Финансовая грамотность
план-конспект урока
Урок Финансовое мошенничество. Страхование банковских карт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Финансовое мошенничество. Страхование банковских карт»
Цель: сформировать у детей представление о финансовом мошенничестве и финансовом инструменте – страхование.
Задачи:
- дать характеристику финансовым мошенничествам;
- охарактеризовать виды мошенничества с банковскими картами;
- предложить способы защиты от финансовых мошенников;
- познакомить учащихся со страхованием банковских карт.
Целевая аудитория: 10-11 классы
Оборудование:
- Карточки;
- ПК;
- Кейсы;
- Презентация;
- Видеоролики.
Используемые образовательная технология и /или методы: беседа, практикум,
- применение методов кейсов – техники обучения, использующей описание реальных экономических, социальных ситуаций, их исследование учащимися и принятие решений;
- мозгового штурма;
- наглядный.
Формы организации урока: круглый стол (работа в группах).
Этап занятия | Время этапа | Действия учителя | Действия ученика | Примечания |
Оргмомент | 1 мин. | Приветствует учащихся. Делит учащихся на две команды по 4 человека | Приветствуют учителя. Делятся на команды. | |
ЦелеполаганиеМотивация к учебной деятельности | 4 мин. | Предлагает игру «Впусти меня в свой дом». (Приложение 1) Каждому участнику игры раздаёт карточку с ролью хозяина дома — именинника, гостя и прохожего. Подводят итоги игры. Участники, игравшие роль именинников, подскажите, легко ли было поверить уговорам гостя впустить его в дом? А вам, гости и прохожие, какие аргументы помогли преодолеть сомнения хозяина дома? | Учащиеся разбирают роли, знакомятся с карточками и обдумывают свои роли. Дети отвечают, за правильные ответы получают жетоны. Ответы учащихся: отвечают легко, другие трудно. Помогли следующие аргументы: 1.Приветсвие хозяина по имени, отчеству. 2. Назвать причину, по которой пришел гость(на день рождения) 3. Наличие подарка | |
Постановка учебных задач. Планирование | 5 мин. | Рассказывает как в игре, так и в жизни, встречаются люди, которые не всегда честны по отношению к другим, преследуют свои цели. Как называют данную категорию людей? Педагог рассказывает о значении слова мошенник, мошенничество. Это люди, которые, пользуясь нашим доверием или обманывая нас, похищают наши деньги, имущество. Знаете ли вы, что слово мошенник произошло от существительного мошна — так в Древней Руси называли сумку, карман. Человек, воровавший деньги из сумок, назывался мошенником. Со временем мошенниками стали называть обманщиков и жуликов. Ребята, скажите в наше время какое мошенничество преобладает и с которым мы можем с вами столкнуться? И как нам обезопасить самих себя? Подводит к теме занятия о финансовом мошенничестве и страховании. | Вступают в диалог и говорят, что таких людей называют мошенниками. Ответы детей: преобладает финансовое мошенничество. Быть бдительными, осторожными Сегодня мы будем говорить о мошенничестве. | |
Изучение новой темы, формирование новых понятий. | 10 мин. | Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников? Верно, такие качества, как желание легкого заработка, невнимательное прочтение подписываемых документов, вера на слово, делают граждан легкими жертвами финансовых мошенников. Мошенники выманивают деньги с помощью звонков и СМС, в социальных сетях и офисах. Демонструет видеофильм « Новые виды финансового мошенничества» https://www.youtube.com/watch?v=8BCKfCBWwK0 Мы знаем, что банковская карта - это пластиковая карта, привязанная к одному или нескольким счетам её владельца, дающая возможность с её помощью осуществлять различные банковские операции. Давайте рассмотрим, как выглядит банковская карта (работа с презентацией). Рассмотрим мошенничество с банковскими картами подробнее. Ребята, вы уже знаете, что представляет собой банковская карта. Это изготовленная из пластика карта, на нее нанесена информация о держателе (содержится на магнитной полосе или чипе). Чтобы использовать вашу карту в своих целях, мошенникам нужно узнать ее номер, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV (специальный трехзначный код на оборотной стороне карты, необходимый для оплаты покупок в интернете). Каковы же основные виды мошенничества с банковскими картами? Предлагает познакомиться с данной информацией в сети Интернет. | Ответы детей: невнимательности, доверчивости, из-за отсутствия финансовой грамотности. Просмотр видеофильма. Дети рассматривают образцы банковских карт. Рассматривают на слайде презентации карты и её внешний вид и данные на карте. Работают в группах на ПК в сети Интернет. Рассказывают об основных видах мошенничества с банковскими картами. (самой активной группе выдаются жетоны) | |
Первичное закрепление. | 2 мин. | С целью формирования компетенции оценки необходимости умения распознавания одного из видов мошенничества с банковскими картами, используется обсуждение ситуации, предложенной для учащихся и решение практической задачи. (Кейс 1) Задача учителя — всё время ставить учащихся перед необходимостью осуществлять оценку ситуации и только на этой основе формулировать суждения. | Решение практических заданий. Обсуждение. За активную работу учащиеся получают жетоны. | |
Продолжение изучения новой темы Практическая часть урока | 13 мин. | Формирование умения защищать личную информацию по банковским картам осуществляется посредством: а) обсуждения мер предосторожности при использовании банковских карт, предложенные в материалах для учащихся; б) с использованием образовательного фильма о том, как пользоваться банковскими картами. Работа в группах. Каждой группе предложено задание. После его выполнения необходимо представить информацию классу Задание: На экран выведены пословицы. Детям необходимо соединить их части и объяснить смысл. Озвучивает о правильности выполнения задания. (Кейс 2) Обращается к командам: - Объясните, как эти пословицы связаны с темой нашего занятия? В жизни бывают различные, непредвиденные ситуации и человек не всегда к ним бывает готов. Когда человек чего-то боится, он старается обезопасить себя. Как мы обезопасить себя? Мы готовим себе СТР-ХОВ-КУ! (однокоренное слово СТРАХ). Рассмотрим, что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. Просмотр видеоурока «Страхование банковских карт». https://youtu.be/Q7Sy6AyJCvQ Просит привести примеры из жизни своих знакомых и родственников, с которыми они сталкивались о мошенничестве с банковскими картами. Обобщение ответов учащихся: Происходило ли что-то подобное с вами или вашими знакомыми? Как вы поступили? А как поступите теперь? | Дети работают в группах, знакомятся с различными видами мошенничеств и способами защиты личной информации. Выступают с информацией от группы. За активную работу учащиеся получают жетоны. Составляют пословицы. Зачитывают, что получилось в каждой группе. За правильность и быстроту получают жетоны. Ответы детей. Так как сейчас все денежные средства находятся на банковских картах и осуществляются зачисления выплат необходимо защитить свои денежные средства. Смотрят видеоролик «Страхование банковских карт» Ребята ведут обсуждения между группами, (активные получают жетоны). Приводят ситуации из собственного опыта.(активные получают жетоны) | |
Рефлексия | 5 мин. | От каждой группы выходит один из учащихся, перед ним на столе лицевой стороной вниз лежат листы с основными понятиями темы (Приложение 2). За 1 минуту необходимо объяснить своей команде как можно больше понятий. Объявляется команда-победитель. Учитель задаёт учащимся вопросы, направленные на организацию рефлексии по поводу учебных результатов: «Чем было полезно для вас сегодняшнее занятие? Посмотрите на список тех задач, которые мы ставили перед собой в начале урока. Достигли ли мы желаемого результата? Какие новые вопросы у вас появились? Какие выводы вы сделали при выполнении заданий? Какой из числа сделанных на занятии выводов оказался самым трудным для вас? Поясните почему». Посчитайте полученные за работу жетоны, | Выполняют задание, получают жетоны Дети дают ответ, проводят самооценку. | |
Итог внеклассного мероприятия. | 5 мин | Учитель предлагает вопросы на голосование. «Необходимо страховать жизнь, здоровье, имущество» «Необходимо страховать только имущество – а жизнь и здоровье – нет» «Нет надобности в страховании, это напрасные траты» Раздаёт памятки «Как предотвратить получение информации о карте!» (Приложение 2) | Дети голосуют за один из вариантов
|
Кейс 1
На совершеннолетие родители подарили Вам банковскую карту. Вдруг на телефон Вам приходит смс: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону******* данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк России.»
Ивану с незнакомого номера пришло смс-сообщение о том что его карту заблокировали. В сообщении был указан номер, по которому нужно было позвонить для уточнения деталей. Иван испугался, так как на карте были все его накопленные деньги и он не раздумывая решил позвонить. По телефону Ивана попросили сообщить данные карты или подойти к ближайшему банкомату и произвести операции. Иван согласился передать данные карты и все его накопленные деньги были украдены.
Кейс 2
На бога надейся
Храни себя от бед
Пока гром не грянет
Авось да небось
Знал бы где упасть
A. соломки бы подстелил.
B. до добра не доведут.
C. а сам не плошай.
D. пока их ещё нет
E. мужик не перекрестится.
Приложение 1
Игра «Впусти меня в свой дом».
Каждому участнику игры я раздам карточку с ролью хозяина дома — именинника, гостя или прохожего.
Именинник приготовил праздничный ужин в день своего рождения и ждет в гости друга. Случайный прохожий, заглянув в окно дома, видит красиво накрытый стол, и ему тоже хочется попасть на праздник, попробовать угощение.
В каждой команде будет по 2 хозяина, 2 гостя и 2 прохожих. Участники, получившие карточки именинников, ожидают прихода гостей. Участники — гости и прохожие не раскрывают свою роль, их задача — убедить хозяина дома, что они гости, которых ждут на ужин. Каждый из гостей и прохожих по очереди подходит к одному хозяину и, представляясь гостем, убеждает в 3–4 предложениях пустить его в дом.
Прослушав их, участник-хозяин должен принять решение: согласиться или отказать. Если он впустит прохожего или не поверит гостю, то выбывает из игры. Если впустит гостя, то побеждают сразу оба участника. Таким образом, победителем игры в каждой паре станет участник, реализовавший свою цель.
Приложение 2
Финансовая грамотность — это четкое понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими. Финансовое мошенничество - совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.
Страхование – защита от рисков, связанных с имущественными интересами страхователя, осуществляемая страховщиком за вознаграждение.
Страховой случай – события, предусмотренное условиями договора страхования, влекущее обязанность страховой компании возместить ущерб.
Страхователь - физическое или юридическое лицо, приобретающее страховую защиту на случай возможных потерь по рискам, предусмотренным в договоре страхования.
Фишинговые атаки — это рассылка мошеннических сообщений, источник которых кажется надежным. Как правило, для этого используется электронная почта.
Приложение 3
Карточка «Как предотвратить получение информации о карте?
• Перед снятием денег в банкомате осмотрите его. На картоприемнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься.
• Старайтесь пользоваться банкоматами, установленными в безопасных местах (например, в отделениях банков).
• Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Делайте это даже во время расчетов картой в кафе или магазинах.
• Подключите мобильный банк и СМС- или push-уведомления. Так вы сможете увидеть, какая точно сумма списана с вашей карты после снятия денег в банкомате.
• Если вы расплачиваетесь картой в кафе, пожалуйста, просите использовать только переносной терминал, чтобы оплата происходила при вас.
• Уничтожайте копии чеков, билетов и других документов, где указан полный номер вашей карты.
• Если вам приходят СМС с уведомлениями о блокировке карты или якобы совершенных транзакциях, никогда не перезванивайте по номеру, указанному в СМС. Всегда звоните только по номеру колл-центра банка, указанному на официальном сайте, или по номеру телефона, указанному на оборотной стороне карты.
Если с вашей карты списали деньги (об этом вы узнали в СМС-сообщении или взяв выписку по карте).
• Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты или на главной странице сайта банка), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
• Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией.
• Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства или отправьте обращение в управление «К» МВД России.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мошенничество Мошенники - это люди, которые, пользуясь нашим доверием или обманывая нас, похищают наши деньги, имущество. Мошенник произошло от существительного мошна —так в Древней Руси называли сумку, карман. Человек, воровавший деньги из сумок, назывался мошенником . Со временем мошенниками стали называть обманщиков и жуликов.
ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ ВИДЫ ФИНАНСОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА
МОШЕННИЧЕСТВО С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ Номер карты
На совершеннолетие родители подарили Вам банковскую карту. Вдруг на телефон Вам приходит смс: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону******* данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк России.» Ивану с незнакомого номера пришло смс-сообщение о том что его карту заблокировали. В сообщении был указан номер, по которому нужно было позвонить для уточнения деталей. Иван испугался, так как на карте были все его накопленные деньги и он не раздумывая решил позвонить. По телефону Ивана попросили сообщить данные карты или подойти к ближайшему банкомату и произвести операции. Иван согласился передать данные карты и все его накопленные деньги были украдены.
а) обсуждения мер предосторожности при использовании банковских карт, предложенные в материалах для учащихся; б) с использованием образовательного фильма о том, как пользоваться банковскими картами. Формирование умения защищать личную информацию по банковским картам :
На бога надейся Храни себя от бед Пока гром не грянет Авось да небось Знал бы где упасть A. соломки бы подстелил. B. до добра не доведут. C. а сам не плошай. D. пока их ещё нет E. мужик не перекрестится. Кейс 2
«Никогда не экономьте на рекламе, охране и страховке – и ваши дела пойдут в гору». Джон Д. Рокфеллер «Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис». Остап Бендер СТРАХОВАНИЕ (русский корень слова «страх», на английском языке insurance – «уверенность») – подушка безопасности, которая обеспечивает уверенность в завтрашнем дне для себя и близких. О страховании – коротко, просто и доступно
« Необходимо страховать жизнь, здоровье, имущество» «Необходимо страховать только имущество – а жизнь и здоровье – нет» «Нет надобности в страховании, это напрасные траты» ГОЛОСОВАНИЕ
«Как предотвратить получение информации о карте!»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...
Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике
Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...
Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой грамотности
Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой грамотности...