь там вам дадут подробную информацию по интересующим вас вопросам.
-А я в свою очередь пожелаю вам только успехов, уверенности в себе и настойчивости в достижении
цели.
5. Итог занятия.
-И подводя итог нашего занятия, мы переходим к заключительной рубрике «Птица счастья».
Каждый человек рожден для счастья, как птица для полета, как говорят в народе. У птиц есть крылья для полета, а у человека руки для труда. И от каждой руки зависит полет птиц. Если одна рука будет лениться, птица счастья не взлетит, мечта не исполнится. Мы с вами на предыдущем занятии изготовили вот такую символическую птицу счастья, где крылья птицы символизируют ваши руки. Напишите ваше заветное желание на крыльях птиц. Я их сохраню. Я уверенна, все то, что вы загадаете, обязательно сбудется. Я верю в вас.
-Я вижу по вашим лицам, что услышанное и увиденное на занятии произвело на вас впечатление. Надеюсь, вы поделитесь с нами своими впечатлениями.
-Ребята, что нового вы узнали из нашей программы?
-Какая рубрика вам понравилась, чем она понравилась?
-Какие выводы вы можете сделать для себя?
-Ребята, я хочу вас похвалить. Вы большие молодцы. Вы хорошо работали на занятии. Я вами довольна. Вы меня не подвели. На этом наше занятие окончено. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного занятия "Ценности подростка"
Особое положение подросткового периода отражено в таких его названиях, как «переходный» и «критический». Это обусловлено качественными изменениями в самосознании личности подростков, физиологическим с...
методическая разработка воспитательного занятия "Военные корреспонденты- репортаж любой ценой"
Данный материал освещает одну из самых опасных профессий - репортер, корреспондент. Здесь рассказывается о людях разных поколений, которые отдали жизнь за возможность рассказывать о правде войны. Особ...
Методическая разработка воспитательного занятия по личностному воспитанию "Я и моя семья"
Расширять зняния воспитанников о семье и внутрисемейных отношениях...
Методическая разработка воспитательного занятия "Почему воровство-это плохо?"
Методическая разработка воспитательного занятия для 1 класса "Почему воровство-это плохо?"Цель занятия: научить детей видеть разницу между своим и чужим; подвести их к пониманию, что нельзя присваива...
Методическая разработка к занятию по профориентации "Моя профессия - парфюмер".
В рамках проекта "В мире творческих профессий"....
Методическая разработка воспитательного занятия «Спасатель всегда рядом!»
Данное занятие может быть использованно для внеклассной работы с подростками. Оно посвящено работе спасателя МЧС, отражает историю появления службы спасения, структуру МЧС, ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИКТОРИНУ И ЗА...
Методическая разработка к занятию по профориентации
Цель занятия:Создание условий для формирования потребности в профессиональном самоопределении.Задачи занятия:- побудить интерес к самопознанию;- дать представление о взаимосвязи личностных качест...