Образовательная программа по дополнительному образованию "Изостудия"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr-izostud.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Настоящая программа является результатом апробации её основного содержания, реализованного в кружке «Изостудия» через ряд программ по изобразительному искусству, которые были созданы в предшествующие годы: Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Рисунок и живопись», С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, 1981 г.; «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» – комплексная программа изостудии МГДД(Ю)Т, авторы Быкова Я. Г., Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., 2000 г.).
Эти программы стали своего рода «классикой» в московской городской системе дополнительного образования детей: именно на их основе были разработаны образовательные программы изостудий целого ряда образовательных учреждений города.
Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
Актуальность, педагогическая
целесообразность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия кадет изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Педагогические задачи – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Отличительные особенности
и новизна программы
Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г., ориентирована на программы дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», С.А.Левина «Рисунок и живопись», опубликованные в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также ряд других программ художественно-эстетической направленности.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.
Данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.
Тем самым программа «Изостудия» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).
Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы, либо примерные программы дополнительного образования
Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов и др.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки.
В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях Корпуса, оформление выставок, конференций, интегрированные учебные проекты, спектакли стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
- воспитание аккуратности.
Сроки реализации программы
и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 342, в том числе в 1-й год обучения – 114 часа, во 2-й и 3-й год обучения – по 114 часов в каждый год.
Возраст обучающихся: первого года обучения – 10-12 лет, второго года обучения – 12-13 лет, третьего года обучения – 14-17 лет.
Наполняемость учебной группы – 15 человек.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
– в первый год обучения – один раз в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом;
– во второй и третий год обучения – один раз в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом каждый час.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
Уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
- контрасты цвета;
- гармонию цвета;
- азы композиции (статика, движение);
- пропорции плоскостных и объёмных предметов;
- строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
- основы линейной перспективы
Уметь:
- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
- работать с натуры;
- работать в определённой гамме;
- доводить работу от эскиза до композиции;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
- умение работать в группе;
- умение уступать;
- ответственность;
- самокритичность;
- самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
- основные законы композиции;
- пропорции фигуры и головы человека;
- различные виды графики;
- основы цветоведения;
- свойства различных художественных материалов;
- основные жанры изобразительного искусства;
Уметь:
- работать в различных жанрах;
- выделять главное в композиции;
- передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
- сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
- критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
- умение воспринимать конструктивную критику;
- способность к адекватной самооценке;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- трудолюбие, упорство в достижении цели;
- эмпатия, взаимопомощь.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения
Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? |
фиолетовый цвет? |
зелёный цвет? |
Какие цвета относятся к тёплой гамме? |
Какие цвета относятся к холодной гамме? |
Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? |
Какие геометрические фигуры ты знаешь? |
Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? |
Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? |
С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? |
Что такое орнамент? |
Второй год обучения
Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) |
Чем отличается эскиз от композиции |
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение? |
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение? |
Какие линии используются в рисунке? |
Что такое линия горизонта? |
Чем отличаются акварельные краски от гуаши? |
Какие объёмные формы ты знаешь? |
Какие цвета являются контрастными? |
Третий год обучения
Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) |
Что такое ритм в орнаменте? |
Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции? |
Какие народные промыслы ты знаешь? |
Что означает рефлекс в живописи? |
Что означает тон в рисунке? |
Какие графические материалы ты знаешь? |
Что такое стилизация природных форм? |
Какие виды изобразительного искусства ты знаешь? |
Что означает техника «гризайль»? |
Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) |
Что такое ритм в орнаменте? |
Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции? |
Какие народные промыслы ты знаешь? |
Что означает рефлекс в живописи? |
Что означает тон в рисунке? |
Какие графические материалы ты знаешь? |
Что такое стилизация природных форм? |
Какие виды изобразительного искусства ты знаешь? |
Что означает техника «гризайль»? |
Отчетные просмотры
законченных работ обучающихся
Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Таблица
контроля практических умений и навыков
обучающихся во время итоговых просмотров
по окончании учебного года
№ | Фамилия. имя ребёнка | Раздел программы | Замечания, рекомен- дации | Оценка по 10- балльной системе | Подпись педагога | |||
Рису-нок | Живо-пись | Компо-зиция | Скульп-тура | |||||
Формы подведения итогов
реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используются журналы учета детей в системе дополнительного образования.
УЧЕБНО-Тематическое планирование
кружка «Изостудия»
1 год обучения (5-6 классы)
№№ | Вид работы | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1. | Рисование и живопись отдельных предметов и их групп | 2 | 25 |
2. | Композиции на различные темы: - композиции на заданные темы; - композиции по собственному выбору учащихся; - композиции на тему литературных произведений | 1 1 | 47 20 12 12 |
3. | Декоративные и прикладные работы | 1 | 17 |
4. | Лепка | 1 | 14 |
5. | Оформление выставок | - | 6 |
Всего: | 5 | 109 |
2 год обучения (7-8 классы)
№№ | Основные разделы | Вид работы | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. | Рисунок | Натюрморт Работы с натуры Фигура человека Рисунки объектов живописного и растительного мира Изображение пейзажа и архитектуры | 5 1 1 1 1 1 | 24 6 3 6 3 6 |
2. | Живопись | Натюрморт Пейзаж Изображение человека Живопись с натуры, по памяти, по представлению | 3 1 1 1 | 36 18 6 6 6 |
3. | Композиция | Композиции на заданные темы Композиции по собственному выбору кадет Композиции на темы литературных произведений | 1 1 | 24 |
4. | Декоративно-прикладное творчество | Лепка Декоративная работа | 1 1 | 18 12 6 |
5. | Оформление выставочных работ | - | 2 | |
Всего: | 10 | 104 |
3 год обучения (9-11 классы)
№№ | Основные разделы | Вид работы | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. | Рисунок | Натюрморт Работы с натуры Фигура человека Рисунки объектов живописного и растительного мира Изображение пейзажа и архитектуры | 5 1 1 1 1 1 | 39 6 18 6 3 6 |
2. | Живопись | Натюрморт Пейзаж Изображение человека Живопись с натуры, по памяти, по представлению | 4 1 1 1 1 | 28 6 6 6 10 |
3. | Композиция | Композиции на заданные темы Композиции по собственному выбору кадет Композиции на темы литературных произведений | 1 1 | 21 |
4. | Декоративно-прикладное творчество | Лепка Декоративная работа | 1 1 | 12 9 6 |
5. | Оформление выставочных работ | - | 3 | |
Всего: | 11 | 103 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Работа с натуры
Первый год обучения
- Изображение растительных форм (животные или засушенные листья, цветы, ветки). Работа выполняется по предварительному рисунку в карандаше.
Изображение чучела животного или птицы. Работа акварелью или цветными карандашами по карандашному наброску.
- Выполнение несложного натюрморта из двух-трех предметов (кувшин и яблоко, чашка, крынка и булка, игрушки и т.д.) в цвете. Работа акварелью по карандашному рисунку.
- Наброски животных карандашом и акварелью.
Второй год обучения
- Рисование растительных форм (ветки деревьев с листьями, отдельные растения). Работа выполняется карандашом и акварелью.
- Рисование отдельных предметов несложной формы (стакан, крынка, коробка и т.п.). Работа выполняется на тонированной бумаге цветными мелками или пастелью, или на белой бумаге цветными карандашами (1-2 цвета)
- Наброски животных карандашом и акварелью.
- Наброски фигуры человека. Работа выполняется мягким материалом.
- Выполнения несложных натюрмортов (3-4 предмета) из бытовых вещей, спокойных по цвету. Работа выполняется акварелью с белилами или гуашью по акварельному рисунку с предварительным эскизом.
- То же – из предметов контрастных по цвету.
Третий год обучения
- Рисование отдельных предметов относительно сложной формы (башмак, тиски, стул, самовар и т.д.). Работа выполняется мягким цветным материалом в 1-2 цвета по тонированной шероховатой бумаге. Обращается особое внимание на конструктивное построение предметов, прослеживание невидимых участков контуров и линий, выражение объема характером линий (разным нажимом, характером штриха).
- Рисование натюрмортов из 2-3 предметов. Работа выполняется мяг4ким карандашом. Рисунок тоновый, с моделировкой цветотени и попытками передать характер предмета. Перед выполнением этого задания выполняется упражнение на освоение фактуры и характера штриха.
- Рисование интерьера. Работа выполняется карандашом или цветным мягким материалом.
- Наброски человека с натуры.
- Выполнение натюрморта из 3-5 предметов. Работа выполняется по карандашному рисунку акварелью с белилами или гуашью с предварительным эскизом.
- Этюд пейзажа из окна или на воздухе.
- Работа по наблюдению (по памяти)
и тематическая композиция.
Первый год обучения
- Работа по памяти на основе летних впечатлений на тему «Воспоминания о лете». Выполняется акварелью с белилами, гуашью или темперой по карандашному рисунку без эскиза.
- Работа по памяти (по наблюдению) на темы времен года («Осень», «Зимние праздники», «Весна в городе» и т.п.). Выполняется акварелью с белилами или гуашью.
- Сочинение на заданную тему с использованием наблюдений (темы из кадетской жизни, жизни города или села, бытовые). Выполняется акварелью или гуашью по предварительному эскизу.
- Композиция на историческую тему, тему сказок и былин, басен, песен. Сюжет с романтическим или фантастическим содержанием и развернутым действием. Выполняется с эскизом на основе ознакомления с иллюстративным материалом, акварелью с белилами, гуашью или пластическими материалами.
Второй год обучения
- Выполнение пейзажа, выбранного педагогом, по наблюдению, с разработкой композиционного эскиза.
- Выполнение пейзажа по самостоятельному выбору мотива в натуре. В работу входит разработка эскиза, оценка выбора мотива. Работа выполняется гуашью.
- Композиция на бытовую тему. В работу входит анализ темы, организованное наблюдение, сочинение в эскизе, ознакомление с иллюстрационным материалом.
- Композиция на историческую тему или иллюстрация к литературному произведению. В работу входит разбор темы, ознакомление с иллюстрированным материалом (фотографии, репродукции, подлинные исторические предметы в музее или на выставке), разработка эскиза, выполнение композиции. Работа выполняется акварелью с эскизом или гуашью.
Третий год обучения
- Пейзаж по памяти по самостоятельному выбору кадет. В работу входит оценка выбора мотива, разработка эскиза, повторные наблюдения в натуре, исполнение. Выполняется гуашью.
- Тематическая композиция на тему из жизни. Кроме наблюдений в натуре и разработки эскиза, в работу входит выполнение зарисовок в натуре. Работа выполняется гуашью.
- Композиция на тему человеческой фигуры («В кадетском корпусе», «Учитель», «Моя мама (бабушка)»). В работу входят зарисовки с натуры. Обязательно выполнение эскиза. Работа выполняется акварелью с белилами, гуашью.
- Композиция на тему «Литературный герой». Работа выполняется с предварительным эскизом.
- Иллюстрация к литературному произведению. Работа выполняется в одной из графических техник – рисунок карандашом, тушью (пером или кистью), соусом, углем и т.д.
- Декоративная работа
Первый год обучения
- Сочинение декоративной композиции на тему «Букет». Работа выполняется гуашью или темперой на листе бумаги по предварительному эскизу.
- Декоративная работа на тему «Живой уголок», «Технический кружок». Выполняется с использованием природных и подручных материалов.
- Росписи шкатулок, посуды.
- Изготовление елочных игрушек из бумаги, папье-маше с росписью.
Второй год обучения
- Сочинение декоративной композиции на тему натюрморта. Работа выполняется гуашью, темперой с разработкой предварительного эскиза.
- Плакат на заданную тему. Работа включает в себя элементы штриховой композиции. В нее входит выполнение эскиза (2-3 варианта) . Окончательный плакат выполняется размером в стандартный лист.
- Разработка эскиза панно или фриза и выполнение фрагмента в натуральную величину.
Третий год обучения
- Декоративная композиция на свободную тему в произвольном материале – гуашь, темпера, аппликация, коллаж и т.д.
- Разработка эскизов праздничного панно или плаката.
- Экскурсии
Для экскурсий используются художественные и краеведческие музеи, а также памятники истории, культуры, архитектуры. Специальные экскурсии могут быть приняты с работой над пейзажем. В беседе обращается внимание на характерные особенности памятника, индивидуальный облик города.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Обеспечение программы
различными видами методической продукции.
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для и среднего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Так как занятия проходят во второй половине дня, то «перегрузка» детей теоретическими занятиями не позволяет педагогу добиться желаемого результата. Таким образом, теоретические занятия в кружке «Изостудия» проходят в игровой форме, либо на выездных мероприятиях: экскурсиях, тематических поездках.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Автором составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы.
Аннотированный каталог
дидактических материалов к программе
«Изостудия»
№ | Форма дидактического материала | Название дидактического материала | Раздел, темы (примерные) | Цель использования |
1 | Наглядное пособие | «Природные формы» «Азбука рисования» | Наброски Рисунок:
| Визуальная форма объяснения задания |
2 | Наглядное пособие | «Техника и характер штриховки» «Линия и образ» | Рисунок:
| Объяснение технических приёмов работы |
3 | Наглядные пособия | «Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета» «Цветовой круг» «Основные и дополнительные цвета» «Ахроматические и хроматические цвета» | Живопись:
| Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению |
4 | Наглядные пособия Подборка демонстрационных карточек Образцы лучших работ | «Азы композиции» «Композиционный центр» «Статика, движение в композиции» | Композиция:
| Определение различных вариантов построения композиции |
5 | Наглядные пособия Подборка образцов | «Стилизация природных форм» «Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)» «Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике» | Орнамент:
| Демонстрация возможных вариантов построения орнамента |
6 | Наглядные пособия Подборка образцов | «Выразительные возможности графических материалов» | Графика:
| Наглядная помощь в решении учебных задач |
7 | Наглядные пособия Образцы лучших работ | «Линейная и воздушная перспектива» «Поэтапная работа над натюрмортом» «Формы и строение предметов» «Изображение перспективы с 1, с 2 точками схода» | Натюрморт:
| Повышение результатов исполнения |
8 | Подборка учебных работ и лучших образцов | Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики | Конструирование из бумаги:
| Визуальная форма объяснения материала |
9 | Наглядные пособия Выставочные работы | «Пропорции головы человека» «Использование различных техник в работе над портретом» | Изображение человека:
| Помощь в объяснении задания |
10 | Наглядное пособие Лучшие пленэрные работы | «Линейная и воздушная перспектива» «Различные формы деревьев» «Образ дерева» | Пейзаж:
| Повышение результатов исполнения Примерная форма для подражания |
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
- Предметы быта:
а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
- Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
- Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).
- Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).
- Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
- Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).
- Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
- Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.
Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.
Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).
Требования, предъявляемые к педагогу
Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий.
Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, Рисунок и живопись. – М.: Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой.
Презентация: "Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой"...
Образовательная программа объединения дополнительного образования "Общая физическая подготовка"
Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья детей. Закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков, развитие скоростных способностей. Привлечение детей к занятиям спортом. Учить про...
образовательная программа по дополнительному образованию "Мир творчества" Михайлова Людмила Анатольевна
программа по дополнительному образованию для дошкольного возраста 3-7 лет...
Адаптированная образовательная программа отделения дополнительного образования студии "ЛЕГО - дизайн"
Програ мма составлена для занятий в студии "ЛЕГО - конструирование" в 2014 году срок реализации 3 года....
Адаптированная образовательная программа отделения дополнительного образования студии Посиделки"
Адаптированная образовательная программа отделения дополнительного образования студии Посиделки"составлена в 2014 году...
Образовательная программа по дополнительному образованию детей. 6 класс, математика.
Образовательная программа по математике для дополнительного образования 6 класс....