ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА В ГБОУ СКОШ № 442
материал по теме

Разгоняев Сергей Борисович

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Детская самооценка ориентируется на социально принятые критерии и эталоны. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razgonyaeva_1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА В ГБОУ СКОШ № 442

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Детская самооценка ориентируется на социально принятые критерии и эталоны. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.

Ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности. «Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы детский досуг проводился разумно, то есть развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности». Так что же такое детский досуг? В отечественной науке до сих пор нет общепринятого определения. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов отождествляют досуг со свободным временем, Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник - с внешкольной и внеклассной работой, Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина - с внеучебным временем. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Таким образом можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков - это сфера, в которой выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна функция самореализации.

Культурно-досуговая деятельность базируется на принципе интереса.

Педагогический коллектив школы состоит из творческих, инициативных сотрудников; как педагогов со стажем, так и молодых специалистов. Учителя и воспитатели имеют педагогическое образование - специальное дефектологическое, избирая главным приоритетным направлением здоровье сбережение, трудовое и профессиональное обучение, социальная адаптация обучающихся.

Учителями создан богатый методический и дидактический материал, разработаны авторские программы. Большое место уделяется развивающим играм, наглядным пособиям для эффективного обучения детей, общего развития и расширения их кругозора.

В школе развита творческая система дополнительного образования и организации досуга обучающихся. Все «трудные» дети вовлечены в занятия спортивных секций (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, легкая атлетика и лыжи), кружков декоративно-прикладного творчества («Умелые руки», «Хозяюшка» и т.д.) и вокального коллектива. Все секции и кружки дополнительного образования участвуют в общешкольных, окружных и городских мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, где часто занимают призовые места. Эти успехи положительно сказываются на воспитательной работе. Включение в состав команды школы стало престижным. Победители становятся самыми авторитетными детьми в ребячьем коллективе, им стараются подражать. А это значит, что теряют авторитет отрицательные лидеры (курильщики, хулиганы и т.д.).

Систематически проводится подготовка к различным школьным праздникам, в которых принимают участие большинство ученического коллектива, часто привлекаются и педагоги. Многие из проводимых праздников стали традиционными:

  1. День Знаний
  2. День Учителя
  3. Новогодний карнавал
  4. Проводы русской зимы
  5. День защитника Отечества (спортивный праздник)
  6. Мамин день
  7. А ну-ка, девушки!
  8. День труда
  9. Конкурс «Лучший по профессии»
  10. День памяти
  11. Окружной Лого - фестиваль
  12. Участие в окружном фестивале «Надежда»
  13. Прощание с начальной школой
  14. Последний звонок
  15. Выпускной бал
  1. Соревнования между классными командами по различным видам спорта: мини-футбол, мини-баскетбол, веселые старты, настольный теннис, лыжные и легкоатлетические кроссы.

Регулярно проводятся выезды групп на экскурсии по Москве, в театры и музеи, спортивно-зрелищные мероприятия. Во всех культурно-просветительских и спортивных учреждениях наших ребят ждут и любят за их вежливость, умение вести себя в общественных местах.

Последнее время среди учащихся начальной школы стали популярны социально-бытовые экскурсии: в магазин, аптеку, обувную мастерскую, ателье, кафе. Эти экскурсии имеют огромное значение в социальной адаптации обучающихся младших классов. Ребята здесь не только познают окружающий их мир, но и учатся общаться с людьми разных профессий.

Несколько слов хочется сказать об экологической работе с учащимися нашей школы. Целью данной дополнительной образовательной программы является формирование экологической культуры, которая включает в себя комплекс нравственно-этических норм и принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека.

Работа в данном направлении проводится в форме бесед, встреч с интересными людьми, экскурсий, опытов, конкурсов рисунков, защите проекта «Мой двор, моя улица, мой город».

Вся система работы специальной (коррекционной) школы VIII вида дает возможность нашим обучающимся комфортно адаптироваться в современных условиях жизни.

В процессе культурно-досуговой деятельности ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, образцы поведения, присущие данному обществу, приобретает социальные качества и реализует собственную сущность посредством выполнения определенной роли в практической деятельности, то есть досуг выполняет социализирующую функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Особенности обучения и воспитания незрячих детей на примере ГБОУ СКОШИ №1 города Москвы".

В данном докладе речь пойдет об особенностях обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения на примере школы-интерната №1 города Москвы. Данная информация будет полезна не только специалис...

Психолого-дефектологическое сопровождение учащихся ГБОУ СКОШ

В статье представлено  диагностическое  обследование, проводимое с целью выявление индивидуальных особенностей детей, оценки уровня и динамики развития их основных психических процессов, выя...