Организация досуга детей в ГПД
статья по теме
Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирована ее работа и правильно организован режим. От рационального, с точки зрения педагогической и гигиенической, построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_v_gpd.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация досуга детей в группе продлённого дня.
Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирована ее работа и правильно организован режим. От рационального, с точки зрения педагогической и гигиенической, построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся. Выполняемый в течение длительного времени правильный режим способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у ребенка такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Известно, что систематическое нарушение режима дня и перегрузка учащихся учебными занятиями ведут к снижению работоспособности. Наиболее типичными нарушениями являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, слишком большие затраты времени на подготовку домашнего задания. Поэтому очень важно спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание, отдых.
Внеучебное время учащихся можно разделить на два периода: после учебных занятий до приготовления домашних заданий и после приготовления домашних заданий до ухода домой.
Поскольку первый период следует непосредственно за учебными занятиями и предшествует приготовлению домашних заданий, он наиболее ответственен в отношении выбора видов деятельности, способствующих быстрому и полному восстановлению работоспособности учащихся. В это время противопоказаны все виды деятельности, представляющие дополнительную нагрузку на нервную систему учащихся: лекции, беседы, занятия в кружке. Поэтому, в это время дети собираются в группе продленного дня и играют в спокойные игры, не требующие умственного напряжения, в игрушки, которые приносят с собой.
После уроков мы выходим на прогулку. Прогулка способствует укреплению их здоровья, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Движение, бег, игра благоприятно влияют на рост и развитие детей, способствуют совершенствованию дыхательных навыков и умений.
Отдых на улице очень важен, так как он благотворно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы детей и помогает лучше подготовиться к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения.
Важным режимным моментом в группе продленного дня является час самоподготовки. В группу ходят дети с разным уровнем успеваемости, поэтому созданы группы взаимопомощи, то есть слабые дети прикреплены к сильным. Детям нравится быть учителем. Своим подопечным они стараются объяснить, как выполнять то или иное задание, причем относятся к этому очень ответственно. Таким образом получается, что старшие дети повторяют материал предыдущего класса. Если что-то не получается, то я объясняю сама. Для каждого предмета у нас разработаны свои правила выполнения домашнего задания.
С помощью таких памяток, ребята быстро и без труда справляются с домашними заданиями.
От организации второго периода внеучебного времени, который наступает в конце дня после приготовления домашних заданий, во многом зависит степень восстановления работоспособности детского организма.
Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Для этого воспитатель должен увлечь детей интересным делом, дать выход энергии, предоставить возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. С этой целью в работе с детьми используются различные формы организации досуга и разработаны разнообразные игровые программы, кружковая работа. Каждый день в работе с детьми используются игры. Игра заменяет ребятам труд. Она вводит ребенка в жизнь, общение с окружающими, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность.
Игры используются разные и чередуются: подвижные, настольные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умения постоять за себя. В ходе игры интересно и организованно проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей- важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
В течении недели в группе продленного дня каждый день проводятся тематические занятия. На занятиях «Наше здоровье» проводятся беседы о вредных привычках, правильном питании, режиме дня. ( «Овощи и фрукты на нашем столе», «Во саду ли в огороде», «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита»). На занятиях уточняются и обобщаются знания о народных приметах, животных и растениях. (Беседы: «День защиты птиц», «Береги родную природу»…). Обычно перед каникулами проводятся беседы о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице и дома, о мерах предосторожности («Капель. Сосульки.», «Я и речка»)
Дети любят играть в настольные игры - в шахматы, шашки и лото. Занятия шахматной игрой воспитывают ценные качества характера, а также развивают память и внимание. Шахматы - наиболее удобная модель развития логического мышления. Использование шахмат вносит новизну в учебный процесс и ненавязчиво приучает учащихся к построению логических цепочек. Также важна и игра в шашки. Рассматривая некоторые шашечные задания в упрощенном виде, ученик хорошо видит логику рассуждений, единственность решения (или различные варианты), осваивает метод аналогий и построение логических цепочек. Таким образом ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Они учатся принимать и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность.
На занятиях «Этикет и культура поведения» дети учатся общению друг с другом, взрослыми. Дети вспоминают словесные формы выражения вежливости и учатся пользоваться ими уместно- в зависимости от ситуации. Обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей к друг другу («О поведении в школе», «Уважай старших!», «Ежели вы вежливы»…). Большое внимание на занятиях обращается на правилах поведения дома, на улице и в общественных местах. («ты и твоя семья», «меня пригласили в гости», «О поведении с членами семьи», «О поведении с друзьями»).
На занятиях «Очумелые ручки» ребята делают различные поделки своими руками. Для того, чтобы занятие было наиболее интересным я провожу беседу. Обычно она представляет собой инструктаж, связанный с приемами выполнения того или иного изделия. Предлагаемые мной беседы связаны с темой занятия и содержит информацию, которая позволяет углубить интерес ребят к работе. На занятиях «очумелые ручки» проводится работа с различными материалами: бумагой, красками, природным материалом, пластилином. Эти занятия имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии.
На занятиях «В мире сказок» мы с ребятами читаем и анализируем различные произведения. Эти занятия способствуют расширению кругозора, обогащению словаря, уточнению и обобщению знаний, развитию речи. Дети учатся умению грамматически правильно строить фразы.
В группе продленного дня вся учебная и внеклассная работа протекает при рациональном режиме под руководством воспитателя, а также под постоянным воздействием детского коллектива. Все эти факторы, вместе взятые, положительно влияют на учащихся. В группе более эффективно решаются образовательные и воспитательные задачи: повышение качества знаний, развитие интересов и способностей школьников, подготовка учащихся к общественно полезному труду, воспитание коллективизма и взаимопомощи.
Пребывание учащихся в группах продленного дня позволяет осуществлять систематический контроль за приготовлением школьниками домашних заданий, организовывать разнообразную внеклассную работу, педагогическое руководство детьми, лишенными надлежащего семейного контроля и тем самым предупреждать пробелы в их воспитании, ликвидировать детскую безнадзорность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация досуга детей спортивного направления в сфере дополнительного образования
организация досуга детей спортивного направления в сфере дополнительного образования...
Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста
Клуб - один из видов культурно-досуговых мероприятий, которые посещают младшие школьники...
Буклет "Организация досуга детей и подростков в период каникул"
Описание системы организации досуга детей и подростков в период каникул в условиях Центра детского творчества....
организация досуга детей
Комфортные условия пребывания ребенка в школе...
организация досуга детей
Комфортные условия пребывания ребенка в школе...
Организация досуга детей
Досуг - вид отдыха!...
Роль родителей в организации досуга детей
Рекомендации для родителей по организации досуга детей во внеурочное время...