Технологическая карта урока "Священные сооружения. Священные здания иудаизма, христианские храмы"
план-конспект урока (5 класс)
Технологическая карта урока по предмету "ОРКСЭ" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_svyashchennye_sooruzheniya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |||||
Тема | «Священные сооружения. Священные здания иудаизма, христианские храмы». | ||||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||||
Цель урока | Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. | ||||
Задачи: |
| ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| |||
Ресурсы урока: | ПК, мультимедиа-проектор, раздаточный материал, учебник, презентация к уроку, видео, оформляется выставка рисунков аппликаций, раскрасок по теме «священные сооружения религий мира».. | ||||
Ход урока: | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||
Мотивация к деятельности | |||||
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Психологический настрой к учебной деятельности. | ||||
Актуализация необходимых знаний | |||||
Давайте вспомним изученный материал прошлого урока. Используя раздаточный материал и план-памятку, составьте рассказ о мировых религиях. Соотнесите понятия: ритуал, молитва с их определениями. Подведение учащихся к теме урока. -Что такое ритуал? Что такое молитва? -Как вы думаете, где верующие могут выполнять свои ритуалы? -Действительно, совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях. -А как вы думаете, эти сооружения одинаковы для всех религиозных культур? -Конечно, для каждой религиозной культуры есть своё особо почитаемое сооружение, куда человек идёт обратиться к богу. - Я предлагаю посмотреть как же выглядят эти здания. (слайд2) -Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Чтобы вы хотели узнать на уроке? - Какие задачи мы поставим на уроке?
| Ученики работают в группах. Составляют из карточек рассказ о религиях мира. Ответы учащихся: -Ритуал-выполнение действий в определенном порядке. -Высказывания детей. Определение темы и задач урока. | ||||
Изучение нового материала | |||||
-Мы попытаемся с вами сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий. -Священные сооружения могут быть совершенно разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них одно – совместное участие в ритуалах. -Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам. -Многие древние сооружения сохранились до наших дней. -Работа с текстом (стр. 9) Прочитать текст ранее изученного материала и выявить: в каких странах мира возникли священные сооружения в далекой древности? -Когда древние иудеи поверили в Единого бога, они построили знаменитый Иерусалимский храм.(слайд 8) - Произошло это в середине 10 века до н.э. Этот храм стал центром религиозной жизни еврейского народа. В храме находились священные предметы. Но захватчики напали на Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. (Слайд 9) - Эта стена считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому сохранившаяся стена называется Стеной плача. - Иудеи считают, что Храм Единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях. -Так как еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме, Синагога не является храмом - это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы иудеев. Синагога переводится как «дом собраний». -Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда должно быть оборудовано соответствующим образом, подчинено определённым правилам. -У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В синагоге обязательно должен быть шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Этот шкаф занавешен специальным покрывалом, а стена, у которой он стоит, всегда направлена в сторону Иерусалима, где стоял Храм ( на восток). В любом месте земного шара верующие молятся, обращаясь лицом к нему. - В центре зала располагается возвышение, с которого читается Тора, на нём установлен стол, куда кладут свиток во время чтения. - Внутри Синагоги всегда должен быть светильник с семью фитилями, который называется Менора. -На стенах синагоги не принято вешать никаких изображений. Работа с текстом. Каковы правила посещения синагоги? Для мужчин и женщин есть раздельные помещения. По правилам так же необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе. -Что вам запомнилось из рассказа? Что удивило? -Итак, что же вы нового узнали из текста? | Читают текст, определяют, где возникли древние религиозные сооружения, как они назывались. Ответы учащихся Чтение статьи учебника, подготовка сообщения о правилах посещения синагоги. | ||||
Первичное закрепление | |||||
-Мы с вами познакомились со священным сооружением иудаизма. Как оно называется? -Что означает слово синагога? - Какие священные предметы находятся в синагоге? - Почему фасад синагоги всегда обращен на восток? - Почему синагога не считается у иудеев храмом? -Что такое менора? | Участие в диалоге | ||||
Физминутка Раз, два, три, четыре, пять- Мы умеем отдыхать. Приподнялись, чуть присели И соседа не задели. А теперь придется встать, Снова сесть, начать читать. | |||||
Изучение нового материала | |||||
-Кто из вас знает, как называются священные здания христианства? К уроку вы провели небольшое исследование. Вам нужно было выяснить, есть ли в нашем Усть-Таркском районе священные сооружения? Что вам удалось узнать? -Зачем люди посещают храмы? -Все ваши ответы абсолютно правильные. Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений. Это место молитвы и совершения богослужения. -Слово храм означает «здание», «дом». Часто храм называют церковью. На Руси всегда было много храмов. Издавна храмы строили в самых красивых местах. -На месте будущего поселения, города в первую очередь строилась церковь. Около церкви наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от нее устраивалась и торговая площадь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходили все или почти все жители села или города. В храме совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. В 2009 году с благословения Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона в селе Усть-Тарка была организована община в честь новомученников и исповедников Российских. Администрацией Усть-Таркского района было выделено помещение под совершение служб. 27 августа 2010 года в новообразованную общину был назначен настоятелем священник Александр Шатов. С этого времени в приходе регулярно стали совершаться службы и таинства.С августа по октябрь 2011 года было заложено основание для нового храма.На этом месте на крутом берегу Оми когда-то стояла деревянная церковь Архангела Михаила. В 30-е годы 20 века ее снесли, а купола утопили в реке.16 ноября 2015 года на возведенном Храме в честь Михаила Архангела были установлены колокола на звоннице. -Чем храм отличается от обычных строений? УСТРОЙСТВО ХРАМА. Давайте рассмотрим устройство храма на примере христианского храма Михаила Архангела в селе Усть-Тарка. (Презентация «Священные сооружения малой Родины») Вход в храм начинается с паперти. Это крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. На паперти бедные просят милостыню. Это западная часть храма. Далее мы попадаем в притвор. Здесь раньше молились кающиеся грешники и оглашенные, т.е. те, кто собирается принять Крещение. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Над притвором обычно строится колокольня или звонница. -Что такое колокольня? Иногда колокольня или звонница строится рядом с церковью. -Сравните, чем колокольня отличается от звонницы? -Для чего строилась колокольня? (Они сообщают о скором начале службы и возвещают об особенно важных моментах богослужения. Колокола звонят при таких событиях как свадьба (венчание), похороны (отпевание), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре. -Вы слышали звон колоколов? Давайте послушаем колокольный звон Храма Михаила Архангела в Усть-Тарке. (Просмотр видео - сюжета «Установление колоколов на звоннице храма Михаила Архангела») -Какие чувства вызвал у вас перезвон? - Далее проходим через притвор и оказываемся в самой большой части.Это центральная (средняя) часть храма, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. -Вспомните,чего много в храме? -Как вы понимаете значение слова икона. Также используются росписи стен. Они называются фресками. -Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму . -С восточной стороны находится необычная стена. Это иконостас. -Какое слово спряталось в этом слове? Это целая стена из икон. -Посмотрите, в иконостасе установлены двери посчитайте, сколько их. Средние - самые большие - называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери, которая называется еще и Пресвятой Девой. -По сторонам от главных ворот расположены южные и северные врата. -За иконостасом, в самой восточной части храма размещается главнейшая часть храма — это алтарь.(слайд 26) Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца. Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане. Священник обычно молится именно там. -В центре алтаря находится самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. На нем совершается Евхаристия. Вспомните, что это такое? -Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом. Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест.(слайд 27 ) -Итак, мы с вами познакомились с устройством храма. Сейчас я вам предлагаю поработать в парах . На столах у вас лежат листочки, на которых нарисована схема внутреннего устройства храма. Пользуясь словами для справки, заполните эту схему. -Пользуясь учебником, проверьте правильность выполнения задания.Оцените свою работу. У кого все правильно? Молодцы. -Ребята, вы знаете как себя вести в храме? От кого вы узнали о правилах поведения? Какие правила вы знаете? Сообщение ученицы
| Ответы детей: -Христианский храм -В нашем Усть-Таркском районе и в соседних населенных пунктах есть христианские священные сооружения: Храм Михаила Архангела, часовня Памяти защитников Отечества на берегу реки Омь в селе Усть-Тарка. В поселке Октябрьское возведена часовня Зинаиды Тарксийской. На границе Усть-Таркского и Венгеровского районов находится колодец «Половинка», в нем священная вода. В городе Татаске находится храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. -Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. - В храме много икон. -Храм отличается от обыкновенных зданий внешним видом. Вместо крыши-золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты. -Высокая башня с колоколами. Сравнение колокольни и звонницы. Вывод: колокольня- это башня, а звонница – прямоугольное сооружение с проемами для колоколов. Прослушивание колокольного звона. Дети дают ответ. Делятся своими впечатлениями. -Свечей. Икон. Работа с учебником. Значение слов: икона, фреска -Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события. -В иконостасе три двери. -Евхаристия – это освящение хлеба и вина Самостоятельная работа. Учащиеся в парах или индивидуально (по желанию) воспроизводят по памяти информацию, заполняют схему устройства храма. Проверяют и оценивают свою работу | ||||
Рефлексия деятельности | |||||
-Сегодня мы говорили о священных сооружениях иудаизма и христианства, на следующем уроке вы узнаете о таких сооружениях ислама и буддизма. -Для чего люди начали создавать священные сооружения? -Могли ли они обойтись без них? Как называется священное сооружение в христианстве? -А в иудаизме подобное сооружение как называется? -По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами церковь? -Почему синагога не считается у иудеев храмом? -Каковы правила обустройства синагоги? -Что такое икона? Кто изображается на иконах? - Можем ли мы в одном городе видеть священные сооружения разных религий? -Почему так бывает? А в нашем городе есть здания разных религий? -В нашем районе есть священные сооружения . Мы живём в многонациональном государстве и будем уважать религиозную культуру, традиции и обычаи разных народов.. Я вам предлагаю посетить нашу выставку. Найдите изображения христианского Храма и иудейской Синагоги. По каким признакам вы их определили? -Какие задачи мы поставили в начале урока? -Достигли мы поставленной цели? -Что мы узнали? -Что запомнили? -Чему научились? -Что было трудно? -Что понравилось? -Понравился вам наш урок? -Что вам больше всего запомнилось? -О чём бы вы хотели рассказать родителям после сегодняшнего урока? -Спасибо за урок. Наш урок мы завершим просмотром видеоклипа, в котором использован местный краеведческий материал | Участие в диалоге На территории современной России кроме христиан издавна живут и мусульмане, и иудеи и буддисты. Ученики проходят к выставке своих работ. Определяют изображения иудейской синагоги, христианского храма. Делают пояснения, по каким признакам они определили священное сооружение. Ответы обучающихся. В которых они оценивают свою деятельность на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку в 5 классе «Древнейший храм златой вершиной блещет ярко…»
Технологическая карта к уроку в 5 классе, 3 четверть, 25 урок (по программе Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина). Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС....
Технологическая карта урока ОБЖ «Разрушение зданий», 5 класс
Дидактические материалы:Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности».Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы бе...
Технологическая карта урока ОДНКНР "Иудаизм"
На уроке применяется проектная методика и работа в группах. Обучающиеся из предложенного материала выделяют главное, используя разные методи и приемы создают плакаты на тему "Иудаизм". 3 гру...
Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика
учебно-методическая разработка...
Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Тема :"Священные сооружения мира "
Работа выполнена в рамках прохождения курсов ОРКиСЭ...
Технологическая карта урока "Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту"
Технологическая карта урока "Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту" позволит подготовится и провести урок в 6-м классе по заданному плану, отвечающему требования ФГОС....