Игровой час : "Традиции и обычаи коренных народов Севера"
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс)
Расширять представления детей о крайнем севере, о коренных народах севера, их быте, условиях жизни, традициях.
Воспитывать любовь, уважение, интерес к культуре и обычаям
коренных жителей севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nar_severa.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой час по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: «Традиции и обычаи коренных народов севера»
Цель: Прививать любовь и уважение к малой родине.
Задачи: Расширять представления детей о крайнем севере, о коренных народах севера, их быте, условиях жизни, традициях.
Воспитывать любовь, уважение, интерес к культуре и обычаям
коренных жителей севера.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, рассматривание национальных костюмах, просмотр мультфильма «Айога».
Ход занятия:
Педагог:
Соберемся все мы в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Северному краю, познакомиться с песнями, играми, сказками, природой и музыкой народов Севера.(ответы детей)
Педагог: А на чем мы отправимся в путешествие?(ответы детей)
На крайнем севере очень суровая зима, много снега и на машине не проехать, мы поедем на оленях. Олень- священное животное для народов севера. Он дает человеку пищу, материал для одежды и обуви, жилище, игрушки. Оленя можно использовать, как транспорт.
-Садитесь в оленью упряжку (дети имитируют упряжку, звучит музыка «Увезу тебя я в тундру…)
Педагог: С давних времен на севере живут разные народы. А коренное население в тундре, на берегах рек, озер. Они любят, заботятся и берегут природу.
– Какие национальности народов севера вы знаете?
Дети: Ханты, ненцы, селькупы.
Педагог: Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы поговорим о ненцах.
-Ребята, а где живут ненцы? (ответы детей)
Вот и первая наша остановка
1.Остановка «Чум»
- Ненцы живут в тундре. Они традиционно занимались охотой, оленеводством, рыболовством. Многие из них ведут кочевой образ жизни.
А домом у них называется чум. Чум можно разбирать и собирать, перевозить с места на место. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. У летнего чума
покрытие из бересты, а у зимнего – из оленьей шкуры. На пол кладут доски и оленьи шкуры.
А еще чум согревает железная печь, которая стоит в середине чума.
Наше путешествие продолжается.
2.Остановка «Солнечная»
Солнце северные народы называют Хейро! Только хейро поможет зажечь огонь, ведь спичек в тундре нет. А просить солнце должен шаман (колдун, волшебник).
Превратимся мы с вами в добрых белых шаманов.
Игра «Белый шаман»
Дети встают по кругу. Ведущая стучит ритм , дети повторяют.
А теперь три раза крикнем хейро! (подняв руки)
Наше путешествие продолжается
3.Остановка «Творческая»
На крайнем севере очень суровая зима, поэтому нужна теплая одежда. Вот и ненцы шьют себе теплую одежду из оленьих шкур. Называется она- малица
Малица- это меховая рубаха. С пришитыми к ней капюшоном и рукавицами.
Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от морозов. Одевается она мехом внутрь. С наружи украшается меховым кантом, орнаментом.
На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха – кисы
- А как вы думаете, чем занимаются мужчины в тундре?
Дети: Пасут оленей, ловят рыбу, занимаются охотой.
- А чем занимаются женщины? Чем занимаются хозяйки чума?
Дети: Варят еду, убирают в чуме, занимаются рукоделием, смотрят за детьми, шьют одежду для семьи из меха, ткани, вышивают узоры бисером.
Наше путешествие продолжается.
4.Остановка
Ненцы часто переезжают с одного места на другое: поэтому мебели и посуды у них немного, и она сделана из дерева - берестяные сундуки и коробочки. Ненцы и другие народы севера ездят и перевозят свои вещи на нартах. На что похожи нарты?
Дети: На санки.
Ведущая: Правильно, у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Нарты делаются из дерева, без единого гвоздя, поэтому они легкие и удобные в обращении.
Нарка: Но на санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.
А еще мужчины любят соревноваться в силе, ловкости, удали, и перепрыгивают через нарты. Эти прыжки являются любимой забавой ненцев.
Ребята, ну вот и всё,мы оченьхорошо проаели время и много интересного сегодня узнали,но наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться. Садимся в упряжку . Поехали …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Коренные народы Севера" (9 класс)
Презентация к уроку география 9 класс....
Социальный проект на тему: Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры
Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры...
Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»
Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....
Оценочные средства к уроку Одежда коренных народов Севера
Фонд оценочных средств...
Классный час "С новыми силами и вместе в 5 класс" (с элементами фольклора коренных народов Севера)
ссылки на видео и генератор облака слов: Поздравление робота Федора с Днем Знаний, Гора самоцветов "Проделки лиса" https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/20198312329-4XAkh.html...
Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина».
Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 к...
«Традиции и культура коренных народов Севера»
Школа должна воспитывать национальное достоинство у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодог...