Тема занятия: Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».
план-конспект занятия по теме
Цель: Формирование интереса к шахматной игре.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей шахмат.
2. Знакомство с шахматной доской, фигурами, первыми правилами шахматной игры, записи шахматной партии.
3. Воспитать чувства партнерства, творческой взаимопомощи.
4. Раскрыть перспективы познания шахмат.
Время занятия: 20 минут
Тип занятия: вводное
Возраст обучающихся – 9-11 лет
Количество – 10-12 человек
Оборудование: 7 комплектов шахмат, демонстрационная шахматная доска, тетради и ручки на каждого обучающегося, шахматные часы – 1 шт., школьная доска, мел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._zan._mololkina_v.a.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Ленинский детско-юношеский центр»
Ленинского района Волгоградской области
ПЛАН
Открытого занятия педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории
Мололкина Виктора Александровича
Тема занятия: Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».
Цель: Формирование интереса к шахматной игре.
Задачи:
- Познакомить детей с историей шахмат.
- Знакомство с шахматной доской, фигурами, первыми правилами шахматной игры, записи шахматной партии.
- Воспитать чувства партнерства, творческой взаимопомощи.
- Раскрыть перспективы познания шахмат.
Время занятия: 20 минут
Тип занятия: вводное
Возраст обучающихся – 9-11 лет
Количество – 10-12 человек
Оборудование: 7 комплектов шахмат, демонстрационная шахматная доска, тетради и ручки на каждого обучающегося, шахматные часы – 1 шт., школьная доска, мел.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Вводная часть – 3 минуты.
- Приветствие, назвать свое имя.
- Ребята, вы ,конечно, знаете много спортивных игр, занимаетесь спортом. А знаете ли вы такую игру, которая совмещает в себе свойства науки, искусства и спорта?
- Как вы думаете, чем интересна и полезна игра в шахматы?
- Ответы детей.
- А кто-нибудь из вас умеет играть в шахматы? Знаете правила игры?
- Ответы детей.
- Шахматный клуб. Рассказ педагога о том, чему учат в клубе, как проходят занятия, соревнования, проведение классификационных турниров с присвоением спортивных разрядов: от IV разряда – до международного мастера.
- Основная часть занятия – 12 минут.
- Теоретическая часть – 5 минут
Лекция с элементами беседы.
- Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют –
Интересная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Что? Трехглавые драконы
нас не ждут здесь? Не беда!
Тут зато лихие кони
И пехота хоть куда!
Тут ферзи, слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Возвышается король.
Тут герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски
Воевать и побеждать!
Е. Ильин.
- Шахматы – очень древняя игра. Ее рождение связано с желанием людей жить мирно, без войн. Появилась она в Индии более двух тысяч лет тому назад. В VI веке проникла через Персию в Европу.
- «Легенда о возникновении шахмат».
- Ребята, как вы думаете, какова цель шахматной игры?
- Правильно! Поставить мат королю.
- Откуда же пришло это слово – шахматы? И что оно означает?
- Своего царя персы называли – «шах», а слово «мат» - по арабски означает «умер». Значит, слово «шахматы» можно перевести так: «Смерть королю противника!».
- Работа с демонстрационной доской и с шахматами на столах.
- Изучение шахматной доски и фигур.
- Расстановка фигур на доске.
- Правила игры.
- Запись партии.
- По ходу объяснения – вопросы педагога:
- зачем нужно записывать партии?
- правильно, для изучения и анализа игры. Для прочтения шахматных книг и журналов.
- Запись «Детского мата».
- Игра «Узнай фигуру на ощупь».
- Практическая часть –7 минут.
- Игра обучающихся в шахматы. Обучающиеся, имеющие минимальный опыт игры в шахматы, играют в паре с теми, кто не имеет такого опыта.
- Подведение итогов – 5 минуты.
- Ребята, что вы почувствовали, играя в шахматы?
- Предполагаемые ответы (интерес, азарт)
- Хотели ли вы и дальше обучаться шахматной игре? Как вы думаете, какие качества характера развиваются при занятии шахматами?
- Ответы детей (память, внимание, логическое мышление, терпение, усидчивость)
- Как вы думаете, где эти качества характера вам могут пригодиться?
- (В жизни, на уроках, в спорте и т.д.)
- И в заключении предлагаю проверить, успели ли вы запомнить шахматные термины. Сейчас мы разгадаем шахматный кроссворд!
- Слабый по силе, но сильный по духу шахматный солдатик.
- Активные действия военных на поле боя или шахматных фигур на доске.
- Нападение на короля.
- Окончание игры.
- Прямолинейная и сильная фигура.
- Необходимое качество начинающего шахматиста, помогающее овладеть секретами шахматной игры.
- Две одинаковые фигуры, которые не могут ходить по диагоналям одного цвета.
Педагог- нам не скучно ходить по белым и черным полям. Шахматная жизнь становится интереснее, ярче, полнее. Вас ждут удивительные шахматные открытия, яркие победы и полезные поражения.
Все в ваших руках! Удачи!
Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
Авторская программа «Добро пожаловать в шахматное королевство!»
Направленность дополнительной образовательной программы «Добро пожаловать в шахматное королевство!» по содержанию является спортивно-технической; по функциональному предназначению – специальной; по фо...
Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"
Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....
Конспект занятия "Введение в образовательную программу"для детей по программе "Художественная роспись".
Конспект занятия "Введения в образовательную программу" для детей по программе "Художественная роспись" предназначен для участия в конкурсе профессионального мас терства "Сердце отдаю детям"....
Конспект открытого занятия Тема занятия: «Введение в образовательную программу «Вязание»
Конспект открытого занятияпедагога дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур г. НогинскаУсовой Елены Викторовны Тема занятия: «Введение в образовательную программу «Вязан...
Открытое занятие "Введение в образовательную программу" тема «Этот новый удивительный мир…»
Данная разработка призвана пробудить у ребенка желание научиться петь, развить свои вокальные способности способности....
Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу» первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет
Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»первого занятия по вокалу для детей 6-7 летАннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое зан...