Методическая разработка на тему "МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «СМЕНА РАБОЧИХ ЗОН»". ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ УРОВНЕЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
методическая разработка по алгебре (8 класс)
Смешанное обучение – этот термин все чаще и чаще слышат сегодня не только учителя и школьники, но и их родители. Новые формы сочетания традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования позволяют повысить эффективность образовательного процесса, применить дистанционные технологии. В статье рассматривается пример урока по модели «смена рабочих зон».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.n.gubernatorova_razrabotka.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
«СМЕНА РАБОЧИХ ЗОН».
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ
УРОВНЕЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Губернаторова Елена Николаевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 370 Московского района. Санкт-Петербурга
Аннотация
Смешанное обучение – этот термин все чаще и чаще слышат сегодня не только учителя и школьники, но и их родители. Новые формы сочетания традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования позволяют повысить эффективность образовательного процесса, применить дистанционные технологии. В статье рассматривается пример урока по модели «смена рабочих зон».
В последние годы образовательные организации получили право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в таком объеме, какой им требуется. Изданы приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, определяющие порядок применения технологий в общем (начальном, основном, среднем) и дополнительном образовании. Однако опыт применения дистанционного обучения говорит о том, что, несмотря на все более широкое их распространение, даже во взрослой аудитории этот вариант не всегда имеет достаточно высокую эффективность. Тем более если речь идет о школьниках. Учащимся, особенно с ОВЗ, не хватает мотивации и навыков самоорганизации, чтобы освоить программу и полностью самостоятельно выполнить все задания. Кроме того учителям необходимо создать условия для индивидуальной поддержки каждого обучающегося, обеспечить синхронное или асинхронное взаимодействие. А еще желательно организовать групповую совместную работу учащихся, совместные сетевые проекты. В случае смешанного обучения эти проблемы могут быть решены за счет сочетания дистанционного и очного взаимодействия.
На традиционном уроке учитель является «источником» информации со своими убеждениями и взглядами на жизнь. В моделях смешанного обучения учитель, вне сомнения, останется в образовательном процессе, но его роль кардинально меняется, он становится помощником, партнером ученика. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всем одновременно. Детей в классе много, на каждого времени не хватает. Совершенно иная ситуация происходит при дополнительном использовании электронного обучения, здесь создаются условия для индивидуальной работы с учащимся.
Одной из моделей смешанного обучения является «смена рабочих зон». Класс делится на несколько рабочих зон: зона индивидуального онлайн обучения, зона для групповой самостоятельной работы, зона фронтальной работы с учителем. Время работы в каждой зоне устанавливает учитель сам в зависимости от сложности материала. Такой урок является более динамичным, насыщен учебным материалом, что увеличивает интерес детей к предмету.
Примером урока по модели смешанного обучения «смена рабочих зон» может служить проведенный интегрированный урок (геометрия + английский язык) по теме: «Свойства медианы равнобедренного треугольника». Тип урока: урок изучения нового материала и первичное его закрепление. Учащимся требовалось сформулировать и доказать свойство медианы равнобедренного треугольника. Для этого были предложены здания по математике на применение данной теоремы и отработку терминологии на английском языке. Работа в группах была нацелена на формирование коммуникативных навыков учащихся, развитие умения анализировать, делать выводы. Фронтальная работа с учителем была направлена на решение вопросов, вызвавших затруднения при изучении темы. Наличие ноутбуков и интернета позволило организовать индивидуальную работу учащихся по повторению геометрических понятий и терминов на английском языке.
На начальном этапе учащиеся знакомятся с планом урока. Каждая группа получает маршрутные листы и инструктаж, как будет осуществляться переход от одной зоны к другой, сколько минут отводится для выполнения заданий. В конце урока подводятся итоги совместной деятельности и рефлексия. Маршрут каждой группы определяет учитель, учитывая специфику класса. Примеры маршрутов приведены в таблице. В группу I включаются учащиеся с высоким уровнем подготовки, которые обладают хорошей учебной мотивацией, имеют базу знаний для изучения новой темы. В группе II объединяются учащиеся со средним уровнем подготовки, имеющие пробелы в изучаемом предмете. В группе III работают учащиеся, испытывающие сложности в усвоении материала. Каждому ребенку выдается маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения зон его группы, а также задания, над которыми нужно поработать в каждой из зон. Из опыта проведения уроков по этой модели надо сказать, что учителю следует заранее тщательно подготовить задания и четко определить время на их выполнение (на работу в каждой зоне от 7 до 10 минут), чтобы оставить время на подведение итогов и рефлексию. Итогом работы каждой группы может стать какой-либо проект: либо кластер, либо скрайб, либо кроссворд и т.д. по изученной на уроке теме.
I группа | II группа | III группа |
Самостоятельная групповая работа | Фронтальная работа с учителем | Индивидуальная работа с интернет-ресурсами |
Выполняют задания на проведение высоты, медианы, биссектрисы в обычном треугольнике, затем в равнобедренном. Делают выводы: формулируют свойство медианы равнобедренного треугольника | Повторяют понятия. Разбирают решение задач на нахождение элементов треугольника, в котором проведены медиана, высота, биссектриса. | Выполняют индивидуально тест на сопоставление и соотнесение (медиана, биссектриса, высота на англ. языке) |
Индивидуальная работа с интернет-ресурсами | Самостоятельная групповая работа | Фронтальная работа с учителем |
Выполняют тесты на повторение геометрических понятий на англ.языке (треугольник, высота, биссектриса, медиана, теорема). Формулируют теорему о свойстве медианы на англ. языке | Работают с геометрическими фигурами - треугольниками. Формулируют теорему о медиане равнобедренного треугольника. | Выполняют задания на готовых чертежах. Изучают теорему о медиане равнобедренного треугольника. |
Фронтальная работа с учителем | Индивидуальная работа с интернет-ресурсами | Самостоятельная групповая работа |
Решают задачи на закрепление полученных знаний на уроке. | Выполняют тесты на повторение видов треугольников, формулируют определения высоты, биссектрисы, медианы на английском языке. | Поисковая работа на подтверждение полученных знаний и их применение на практике. |
В конце урока со всеми проводится рефлексия, создается геометрический коллаж.
На подготовку урока с использованием новых моделей смешанного обучения уходит значительно больше времени, чем на подготовку к традиционному уроку. Учителю надо самому обладать знаниями по разработке тестов в электронном виде, навыками работы в интернет-сервисах. Однако, как показала практика, результаты новых уроков при грамотном планировании получаются выше. Если ребенок сам добывает знания, он и запоминает лучше, и заинтересован больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.
Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....
Индивидуальный и дифференцированный подход к слепым и слабовидящим учащимся в процессе обучения и воспитания
Курсовая работа для студентов и педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...
Индивидуальный и дифференцированный подход к слепым и слабовидящим учащимся в процессе обучения и воспитания
Курсовая работа для студентов и педагогов, работающим с детьми с нарушением зрения...
Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории
В статье приведены примеры заданий, позволяющих осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории....
Дифференцированный подход при организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка
Примеры практического применения....
Индивидуально-дифференцированный подход к организации работы с учащимися освобожденными от физических нагрузок на уроках физической культуры
Вовлечение обучающихся в физкультурную деятельность Укрепление здоровья, обучающихся, относящихся к СМГУлучшение показателя физического развитияОсвоение жизненно важных двигательных умений, навык...
"Использование дифференцированного подхода как залог успешности обучения детей с ОВЗ".
Выступление на городской конференции для учителей русского языка и литературы "Технологии преподавания русского языка в мультикультурном контексте",Уфа 2016...