Доклад на тему: «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»
статья
Цель данного исследования заключается в выявлении проблем, связанных с формированием учебной мотивации у школьников в современных условиях, а также в поиске путей их решения. Также необходимо повысить знания и навыки педагогов в области формирования и развития положительной мотивации к учебной деятельности в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Горловская специальная школа-интернат № 16", ДНР г. Горловка, Россия.
Учитель английского языка
Мамедова Эльнура Вахидовна
Доклад на тему:
«Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ
И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ
В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ
ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
Цель данного исследования заключается в выявлении проблем, связанных с формированием учебной мотивации у школьников в современных условиях, а также в поиске путей их решения. Также необходимо повысить знания и навыки педагогов в области формирования и развития положительной мотивации к учебной деятельности в соответствии с ФГОС.
Мотивация к обучению играет ключевую роль в полноценном учебно-воспитательном процессе: она не только содействует интеллектуальному развитию, но и является основным двигателем формирования личности. Задача формирования мотивации у учащихся для учебной деятельности становится одной из самых актуальных в современной школе.
Каждый педагог стремится к тому, чтобы его ученики проявляли интерес и желание к учебе, что также важно для родителей. Однако часто учителям и родителям приходится сталкиваться с проблемами, когда ученики не проявляют стремления к обучению и знаниям. Возникает необходимость осознания потребности в знаниях и их значимости.
Учителя понимают, что успешное обучение невозможно без интереса учащихся к учению, поэтому перед школой стоит задача развития положительной мотивации к учебной деятельности, и многие педагоги активно работают над этой проблемой.
Мотивация и мотив…
Слово "мотив" (от латинского) означает приводить в движение или побуждать к действию. Это внутренний импульс, связанный с удовлетворением потребностей человека. Мотивы играют ключевую роль в успешности обучения и осознании его процесса. Чтобы учащийся действительно стал активным участником, необходимо, чтобы поставленные перед ним задачи были понятны и приняты, это предполагает их значимость и эмоциональную связь с его переживаниями.
На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников часто воспринимается как необходимость: учиться нужно, чтобы не быть невежественным, успешно сдать экзамены, поступить в вуз, получить качественное образование и профессию.
Роль учителя заключается в формировании у учеников более высоких мотивов — социальных и духовных. Важно воспитать у них убеждение, что получение знаний необходимо для пользы обществу и развивать интерес к учебному предмету.
Мотивация выполняет важные функции: она побуждает к действиям, организует их, придаёт личный смысл и значимость. Мотивационная сфера учеников определяется рядом понятий.
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.
Мотив учения– побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности школьников.
Учебная мотивация, как и любой другой вид, зависит от множества характеристик, специфичных для данного процесса.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой и учреждением, в котором проходит обучение;
во-вторых, организацией учебного процесса;
в-третьих, индивидуальными особенностями студента, такими как возраст, пол, уровень интеллектуального развития, способности, самооценка, уровень притязаний и взаимодействие с другими учащимися;
в-четвёртых, особенностями педагога, включая его отношение к ученикам и к своей работе; в-пятых, спецификой учебного материала.
Наблюдая за работой преподавателей, можно заметить, что внимание к мотивации учащихся не всегда уделяется в должной мере. Многие учителя, зачастую не осознавая этого, считают, что если ребенок пришел в школу, он обязан выполнять все рекомендации, предложенные учителем.
Существуют учителя, которые предпочитают использовать отрицательную мотивацию в своем подходе. В таких ситуациях ученики действуют под давлением желания избежать неприятностей: наказаний от учителя или родителей, плохих оценок и прочего. Часто уже в первый день в школе ребенок осознает, что не может вести себя, как раньше: ему запрещено вставать, когда ему хочется, поворачиваться к ученику сзади или задавать вопросы в подходящий для него момент. Это приводит к формированию у учащихся страха перед школой и учителями, а учебный процесс не приносит радости, что является признаком неблагополучия. Даже взрослые не могут долго работать в таких условиях.
Чтобы понять чувства другого, необходимо представить себя на его месте. Подумайте о ребенке, который каждый день, порой недосыпая, следует в школу, зная, что учитель вновь назовет его глупым и поставит двойку. Отношение учителя отражается на других учениках, что только усугубляет ситуацию. Учитель должен помнить, что продолжительная работа на отрицательной мотивации может привести к нежелательным последствиям, таким как неврозы у детей.
Один из основных факторов учебной мотивации заключается в том, что ученик осознает себя активным участником образовательного процесса, от успеха которого зависит конечный результат. Такой подход становится возможным благодаря проблемному изложению материала, коллективному обсуждению и исследовательской деятельности. Эти методы предоставляют детям отличную возможность не просто потреблять знания, а активно их добывать.
Учебная мотивация подразделяется на пять уровней:
Первый уровень – высокий, характеризующийся значительной школьной мотивацией и активностью. У таких детей есть познавательный стимул, который побуждает их успешно выполнять все школьные требования. Они строго следуют указаниям учителя, проявляют ответственность и испытывают глубокие переживания из-за низких оценок.
Второй уровень – хорошая мотивация, где ученики справляются с учебными задачами достаточно успешно, что является нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но с акцентом на внеучебную деятельность. Эти дети чувствуют себя комфортно в школе, ценят общение с ровесниками и учителями, но познавательные интересы у них развиты слабо, и учеба их привлекает мало.
Четвёртый уровень характеризуется низкой мотивацией учащихся. Эти дети не желают посещать школу, чаще всего пропускают занятия и во время уроков занимаются посторонними делами, например, играми. Они сталкиваются с серьёзными трудностями в обучении и испытывают сложности с адаптацией к школьной жизни.
Пятый уровень — это негативное отношение к школе и школьная дезадаптация. Ученики на этом уровне испытывают значительные трудности в процессе обучения: не могут справляться с учебными заданиями, имеют проблемы в общении с одноклассниками и во взаимодействии с учителями. Школа для них может казаться враждебной средой, и находиться в ней становится невыносимо. Некоторые ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания и игнорировать правила. Часто у таких детей наблюдаются психические расстройства.
Высокая мотивация учения является важным фактором для достижения успеха в учебе и соотносится с личными способностями. Учащийся с высокой мотивацией может достичь лучших результатов, чем менее способный, но более мотивированный. К факторам, способствующим формированию положительной мотивации, относятся содержание материала, организация учебного процесса и стиль преподавания учителя.
К факторам педагогического характера, которые способствуют формированию прочной положительной мотивации к учебной деятельности, можно отнести следующее:
- содержание обучения;
- организация учебного процесса;
- манера преподавания учителя;
- коллективные и групповые методы учебной деятельности;
- оценивание учебных результатов ученика в безличном формате и в рамках сравнительного анализа.
Методы мотивации учащихся, применяемые педагога
Эмоциональные:
• награждение;
• осуждение;
• образовательные игры;
• оценивание, способствующее развитию;
• свободный выбор заданий;
• создание ярких наглядных образов;
• удовлетворение стремления быть важной личностью.
Познавательные:
• активация интереса к познанию;
• создание проблемных ситуаций;
• опора на жизненный опыт ученика;
• выполнение творческих задач;
• побуждение к поиску альтернативных решений;
• применение метода «мозгового штурма»;
• использование сравнений, экспериментов, парадоксов;
• экскурсии в историю;
• применение взаимодействия между учащимися
Волевые:
• установление учебных требований;
• информирование о необходимых учебных результатах;
• формирование ответственности в обучении;
• рефлексия над поведением;
• создание ситуации, требующей преодоления трудностей в познании;
• прогнозирование дальнейшей деятельности.
Социальные:
• развитие желания помогать обществу;
• сопереживание;
• создание условий для взаимопомощи;
• поиск сотрудничества;
• взаимная проверка и рецензирование;
• интерес к результатам совместной работы.
Что вызывает снижение мотивации к обучению в школе?
Основные причины потери интереса к учёбе:
- Избыточный поток информации из медиа
- Возрастные характеристики учеников
- Уровень умственного развития
- Пропаганда простого образа жизни
- Чрезмерные учебные нагрузки
- Завышенные ожидания и требования
- Непонятные перспективы на будущее
- Негативное восприятие ученика по отношению к преподавателю
- Негативное отношение учителя к ученику
- Метод воспитания в семье
- Отсутствие личной значимости изучаемого материала
- Низкая эффективность учебного процесса
- Невозможность осознать цель обучения
- Страх перед школьной средой
Что приводит к нежеланию учиться?
Причины, способствующие отказу от учёбы:
- Неспособность к обучению и преодолению трудностей в познании
- Огромный объем школьного материала для усвоения
- Различные отвлекающие факторы в жизни детей
- Однообразие образовательного процесса
- Нехватка продуманных методов и организации учебного процесса
- Жёсткая и унифицированная позиция преподавателей и родителей.
Личность преподавателя и его отношение к учащимся играют ключевую роль в формировании положительной мотивации к обучению. Учитель должен быть примером внутренней мотивации, обладая искренней любовью к своему делу, высоким уровнем профессионализма, уверенностью в своих способностях и самоуважением.
Причины, связанные с деятельностью самого педагога: учебный материал, используемый на уроке, не способствующий проявлению любознательности и интереса, может не соответствовать уровню развития и знаниям учащихся (он может быть слишком сложным или, наоборот, повторять уже известное);
методы и приемы, применяемые на уроке, не стимулируют активность и самостоятельность учеников (например, стандартизированные задания или вопросы, требующие только запоминания);
выбранные педагогом стимулы не способствуют формированию положительного отношения к учебному процессу;
преобладание традиционных методов обучения, таких как обычный опрос, объяснение нового материала, закрепление и домашние задания;
материалы нового урока излагаются в готовом виде, что снижает активность учащихся;
изучение нового материала происходит во второй половине занятия, когда работоспособность учеников снижается;
основным методом контроля является случайный опрос у доски;
требования к учащимся не всегда ясны и соответствуют их уровню подготовки и возрастным особенностям.
Как можно воздействовать на ученика?
Методы педагогического влияния:
- поддерживать уважительное отношение к личности ребенка;
- вести диалог, как со взрослым, не разрушая его моральные убеждения и не противопоставляя свои взгляды мнению ребенка как единственному правильному;
- совместно разрабатывать правила и нормы поведения, уметь прощать, но не игнорировать нарушения согласованных условий;
- создавать ситуации успеха, компенсировать недостатки, подчеркивая положительные качества, активировать переосмысление через личный опыт;
- выставлять требования, не акцентируя внимание на прошлых ошибках или негативном опыте, формировать чувство ответственности перед собой и группой за выполнение задач, поощрять за достижения;
- вовлекать каждого ученика в все коллективные мероприятия, акцентируя важность его роли в общем результате.
Суть формирования учебной мотивации школьников заключается в трансформации их отношения к обучению с негативного и безразличного на более зрелые, положительные формы — осознанное, ответственное и действенное.
В конечном счете, педагогическое влияние строится на доверии и взаимопонимании. Ученик должен чувствовать, что его слышат и уважают, что его мнение важно и что его поддерживают в стремлении к развитию. Создание такой атмосферы требует от педагога не только профессиональных знаний, но и эмпатии, терпения и искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.
Использование предложенных методов педагогического влияния позволяет формировать у школьников внутреннюю мотивацию к обучению. Когда ученик осознает свою ответственность за результат, когда видит свой вклад в общее дело и когда чувствует поддержку со стороны учителя и сверстников, обучение становится для него не повинностью, а интересным и значимым процессом.
Успешное воздействие на ученика – это не манипуляция, а кропотливая работа по созданию благоприятной среды для его личностного и интеллектуального роста. Это искусство видеть в каждом ребенке потенциал и помогать ему раскрыть его в полной мере.
Опрос среди педагогов (ответы «да» или «нет»)
Когда ребенок высказывает что-то, что трудно понять, я обычно мгновенно вмешиваюсь.
Когда школьник «мямлит», мне хочется его немного одернуть.
Я думаю, что частая улыбка учителя отвлекает учеников от сосредоточенности.
При ответах ученика мне важнее его знания, а не его чувства.
Если я не согласен с мнением ученика, то говорю об этом открыто.
Когда учащиеся рассказывают чепуху, я стараюсь вернуть их к сути.
Я бы не хотел оказаться в роли своего ученика во время опроса.
Если у вас более трех ответов «да», стоит задуматься о том, как вы строите отношения с учениками. Сделали ли вы все, чтобы ваше взаимодействие с ними на уроке было партнерским, дружелюбным и основанным на взаимном уважении?
Выводы:
Формирование и развитие учебной мотивации является важной задачей. Это требует систематической работы, применения определенных методов и форм организации учебного процесса, а также творческого подхода со стороны педагога.
Данная стать была опубликована мною на сайте «Урок.РФ»
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/motivatciya_k_obucheniyu_kategorii_i_metodi_formirov_232836.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»
Доклад на тему "«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»...
Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО
Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

«Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС»
Презентация...

доклад на тему "Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования"
доклад из опыта работы коллектива школы....

Мотивация обучающихся на уроках биологии ,как главное условие повышения качества образования в условиях ФГОС
За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. По мнению учёных - психологов главное отличие заключается в отсутст...

Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»
Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...