Мотивация как средство повышения качества знаний в условиях реализации ФГОС
опыты и эксперименты по русскому языку (5 класс)

Актуальность данной работы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в условиях изменяющейся современной действительности.

Внедрение в практическую деятельность данного опыта позволит обеспечить:

-повышение качества обучения;

-повышение уровня познавательной активности;

-повышение интереса к обучению;

-развитие личности обучающегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_po_motivatsii.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им. В. В. Бианки»

Мотивация

как средство повышения качества знаний  в свете требований ФГОС

                                                                    Автор опыта:

                                                                        Фетисова Татьяна Михайловна,

                                                                     учитель русского языка и

                                                                     литературы

                                                    2020г

Содержание

  1. Информация об опыте

  1. Условия становления и развития опыта
  2. Актуальность опыта
  3. Ведущая педагогическая идея опыта
  4. Длительность  работы над опытом
  5. Диапазон опыта
  6. Теоретическая база опыта
  7. Новизна опыта

  1. Технология опыта
  1. Определение цели
  2. Постановка задач, способствующих достижению данной цели
  3. Описание содержания образования и средств достижения
  1. Результативность опыта
  2. Библиографический список

1.  ИНФОРМАЦИЯ  ОБ ОПЫТЕ

  1. Условия возникновения опыта

            Быстрое развитие науки, техники  и уровень образовательной подготовки  школьников пришли в последние годы в противоречие. Поиск путей разрешения противоречий связан с решением проблемы совершенствования содержания образования и методов обучения.

      Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и творческим желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно учиться, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению, нет стимула, а порой и желания учиться лучше, а  « не как все».

    В чем сущность потребности в знаниях? Какие педагогические средства можно использовать  для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

        Педагогический опыт показывает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и получению знаний равнодушно, без интереса, не проявляя потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию  у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности.

           В современном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям и навыкам, а разностороннее развитие личности. Главная задача современной  школы состоит в раскрытии способностей каждого ученика. Именно личность и  индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы необходимых потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования в условиях введения ФГОС ООО, когда на первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока.

  1.  Актуальность опыта

Мотивация – один из основных факторов развития социальной  и образовательной деятельности учащегося, перспектив его дальнейшего теоретического  и практического  роста как востребованного специалиста общества.

В каждом классе  есть учащиеся, которые  учатся лучше или слабее остальных. Причинами этого является отношение учащихся к предмету, состояние здоровья, индивидуально- типологические  особенности, различный уровень учебной мотивации.   Почему меня заинтересовала именно эта тема, тема мотивации учебной деятельности учащихся? Проведенная  первая диагностическая работа показала различные  результаты, свидетельствующие о разном уровне усвоения знаний.

       Следовательно, актуальность выбора   данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна  выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

          Ведущей педагогической идеей данного опыта является создание на уроке ситуаций в организации учебного процесса, при которых  ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться  в познавательную деятельность. Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности.

               Внедрение в практическую деятельность предполагаемого педагогического  опыта должно обеспечить:

  • повышение качества обучения;
  • повышение уровня познавательной активности;
  • повышение интереса к обучению;
  • развитие личности учащегося

                 1.4 Длительность работы над опытом.

        Работа над опытом охватывает период с 2015г. по 2019г. Работа велась поэтапно до момента выявления результативности. Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, сбор информации по проблеме, анализ методической литературы. На формирующем этапе проводилась диагностическая работа. На заключительном этапе обобщался опыт. Проводимая диагностика  показала успешность  работы для решения педагогической проблемы.

                  1.5 Диапазон опыта.

          Диапазон опыта очень широк. Это необычная форма обучения, включающая   следующие виды уроков: уроки дискуссии, уроки- исследования, уроки выполнения творческих заданий, уроки- консультации, уроки самоконтроля и самооценки, уроки- имитационные игры;  творческие задания на различных этапах урока, использование  результатов повседневных наблюдений.

1.6. Теоретическая база опыта.

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому,  что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

        Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.        

        Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью.

Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное.  Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.

В теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитие. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.      

В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и ее направление.

Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.

В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча, Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический.

В теории мотивации А. Маслоу омотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

(Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения).

Мотивы учения :

внешние (мотивы обучения)

внутренние (мотивы учения)

осознанные (умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию)

неосознанные (существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях)

реальные (осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения)

мнимые (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах)

Самостоятельность – определение объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей.

Познавательная активность  – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Компоненты активности:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень и др.

Познавательная активность и самостоятельность школьников неразделимы.

         Сегодня проблема мотивации учебной деятельности  всё шире используется в контексте требований  ФГОС ООО.

1.7 Новизна опыта

       

    Новизна опыта заключается  в повышении качества образования, получении учащимися необходимых знаний, умений и навыков  в свете  новых требований Федеральных Государственных образовательных стандартов.

Основными подходами в становлении опыта стали:

  • учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности;
  • создание максимально благоприятных условий для того, чтобы  обеспечить полное развитие личности каждого ученика;
  • понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Система работы учителя включает в себя следующее:

  • исходная, текущая и итоговая диагностика успешности обучения учащихся;
  • организация учебно- познавательной деятельности через обучение в сотрудничестве;
  • создание условий для достижения личностных и метапредметных результатов.

       2. ТЕХНОЛОГИЯ  ОПЫТА

2.1.  Для выявления наличия и предметной направленности  познавательных интересов учащихся  провела анкетирование учащихся.

Результаты анкетирования показали следующее:

Безразличное, отрицательное отношение к учению:

  • бедность и узость мотивов учения;
  • познавательные мотивы исчерпываются отношением к результату;
  • не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности;
  • не сформирована учебная деятельность;
  • отсутствует умение выполнять действия по развернутой инструкции взрослого;
  • отсутствует ориентация на поиск разных способов действий.

Положительное (ситуативное) отношение к учебе:

  • неустойчивое переживание новизны, любознательности, непреднамеренного интереса;
  • возникновение первых предпочтений одних предметов другим;
  • учебная деятельность характеризуется выполнением  простых видов самоконтроля

   Психологом школы была проведена  диагностика учебных возможностей учащихся.  Результаты     были следующие  

Максимально высокий уровень школьной мотивации- 12%,  среди предметов, к которым учащиеся проявляют интерес был отмечен и русский язык, но  его рейтинг составил всего15%.

    Поиск ответа на этот вопрос привел к следующему выводу: вышеизложенной ситуации не возникает, если учитель решает следующую педагогическую задачу – выращивать познавательные  потребности своих учеников и, соответственно, мотивов учения.

                Решая эту задачу, я начала изучать психолого – педагогическую литературу и  обнаружила, что психологи дают различные определения понятий «мотив» и «виды мотивов», отсутствуют четкие  инструкции, как это претворить в нашу педагогическую деятельность.

   В результате я вышла на следующие проблемы:

  • Действительно ли педагогическая деятельность соотносится  с принципами мотивации учебной деятельности?
  • Каково значение мотивации?
  • Что такое мотив и какие существуют способы мотивации?
  • Насколько я в собственной педагогической практике использую принципы учебной деятельности учащихся?

         Чтобы деятельность ученика была полноценной и приводила  к действительному усвоению содержания образования, у ученика должна быть предварительно сформирована внутренняя цель деятельности («Я- цель»).

Ее возникновению предшествует появление потребности и, почти одновременно, мотива деятельности.

Следовательно, мотивация деятельности ученика – первая и основная задача учителя, без которой нельзя решить  никакие педагогические задачи.

 

2.2.Описание содержания образования и средства достижения цели

     С целью формирования мотивации   использую следующие способы мотивации:

  • Создание проблемной ситуации

Этот способ дает:

-творческое владение знаниями, навыками, умениями;

-развитие мыслительных способностей;

-усвоение способов самостоятельной деятельности

  • Необычная форма обучения

(нестандартная форма урока, метод, прием обучения):

-вовлечение всех в учебную деятельность, т. е. осуществляется принцип активности в процессе обучения (один из основных принципов дидактики);

-побуждение, стимулирование к учебной деятельности;

-пробуждение положительных эмоций  и интереса к предмету;

-возникновение реакции на новизну учебного материала.

Поэтому стараюсь применять следующие виды уроков: уроки дискуссии, уроки- исследования, уроки выполнения творческих заданий, уроки- консультации, уроки самоконтроля и самооценки, уроки- имитационные игры.

Данные виды уроков нацеливают учителя на максимальное развитие учащихся в творческой деятельности.

  • Привлечение учеников к оценочной деятельности

- формирование учебных действий самооценки;

-снижает стресс и напряжение при оценивании ответов

  • Культура общения (вербальные и невербальные способы общения)

-удержание внимания учащихся;

-пробуждение разного вида эмоций;

-освоение учениками диалектики общения.

  • Чувство юмора

-часто  разрешает трудные, щекотливые ситуации (выручает в тех случаях, когда другие способы педагогического воздействия не  помогают)

  • Анализ жизненной ситуации, использование личного опыта ученика

-усвоение знаний, умений и навыков через личный опыт ученика;

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся

-включение в обучение эмоциональной схемы;

-использование опыта жизнедеятельности.

  • Создание ситуации успеха

                                                                       

2.3. Организация учебной деятельности  как один из путей формирования мотивации

       Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких частей она состоит, как эти части  между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности,- от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.

  Отношение учащихся к собственной деятельности определяется  в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

 Психологические исследования учебной деятельности  показали: для того, чтобы у учащихся  выработалось правильное отношение к ней, содержательная ее мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом.

  Изучение каждого раздела состоит из следующих этапов:

-мотивационного

- операционно- познавательного

-рефлексивно – оценочного

 Мотивационный этап

   На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего  им нужно изучить данный  раздел программы, что им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы.

  Мотивационный этап состоит из следующих учебных действий:

-создание учебно- проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения темы (беседа, рассказ о значимости данной темы, создание проблемной ситуации, практическая работа)

- формулировка  основной учебной задачи.  Обсуждение основной проблемы  в созданной учебно- проблемной ситуации завершается формулировкой учебной задачи, которая должна быть решена в процессе  изучения темы.

Формулирование основной учебной задачи играет значительную  мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся.

Операционно- познавательный этап

Рефлексивно – оценочный этап

Этап итоговый  в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, сопоставляя результаты деятельности с поставленными учебными задачами.

   Работу по подведению итогов изучения организую так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым у учащихся формируется ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет  к возникновению потребности в творчестве, познании, т. е к появлению положительной учебной мотивации учебной  деятельности.

 При этом использую разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить учащимся  самостоятельность и инициативу.

2.4.Способы мотивации  и  методические приемы:

а). Задания игрового характера, повышающие мотивацию учащихся

«Игра для ребенка – естественная потребность», утверждал В. Н. Сорока Росинский, руководитель школы им. Достоевского  в Ленинграде 1930г. Думаю, что с этим высказыванием  трудно не согласиться. Дидактические достоинства игровой методики очевидны. Во время игры дети чувствуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем Ученик получает право на свое мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества.

На своих уроках пробую соединить изучение русского языка с лингвистическими играми, чтобы решить хотя бы часть проблем, волнующих учителей –словесников.

    Пусть для них игра остается игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.

Элементы игровой деятельности на каждом уроке

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.(приложения)

б).Элемент занимательности как фактор повышения мотивации

«Смертный грех учителя быть скучным»

                                                                            Гербарт

Занимательность выступает в качестве стимула познавательного интереса.

На своих уроках использую  занимательность как своеобразную разрядку напряженной обстановки в классе, и тогда она становится средством переключения эмоций , мыслей.

Речевые средства комического на уроках русского языка

Речевые средства  создания комического, с которыми можно познакомить школьников на уроках русского языка:

  • Анаграмма (перестановка букв в слове, в результате которой получается неожиданное в данном контексте слово;
  • Персонификация (использование переносного значения слова);
  • Метафора;
  • Гипербола;
  • Столкновение в одном контексте разных, но созвучных слов или слов с одинаково звучащими словами;
  • Авторские неологизмы; намеренное повторение слов или выражений, иногда с изменением смысла
  • Переход имени собственного в нарицательное;
  • Сравнение.

Обращение к речевым средствам комического актуально для формирования у школьников умений коммуникативно – целесообразной речи и для решения проблем воспитания: создание положительного эмоционального тонуса в детском коллективе, жизнерадостного  и, соответственно, доброжелательного отношения к окружающим.

   Использование речевых средств комического позволяет сделать уроки привлекательными для учеников, помогает в воспитании их эстетического вкуса, является стимулом к собственному творчеству детей.

 Оживляет уроки игра в рифмы, использование озорных текстов

(приложения)

в) Дифференциация заданий в зависимости от уровня учащихся

        Потребность в дифференцированном  обучении становится все более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания.

Чтобы достичь данного результата, класс лучше разделить на группы с учетом психологических особенностей , характера каждого ученика.

          Дифференцированный. подход к обучению приносит положительные результаты:

  • Уменьшается нагрузка на детей, которым физически иногда трудно учиться в рамках обычной программы (не секрет, что в первый класс приходят более 50% детей  с отклонениями от нормы в психоматическом развитии);
  • Решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;
  • Становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

Критериями деления учащихся на группы  являются:

  • Объем имеющихся знаний,
  • Культура умственного труда;
  • Уровень познавательной активности;
  • Умение анализировать и обобщать;
  • уровень самостоятельности.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности.

Работа с сильными учащимися предполагает тщательную организацию их  учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности. у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.

Ученики со средними учебными  возможностями имеют имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в учебном  в интеллектуальном и речевом развитии.

Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются  в операциях сравнения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.

   Проблема преодоления неуспеваемости –это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Таким школьникам необходимы  опорные схемы, таблицы.

В классах , где проходят занятия, обязательно должен быть стенд

« Подсказка на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме. На партах – различные словари,  и «папка – помощница».

    Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задание по карточке.

 Обычный диктант не показывает реального состояния орфографической грамотности слабых школьников, поэтому и учеников, и у учителя может сложиться впечатление, что никаких успехов в процессе обучения не было достигнуто, а задание по карточке позволяет выявить реальную картину  достижений учащихся.

г) Дифференциация заданий на основании учета индивидуальных пробелов в знаниях учащихся 

д). Использование принципа наглядности

В процессе учебной работы использую иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, которое может, с одной стороны, облегчить восприятие и осмысление, с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

(иллюстрации, помогающие составить наглядное представление  об этих героях и тех событиях, в которых они участвовали). На  уроках русского языка демонстрирую таблицы, картины.

Хорошо на уроках русского языка работают алгоритмы, особенно при изучении орфографии.

Они позволяют повторять алгоритмы несколько раз, а также облегчают их запоминание.

 ж) Групповая работа по взаимообучению 

Различные формы коллективной деятельности учащихся  играют значительную роль  в становлении мотивации.

     Для становления мотивации учебной деятельности  большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, т. к. только в процессе деятельности  может формироваться нужная мотивация. Однако приемы, применяемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект.

  • Использование групповых форм обучения  втягивает в активную работу учащихся, т. к., попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять часть своей работы, он  дорожит мнением товарищей. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый его член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое придает учебной работе особую привлекательность, что играет роль в становлении соответствующей мотивации.

      Если на отдельных этапах традиционного урока авторитарный стиль управления и неизбежен, то при управлении групповой работой допустимо только сотрудничество, участие, помощь, поддержка.

 Невозможно остановиться на характеристике  всех способов  организации:

групповой работы, главное, что она необходима, а ее ценность заключается:

- в возможности взаимного обучения;

-в достижении более глубокого понимания изучаемого материала;

-в комфортности среды, в которой происходит обучение.

Совместная работа учащихся имеет ряд явных преимуществ:

  • Возрастание объема материала, усваиваемого учащимися;
  • Глубина понимания;
  • Экономия времени;
  • Увеличение удовольствия у учащихся от учения;
  • Рост сплоченности коллектива;
  • Развитие коммуникативных и организаторских навыков

з). Разнообразные формы контроля и самоконтроля

   Контроль как компонент учебной деятельности учеников реализую в формах самоконтроля и взаимоконтроля

Взаимоопрос в парах.

Максимально уплотнить время на уроках русского языка позволяет опрос в парах. Поскольку  все учащиеся должны быть готовы к монологическому высказыванию, а проконтролировать каждого ученика не по силам, доверяю проверку детям.

Опрос провожу в режиме «ученик – ученик». Сначала один учащийся рассказывает изученное правило, затем меняются ролями. Опрос можно проводить по карточкам с ключом.

  Постоянное взаимодействие  учащихся друг с другом в процессе взаимоопроса в парах, осознание результатов этой деятельности развивает самостоятельность детей.

У школьников вырабатывается умение внимательно, не перебивая, слушать говорящего, в доброжелательной и вежливой форме корректировать высказывание собеседника, задавать уточняющие вопросы.

   В процессе работы в парах на практике формируется чувство ответственности каждого учащегося не только за качество собственных знаний, но и за успехи соседа по парте.

Самоконтроль

Одним из способов самоконтроля  при проверке той или иной орфограммы являются схемы, таблицы, алгоритмы. Целесообразность использования таких форм обучения не вызывает сомнения.

  Однако данные способы эффективны для учеников с логическим типом мышления. Краткое, четкое, лаконичное описание порядка применения  правила в виде алгоритма, схемы дает возможность таким учащимся работать наиболее эффективно. Для детей с наглядно- образным восприятием мира эти модели сложны или совсем неприемлемы.

    Известно, что дети, воспринимающие мир в образах, часто рисуют на уроке. По мнению психологов, это защитная реакция  ребенка от постоянного давления на него информации, подаваемой в моделях.

Поэтому в своей практике я использую иллюстрацию как альтернативу алгоритму и схеме.

 Существенную помощь оказывают ассоциативные рисунки. Конечно, эти рисунки не для развлечения, они помогают запомнить правила, вызывают зрительные и смысловые ассоциации, способствуют быстрому запоминанию.

и) Подготовка систем творческих заданий по темам

1.Так на уроках литературы учащимся предлагаю изменить расположение глав (абзацев) в тексте таким образом, чтобы получился новый сюжет

  • Введение нового героя в литературное произведение и изменение сюжета (Как поведут себя герои сказки, если в сказке появится вертолет?)
  • Изменить образ одного из литературных героев и соответственно ввести  необходимые изменения в сюжет  произведения:

(-Белоснежка встретила  в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов.

-Красная Шапочка злая,   а волк добрый .

-  Выберите из литературного произведения фрагмент сюжета и составьте рассказ, повесть, новеллу.

- опишите события от лица очевидца).

По русскому языку. Тема «Причастие»

  • Представь себе плакучую иву, растущую на берегу  реки или пруда…Какой ты «видишь» ее летом?   А зимой? При солнце? В дождь? Опиши. Используй при этом не только предложения, но и сл/соч. (Дальнейшая работа построена на сопоставлении слов плачущая и плакучая).
  • Представь себе, что краткие причастия сравнили себя с полными, на что- обиделись и решили написать жалобу. На что они  могли бы жаловаться? Напиши небольшой текст или несколько предложений от имени краткого причастия.

        2.Применение на уроках методов творческой деятельности

  • Анализ учебных текстов для выполнения творческих заданий.

Подбирая творческие задания к уроку, продумываю, какие тексты из учебника или материалы из тетрадей можно предложить учащимся для анализа при выполнении творческих заданий.

И хотя в процессе анализа дети не найдут прямых ответов на задания, они еще раз повторят теоретический материал, который является  основой для возникновения ассоциаций в сознании детей. Анализируя возникшие ассоциации, дети смогут  найти ответы.

  • Комбинирование изученных правил

Учащиеся моего класса ведут справочную тетрадь, в которую записывают опорные схемы, касающиеся изученного материала. Применение таких тетрадей позволяет регулярно повторять ранее изученный материал, комбинировать правила при выполнении творческих заданий.

3.Методы активизации мышления.

Применение «мозгового штурма», метода контрольных вопросов позволяет активизировать мышление детей и увеличивать количество и качество  предлагаемых решений для творческих заданий.

  • «Мозговой штурм»

Прочтите внимательно условие задания и предложите все возможные, в том числе, и абсурдные гипотезы для его выполнения. При выдвижении гипотез запрещается их критика.

Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны

  • Метод контрольных вопросов

Прочтите внимательно условия задания   и предложите все возможные ответы

Для формулирования решения постарайтесь ответить на вопросы.

 4. Ситуация успеха 

  Выученная беспомощность – это состояние, которое может возникнуть у детей после ряда неудач.. Ученик рассуждает примерно так: «Зачем что- то делать, если я неспособный и в конечном итоге все равно будут неприятности»

Возникает стойкая ассоциация – русский язык – неприятности.

В таком состоянии ученик перестает выполнять даже те задания, на которые способен.

Это состояние постепенно распространяется на другие предметы.

Выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами.

Окружающим надо помнить, что приобретение  человеком этого состояния  во многом зависит от постоянных напоминаний и взысканий,  от подчеркивания того факта, что вот большинство, мол, справилось с полученным заданием, а тебе оно не под силу.

     Таким образом, ученик нуждается не только в знаниях по грамматике, но и в психологической помощи в создании комфортных условий.         Учитель связан необходимостью оценивать учеников, поэтому он обычно воспринимается учениками как источник неприятностей.

Как заинтересовать ребят, как обучение в школе увлекательным?

Можно выделить три принципа, чтобы учение проходило успешно:

  • Материал должен быть доступен (понятен) детям
  • Ребята должны видеть его нужность, знать, где можно применить эти знания
  • На уроке должно быть интересно, причем интересно должно быть не только детям, но и самому учителю.

                 Положительные  эмоции являются  для ребенка важнейшим стимулом  в учебной работе.

Успех влияет на деятельность человека:

-переживание успеха внушает человеку уверенность в свои силы;

-у него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить эту радость от успеха;

- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности,  создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Для одних ребят будет наобходимо актуализировать эмоции, пережитые ранее. Для других нарисовать перспективу удачного выполнения задания.

Сложнее работа с учащимися, у которых необходимо нейтрализовать память о неуспехе в прошлом, а затем создать перспективу для новой деятельности. Сделать это можно с помощью сильного эмоционального подкрепления (Уверена, что у тебя все сегодня получится).

    Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций для предстоящей деятельности, на организационном – обеспечивает условия успешного выполнения заданий, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным, на результативном – усиливает активное отношение  к учению, обращая его в мотив  к новой деятельности.

 Конкретные обстоятельства диктуют использование различных приемов создания  ситуации успеха (эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию учащегося, , обращение к учителю, более сильному учащемуся, «подсказка» -работа с учебником).

Несколько правил, которых придерживаюсь и которые помогают сделать урок интересным

  • Всегда связывай начало обучения с радостью и удовольствием, поскольку, как считают психологи, что в хорошем  настроении получено, то хорошо запоминается.
  • Подтверждай успех каждого ученика если не через  отметку, то через оценку (молодец, умница, замечательно).
  • Дай возможность стать успешным каждому.

Страх перед контрольным диктантом можно снять с помощью приятных ассоциаций: представить себе слово диктант в виде шоколадки или красивой коробки конфет, а затем закрепить это ощущение. Или вспомнить что– то приятное, например, как ты гладишь кошку, собаку. Можно также вспомнить любое приятное ощущение, какой- то подарок, праздник. Главное – закрепить это ощущение и перенести его на «здесь и сейчас».

Упражнение это называется «Заколдуем диктант»

Можно взять ручки и нарисовать диктант любимым цветом.

 Снять напряжение перед контрольной  можно таким способом: попросить ребят изо всех сил кулаки, напрячь мышцы, сжать зубы, а затем – расслабить мышцы, опустить голову, разжать пальцы. Дети почувствуют покой и уверенность- можно приступать к трудной работе. Все будет в порядке, по крайней мере у большинства.

  Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что она предназначена для учащихся. Но тогда забывается основной признак педагогических технологий –двусторонний характер процессов познания, субъект –субъектные отношения.. Да, начинает создание ситуации успеха учитель, но обязательно должен наступить такой момент, когда учащиеся будут стараться создать (вернуть) ситуацию успеха для своего педагога.

  1. Самоанализ и коррекция уроков

Постоянный самоанализ методики урока позволяет провести коррекцию, что способствует достижению намеченных целей. У одних учащихся мотивация к обучению формируется быстрее, у других – постепенно. Поэтому важно прослеживать динамику развития ученика , принятие им мотивов к познанию, совместно вырабатывать цели и средства  достижения этих целей , и самое главное- это принятые им, а не навязанные учителем формы  сотрудничества к данному виду учебной деятельности, искренняя заинтересованность учителя в успехе каждого ученика.

Для оценки результатов учебной деятельности использую следующие критерии:

  • Неудовлетворительный – ученики задание не выполнили
  • Критический – задания выполнили отдельные ученики
  • Хороший – задания выполнили  половина или больше половины класса
  • Высокий –  задания выполнили  большинство учащихся класса
  • Оптимальный  - задания выполнили   все учащиеся класса

 

    Анализ  деятельности позволяет отметить положительные результаты , которые заключаются  в следующем:

  • Создание благоприятных морально- психологических условий для развития каждого школьника;
  • Повышение активности и интереса к предмету;
  • Развитие самостоятельности школьника;
  • Рациональная организация работы всех учеников и освоение большого объема материала за короткое время;
  • Установление доверительных отношений с учителем ;
  • Повышение качества знаний учащихся

 

3.Результативность опыта

      В процессе работы по формированию положительной мотивации учебной деятельности очевидны положительные результаты.

   

Анализ  деятельности позволяет отметить положительные результаты, которые заключаются  в следующем:

  • Создание благоприятных морально- психологических условий для развития каждого школьника;
  • Повышение активности и интереса к предмету;
  • Развитие самостоятельности школьника;
  • Рациональная организация работы всех учеников и освоение большого объема материала за короткое время;
  • Установление доверительных отношений с учителем ;
  • Повышение качества знаний учащихся

 

Библиографический список

1.   Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. –   М., 1972.

2.   Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.,1988.

3.   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

4.   Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. М., 1972.

5.    Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991,

6.   Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. С. – Петербург, 1999.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Цель. выявить уровень мотивации деятельности учащихся и наметить пути формирования условий, способствующих её повышению.Задачи:анализ уровня мотивации деятельности учащихся,оценка влияния мотива...

К вопросу о повышении качества образования в условиях реализации ФГОС

Статья о возможных изменениях качества образовательного процесса, которые могут/должны произойти после введения ФГОС....

Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

       Презентация  "Дистанционное  обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС" является основой для проведения мастер-класса,...

Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий

Доклад к педсовету на тему: Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий...

Работа в лингафонном кабинете как средство повышения качества знаний в соответствии с ФГОС

Одним из средств повышения качества знаний учащихся является работа в лингафонном кабинете. Работа в лингафонном кабинете служит для развития мотивации и  интереса к изучаемому языку, приучает их...

Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.

VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...

Выступление на педагогическом совете с темой: «Мотивация как средство повышения качества знаний».

Выступление на педагогическом совете с темой: «Мотивация как средство повышения качества знаний»....