Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»
рабочая программа по теме
Цель программы:
- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;
- способствование формированию благоприятных условий для сотрудничества всех участников воспитательного прогресса;
- профилактика безнадзорности и роста преступности среди детей и подростков.
- эстетическое и нравственное воспитание детей и подростков, укрепление ценностей, необходимых для позитивного развития личности по месту жительства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gruppa_riska.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мульминская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Программа
«Организация досуга и занятости подростков «группы риска»
в каникулярное время»
Мульма
2012
Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»
Паспорт программы
Наименование программы: «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»
Основание к разработке:
Приказ Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан №236 от 02.04.2012 «О проведении Республиканского конкурса на присвоение статуса « Экспериментальная площадка по организации работы по месту жительства»
Районная целевая программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2011-2012 учебный год.
Цель программы:
- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;
- способствование формированию благоприятных условий для сотрудничества всех участников воспитательного прогресса;
- профилактика безнадзорности и роста преступности среди детей и подростков.
- эстетическое и нравственное воспитание детей и подростков, укрепление ценностей, необходимых для позитивного развития личности по месту жительства.
Задачи:
- выявление психологической и социальной готовности детей в каникулярное время;
- организация социально-значимой деятельности для подростков, направленной на улучшение окружающей среды, воспитание трудовой культуры по месту жительства.
- максимальный охват всех категорий учащихся, нуждающихся в поддержке государства;
- укрепление здоровья, физического развития и нравственного совершенствования детей.
Контингент участников программы:
Заместитель директора по воспитательной работе, педагоги школы, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, подростки «группы риска»
Сроки реализации: май, июнь, июль, август.
Этапы реализации:
1 этап: подготовительно-организационный
- курсовая подготовка начальников лагерей, воспитателей, руководителя спортивного кружка, педагога дополнительного образования.
- выработка документов по реализации Программы по организации работы с детьми группы «риска» на время каникул по месту жительства.
- сбор информации по занятости обучающихся «группы риска»
- оформление информационного стенда «Ура, каникулы»
- утверждение списков и формирование отрядов по месту жительства.
2 этап : практический (июнь-август)
- открытие и функционирование лагерей
- работа социальной службы
3 этап : аналитический (июнь, июль, август)
- Анализ работы с учащимися группы «риска» по месту жительства.
- Обобщение результатов, оценка.
Ожидаемые результаты и критерии их оценки:
Реализация программы по организации работы с детьми группы «риска» по месту жительства на время летних каникул предполагает:
- предупреждение правонарушений среди учащихся школы
- повышение нравственного и эстетического воспитания.
- профилактика вредных привычек
- оздоровление учащихся, повышение интереса к труду и спорту по месту жительства.
- адаптация детей с низкой мотивацией к обучению.
Исполнители основных мероприятий программы: педагогический коллектив МБОУ «Мульминская СОШ» в сотрудничестве с
- отделом по делам молодежи, спорту исполкома Высокогорского района
- ГУ Центром занятости населения Высокогорского района.
- центром социального обслуживания населения «Өмет»
- Высокогорским ЦРБ
- домом детского творчества Высокогорского района.
- отделом образования исполнительного комитета Высокогорского района.
- ОДН РОВД
- КДН
Пояснительная записка
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков группы «риска» в летний период по месту жительства, пожалуй, самая актуальная тема в воспитательной работе школы.
Планируя воспитательную работу по оздоровлению детей на лето 2012года, прежде всего необходимо учитывать контингент детей, обучающихся в школе. На конец года был проведен социально- психологический анализ семей обучающихся в МБОУ “Мульминская СОШ”. Исходя из этого, были сделаны следующие выводы: в государственной поддержке нуждаются обучающиеся из :
-малообеспеченных, состоящих на учете в УСЗН семей -12, в них детей- 28
- многодетных семей - 15, в них детей - 45
- неполных семей - 17
- неблагополучных семей- 2
- детей, находящихся под опекой- 0
- детей, состоящих на педагогическом учете -5
- детей, состоящих на учете в ОДН РОВД- нет
- детей-инвалидов – 2
При анализе летней спортивно-оздоровительной кампании 2011 года и изучении потребностей детей и их родителей в организации отдыха и занятости детей «группы риска» по месту жительства в летний период, данных о состоянии здоровья детей и подростков, был выявлен ряд проблем:
- Потребность детей в оздоровлении и невозможность родителей обеспечить их в летний период из-за низкого материального состояния
- Отсутствие достаточного количества мест в селе Мульма для проведения досуга детей и подростков по месту жительства.
- Готовность обучающихся МБОУ «Мульминская СОШ» к трудовой деятельности с целью обустройства школы и территории Высокогорского района.
- Желание учащихся 7-10 классов заработать в летний период.
Для того, чтобы летнее время ребенка было интересным, запоминающимся, чтобы ребенок полноценно питался, находился под присмотром взрослых на свежем воздухе, занимался активными физическими играми, а не скучал дома у экрана телевизора или проводил время у компьютера, на базе МБОУ «Мульминская СОШ» открывается летний спортивно-оздоровительный лагерь по организации досуга и занятости подростков «группы риска»
Исходя из вышеизложенного, мы планируем в 1 смену с 1.06.2012 г. по 27.06.12 г открыть спортивно-оздоровительный отряд для подростков «группы риска» по месту жительства с дневным пребыванием «Юность».
Не секрет, что наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время летних каникул, одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершен нолетних. Как правило, родители заняты на работе и зачастую ребёнок остаётся без долж ного внимания и заботы. В связи с этим возникает необходимость обратить особое внима ние, на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на ка тегорию детей группы «риска» по месту жительства. С одной стороны образовательные учреждения ежегодно интенсифицируют работу по организации летней занятости несовершеннолетних, с другой стороны существует целая группа детей не готовых влиться в детский коллектив и включиться в процесс реализации целей, поставленных нами — педагогами.
Выделенное противоречие позволяет определить проблему: организация занятости и воспитания детей «группы риска» по месту жительства.
Задачи педагога-организатора в работе с проблемными семьями для выявления категории детей «группы риска» по месту жительства.
Типы проблемных семей | Задачи педагога-организатора |
1. Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта. |
|
2. Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
|
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
4. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
5. Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
Мероприятия по реализации основных направлений программы.
№ | мероприятия | сроки | ответственный |
1. | Профилактическая работа с учащимися и их родителями перед каникулами: - «Неделя профилактики» (встреча с работниками милиции, психологами); - классные часы по профилактике правонарушений в летний период; - родительские собрания; - систематизация информации по летней занятости детей группы «риска» | май | Зам. дир. по ВР Педагог- организатор |
2. | Рейды по микрорайону школы (Мульма, Сосмаги, Красна, Верхняя Серда, Нижняя Серда) | 1 раз в 2 недели | Педагог-организатор Инспектор ОДН РОВД |
3. | Осуществление контроля за времяпровождением детей «группы риска» по месту жительства. - проведение различных игровых и спортивных мероприятий ; - проведение бесед с обучающимися и проведение консультаций для родителей; - посещение обучающихся на дому | В течение летнего периода | Зам. дир. по ВР Педагог-организатор Педагог дополнительного образования. |
4. | Совместная работа с инспектором ОДН РОВД по профилактике правонарушений: - встречи с инспектором ОДН РОВД; - рейды по неблагополучным семьям и обучающимся «группы риска» по месту жительства. - беседы с обучающимися, отдыхающими в летнем лагере; - участие в акциях и мероприятиях районного уровня | 1 раз в 2 недели По мере необходимости По согласованию По плану РОО | Педагог-организатор Инспектор ОДН РОВД |
5. | Социальное партнерство со службами социальной защиты населения, Центром социального обслуживания населения «Өмет», ГУ Центром занятости населения Высокогорского района. | 1 раз в месяц | Педагог-организатор |
6. | Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся Проведение акций: - «Нет табачному дыму» - «Жизнь без наркотиков» - «Познаем себя» -«Имею право знать» - «Я за здоровый образ жизни» | ежемесячно | Педагог дополнительного образования. Зам. дир. по ВР Педагог-организатор |
Кадровый состав.
№ | Специалисты | Функции | Количество специалистов в школе |
1 | Заместитель директора по воспитательной работе | Организует работу по данной программе. | Ахметханова Г.М. – 1 кв. категория. |
2 | Педагоги дополнительного образования | Обеспечивают работу по реализации и внедрению программы по месту жительству с подростками «группы риска» | 1.Закиров Р.А.- тренер. 2.Саляхов А.Р.- тренер. |
3 | Административный персонал. | Обеспечивает для специалистов условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу. | 1.Саляхов. Р.В – директор школы. 2.Ахмитянова Ф.Р – ЗДУР. 3.Ахметханова Г.М.- ЗДВР |
4 | Медицинский персонал. | Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику. Отвечает за выработку рекомендации по укреплению здоровью подростков. | 1. Маликова И.М.- фельдшер ФАП. |
5 | Педагог-организатор. | Организует работу по занятости и воспитания детей «группы риска». | Марданова Г.Х.- 2 кв.категория. |
Литература
1 | Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями / Криволап Н. С. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 96 с. - ISBN 985-405-121-8. |
2 | Куликова Е. |
3 | Маленкова Л. |
4 | Лушгина И. |
5 | Старкова Е. |
6 | Ушенина Т. |
7 | Беляева Л. |
8 | Дементьева И. |
9 | Неретина Т. |
10 | Фигдор Г. |
11 | Рыбина Л. |
12 | Лебедев аА. |
13 | Как помочь родителям трудных детей // Ребёнок в детском саду. - 2003.-N 5. - с.78-85. |
14 | Трудные дети // Дошкольное воспитание. - 2003.-N 12. - с.72-76. |
15 | Сергеева В. |
16 | Голикова М. |
17 | Пятаков Е. |
18 | Приемы стимулирования волевых усилий трудного подростка // Педагогическая техника. - 2004.-N 3. - с.120-122. |
19 | Тихомирова Н. |
20 | Зотова Л. |
21 | Журавлев Д. |
22 | Тихомирова Н. |
23 | Бусыгина Н. |
24 | Шульга Т. |
25 | Зикратов В. |
26 | Будникова Н. |
27 | Рогаткин Д. |
28 | Осипова И. |
29 | Брылева О. |
30 | Положение о социальной гостиной // Юридический журнал директора школы.- 2006.- № 3.- С. 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.
Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....
Особенности развития и социализации подростков «группы риска»
В данном пособии обобщен опыт организации диагностики, психосоциальной коррекции и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. Представлены диагностические методики, психолого-корре...
Классный час-беседа с подростками "группы риска"
проведение профилактической беседы по предотвращению и снятию чувств беспокойства у подростков группы риска, создание положительного эмоционального настроя...
программа занятий отряда подростков группы риска "ООН"
программа занятий отряда подростков группы риска "ООН" (отряд особого назначения). Направление: Вторичная профилактика противоправного поведения.Целевая группа:Дети и подростки с девиантным...
Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.
В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...
Индивидуальная карта сопровождения подростка "группы риска"
Индивидуальная карта сопровождения подростка "группы риска"...
Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)
Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...