Цель урока: | формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий
|
Задачи: Образовательные
| - сформировать у детей представление об основных священных сооружениях мировых религий: церковь, синагога - учить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям |
Развивающие
| - формировать навыки смыслового чтения, развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся - способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения |
Воспитательные
| - воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры. |
Тип урока
| урок открытия новых знаний |
Виды деятельности | -создание проблемной ситуации, устный рассказ на тему, беседа, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, игра, работа с текстом. |
Новые понятия
| церковь, алтарь, икона, фреска, синагога, менора, |
Оборудование | ПК, презентация, учебник, тетрадь, раздаточный материал. |
Формы контроля
| самоконтроль, взаимоконтроль |
Домашнее задание
| творческое: подготовить сообщение о церкви или синагоге |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Планируемый результат (формируемые УУД) |
1. Организационный
| 1)Организация деятельности учащихся. Проверка готовности к уроку. Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
в начале урока |
| в конце урока |
|
Заполнение таблицы «Индикатор настроения» | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. Проверка усвоения материала прошлого урока.
| - На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия , какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.
- Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения: христианство, ислам, буддизм, иудаизм -Вспомните, кто считается основателями мировых религий.
| Дети располагают карточки в правильном порядке: иудаизм, буддизм, христианство, ислам.)
Ответы детей. | Самостоятельная работа. Взаимопроверка. | Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
|
3. Введение в тему.
| - Как вы думаете, если существуют священные книги, хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то в чем еще нуждаются верующие? - Как бы вы назвали такие сооружения? -Какое определение, на ваш взгляд, самое точное? | Ответы детей: в сооружениях, где бы хранились реликвии, где бы люди молились, совершались таинства и т.д.
Предположения детей. | Фронтальная работа. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
|
4. Постановка проблемы.
| - Слышали ли вы когда-нибудь слово «ХРАМ»? Что оно означает? - Послушайте стихотворение о храме.
Слово о Храме. Величественны Храмы на планете. Трудом людей они воздвигнуты в юдоли. Но, человек, запомни- в этом Свете- Все Храмы - суть Творенья Моей Воли. Татьяна Лепина 9 января 2011 года.
Купола, купола, купола... Всюду церкви, соборы, мечети, Колокольни и минареты - Старину от темна до темна Реставрируют божьи дети. Для чего? Для кого? Для души? Дань истории? Для потомков Собирают они осколки В городах, в деревенской глуши И в архивных томах, на полках. - Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть как же они выглядят и чем отличаются друг от друга . (презентация: фотографии различных свящённых сооружений)
- Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. - Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно. - Сформулируйте тему нашего урока. | ответы детей
рассматривают фотографии, высказывают предположения
Ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться.
Формулируют тему, записывают в тетради. | Фронтальная работа. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
5. Решение проблемы. Объяснение нового материала | - О каждом священном сооружении мы подготовим сообщение по определенному плану: алгоритму. | Совместно с учителем составляют алгоритм сообщения: - религия
- название сооружения
- внешний вид
- внутреннее убранство
- правила поведения
| Работа в группах с учебником и раздаточным материалом с дополнительными сведениями о сооружении. (1-2 группы: Стоунхендж, христианский храм; 3-4 группы: синагога) Результаты поиска заносятся в таблицу: христианство | иудаизм | ислам | буддизм |
|
|
|
|
| Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Физкультминутка | Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Выполняют упражнение для релаксации | Организация психофизической тренировки |
|
7. Первичное закрепление материала.
Беседа с классом и работа с иллюстративным материалом. | -Со священными сооружениями, каких мировых религий мы познакомились? Я думаю, теперь вы легко сможете определить, какие священные сооружения находятся перед нами. - В чём особенность каждого из сооружений? | Представление сообщений. Каждая группа представляет результаты своей работы по алгоритму с показом иллюстраций. Остальные группы заполняют свои таблицы. |
| Коммуникативные: - умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
8. Закрепление материала. | Игра «Да –нет» - А сейчас давайте поиграем в игру. Можно отвечать только «да» и «нет». ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ДА-НЕТ» У синагоги есть колокола? У православного храма много куполов? Ступа это место для молитвы? Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? В синагоге прихожане сидят на полу? В православном храме мы увидим иконы? Синагога – это здание где молятся иудеи? Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? У миноры 10 свечей? Иконы пишутся на сырой штукатурке? и т.д.
- Возьмите конверты, которые лежат у вас на столах. Из деталей нужно собрать мозаику, определить к какой религиозной культуре относится сооружение и назвать основные понятия, относящиеся к нему. (например: церковь, икона, фреска, алтарь, иконостас)
| Хором отвечают на вопросы.
Собирают изображение, отвечают на вопросы. | Самоконтроль. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников |
9. Заключительный этап. Проверка усвоения знаний. Рефлексия. | - Какие священные сооружения религий мира мы теперь знаем? - Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений? (красивые, величавые, великолепные, необычные,…) - Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей) - Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…) - Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей) - Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы). Вот и в нашем прекрасном городе мы можем увидеть различные священные сооружения. (показ презентации «Храмы Санкт-Петербурга», церкви района Охта)
| Отвечают на вопросы.
Рассматривают изображения, узнают, где находятся данные церкви.
|
| Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности.
|
10. Домашнее задание. | - Если вас заинтересовали священные сооружения, о которых мы сегодня говорили, подготовьте дома вместе с родителями сообщение об одном из них.
Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!
Работа с листом самооценки,
|
Закрашивают «смайлик», соответствующий их настроению и эмоциональному состоянию. |
| Личностные: - положительно оценить свою работу на уроке - проявить заинтересованность в получении дополнительной информации совместно с родителями - выразить желание выполнить домашнее задание |