Организация досуга в ГПД
статья
Предварительный просмотр:
Проведение досуга в ГПД
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях модернизации учебно-воспитательного процесса далеко не все педагогические возможности используются в сфере развития личности младшего школьника во внеурочное время. Одним из факторов развития детской личности является общение с другими людьми в процессе формирования досуговой культуры. В настоящее время бытует мнение о том, что изменился менталитет детей и их родителей, отношение семьи к школе, снизился уровень коммуникативной культуры. В связи с этим, одним из решений данной проблемы видится сохранение тех малых структур общества, где дети общаются лично, где возможно создание благоприятных условий для полноценных отношений (семья, группа, класс, клуб) Глубокое проникновение в мир детских интересов необходимо для воспитателей всех категорий. Нельзя мыслить успешного воспитания без того, чтобы задачи, которые ставит перед собой воспитатель, не были восприняты ребенком с желанием, заинтересованностью и не встречали бы активного ответного содействия со стороны самих детей. Трудно поверить в то, что воспитатель сможет найти ключ к каждому ребенку, не зная, что же, собственно, отличает его натуру не только в смысле характера, темперамента и т. п., а в смысле “самого интересного” для этого маленького человека. Интересы подрастающей личности еще только складываются, и их гармоничное развитие во многом зависит от целенаправленного воспитательного воздействия. В настоящее время ведется разработка внеурочной и внеклассной деятельности.
Цель: формирование гармонично развитой и воспитанной личности ребенка.
Исходя из поставленной цели, перед нами ставятся следующие задачи:
1. Изучить необходимую учебно-педагогическую и методическую литературу по теме.
2. Проанализировать опыт работы группы продлённого дня и выявить особенности организации досуга детей младшего школьного возраста.
Организация досуга в группе продленного дня
Организация детского досуга и его формы, существующие в современной школе, не отражают интересов и потребностей детей. Отношение педагогов-практиков к досугу как чему-то второстепенному, несерьезному, развлекательному — объективная реальность нашей школы. До сих понятия «учение», «урок», «знания» находятся в профессиональном сознании среднестатистического педагога в положении крайнего противопоставления понятиям «досуг», «праздник», «отношения».
Пока еще не все взрослые согласны с тем, что досуг выступает одной из основ детского творчества, обладая мощным развивающим потенциалом.
Сущность и признаки досуга.
По мере становления досуговедения — нового самостоятельного раздела педагогической науки и практики — категория досуга начинает отмежевываться от близких по смыслу понятий «свободное время», «отдых». В этой триаде самым емким слагаемым является «свободное время», понимаемое как вся часть внерабочего времени, остающаяся у человека. Досуг следует трактовать как отдых активный, заполненный забавами и влечениями души. Поскольку уровень досуговой деятельности обусловлен индивидуальными особенностями развития личности, постольку целью педагогической деятельности в сфере досуга является повышение этого уровня. Поэтому педагогический процесс в сфере досуга объективно представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности на достижение ее более высокой конструктивности, культуры и творческой направленности. Досуговая деятельность при этом выступает как одно из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его.
Досуг – это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности.
Досуг учащихся в самом широком смысле — это пространство, время, ниша жизнедеятельности и содержание занятий, которые выходят за пределы учебной деятельности. В таком смысловом контексте досуг учеников, организуемый на базе школы, находится в тесной связи с понятием внеурочной воспитательной работы. Вместе с тем эти понятия не тождественны. Очевидно, что не каждое воспитательное дело является досуговым, и не кое досуговое дело может быть оценено как воспитательное. Высшим достижением педагогического мастерства являются как те события в жизни учащихся, в которых воспитательные и совпадают с мотивом ребенка «я хочу», т. е. воспитательное дело естественным образом становится и досуговым занятием.
Кроме занятий в кружках первоклассники любят играть в различные игры, слушать книги, выходить на прогулки. Получение удовольствия и, как следствие, снятие того напряжения, в котором ребенок пребывает в реальной жизни. По этой причине досуг укрепляет психологическую устойчивость, снимая избыточный уровень тревожности.
В начальной школе целесообразно использовать следующие формы досуговой деятельности: - беседы - встречи с интересными людьми - викторины - КВНы - театрализации - интерактивные игры
Ожидаемый результат – создание оптимальных условий для развития, творческая самореализация каждого, формирование навыков коллективной и организаторской деятельности, психологический комфорт и социальная защищенность. В процессе игровой, досуговой деятельности накапливается опыт коллективного переживания, формируется нравственное здоровье ребенка, создается необходимый для общения эмоциональный запас, уважение к людям, контактность. В игре рождается содружество, а значит и дружба.
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Виды культурно - досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.
Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно разделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.
Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль развлечения играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. В практике работы школы используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети. Праздник - это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в школе имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.
Игра как средство организации досуга детей
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.
В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения целей. В играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети такого возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Рассмотрим подвижные игры, так как дети во второй половине дня, после уроков, очень подвижны.
Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.
Выбор игры зависит от рода занятий детей до, и после окончания игры. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, с мячом.
Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и между занятиями в кружках.
Кружковая работа
На базе нашей школы практикуется кружковая работа, которая также влияет на досуговую деятельность воспитанников. Кружки помогают выбрать детям направление того рода деятельности, какое им интересно. Перечислю их названия: - «Гимнастика» -«Шахматы» - «Теннис», «Музыка» и т.д.
Физкультурно-оздоровительная работа.
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме школы с группами продлённого дня складывается из таких видов, как гимнастика, физкультурные минутки, спортивный час, игры и развлечения на прогулках, спортивные секции.
Спортивный час введён в режим школы с группой продленного дня, с целью отдыха учащихся после уроков и «зарядки» для последующей деятельности. Известно, что наиболее эффективен отдых активный, насыщенный физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.
Специфические задачи спортивного часа – это разрядка умственного напряжения, противодействие развитию чрезмерного утопления, обеспечение эффективного отдыха, повышение работоспособности школьников, укрепление и здоровья, совершенствование физического развития и двигательной подготовки.
Прогулки
Прогулка – одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности школьников. Было бы не верно рассматривать прогулку только с точки зрения физического развития школьников. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Особенно велики они в познавательном отношении. Прогулка очень близка к экскурсии и включает в себя ряд признаков, свойственных последней, хотя процессы познания осуществляются здесь несколько иначе.
Во время прогулки дети через зрительное восприятие знакомятся с окружающим миром. Возможности такого восприятия очень велики. Зрительная оценка изменений в окружающем мире происходит у детей мгновенно, причём продуктивный процесс обогащения и переработки информации идёт за счёт непосредственных наблюдений.
Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ученика с товарищами по группе и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией. Хотя эта информация в большинстве случаев не программируется и не поддаётся учёту во всём своём объёме, значимость её в познавательном отношении огромна.
Великое значение прогулки и в формировании нравственности ученика. Всё многообразие жизни оставляет в сознании ребёнка неизгладимый след, учит его согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами.
Прогулки можно свести к двум основным группам: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные. Первая часть названия указывает доминирующие цели прогулки, определяющие её содержание. Вторая часть подчёркивает руководящую и направляющую роль воспитателя.
Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные, игровые, маршрутные, темповые, вольные.
Спортивные прогулки следует проводить чаще, так как оздоровительное значение их, несомненно.
Игровые прогулки включают в себя элементы поиска, выполнения заданий, состязания.
Вывод
Рациональной организации внеучебного времени, правильному распределению, чередованию и продолжительности по времени – способствует соблюдение режима дня.
Организация внеучебного времени учащихся должна не только способствовать сохранению благоприятного уровня функций детского организма на протяжении дня, но и создавать учащимся возможность заниматься самими различными видами внеучебной деятельности. В связи с этим, при условии пребывания детей на воздухе в первом периоде внеучебного времени, во второй внеучебный период учащиеся могут заниматься в кружках, участвовать в различных мероприятиях, играть в тихие игры, читать, смотреть телевизор и т.д.
Но при этом обязательным условием, сопутствующим этой деятельности, является заинтересованность в ней учащихся, занятия по желанию, а не по принуждению, интересная игровая форма той или иной деятельности.
Досуговая деятельность — это сфера самовоспитания и самоопределения. Ребенок в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности. Дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они ещё идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Поэтому следует более активно привлекать детей в клубы, кружки, секции. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принуждением, а только с согласия и заинтересованности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод анкетирования при работе над проектом "Организация досуга учащихся во внеурочное время на микрорайоне "Орбита", 2011-2012 учебный год"
Метод анкетирования явился одним из главных методов при работе над проектом "Организация досуга...
Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»
Цель программы:- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;- способств...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА В ГБОУ СКОШ № 442
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях зна...
Волонтерство-как организация досуга учащихся и профилактика вредных привычек.
В материале представлены: документация , программа, положение об отряде....
Внеурочная занятость детей, организация досуга.
Буклет - информация о работе спортивного клуба "Радуга" МБОУ СОШ №5 ст. Ирклиевской....
Организация досуга воспитанников с проблемным поведением в коррекционной школе.
Организация досуга воспитанников с проблемным поведением в коррекционной школе....
Организация досуга детей в ГПД
Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит прежде вс...