Повышение мотивации педагогов в условиях нового ФГОС
материал
Материал подготовлен для методического совета "Внедрение нового ФГОС НОО и ООО с 01.09.2022г." (декабрь 2021г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povysheniemotivatsii_pedagoga.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение мотивации педагогов в условиях новых ФГОС
В современных условиях образования педагоги осваивают новые идеи, направления и содержание образовательной деятельности. Особая роль при этом принадлежит методической работе, так как ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства.
Большая часть нашего педагогического коллектива МАОУ «СОШ № 48 г. Улан-Удэ» – это педагоги с высшим педагогическим образованием (96%), имеющие высшую и первую квалификационную категории. Это творчески работающие, успешные учителя. Но при этом возникает проблема - недостаточный уровень мотивации педагогов и как следствие низкий уровень охвата трансляции опыта.
Мотивация поведения тесно связана с такими понятиями как мотив, потребность, вознаграждения. Мотив – внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом. Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических). Мотив выступает как, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к педагогической деятельности формируются до начала профессиональной деятельности. Человек усваивает ценности и нормы педагогической морали и этики, закладывающие основы его отношения к профессиональной деятельности. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Потребности у людей могут быть разными в зависимости от возраста, характера, материального положения и т.д.
Различают три уровня удовлетворения потребностей:
∙ минимальный – обеспечивает выживание;
∙ базовый – поддерживает у работника способность трудиться с нужной эффективностью;
∙ уровень роскоши – является самоцелью или средством демонстрации собственного благополучия и высокого общественного положения.
Мотивы профессиональной деятельности
Мотивацию трудовой деятельности педагогов как специфической группы работников исследовали в своих работах следующие отечественные ученые: Т.П.Афанасьева, А.К. Байметов, А. Бакурадзе, Ю. Забродин, B.C. Лазарев, Е. Лепешова, А.К. Маркова, В.Н. Никитенко, Б.А. Сосновский, К.М. Ушаков, Р.Х.Шакуров и др.
В современной литературе выделены следующие мотивы деятельности трудовой (ориентирующий на заработок); Отчасти он формируется до начала профессиональной деятельности через усвоение морально-этических норм, а отчасти – в процессе трудовой деятельности.
∙ профессиональный (проявляющий интерес к содержанию работы, овладении ее навыками, в самовыражении);
∙ властный (карьерный рост, стремление управлять и распоряжаться людьми);
∙ идейный (отражающий готовность трудиться ради какой-либо идеи, преданный ей);
∙ творческий (побуждающий к созданию нового);
∙хозяйский (проявляющий стремление к самостоятельности, наращиванию капитала);
∙ коллективистский (желающий работать в команде, на принципах общности);
∙ люмпенизированный (предпочитающий уравнивание).
Для успешного руководства необходимо иметь представление об основных мотивах поведения работников, способах влияния на них (развитие желательных, сглаживание отрицательных) и вероятных результатах такого воздействия.
Факторы мотивации
Мотивационный механизм, кроме потребностей и мотивов, включает в себя:
∙ Притязания – направленность личности на достижение определенного статуса, цели, результата деятельности, в которой заложено ее представление о результате, которого она достойна и способна достичь.
∙ Ожидания – оценка личностью возможности наступления события; надежда на что-либо, предположение о том, какие последствия будет иметь тот или иный результат деятельности.
Факторы, способствующие профессиональному педагогическому застою:
- низкий уровень притязаний и, как следствие, преждевременное ощущение полной самореализации;
- получение желаемой категории, приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведёт к снижению мотивации деятельности;
- отсутствие перспектив в изменении социально-профессионального статуса педагога (повышение категории, признание администрации, родителей, коллег);
- отсутствие системы контроля профессионального роста педагогов;
- напряжённые взаимоотношения с руководством и коллегами и т.д.
Педагогам нашей школы, чтобы соответствовать веяниям и требованиям времени, необходимо приложить немало усилий, что сопровождается нехваткой времени на самореализацию и профессиональным выгоранием. Немаловажным фактором в развитии педагогического коллектива является пример администрации школы, а также соучастие и внимание к проблемам педагога со стороны администрации. Однако желание педагогов к обучению достаточно высоко. Здесь положительными факторами в самореализации педагогов является получение удовлетворения и положительных эмоций от самого процесса обучения. Значимым фактором является возможность карьерного роста, достижение профессионального престижа и уважения со стороны коллег. Подход к классификации технологий повышения мотивации очень разнообразен. В самом обобщенном виде можно назвать три группы внешней мотивации педагогов: кадровые, интеллектуально-творческие и ресурсные.
Кадровый ресурс – ведущий фактор достижения качества образования, он невозможен без оказания социально-экономической поддержки учителей. Это обеспечивает заинтересованность работников школы в развитии творческой активности и инициативы при реализации поставленных перед коллективом задач. Все это помогает учителю в решении значимых личных, социально-экономических проблем, способствует повышению уровня качества образования, отсутствию текучести кадров и высокому профессионализму кадров, формированию положительного микроклимата в коллективе, повышению профессиональной и личностной готовности педагогов работать на достижение общей цели:
- премию по итогам работы или определенного периода (учебной четверти, года);
- ценный подарок (на день рождения, юбилей, семейное торжество, праздник);
- аттестацию на более высокую категорию;
- назначение на руководящую должность (председателем методического объединения, заместителем директора и др.);
- содействие в улучшении жилищных условий.
Среди педагогов распространено мнение, что повышение зарплаты - наиболее действенное средство поощрения их деятельности. Но это не совсем верно. Во-первых, те, кто превыше всего ставит уровень дохода, в образовании давно не работают. Во-вторых, финансовые способы стимулирования мотивации вообще обладают ограниченной эффективностью. Поэтому мы чаще задумываемся о других, нематериальных, стимулах (интеллектуально-творческих, ресурсных, статусных).
Интеллектуально-творческие способы – это мотивация творческих кадров, способствующий их образовательному и профессиональному росту, в том числе, карьерному. Даже разовое использование такой мотивации может быть полезно. Оно необходимо одаренному педагогу для дальнейшего саморазвития. Среди таких приемов можно использовать:
- доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения урока (занятия) или мероприятия;
- проведение открытых уроков, семинаров;
- направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;
- содействие в выдвижении на престижный конкурс;
- возможность представлять свою школу на значимых мероприятиях (форумах, конференциях), в том числе международных;
- помощь в обобщении опыта, публикаций к печати;
- содействие в разработке и утверждении авторской программы и т. д.
Повышение роли педагога в коллективе, привлечение к принятию управленческих решений. В их число входят:
- публичная похвала на совещании или педсовете, общешкольном родительском собрании;
- вынесение благодарности в приказе;
- представление к грамоте или званию;
- проявление заботы об учителе и его семье.
Конечно, долгосрочные способы интеллектуально-творческой мотивации перспективнее. В них заложена концепция делегирования полномочий, благодаря чему повышается уровень квалификации педагога:
- увеличение степени трудности решаемых задач, поручение работы, которая представляет интерес в силу своей престижности и ответственности;
- направление на инновационные курсы повышения квалификации, стажировку, переподготовку с получением второго высшего образования;
- предоставление возможности работы по экспериментальной программе;
- поручение быть наставником молодых специалистов;
- привлечение к работе в составе творческой группы;
- перевод на самоконтроль.
Ресурсные способы: для рациональной организации рабочего времени педагога можно использовать ресурсные способы мотивации:
- удобный график отпуска, а также его непрерывность;
- дополнительные отгулы (в течение года или к отпуску);
- наиболее компактный (без окон) график работы;
- методические дни;
- возможность выбора учебной нагрузки;
- предоставление предметного кабинета.
Современное материально-техническое оснащение школы создает дополнительные стимулы для сохранения педагогического коллектива его профессионального роста и развития.
Значительным вкладом в создание и улучшение материально-технической базы школы являются победы в конкурсах различного уровня.
Внутренняя мотивация педагогов:
- Удовольствие от самой деятельности.
- Конкретный результат профессиональной деятельности.
- Стремление избежать наказания.
Методы повышения мотивации педагогов, потребности и мотивы
- Группа методов: Административные методы
Потребности и мотивы: страх перед увольнением, страх перед наказанием желание иметь стабильную работу, желание формального признания заслуг - издание приказов и распоряжений; объявление выговоров и благодарностей;
Методы и приемы мотивирования: предоставление дополнительных отпусков; разумное распределение учебной нагрузки.
- Группа методов - Экономические
Потребности и мотивы: Обеспечение своего существования; Желание быть социально защищенным в случае болезни при потере трудоспособности; - Желание быть защищенным в случае экономических спадов.
Методы и приемы мотивирования - премирование из внебюджетных фондов построение системы финансового поощрения (с обозначенными критериями) предоставление социального пакета (больничные, отпуска и т.д.).
- Группа методов: Психологические
Потребности и мотивы: мотив получения уважения, признания заслуг; мотив достижения успеха; потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд; - потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства.
Методы и приемы мотивирования: предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам; привлечение к управленческой деятельности, в состав различных советов, комиссий, групп и т.д.; включение в резерв руководящих кадров; - перевод на самоконтроль, предоставление самостоятельности в действиях.
- Группа методов: Социальные
Потребности и мотивы: желание иметь безопасное и комфортное рабочее место; желание удобного режима работы; желание спокойной работы без стрессов и конфликтов; - желание уверенности в завтрашнем дне.
Методы и приемы мотивирования четкие должностные инструкции; своевременное предоставление информации о проверках; составление удобного расписания занятий; - корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки
В результате вышеперечисленного исследования было установлено, что в основе мотивации педагогов к саморазвитию лежат следующие виды факторов, которые расположились по степени приоритета:
1. Материальные стимулы;
2. Стремление избегать неприятностей;
3. Выполнение требований начальства;
4. Сохранение взаимоотношений с коллегами;
5. Изменение, ради самоутверждения, для того, чтобы реализовать себя в профессиональной деятельности.
Создавая модель мотивации на основе потребностей был определен их круг:
∙ Узкопрофессиональные, связанные с введением ФГОС.
∙ Социально-профессиональные – чувство принадлежности к профессиональному педагогическому сообществу, чувство профессионального взаимодействия, привязанности и поддержки.
∙ Потребность в уважении, включая потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, признании.
∙ Потребность в самовыражении - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как профессионала.
В основу создания модели положены следующие принципы:
1. открытость;
2. системность;
3. высокий научно-методический уровень и достоверность используемых ресурсов;
4. соблюдение морально-этических норм при сборе информации.
Модель ориентирована на учет специфики особенностей профессиональной деятельности, как на различных ступенях образования (начальная, основная, средняя школа), так и в соответствии с потребностями различных категорий педагогов в соответствии со стажем и квалификацией.
Молодые специалисты часто бывают не удовлетворены уровнем заработной платы, не все из них готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Юные работники ещё не вполне умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат, но в то же время считают, что даже небольшие их достижения должны быть обязательно отмечены.
Педагоги средней возрастной группы — преимущественно высококлассные специалисты, работающие, прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в принятии решений, берут на себя разные общественные поручения. Осознают свой вклад в успешность образовательной деятельности.
Педагоги креативного типа — это творческие личности, интеллектуалы, которые постоянно находятся в творческом поиске. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс, способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.
Педагоги старшей возрастной группы, как правило, особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.
Залог успеха состоит в том, чтобы дать педагогам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации помогают социально-психологические типы. В модели выделено четыре категории педагогов в соответствии с этими типами, профессиональными потребностями, а также с учетом того, что все люди мотивируются разными факторами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО
Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...
Мотивация педагога, как условие повышения качества образования школьников (презентация, анализ семинара)
Анализ системы действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование разнообразных методов стимулирования, способствующих формированию профессиональных кадров, и, как следствие, по...
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения....
Проект урока в рамках программы повышения квалификации «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС: теория и практика»
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, целью которой является формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование системн...
Дистанционный курс повышения квалификации для педагогов «Технология формирования информационно-образовательной среды педагога в условиях реализации ФГОС»
Программа:Повышение квалификации Форма обучения: Заочная (дистанционная) Трудоемкость: 72 часа Срок обучения: от 14 дней Документ: Удостоверение о повышен...
Мотивация как средство повышения качества знаний в условиях реализации ФГОС
Актуальность данной работы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в условиях изменяющейся...
Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»
Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...