Смешанное обучение и не только...
статья

Кустова Марина Леонидовна

Все общество, так или иначе, использует дистанционные технологии. Уже давно вошли в нашу повседневную жизнь «Viber, WhatsApp, Одноклассники, ВКонтакте» и другие приложения. Мы общаемся в Группах, обмениваемся файлами, участвуем в конференциях, пользуемся интернет-услугами… Насколько готовы мы с вами, школа, общество к изменениям, настолько к этим изменениям будут готовы и ученики, которым предстоит жить и работать в новом мире. Школа это маленькое государство, с системой управления, бюджетом, иерархией, технологиями. Изменяющийся мир дал в руки и телефон и телеграф и телевидение и Трибуну. Что сейчас происходит? - стремительно и постоянно усложняется мир; - внедряются новые информационные технологии в общечеловеческие форматы и производство; - изменяется мышление посредствам цифровой трансформации, «аналоговое содержание» превращается в цифровой формат и не только..; - используется компьютерный анализ ситуаций с помощью обработки больших данных. Как и чем должна ответить школа, будучи «маленьким государством», на эти вызовы времени? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smeshannoe_obuchenie_i_ne_tolko.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Смешанное обучение и не только…

М.Л. Кустова  учитель математики МБОУ «СШ №17» г. Новый Уренгой. 2022 г.

Все общество, так или иначе, использует дистанционные технологии. Уже давно вошли в нашу повседневную жизнь «Viber,  WhatsApp, Одноклассники, ВКонтакте» и другие приложения.  Мы общаемся в Группах, обмениваемся файлами, участвуем в конференциях, пользуемся интернет-услугами…

Насколько готовы мы с вами, школа, общество к изменениям, настолько к этим изменениям будут готовы и ученики, которым предстоит жить и работать в новом мире.

Школа это маленькое государство, с системой управления, бюджетом, иерархией, технологиями. Изменяющийся мир дал в руки и телефон и телеграф и телевидение и Трибуну.

Что сейчас происходит?

- стремительно и постоянно усложняется мир;

- внедряются новые информационные технологии в общечеловеческие форматы и производство;

- изменяется мышление посредствам цифровой трансформации, «аналоговое содержание» превращается в цифровой формат и не только..;

- используется компьютерный анализ ситуаций с помощью обработки больших данных.

Как и чем должна ответить школа, будучи «маленьким государством», на эти вызовы времени? Попробуем провести информационный анализ, чтобы выйти на возможную образовательную модель…Как происходило и происходит развитие цивилизации? Что влияет на развитие и как влияют на нее технологии?

Развитие мира от каменного топора до конвейерного производства, использования энергии недр, энергии атома, космических инструментариев и интернет технологий происходило за счет 2х моментов – 1.Развитие  коммуникаций - 2. Совершенствование своих инструментов;

Постоянное усложнение мира, от преобразования атомного мира к образованию новых организмов, которые развиваются, становятся умнее, появляются новые экосистемы, взаимодействуют между собой. Сейчас прогресс развития цивилизации  базируется на развитии Интернет технологий, Искусственного Интеллекта, Роботизации…

Есть так называемый технологический стек: Взаимодействие сетевых коммуникаций, электронных систем, способов передачи больших объемов информации. То-есть, ответ на вопрос, «как и чем», определен в   «Коммуникациях и Инструментах». Технологический мир, компьютеризация породила в школе лавину побочных эффектов. Наряду с полезными свойствами технологий, которые расширили возможности обработки информации и образовательного поля, школа получила постоянно возрастающий, никем неуправляемый спектр предложений, запросов и мониторингов. С каждым днем спектр усложняется.

 Из стройной, логической образовательной и воспитательной системы школа эволюционирует в сторону Технологического и платформенного зоопарка.

Множество платформ с образовательными ресурсами, Учи ру,  Якласс, МЭО, МЭШ, РЭШ, Инополис, Скайсмарт, разные системы дистанционного обучения, платформы ВКС, месенджеров, электронные библиотеки, тренажеры, за которыми невозможно успеть, создают неопределенность и сложность.   Как справиться с нарастающей сложностью?

Нассим Талеб, в своей  книге « Рискуя собственной шкурой» дает вариант ответа.  Только поставив свою шкуру на кон, можно почувствовать меру ответственности за те риски, на которые подписался.   Если нет цели, то не известно куда двигаться.

Надо брать риск на себя, как берут Архитектор- разработчик, встающий под мостом при его первом пуске, как медработники, входящие в  красную зону во время пандемии.

Сегодня, практически всё общество в «сетях».  Люди собираются по интересам, по производственным, социальным и политическим направлениям.

Взаимосвязь во всем. Изменяется способ взаимодействия, а значит, должна изменяться и школа, и система ее организации, и система обучения. Уже сегодня, вероятно, происходит Эволюция образовательных организаций, школ будущего.

Создаются новые Интеллект системы.  Внедряется искусственный интеллект, цифровые двойники, боты,  интернет технологии, интернет вещей, новые софты занятости.

Куда идет молодежь? В сервисы, игровую индустрию. Всё больше развивается автоматизация умственной деятельности. 

Интеллектуальные системы внедряются в нашу жизнь, во все сферы деятельности.

Большие данные объединяют облачные хранилища, создается   новое поколение сетей. Лавина используемых датчиков, устройств, считывающих информацию, увеличивает объемы цифровых данных. Создаются технологические фермы хранения, обработки и передачи данных. На очереди- создание квантового компьютера, с безграничными возможностями. Развивается математика обработки данных.  Математика во главе угла.

Мир находится в начале Четвертой промышленной революции –Индустрия 4.0.

 Массовое распространение ИТ-гаджетов, автоматизация бизнес-процессов, внедрение Искусственного интеллекта во все сферы жизни приводит к слиянию цифрового и физического мира.Создается Экосистема, симбиоз Искусственного интеллекта, манипуляторов, цифровых двойников, машинного зрения, и живой природы.

Что за этим следует и что это дает?:

-  Создание новых моделей управления, моделей обучения  и контроля всего;

- Появление Гибких технологии;

- Формирование новых рынков сетевого взаимодействия;

 -Объединение различных платформенных экосистем;

Сокращаются интегрированные потери, повышается эффективность, появляются новые решения.Возможное замещение человеческих, социальных функций воспринимается обществом неоднозначно. Большинство высказывает недовольство, аргументируя тем, что нельзя заменить отношение человека к человеку, нельзя заменить учителя, книгу, картину, музыку, душевные качества. История уже переживала не раз подобное отношение.

Так, В диалоге «Тевт» Сократ неожиданно предлагает собеседнику парадоксальный вывод о вреде, который причиняет памяти письменность.

Общество, основанное на письменности, представляется Сократу беспамятным и аномальным, а бесписьменное - нормальной структурой с твёрдой коллективной памятью. Сократ рассказывает о божественном Тевте, который открыл египетскому царю науки. «Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости».

 Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой - судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашёл средство не для памяти, а для припоминания. Ты даёшь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых».Источник: https://vikent.ru/enc/4742/

Что хотят от школы сегодня?

Как результаты школы связаны с современными технологиями?

Основная задача, которую ставят нам супервайзеры это повышение качества, повышение тех показателей, которые измеряют, мониторят, сравнивают, рейтингуют.

Согласно анализу Джона Хэтти некоторые факторы влияют на качество образования заметно больше, чем другие.

Один из наиболее эффективных факторов, является формирование у  детей самостоятельности и самооценки  в образовательном процессе. Современные технологии открывают учителям и учащимся доступ к поисковым системам, электронным энциклопедиям, электронным словарям, электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения, телеконференциям и т.п.

Создает ли это условия для повышения качества образования, развития познавательной активности, самостоятельности?

Дает ли новые возможности для творческого роста школьников? Отражается ли система развития детской одаренности? Создаются ли условия для раскрытия творческого потенциала учащегося, формирования изобретательной личности, способной делать открытие, мыслить критически, созидать что-то новое? Где сам процесс деятельности?

Ответом на все эти вопросы может быть переосмысление, трансформация мышления., в том числе- цифровая трансформация. И похоже, без этой трансформации не обойтись.

Сегодня, в основном, учитель остается транслятором информации, а ученик ее пассивным получателем. Что необходимо для изменения ситуации, чтобы ученик из пассивного получателя информации перешел в ученика самостоятельного?

Дистант, в который был погружен весь образовательный процесс из-за пандемии, показал, как важно научить детей самостоятельности в обучении. Онлайн процесс позволил быстрее начать процесс передачи ответственности ученикам за их учебную деятельность. Не только учителя, но и родители, побывав в роли стажеров-учителей, поняли важность самостоятельности детей. Всеобщее дистанционное обучение – одна из новаций, которую привнесла в нашу жизнь пандемия коронавируса. Школы и вузы были вынуждены экстренно переводить свои программы в онлайн-формат, и оказалось, что многие из них к этому не готовы. Вынужденный переход на дистанционное обучение можно принимать и как Вызов образовательной системе, и как дополнительную возможность перехода на Новый уровень. Мы даже не представляли, какие возможности откроются после глубокого погружения в Дистант.

Чтобы научить детей учиться, быть самостоятельными, самомотивированными, требуется перестроить учебный процесс и работу учителя. Потребуется высвобождение учительского времени, убрать рутинную работу, требующую большого времени. Это и проверка тетрадей, заполнение журналов, мониторингов, отчетов, документов.

Каким бы не было отношение к внедрению искусственного интеллекта в образовательный процесс, но это единственное решение, которое приведет к успеху.

Интеллектуальные системы должны взять на себя тот спектр вопросов, который напрямую не относится к образовательному процессу и высвободит время учителя для Педагогической деятельности.

Всё технологическое оборудование, технологический стек школы, СКУД, должно быть интегрировано в единый кампус, структуру, которая замыкается на полных цифровых данных человека, в т. ч. Цифровой след ребенка, чем он живет, какие книги, источники читает, в каких группах. Оппоненты могут возразить, что это тотальный контроль, уничижение свободы, подмена ценностей,  нельзя заменить живое общение, учителя, воспитателя бездушными цифрами. Но…

Ученик, заходя в школу, проходит через систему контроля. Сейчас и раньше, такой системой являлась группа администраторов, классных руководителей, социальных педагогов, психологов.. Дальше, во время уроков, встречается с учителем, классным руководителем, заместителем директора, …Во главе угла система контроля…и человеческий фактор.

Учителя, администраторы, встречая ребенка, пропускают информацию через своё состояние, свой менталитет, настроение, физиологические особенности.

Сегодня «Мария Ивановна» не в настроении, у нее болит голова, она плохо себя чувствует. И это фильтр, который не дает получить объективную информацию, чтобы поступить правильно, носит название - Человеческий фактор.

Что может цифровая интеллектуальная  система? СКУД, интегрированная с Электронным журналом, Платформой…

Ученик, заходя в школу, проходит через систему контроля. СКУД. Система считывает внешнее состояние, улыбку, глаза, синяки, форму одежды…цифровой след, где во сколько, в каких сетях находился ребенок, какие при этом эмоции, возможно отображается его исполнение домашнего задания, его переживания, страхи.  Всё то, что хотелось бы в идеале, чтобы заметили  взрослые люди, которые по своим должностным характеристикам обязаны выполнять, и вне зависимости от их физического и эмоционального фона воспринимать, делать выводы и правильные действия. Без человеческого фактора, объективно и правдиво. Сегодня мир находится на пороге грандиозных изменений. Новый технологический  уклад изменяет реалии жизни. Наступает эра иммерсивных технологии,  которая включает  виртуальную и дополненную реальность, технологий прототипирования,  интернета вещей, искусственного интеллекта, нейронных сетей. Школа не может и не должна отгораживаться от сложившейся ситуации развития современных технологий, нового инструментария и способов передачи, обработки информации. Учебный процесс сам претерпевает изменения. Классическая система Коменского преобразуется в открытую, интегрированную систему.

Все чаще образовательная программа включает в себя методы и подходы, в которых учащийся учится частично онлайн, с элементами контроля времени, или темпа, частично в школе с учителем. Главное, что способы обучения каждого ученика в рамках предмета связаны, что обеспечивает интегрированный опыт обучения. Этот формат, модальность, сейчас определяют, как Смешанное обучение. Учитывая факторы, влияющие на качество образования (Дж. Хетти) и изменяющийся инструментарий, в своей педагогической версии, мы определили задачу, совместить Развитие самостоятельности обучающихся со Смешанным обучением. При этом, одно должно способствовать развитию другого.

За основу взяли сложившиеся умения работать с сетевыми приложениями и аналитические данные критериев, наиболее влияющими на качество обучения.

Таким образом, с одной стороны Маркет-плейс:

- образовательные платформы и ресурсы;

- Якласс;

- Учи.ру

- РЭШ…

С другой стороны Факторы повышающие качество:

 – Самостоятельность, самооценка;

- Обратная связь;

-Формирующее оценивание;

-Проблемное обучение;

-Обсуждение в классе..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для организации дистанционного обучения с учащимися и реализации смешанного обучения.

Пособие разработано в рамках государственных работ по наполнению информационного публичного пространства в Интернет педагогами школы № 657. Ресурс предназначен для организации дистанционного обуч...

Методическая разработка на тему "МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «СМЕНА РАБОЧИХ ЗОН»". ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ УРОВНЕЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Смешанное обучение – этот термин все чаще и чаще слышат сегодня не только учителя и школьники, но и их родители. Новые формы сочетания традиционной классно-урочной системы и современного цифрово...

ИНТЕРРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Урок по технологии смешанное обучение с элементами сингапурской методики. Тема Reported Speech

Тема урока: общие и специальные вопросы в косвенной речи. Тип урока: урок усвоения новых знаний (с применением технологий смешанного  и кооперативного обучения)...

«Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения

laquo;Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения...