Технологическая карта урока "Священные сооружения. Священные здания иудаизма, христианские храмы"
план-конспект урока (5 класс)

Технологическая карта урока по предмету "ОРКСЭ" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

«Священные сооружения. Священные здания иудаизма, христианские храмы».  

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, их назначении и устройстве.
  2. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
  3. Познакомить с внутренним устройством синагоги и храма и правилами поведения в них; 
  4. Формировать навыки смыслового чтения, развивать речь.
  5. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  6. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур.
  7. Прививать толерантность,  уважительное отношение к людям, носителям разных культур и религий
  8. Развивать интерес к культуре разных народов.

Планируемые результаты

Предметные

  • Знать предназначение священных сооружений.
  • Понимать необходимость священных сооружений для любой религии.
  • Понимать значение понятий: синагога, менора, церковь, алтарь, икона, иконостас,  фреска.

Метапредметные

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • совершенствовать умения в области работы с информацией;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь 
  • совершенствовать умения в области коллективной деятельности,  приходить к общему решению при работе в группе

Личностные

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
  • Проявлять интерес к изучению темы.
  • Формировать умение высказывать своё мнение.
  • Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения

Ресурсы урока:

ПК, мультимедиа-проектор, раздаточный материал, учебник, презентация к уроку, видео, оформляется выставка рисунков аппликаций, раскрасок по теме «священные сооружения религий мира»..

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Психологический настрой к учебной деятельности.

Актуализация необходимых знаний

Давайте вспомним изученный материал прошлого урока.

Используя раздаточный материал и план-памятку, составьте рассказ о мировых религиях.

Соотнесите понятия: ритуал, молитва с их определениями.

Подведение учащихся к теме урока.

-Что такое ритуал? Что такое молитва?

-Как вы думаете, где верующие могут выполнять свои ритуалы?

-Действительно, совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях.

-А как вы думаете, эти сооружения одинаковы для всех религиозных культур?

-Конечно, для каждой религиозной культуры есть своё особо почитаемое сооружение, куда человек идёт обратиться к богу.

- Я предлагаю посмотреть как же выглядят эти здания. (слайд2)

-Как вы думаете, какова  тема нашего урока?

-Чтобы вы хотели узнать на уроке?

- Какие задачи мы поставим на уроке?

  • Познакомиться с устройством священных сооружений.
  • Узнать об их особенностях,  научимся различать их.
  • Узнать как надо себя вести в таких сооружениях.

Ученики работают в группах. Составляют из карточек рассказ о религиях мира.

Ответы учащихся:

-Ритуал-выполнение  действий в определенном порядке.

-Высказывания детей.

Определение темы и задач урока.

Изучение нового материала

-Мы попытаемся с вами сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий.

-Священные сооружения могут быть совершенно разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них одно – совместное участие в ритуалах.

-Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам.

-Многие древние сооружения сохранились до наших дней.

-Работа с текстом (стр. 9)

Прочитать текст ранее изученного материала и выявить: в каких  странах мира возникли священные сооружения в далекой древности?

-Когда древние иудеи поверили в Единого бога, они построили знаменитый Иерусалимский храм.(слайд 8)

- Произошло это в середине 10 века до н.э. Этот храм стал центром религиозной жизни еврейского народа. В храме находились священные предметы. Но захватчики напали на Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. (Слайд 9)

- Эта стена считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому сохранившаяся стена называется Стеной плача.

- Иудеи считают, что Храм Единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях.

-Так как еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме,  Синагога не является храмом  - это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы иудеев. Синагога переводится как «дом собраний».

-Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда должно быть оборудовано соответствующим образом, подчинено определённым правилам.

-У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В синагоге обязательно должен быть шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Этот  шкаф занавешен специальным покрывалом, а стена, у которой он стоит, всегда направлена в сторону Иерусалима, где стоял Храм ( на восток). В  любом месте земного шара верующие молятся, обращаясь лицом к нему.

- В центре зала располагается возвышение, с которого читается Тора, на нём установлен стол, куда кладут свиток во время чтения.

- Внутри Синагоги всегда должен быть светильник с семью фитилями, который называется Менора.

-На стенах синагоги не принято вешать никаких  изображений.

Работа с текстом.

Каковы правила посещения  синагоги?

 Для  мужчин и женщин есть раздельные помещения. По правилам так же необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

-Что вам запомнилось из рассказа? Что  удивило?

-Итак, что же вы нового узнали из текста?

Читают текст, определяют, где возникли древние религиозные сооружения, как они назывались.

Ответы учащихся

Чтение статьи учебника, подготовка сообщения о правилах посещения синагоги.

Первичное закрепление

-Мы с вами познакомились со священным сооружением иудаизма. Как оно

называется?

-Что означает слово синагога?

- Какие священные предметы находятся в синагоге?

- Почему фасад синагоги всегда обращен на восток?

- Почему синагога не считается у иудеев храмом?

-Что такое менора?

Участие в диалоге

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Снова сесть, начать читать.

Изучение нового материала

-Кто из вас знает, как называются священные здания христианства?

К уроку вы провели небольшое исследование. Вам нужно было выяснить, есть ли в нашем Усть-Таркском районе священные сооружения?

Что вам удалось узнать?

-Зачем люди посещают  храмы?

-Все ваши ответы абсолютно правильные.

Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.  Это место молитвы и совершения богослужения.

-Слово храм означает «здание», «дом». Часто храм  называют церковью.

На Руси всегда было много храмов. Издавна храмы строили в самых красивых местах.

-На месте будущего поселения, города в первую очередь строилась церковь. Около церкви наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от нее  устраивалась и торговая площадь.

В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходили все или почти все жители села или города.  В храме совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.

В 2009 году с благословения Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона в селе Усть-Тарка была организована община в честь новомученников и исповедников Российских. Администрацией Усть-Таркского района  было выделено помещение под совершение служб. 27 августа 2010 года в новообразованную общину был назначен настоятелем священник Александр Шатов. С этого времени в приходе регулярно стали совершаться службы и таинства.С августа по октябрь 2011 года было заложено основание для нового храма.На этом месте на крутом берегу Оми когда-то стояла деревянная церковь Архангела Михаила. В 30-е годы 20 века ее снесли, а купола утопили в реке.16 ноября 2015 года на возведенном Храме в честь Михаила Архангела были установлены колокола на звоннице.

-Чем храм отличается от обычных строений?

УСТРОЙСТВО ХРАМА.

Давайте рассмотрим устройство храма на примере христианского храма Михаила Архангела в селе Усть-Тарка. (Презентация «Священные сооружения малой Родины»)

Вход в храм начинается с паперти.

Это  крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. На паперти бедные просят милостыню. Это западная часть храма.

Далее мы попадаем в притвор.

Здесь раньше молились кающиеся грешники и  оглашенные, т.е. те, кто собирается принять Крещение. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Над притвором обычно строится колокольня или звонница.

-Что такое колокольня? Иногда колокольня или звонница  строится рядом с церковью.

-Сравните, чем колокольня отличается от звонницы?

-Для чего строилась колокольня? (Они сообщают о скором начале службы и возвещают об особенно важных моментах богослужения.  Колокола звонят при таких событиях  как свадьба (венчание), похороны (отпевание), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре.

-Вы слышали звон колоколов? Давайте послушаем колокольный звон Храма Михаила Архангела в Усть-Тарке. (Просмотр видео - сюжета  «Установление колоколов на звоннице храма Михаила Архангела»)

-Какие чувства вызвал у вас перезвон?

- Далее проходим через притвор и оказываемся в самой большой части.Это центральная (средняя) часть храма,  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. 

-Вспомните,чего много в храме?

-Как вы понимаете значение слова икона.

Также используются росписи стен. Они называются фресками.

-Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму .

-С восточной стороны находится необычная стена. Это иконостас.

-Какое слово спряталось в этом слове?  Это целая стена из икон.

-Посмотрите, в иконостасе установлены двери посчитайте, сколько их.

Средние - самые большие - называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери, которая называется еще и Пресвятой Девой.

-По сторонам от главных ворот расположены южные и северные  врата.

-За иконостасом, в самой восточной части храма размещается главнейшая часть храма — это алтарь.(слайд 26)

Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца. Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане.  Священник обычно молится именно там.

-В центре алтаря находится самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. На нем совершается Евхаристия. Вспомните, что это такое?

-Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом. Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест.(слайд 27 )

-Итак, мы с вами познакомились с устройством храма. Сейчас я вам предлагаю поработать в парах . На столах у вас лежат листочки, на которых нарисована схема внутреннего устройства храма. Пользуясь словами для справки, заполните эту схему.

-Пользуясь учебником, проверьте правильность выполнения задания.Оцените свою работу. У кого все правильно? Молодцы.

-Ребята, вы знаете как себя вести в храме? От кого вы узнали о правилах поведения? Какие правила вы знаете?

Сообщение ученицы

  • При входе в храм мужчины должны снять головной убор, а женщины наоборот, покрывают голову.
  • Вести себя надо тихо, не разговаривать.
  • Отключить сотовые телефоны.
  • Не следует  молиться долго и напоказ.
  • В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.
  • В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих.
  • Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде, а женщинам - в брюках

Ответы детей:

-Христианский храм

-В нашем Усть-Таркском районе и в соседних населенных пунктах есть христианские священные сооружения:

Храм Михаила Архангела, часовня Памяти защитников Отечества на берегу реки Омь в селе Усть-Тарка.

В поселке Октябрьское возведена часовня Зинаиды Тарксийской.

На границе Усть-Таркского и Венгеровского районов находится колодец «Половинка», в нем священная вода.

В городе Татаске находится храм  в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

-Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

-Храм отличается от обыкновенных зданий  внешним видом. Вместо   крыши-золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты.

-Высокая башня с колоколами.

Сравнение колокольни и звонницы.

Вывод: колокольня- это башня, а звонница – прямоугольное сооружение с проемами для колоколов.

Прослушивание колокольного звона.

Дети дают ответ. Делятся своими впечатлениями.

-Свечей. Икон.

Работа с учебником.

Значение слов: икона, фреска

-Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события.

-В иконостасе  три двери.

-Евхаристия – это освящение хлеба и вина

Самостоятельная работа.

Учащиеся в парах или индивидуально (по желанию) воспроизводят по памяти информацию,

заполняют схему устройства храма.

Проверяют и оценивают свою работу

Рефлексия деятельности

-Сегодня мы говорили о священных сооружениях иудаизма и христианства, на следующем уроке вы узнаете о таких сооружениях ислама и буддизма.

-Для чего люди начали создавать священные сооружения?

-Могли ли они обойтись без них?

Как называется священное сооружение в христианстве?

-А в иудаизме подобное сооружение как называется?

-По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами церковь?

-Почему синагога не считается у иудеев храмом?

-Каковы правила обустройства синагоги?

-Что такое икона? Кто изображается на иконах?

- Можем ли мы в одном городе видеть священные сооружения разных религий?

-Почему так бывает? А в нашем городе есть здания разных религий?

-В нашем районе есть священные сооружения . Мы живём в многонациональном государстве и будем уважать религиозную культуру, традиции и обычаи разных народов..

Я вам предлагаю посетить нашу выставку. Найдите изображения христианского Храма и иудейской Синагоги. По каким признакам вы их определили?

-Какие задачи мы поставили в начале урока?

-Достигли мы поставленной цели?

-Что мы узнали?

-Что запомнили?

-Чему научились?

-Что было трудно?

-Что понравилось?

-Понравился вам наш урок?

-Что вам больше всего запомнилось?

-О чём бы вы хотели рассказать родителям после сегодняшнего урока?

-Спасибо за урок.

 Наш урок мы завершим просмотром видеоклипа, в котором использован местный краеведческий материал

Участие в диалоге

На территории современной России кроме христиан  издавна живут и мусульмане, и иудеи и  буддисты.

Ученики проходят к выставке своих работ. Определяют изображения иудейской синагоги, христианского храма. Делают пояснения, по каким признакам они определили священное сооружение.

Ответы обучающихся. В которых они оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку в 5 классе «Древнейший храм златой вершиной блещет ярко…»

Технологическая карта к уроку в 5 классе, 3 четверть, 25 урок  (по программе Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина). Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта урока ОБЖ «Разрушение зданий», 5 класс

Дидактические материалы:Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности».Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы бе...

Технологическая карта урока ОДНКНР "Иудаизм"

На уроке применяется проектная методика и работа в группах. Обучающиеся из предложенного материала выделяют главное, используя разные методи и приемы создают плакаты на тему "Иудаизм". 3 гру...

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Тема :"Священные сооружения мира "

Работа выполнена в рамках прохождения курсов ОРКиСЭ...

Технологическая карта урока "Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту"

Технологическая карта урока "Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту" позволит подготовится и провести урок в 6-м классе по заданному плану, отвечающему требования ФГОС....