Методическая разработка внеурочной деятельности по профориентации
методическая разработка (7 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности «Мой выбор» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа разработана на базе авторского элективного курса, созданного вместе с учителем технологии Сажиной Е.Г. и утвержденного в СПб АППО в 2016 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rychagova_e.a._programma_vd.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №152
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета классных руководителей ГБОУ школы №152 Протокол №___ от «___» августа 20___ Председатель: ___________ Рычагова Е.А. | ПРИНЯТА на Педагогическом совете ГБОУ школы №152 Протокол №____ от «___» августа 20___ Секретарь: ________ Щеглова Н.Д. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы №152 _______Клименко Р.Ю. «___» августа 20___ | ||
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«МОЙ ВЫБОР»
(социальное направление)
Возраст: 7 - 9 класс
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Рычагова Екатерина Александровна,
учитель информатики
Санкт-Петербург
2016 – 2017
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Мой выбор» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа разработана на базе авторского элективного курса, созданного вместе с учителем технологии Сажиной Е.Г. и утвержденного в СПб АППО в 2016 году.
Актуальность программы обусловлена внедрением в практику образования системно-деятельностного подхода, одной из форм которого является освоение учащимися проектно-исследовательской деятельности.
В последних стратегических документах в области образования проектно-исследовательская деятельность рассматривается как способ познания учащимися окружающего мира, позволяющий использовать доступные источники информации для формирования собственного мировоззрения и целостного мировосприятия. Освоение проектно-исследовательской деятельности учащимися в свете ФГОС оценивается как достижение образовательных результатов, среди которых преобладают метапредметные.
Не утрачивает своей актуальности и компетентностный подход, который в школьном образовании понимается как ориентация образовательной практики на развитие такого интегрального качества личности, как способность и готовность ученика решать проблемы, типичные и нетрадиционные задачи, возникающие в актуальных для него жизненных ситуациях, с использованием ценностей, способностей, образовательного и жизненного опыта.
Практическая значимость
Данный курс предоставляет возможность создать свой проект - собственный сайт по профориентации, познакомиться с операционной системой MacOS и ее особенностями. Полученные знания позволят расширить представление о себе, своих способностях и возможностях, помогут эффективно решать проблемы выбора профессии, планирования профессиональной деятельности.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - тематическая, линейная.
Новизна программы «Мой выбор» основа на обширном использовании ИКТ-технологий. Для того, чтобы заинтересовать обучающегося в век информационных технологий необходимо использовать ИКТ. Через проектную деятельность и с помощью ИКТ- технологий обучающиеся создают свой личностно значимый продукт – сайт по выбранной ими профессии. Кроме того, обучающиеся расширяют свой кругозор, поскольку работают с новой для них операционной системой MacOS, изучают ее особенности и возможности. Курс заканчивается публичной защитой собственного проекта.
Все это позволяет повысить интерес к процессу профориентации, к выбору профессии, обогатить представления о мире профессий; активизировать самостоятельную деятельность; приобрести необходимый опыт коммуникации, публичного выступления, представления собственного опыта.
Особенности возрастной группы детей
Программа ориентирована на обучающихся 7-9 классов. Именно в этом возрасте у обучающихся начинает появляться личностный интерес к профессиональной деятельности; интерес к приобретению первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
Цель и задачи курса внеурочной деятельности
Цель — развитие компетенций, необходимых для самостоятельной трудовой жизни учащихся в условиях рыночной экономики.
В процессе реализации программы «Мой выбор» должны быть решены следующие задачи:
- Обучающие задачи:
- формировать политехнические знания;
- ознакомить с основами современного производства и сферы услуг.
- Развивающие задачи:
- развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- создать условия для возможности самопознания, изучения мира профессий; развивать учебную (общей и предметной) и общепользовательскую ИКТ- компетентности;
- предоставить возможность получения опыта практической деятельности учащихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;
- развивать коммуникативные способности;
- формировать умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды.
- Воспитательные задачи:
- Воспитание творчески активной и самостоятельной личности;
- воспитание в детях уважение к себе и к другим.
- воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей
- воспитание основ здорового образа жизни.
Особенности реализации программы
Режим занятий предполагает 2 занятия в неделю, всего 68 часов в год. Формы проведения занятий: беседа, диспут, деловая игра, ярмарка профессий, защита проектов, наблюдение, практическое занятие, презентация, тренинг
Планируемые результаты обучения
Метапредметные результаты
В результате прохождения курса ученик научится:
- различать сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
- рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, составлять последовательность выполнения технологических операций для получения продукта; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества конечного продукта; находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта создания продукта или получения продукта с использованием освоенных технологий; распределять работу при коллективной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для, для построения планов профессионального образования и трудоустройства, построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; строить логическое рассуждение, структурировать тексты, овладеть средствами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых задач, рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий; получить навыки работы в группе, навыки самопрезентации, развить умения эффективно сотрудничать и взаимодействовать.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
- развивать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненных работ;
- развивать свои творческие способности;
- публично выступать, проводить самоанализ и взаимоанализ.
- правильно использовать ПК.
Личностные результаты:
- самостоятельность;
- потребность в самопознании;
- ответственность;
- уверенность при публичном выступлении.
Воспитательные результаты:
- будут воспитаны морально-волевые качества;
- будет развита устойчивая потребность к самообразованию;
- будут развиты творческие способности;
- будет воспитано уважение к нормам коллективной работы.
Формы учета результатов.
Контроль за достижением планируемых результатов происходит за счет оценки индивидуальной и коллективной форм работы обучающихся. В конце каждого модуля проходит контроль с помощью самопрезентации, практического выполнения задания.В конце курса проходит защита своего проекта с публичным выступлением и демонстрацией конечного продукта. Обучающиеся заполняют листы самоанализа и взаимоанализа.
Учебно-тематический план
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы | Общее количество часов | В том числе | Форма проведения | |||
Теория | Практика | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Модуль I. Основные сферы профессиональной деятельности – 17 часов | |||||||
1 | Введение в курс профориентации | 1 | 1 | беседа | |||
2-4 | Профессиональная деятельность как способ самореализации личности | 3 | 1 | 2 | диспут, беседа, практическое занятие | ||
5-15 | Профессиональная деятельность и технологии различных видов производств | 11 | 4 | 7 | беседа, практическое занятие, презентация, деловая игра | ||
16-17 | Итоговый урок по модулю I | 2 | 2 | ярмарка профессий | |||
Модуль II. Цифровая электроника и элементы ЭВМ (Macintosh) – 17 часов | |||||||
18-24 | Охрана труда. Эволюция компьютеров Apple. Принципы устройства и архитектура компьютеров Macintosh | 7 | 2 | 5 | просмотр фильма, презентация, диспут, практическое занятие | ||
25-33 | Программное обеспечение MacOs | 9 | 4 | 5 | презентация, диспут, практическое занятие | ||
34 | Итоговый занятие по модулю II. | 1 | 1 | практическое занятие | |||
Модуль III. Профессиональное самоопределение – 17 часов | |||||||
35-45 | Основы профессионального самоопределения | 11 | 4 | 7 | Наблюдение, тренинг, беседа, презентация, практ. занятие | ||
46-50 | Основные подходы к индивидуальному выбору профессии | 5 | 2 | 3 | тренинг, беседа, практ. занятие, презентация | ||
51 | Защита проекта «Профессиональное самоопределение» | 1 | 1 | Защита проекта | |||
Модуль IV. Творческая, проектная деятельность – 17 часов | |||||||
52-58 | Создание сайта. Технология web 2.0 | 7 | 3 | 4 | Беседа, практическое занятие | ||
59-64 | Творческая, проектная деятельность. | 6 | 1 | 5 | презентация | ||
65-66 | Подготовка к зачетному занятию | 2 | 1 | 1 | беседа, тренинг | ||
67-68 | Зачетное занятие | 2 | 2 | защита проекта |
Содержание элективного курса
Модуль 1. «Основные сферы профессиональной деятельности»
(17 часов: 6 часов – теория, 11 часов – практика)
Тема 1. «Профессиональная деятельность как способ самореализации личности» (4 ч.).
Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Влияние уровня притязаний на профессиональную карьеру. Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в РФ, в Санкт-Петербурге. Государственные и коммерческие организации, оказывающие услуги по профориентации трудоустройству молодежи в регионе. Встреча с представителями Центра занятости.
Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.
Тема 2. «Технология основных сфер профессиональной деятельности» (13 ч.).
Технология индустриального производства. Профессии тяжелой индустрии. Машиностроение. Технологический процесс индустриального производства. Профессии индустриального производства. Технология агропромышленного производства. Агропромышленный комплекс. Земледелие. Животноводство. Технологии АПК. Фермерское хозяйство. Сельское хозяйство.Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности. Легкая, текстильная, швейная, пищевая промышленность. Профессиональная деятельность в торговом и общественном питании. Торговля. Универсам. Торговый комплекс. Склад-магазин. Предприятия общественного питания. Ресторан. Кафе. Бар. Столовая. Закусочная. Арттехнологии. ИЗО. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура. Музыка. Хореография. Театр. Кино. Телевидение. Художественная литература. Универсальные перспективные технологии. Универсальные технологии. Лазерные технологии. Волоконная оптика. Электроннолучевая технология. Вычислительная техника. Плазменные технологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Социальная сфера. Социальные потребности. Социальная политика. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. Предпринимательская деятельность. Предприниматель. Индивидуальное и коллективное предпринимательство. Устав. Учредительный договор. Контракт. Технология управленческой деятельности. Управление. Менеджмент. Менеджер. Функции управления. Управленческая информация. Цель и задачи управления. Методы управления. Управленческие решения. Управленческий цикл. Принципы управления.
Практическая работа: Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования в раз личных источниках, включая Интернет. Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов города и республики, а также визитные карточки градообразующих предприятий.
Модуль 2. Цифровая электроника и элементы ЭВМ (Macintosh)
(17 часов: 6 часов – теория, 11 часов – практика)
Тема 1. «Устройство компьютеров Apple» (7 ч.).
Техника безопасности. Просмотр фильма «История создания Apple. Первый персональный компьютер». Знакомство с MacOS. Принципы устройства и архитектура компьютеров Macintosh. Интерфейс. Настройка Dock. Панель инструментов программы Finder. Создание своего рабочего стола Dashboard. Обмен данными. Системные настройки. BootCamp. Automotor и AppleScript. Внешние носители. Работа в локальной сети. Обеспечение безопасности работы MacOS. Многопользовательский доступ.
Тема 2. Устройство компьютеров Apple (10 ч.).
Системное ПО. Прикладное ПО. Виды ПО. Дополнительное ПО. СПО. Установка ПО.
Практическая работа: Настройка Dock, создание своего рабочего стола Dashboard, системные настройки, работа с интерфейсом MacOS. Сочетание клавиш («горячие клавиши»), обмен данными через ЛС, обеспечение безопасности работы MacOS, прикладное ПО для просмотра веб-страниц.
Модуль 3. «Профессиональное самоопределение»
(17 часов: 6 часов – теория, 11 часов – практика)
Тема 1. «Основы профессионального самоопределения» (11 ч.).
Основы представления о себе. Проблемы выбора профессии. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Отрасли экономики. Профессия. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Специальность. Формула профессий. Профессиограмма и психограмма профессии. Общая характеристика профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Понятие «самосознание», «самооценка», «образ «Я».Профессиональные интересы, склонности и способности. Эмоции, талант, задатки, способности.
Практическая работа: составление формул профессий.
Тема 2. «Основные подходы к индивидуальному выбору профессии» (6 ч.).
Роль темперамента в профессиональном самоопределении. Основные компоненты темперамента. Основные характеристики типов темперамента. Роль характера в профессиональном самоопределении. Основные компоненты характера. Эмоциональное состояние личности. Представление об эмоциях, чувствах, настроениях. Умение контролировать свои эмоции и соотносить их с требованиями профессии. Психические процессы (ощущение, восприятие, представление) их роль для профессионального самоопределения. Психологические процессы важные для профессионального самоопределения. Приемы тренировки памяти. Управление вниманием. Психические процессы (память, внимание, мышление) их роль для профессионального самоопределения. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Мотивы выбора профессии. Классификация выбора профессии. Профессиональная карьера, пригодность. Понятие «карьера», «карьеризм». Планирование профессиональной карьеры. Культура труда. Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Деловой этикет и его составляющие. Резюме: правила составления. Здоровье и выбор профессии. Необходимость учета фактора здоровья выбора профессии. Основные медицинские противопоказания к группам профессии. Профессиональная проба. Знакомство с понятием «профессиональная проба».
Практическая работа: деловая игра «Интервью», упражнение «Резюме»; создание собственного резюме; знакомство с нормативными документами по охране труда.
Модуль IV. Творческая, проектная деятельность.
(17 часов: 5 часов – теория, 12 часов – практика)
Тема 1. «Технологии web 2.0. Создание сайта» (7 ч.).
Создание учетной записи и главной страницы. Заполнение страниц. Вставка изображений. URL-адрес Создание логотипа и размещение на сайте. Шаблон. Горизонтальная панель навигации. Создание слайд-шоу Picassa Web. Изменение HTML. Размещение опроса на сайте. Создание презентации. Размещение презентации. Изменение HTML. Выбор стиля. Оформление страниц. Подбор материала. Размещение информации на сайте. Создание файлового менеджера. Cоздание архива. Размещение видео. Гаджеты. Виджеты. Подготовка к зачетному занятию. Подготовка к зачетному занятию. Зачетное занятие. Зачетное занятие.
Тема 2. «Творческая, проектная деятельность» (10 ч.).
Практическая работа: Выполнение зачетного задания по курсу – создание собственной страницы по выбранной профессии.
Информационное и материально-техническое
обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы:
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Наушники (рабочее место ученика).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Экран.
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Сканер.
- Локальная вычислительная сеть.
- Глобальная вычислительная сеть Интернет.
Информационное обеспечение программы:
Нормативная база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 09.03.04. № 1312
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»;
- Стандарт основного общего образования по технологии (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.
- Учебный план ГБОУ СОШ № 152 на 2015-2016 учебный год.
- Образовательная программа ГБОУ СОШ № 152.
Литература для учителя (основная и дополнительная)
Основная:
- Иванова Е.О.Теория обучения в информационном обществе. Пособие для учителей и методистов. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. – М.: Просвещение, 2013.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Пособие для учителей и методистов. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. – М.: Просвещение, 2013.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Academia, 2012.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие. – М.: Academia, 2014.
- Резапкинна Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2015.
- Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие – М: РГ-Пресс, 2016.
Дополнительная:
1. Голуб, Г. Б., Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 160 с.
2. Зуева, Ф. А., Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы: метод. пособие / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143 с.
3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Резапкина, Г. В Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М.: Генезис, 2015. – 208 с.
- Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.
- Технология: твоя профессиональная карьера: дидактич. материалы: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Н. С. Пряжников, И. А. Умовская; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
Для обучающихся:
1. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 7 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
Ресурсы сети Интернет
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – http://standart.edu.ru/
- СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ – http://nsportal.ru/
- МЕТОД ПРОЕКТОВ – http://letopisi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочнной деятельности "Казачьи подвижные игры" 2 класс.
Методическая разработка внеурочной деятельности "Казачьи игры" 2 класс ...
Методическая разработка внеурочной деятельности "Закулисье"
Методическая разработка внеурочной деятельности "Закулисье" ГБОУ Гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга включает в себя основные этапы создания учебного проекта в формате ф...
Методическая разработка внеурочной деятельности по основам безопасного поведения на дороге
Мероприятие для подготовительной группы детского сада по основам безопасного поведения на дороге «Путешествие в Волшебную страну, или Сказка о потерянных знаках»...
Методическая разработка внеурочной деятельности
Проектная работа "Моя семья за ГТО"...
Методическая разработка внеурочной деятельности по английскому языку
Внеурочная деятельность для 2,3, 4 классов...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеурочной деятельности по обучению основам безопасного поведения на дороге «Путешествие по городу»
Игровая форма работы, состоящая из 5 этапов (остановок), имеется определенный сюжет. Данная форма сочетает элементы творческой, игровой и учебно-воспитательной деятельности, что позволяет добива...
Методические разработки внеурочной деятельности.
Конкурсы и разработки внеурочной деятельности...