Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика
учебно-методический материал по мхк (10 класс)

Назарова Наталья Валерьвна

учебно-методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 17._ranne_hristianskoe_iskustvo.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Урок 17

Слайд 2

Период в истории искусства от момента признания императором Константином прав христианской религии в 313 г. до формирования византийского стиля при Юстиниане Великом в УI в. носит название раннехристианского. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства.

Слайд 3

Христианство - одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа - Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo. Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.

Слайд 4

Образование духовного пространства, ocнoвaннoгo на христианской вере, и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкам Древнего Рима, - ротонде и базилике. Ротонда - (итал . rotonda, букв. - круглая), круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Базилика (от греч. basilike — царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей — т. н. кораблей, или нефов, средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов; вход в базилику. обычно через нартекс.

Слайд 5

Ротонда

Слайд 6

Базилика Сан Марко в Венеции

Слайд 7

В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Констанции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом.

Слайд 8

Мавзолей Констанции в Риме— круглый мавзолей диаметром 29 метров, построенный Константином Великим на восточной окраине Рима как место упокоения своих дочерей Елены и Константины. Последняя впоследствии была причислена к лику святых, а мавзолей был обращён в церковь, посвящённую её имени (Santa Costanza).

Слайд 9

При реставрации храма в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей Пия-Климента, в Ватикане. Главным сокровищем мавзолея ныне являются мозаики IV в., представляющие картину приспособления языческой эстетики для христианских задач.

Слайд 10

Мавзолей Констанции. Интерьер. IV в. Рим

Слайд 11

Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение. Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферических треугольников - парусов.

Слайд 12

Мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.).

Слайд 13

Мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). Мозаика

Слайд 14

Христианская базилика, к примеру Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.), уподобляется кораблю, который доставляет христиан в Царство Небесное, и предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Санта-Мария Маджоре, как любая базилика, представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное изнутри колоннадой на три части. Благодаря сводам - плоским деревянным перекрытиям со стропилами, напоминающими киль корабля, проход стали именовать нефом (лат. navis - корабль), причем средний неф всегда выше и шире боковых.

Слайд 15

Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.)

Слайд 16

Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.)

Слайд 17

Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.). Центральный неф

Слайд 18

Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа и на боковых стенах. Вход расположен на одной из коротких сторон. Он ведет в нартекс - помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению. Противоположная короткая cтeна завершается апсидой - полукруглым выступом с большими окнами. Ее внутреннее пространство, перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарем. Граница между центральным нефом и алтарем, куда прихожане не допускаются, напоминает очертанием триумфальную арку. Перед фасадом высится башня и простирается обширный открытый двор, окруженный колоннадой наподобие римского атриума.

Слайд 19

Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.). Центральный неф

Слайд 20

Предельно простые по форме, лишенные какого-либо дeкора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато yкрашались мозаиками. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка.

Слайд 21

В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных coopyжениях, таких, как мавзолей Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола - мозаикой.

Слайд 22

В центре купола мавзолея светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды. Словно из их кружения на парусах, контур которых обозначен сине-зеленым cepпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел - символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна .

Слайд 23

Стены и cвoды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. Как фантом среди этого разноцветья возникают золотистые лани, пьющие из источника, белоснежные фигуры апостолов, юный Добрый Пастырь в окружении белорунных овец на изумрудно-зеленом лугу . В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: «Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно».

Слайд 24

В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Caнта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа pacположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку - праотцу Аврааму. Действующие лица расположены по двум уровням. ввepху, как бы на заднем плане, изображен Авраам, идущий нaвстречу трем отрокам. Внизу Авраам отдает распоряжение жене испечь пресные хлебы, а затем подносит гостям, сидящим за трапезой, блюдо с тельцом.

Слайд 25

Несмотря на уже сложившийся христианский канон изображать рядом одно и то же лицо, пребывающее по сюжету в разных местах в разное время, композиция еще сохраняет античный динамизм. Движение Авраама, устремившегося к гостям, подчеркнуто не только позой, но и направлением eгo правой руки, ветвями дуба, склонившимися навстречу пришельцам, бегущими облаками. В трактовке пространства coхранена иллюзия античной перспективы. Она ощущается благодаря постепенному переходу от буро-оливковых тонов переднего плана к золотисто-зеленым среднего и прозрачно-голубым с оранжевыми сполохами облаков заднего. Фигуры, согласно античной традиции, проработаны тенью, лица выразительны и эмоциональны, а общий тон рассказа лишен скованности канона.

Слайд 26

Главной особенностью и главной прелестью раннехристианского искусства являлась eгo тесная связь с античным миром и с античными образами, но как бы пропущенными через чистую и радостную веру «души по естеству христианской». О связи с еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы гycтых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы. Используя языческие мотивы еще в катакомбах -подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание.

Слайд 27

К примеру, в мавзолее Констанции в Риме выложенные мозаикой стены и потолки увиты гирляндами виноградных лоз, на которых сидят разноперые птицы. Из-за лоз выглядывают прелестные девушки и юноши, тут же суетятся пухлые дети, собирающие виноград и давящие из нeгo вино. Для посвященных ветвистые виноградные лозы с вырезными листьями и мнoжеством гроздьев имели евхарuстuческий смысл. Дeти символизировали ангелов, собирающих плоды христианской веры. Евхаристия (от греч. eucнaгisтia - благодарение) - в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, в хлебе и вине, которые вкушают во время службы верующие, воплощены тело и кровь Христа

Слайд 28

Мозаика мавзолея Констанции в Риме

Слайд 29

Христос представал в образе пастуха, безбородого юноши с овцой у нoг или на плечах. Христиане видели в этом намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ, изображаемых в виде овец. Пастырь Добрый из дворца Константина Великого. Мозаика. IV в. Музей мозаики. Стамбул Праведные души у стен Небесного Иерусалима. Мозаика. V в. Церковь Санта –Мария Маджоре. Рим

Слайд 30

Популярное в древнеримском искусстве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование. Греческое слово «ichthys» (рыба) расшифровывалось по буквам, составляя фразу «Иисус Христос, теу юйос, сотер», что значит «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» . Это объясняет, почему рыба являлась символом Иисуса, а eгo caмoгo называли «небесной рыбой» . Голуби символизировали христианскую душу, которая, отрешаясь от тела, улетает в райские кущи.

Слайд 31

Павлин, роскошная птица с пышным хвостом, словно гoстья из другого мира, благодаря античному поверью о том, что eгo мясо никогда не гниет, стал христианским символом бессмертия и воскресения Иисуса Христа. Синий фон, на котором размещали рыб, павлинов, голубей, напоминал об их небесной сущности и означал свет, небо. Образ мирового древа жизни получил в раннехристианском искусстве новую трактовку как животворящий крест, на котором был распят Иисус, а также как образ caмoгo Иисуса Христа. Отныне изображение стало символом и мирового древа, и Спасителя мира.

Слайд 32

С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в cтpoгo установленную систему изображения - иконографию, получившую законченное выражение в византийском искусстве.

Слайд 33

Домашнее задание Христианская символика и её значение в раннехристианском искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII веках

Форма лучшего усвоения материала - это самостоятельная работа. Как сконструировать урок, чтобы ярко прослеживалась мотивация, предложенные задания вырабатывали бы важнейшие умения и были интересными и...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Проект "Христианские храмы Бурятии"

История храма Прихода Нерукотворного Образа Христа Спасителя с.Сосново-Озёрское  ...

Разработка урока по искусству (МХК) "Типы византийских храмов и их структура"

Предмет: Мировая художественная культураПрограмма Л.А.Рапацкая (профильная)Класс: 10Раздел: Византийская культураТема урока: Типы византийских храмов и их структураТип урока: комбинированныйФорма урок...

конспект к уроку Христианская символика на Северо-Западном Кавказе

конспект к уроку в 6 классе по разделу "Духовные истоки Кубани"...