Образовательная Программа по дополнительной услуге «Шахматный клуб»
рабочая программа
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Основные проблемы развития шахмат в детских садах:
. нехватка квалифицированных тренерских кадров;
. недостаточное число шахматного инвентаря и мест для занятий.
Цель программы:Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы; развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых компетенций посредством игры в шахматы.
Задачи:
Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Общеразвивающие:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций.
Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию.
Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства.
Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.
Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Эстетическая:
Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шахмат в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическая:
Осуществлять всестороннее физическое развитие воспитанников.
Принципы построения программы:
- Игровой характер занятий и упражнений;
- Использование разных видов упражнений;
- Соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала иорганизации занятий;
- Осуществление связи с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmatnyy_klub.docx | 128.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №35
«Детский сад комбинированного вида»
д.Новая Мельница- МАДОУ №35
173021. Новгородский район, деревня Новая Мельница. Д 98 А; т/ф 747-9674
malishok35@mail.ru; адесс сайта-35.caduk.ru
Образовательная Программа по дополнительной услуге
«Шахматный клуб»
(старший дошкольный возраст)
Автор:
Суднеко М.Л.
Оглавление
2.Пояснительная записка...................................................................................
2.1.Организационно-методическое обеспечение программы.........................
3.Содержание программы……………………………………………….......
3.1.Календарно-тематическое планирование...................................................
4.Контроль за реализацией программы......................................................
5.Список литературы...................................................................................
- Пояснительная записка.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней.
Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков- сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Основные проблемы развития шахмат в детских садах:
. нехватка квалифицированных тренерских кадров;
. недостаточное число шахматного инвентаря и мест для занятий.
Цель программы:Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы; развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых компетенций посредством игры в шахматы.
Задачи:
Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Общеразвивающие:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций.
Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию.
Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства.
Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.
Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Эстетическая:
Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шахмат в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическая:
Осуществлять всестороннее физическое развитие воспитанников.
Принципы построения программы:
- Игровой характер занятий и упражнений;
- Использование разных видов упражнений;
- Соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и организации занятий;
- Осуществление связи с родителями.
2.1. Организационно-методическое обеспечение программы
Образовательная услуга по шахматам организована на базе МАДОУ №35 д. Новая Мельница в целях:
- расширения спектра образовательных услуг;
- всестороннего удовлетворения образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; на интерактивной доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шахматных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Условия реализации программы:
Для кружка созданы все необходимые условия: учебный кабинет оснащен столами и стульями, ноутбуком и интерактивной доской, шахматами - 1 комплект на 2 детей, обучающие компьютерные программы: "Шахматная школа для начинающих", "Шахматы в сказках".
Кабинет отвечает Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г. №91.
Состав детей формируется с учётом их желания и удовлетворения образовательных потребностей, а также запросов родителей воспитанников.
Учебный план
№ | Дети старшего дошкольного возраста | Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год (сентябрь – май) |
1 | Дополнительная образовательная услуга «Шахматы» | 30 минут | 1 | 4 | 36 Май: 3 неделя – мониторинг; 4 неделя - итоговые мероприятия |
3.Содержание программы
1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
2. Шахматы – спорт, наука и искусство. История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.
Сравнительная ценность фигур. Размен.
Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.
4. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.
5. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.
6. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
7. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.
8. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.
9. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
10. Соревнования, турниры (по отдельному графику)
11. Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных
12. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.
3.1 Календарно-тематический план к рабочей программе по шахматам первого года обучения
2015-2016 учебный год
№ занятия | Тема занятия | Кол - во часов | Оборудование и наглядные пособия | Дата |
Вводное занятие. Основы техники безопасности. | 1 | Плакаты, буклеты. | сентябрь | |
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. | 1 | Плакаты, буклеты. Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | сентябрь | |
Горизонталь, Вертикаль. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | сентябрь | |
Диагональ. Центр. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | сентябрь | |
Повторение программного материала. | 1 | Занимательные задания. Рабочая тетрадь. Шахматная доска, шахматы. | октябрь | |
Знакомство с фигурами. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Видео - занятие. | октябрь | |
Расстановка фигур. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Игровые задания. | октябрь | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | октябрь | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. Занимательные задания. | ноябрь | |
Ладья. Ход. Ход ладьи. Взятие. | 1 | Интерактивная доска. Шахматная доска, шахматы. Рабочая тетрадь. | ноябрь | |
Повторение программного материала. | 1 | Дидактические игры. Занимательные задания. Рабочая тетрадь. | ноябрь | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | ноябрь | |
Слон. Ход слона, взятие. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь. | декабрь | |
Ладья против слона. Термин “стоять под боем”. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | декабрь | |
Повторение программного материала. | 1 | Дидактические игры. Занимательные задания. Рабочая тетрадь. | декабрь | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | декабрь | |
Работа по проекту.. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. Занимательные задания. | январь | |
Ферзь. Ход ферзя, взятие. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | январь | |
Ферзь против ладьи и слона. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | январь | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | февраль | |
Повторение программного материала. Шахматный турнир. | 1 | Занимательные задания. Рабочая тетрадь. Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Шахматные часы. | февраль | |
Конь - легкая фигура. Ход коня, взятие. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | февраль | |
Конь против других фигур. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | февраль | |
Пешка. Ход пешки. Место пешек в начальном положении. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | март | |
Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | март | |
Превращение пешки в различные фигуры. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | март | |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | март | |
Повторение программного материала. Учебные турниры. | 1 | Занимательные задания. Рабочая тетрадь. Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Шахматные часы. | март | |
Работа по проекту. | 1 | Интерактивная доска. Видео - занятие. Рабочая тетрадь. | апрель | |
Король. Ход короля, взятие. Короля не бьют. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | апрель | |
Шах ферзем, ладьей, слоном. | 1 | Видео - занятие. Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | апрель | |
Шах конем, пешкой. Защита от шаха. | 1 | Видео - занятие. Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | апрель | |
Цель игры. Мат ферзем, ладьей. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | май | |
Мат слоном, конем, пешкой. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | май | |
Мат в один ход. Простые примеры. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Интерактивная доска. Рабочая тетрадь | май | |
Итоговая аттестация. Заключительное. Внутрикружковый турнир. | 1 | Шахматная доска, шахматы. Шахматные часы. | май | |
Итого: | 36 | |||
4. Контроль за реализацией программы
В целях оперативного реагирования на процессы, происходящие в ходе реализации дополнительной образовательной услуги необходимо осуществлять систематический контроль по всем направлениям деятельности, который представлен следующим образом:
Заведующий – общее руководство и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа и его выполнение, мониторинг кадрового обеспечения при реализации программы.
Заместитель заведующего по методической и воспитательной работе – отслеживание соответствия состояния и результатов реализации дополнительной образовательной услуги ФГОС, эффективность реализуемой программы и ее выполнение, предметно-развивающая среда, уровень развития детей в соответствии с целями и предполагаемыми результатами.
Заведующий хозяйством – мониторинг материально-технического обеспечения дополнительной образовательной услуги.
Старшая медсестра - отслеживание состояния здоровья воспитанников, влияния дополнительного образования на физическое состояние воспитанников.
Педагог-психолог – система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития детей, слежение за системой коллективно-групповых и личностных отношений.
Отслеживание реализации дополнительной образовательной программы фиксируется в групповой диагностической карте по выполнению вариативной части образовательной программы ДОО.
Контроль выполнения программы осуществляется на основании системы мониторинга, разработанной в ДОО.
5. Список литературы
- Березин В. Азы шахмат. М. 2013.
- Ласкер Э.Учебник шахматной игры. М. 2011.
- Лобач П. Методика преподавания шахмат, Саратов. 2013.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. М 1990.
- Сухин И. Волшебные фигуры. Для детей 2-5 лет М. 1994.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или там клетки черно - белые чудес и тайн полны (Часть 1 - 2), Обнинск: Духовное возрождение, 2014.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или там клетки черно - белые чудес и тайн полны (Рабочая тетрадь, часть 1 - 2), Обнинск: Духовное возрождение, 2014.
- Костьев А. Уроки шахмат. М.: ФиС, 1984.
- Гришин В. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991.
Программа дополнительной образовательной услуги
по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по дополнительному образованию "Изостудия"
Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое сис...
Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"
Эта программа станет хорошим подспорьем педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...
Тема занятия: Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».
Цель: Формирование интереса к шахматной игре.Задачи:1. Познакомить детей с историей шахмат.2. Знакомство с шахматной доской, фигурами, первы...
Программы и КТП для проведения занятий по русскому языку вне программы (платные дополнительные услуги) 2015г.
Данные программы рассчитаны на 1 час. Документы представлены для 7-11 классов....
Методическая работа: «Результативность и качество обучения детей по образовательной программе «Обучение английскому языку в клубе Тандем»
В методической разработке описаны основные способы, формы и средства контроля и оценки усвоения программного материала по предмету английский язык. Предполагаемые результаты по окончании каждого года ...
Образовательная программа «Обучение английскому языку в клубе «ТАНДЕМ»
Обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру, с целью лучшей адаптации его к полилингвальной и поликультурной ситуации в сов...
Программы платных дополнительных услуг по математике
Рабочие прграммы для платных дополнительных услуг...