Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО
презентация к уроку по физике
Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила.
В условиях современного общества перед учителем стоит основная задача научить ребенка учиться. Научить так, чтобы он захотел учиться, потому что человек находится в условиях постоянной потребности в обучении на протяжении всей своей жизни.
Исходя из того, что процесс обучения непрерывен, на первое место для учащегося выходит формирование универсальных учебных действий, что возможно при метапредметном подходе к обучению. ФГОС определил метапредметный подход как одно из приоритетных направлений развития образования.
Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические корни. Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.
Метапредметное обучение было широко распространено в России в 1918 году. Это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки.
Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.
В современной отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на новые ФГОС
Калабухова М.М.
Введение.
Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила.
В условиях современного общества перед учителем стоит основная задача научить ребенка учиться. Научить так, чтобы он захотел учиться, потому что человек находится в условиях постоянной потребности в обучении на протяжении всей своей жизни.
Исходя из того, что процесс обучения непрерывен, на первое место для учащегося выходит формирование универсальных учебных действий, что возможно при метапредметном подходе к обучению. ФГОС определил метапредметный подход как одно из приоритетных направлений развития образования.
Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические корни. Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.
Метапредметное обучение было широко распространено в России в 1918 году. Это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки.
Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.
В современной отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
Что такое метапредметность?
«Мета» - означает «стоящее за» («через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).
Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Метапредметность основывается на работе с деятельностью учащегося, передачей ему в первую очередь способов работы со знаниями, а не просто знания. Важно научить учащихся применять способы действия не зависимо от предметной области.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.
Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает иное. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.
Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как «всамделишная» реальность, — полученное знание уже никогда не забудется. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае — знания. Таким образом мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями
Метапредметный подход.
Метапредметный подход обеспечивает достижение метапредметных результатов образовательной деятельности:
способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной. Метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.
В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: целеполагание, планирование, проектирование, исследование, прогнозирование, сценирование, моделирование, конструирование, анализ, рефлексия. Все это и есть метадеятельность.
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки: планировать; производить измерения; представлять результаты в различных знаковых системах; делать логически выстроенное сообщение; работать в команде.
Метапредметные связи.
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития школы оставалась актуальной, потому что «активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности». Как средство повышения мотивации учеников и их активности мы видим выявление и внедрение в урок метапредметных связей.
Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций:
- вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);
- разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений (современных метапредметных коммуникативных компетенций);
- при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;
- научить школьников самостоятельно добывать необходимые знания, ин-терпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде.
Метапредметные связи делятся по составу научных знаний на фактические, понятийные, теоретические, философские.
Фактические метапредметные связи - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии учителя могут использовать данные о химическом составе человеческого тела, а в физике – данные об электропроводимости тканей.
Понятийные метапредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных).
К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др.
Философские метапредметные связи. Невозможно изучать, например, шкалу электромагнитных излучений или Периодический закон Д.И. Менделеева без привлечения законов философии: перехода количества в качество, отрицания-отрицания, единства и борьбы противоположностей.
Обязательно включать в урок момент рефлексии
Возможности реализации метапредметного подхода.
Физика это наука о природе. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.
Почему возможна метапредметность на физике? Потому что в курсе физики используются такие универсальные константы как заряд электрона, скорость света в вакууме, постоянная Планка, гравитационная постоянная, число «пи» и другие. А они несут в себе смысл, выходящий не только за области применимости законов и формул, в которые они входят, но и за рамки соответствующих наук и учебных предметов. Когда ученик начинал познавать и понимать смысл мировых констант, он двигался как раз к метапредметным основам бытия.
Затем аналогичные, выходящие за предметные рамки функции, были обнаружены и в содержании других учебных предметов. Не только в естествознании, но и в культуре, искусстве есть свои «столпы», которые характеризуют основы существования не только природного, но и культурного мироздания.
Такие понятия, как число, знак, буква, звук, слово; золотое сечение в архитектуре и искусстве; ключевые процессы – происхождение, рождение, движение, развитие; категории пространства, времени, мира, человека и т.п. - это примеры метапредметного содержания, которое хотя и принадлежит определённой науке или учебному предмету, но выводит человека за его рамки к неким первоединым основам.
Метапредметный подход при преподавании физики рассматривает использование интегрированных уроков с привлечением некоторых знаний обучающихся из смежных предметов (физика, математика, биология, химия, астрономия, география и др.) и обобщающих уроков, а также проведение исследовательских работ («Физика в профессии пекаря»).
Интегрированные уроки можно проводить с использованием следующих приёмов, например:
- При объяснении природы тока в электролитах «Физика – 8» привлекают знания обучающихся об электролитической диссоциации и электролизе из курса химии.
- После объяснения условия плавания тел в жидкости в 7- 8 классах школьникам в качестве упражнения, предложить задание: объяснить роль плавательного пузыря у рыб с точки зрения физики. Сведения, полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего используются в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления, расширения и закрепления знаний.
- Перед изучением теплоты сгорания топлива по «Физике-8» предлагается домашнее задание: повторить по учебнику «Химия» об энергетике процесса горения.
Одна из задач метапредметного подхода помочь понять кто я в этом мире и развитие системы природа-человек-общество. Например, можно рассмотреть ситуации различных глобальных катастроф или как развитие физики повлияло на ход истории. Как ученые физики помогли советскому флоту в период Великой Отечественной войны.
Заключение.
Метапредметные связи могут иметь разные цели и выполнять разные задачи. Так, единство понятий и методов, объектов исследования физики с химией, биологией, географией, астрономией может способствовать более глубокому и качественному усвоению физики.
Метапредметные связи с литературой, историей, искусством, музыкой можно использовать для создания на уроке эмоциональной атмосферы и развития образного мышления.
Пытаясь привить ученикам универсальные учебные действия, включая в урок моменты рефлексии, мы и реализуем метапредметные связи, тем самым повышая мотивацию обучения школьников.
Да, использование метапредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач любого учителя. Она требует от учителя много теоретической подготовки: не только знакомство с новыми требованиями ФГОС, но и знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация внутрицикловых метапредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя физики с учителями биологии, химии, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков.
Тем не менее, она выполнима. Все зависит от метапредметности мышления самого педагога: насколько он видит эти метапредметные связи и осознает необходимость их реализации в преподаваемом им предмете.
Литература
1. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
2. Громыко Н.В. Способы обновления знаний. Эпистемотека: Руководство для управленцев и педагогов. – М.: Пушкинский институт, 2007. – 184 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
5. Мыследеядельностная педагогика в старшей школе: новые формы работы с детьми (по материалам проекта «Инновационная сеть» «Мыследеятельностная педагогика»). – М.: АПК и ПРО, 2004. – 28 с.
6. Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы/Серия: «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений города Москвы». – М.: Центр «Школьная книга», 2008. – 176 с. 7. Потребность в достижении / О.П.Елисеев Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.427-428. Изучение потребности в достижении / Практикум по возрастной психологии. Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб., 2001. С.497-498
8. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1.
http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.
Приложения
Шкала оценки потребностей в достижении (Орлов Ю.М.)7
Диагностика мотивации достижения.
ТЕСТ состоит из 23 суждений, предполагающих два варианта ответов – "Да" или "Нет".
1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.
Ключ к тесту
• ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;
• ответы «Нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).
Таблица переводы "сырых" баллов в стандартные.
Уровень мотивации достижения
Низкий | Средний | Высокий | |
1 2 3 4 | 5 6 7 | 8 9 10 | |
Сумма баллов | 2-9 10 11 12 | 13 14 15 | 16 17 18-19 |
Примерные вопросы рефлексии урока для учителя
- Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?
Удалось ли:
- Решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
- Избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие?
- Какова общая самооценка урока?
- Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?
- Каковы неиспользованные, резервные возможности?
- Что в этом уроке следовало бы сделать иначе?
- Какие другие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Примерный рефлексивный тест для обучающихся
Да | Не всегда | Нет | |
|
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Универсальные учебные действия (УУД)
а) познавательные:
- самостоятельное выделение и формирование
познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,
- постановка и формулировка проблемы;
-моделирование;
-универсальные логические действия.
б) регулятивные:
-умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение действовать по плану;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
в) коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-инициативное сотрудничество в сборе информации и др.
Сайт с расписанием эвристических олимпиад www.eidos.ru/olymp/.
Там можно прочитать, как подготовиться к олимпиаде, как зарегистрироваться, что необходимо иметь. Например, нужен доступ в интернет и наличие адреса электронной почты. Заодно познакомьтесь с отзывами учеников, учителей, родителей об этих олимпиадах.
Примерные темы заданий
ЛЮБОВЬ.
Жили-были три сестры - Вера, Надежда и Любовь. Как-то раз гуляли они по белу свету, а Любовь заблудилась в мягких облаках, да и потерялась. Попросила она помощи у Солнца. «А откуда ты родом?» - спросило Светило . Задумалась Любовь. Как она родилась, когда и где? Ничего не помнит. Помоги Любви. Напиши, где и как рождается любовь.
СЕМЬЯ.
С первого класса знакома нам пословица "Повторение - мать учения". А какое действие или умение можно назвать отцом учения? Братом? Бабушкой? Кем еще? Опиши свою семью учения.
СОКРАТ.
" Я знаю, что ничего не знаю" – эту фразу приписывают древнегреческому мыслителю Сократу. Говорят, что после этой фразы он добавил "А другие не знают и этого". Перечисли как можно больше того, чего именно ты не знаешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление межпредметных связей при преподавании химии как средство повышения качества знаний учащихся
Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях в школьном образовании.В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Её актуальность продиктована новыми ...
Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....
Использование межпредметных связей на уроках геометрии как средство повышения положительной мотивации обучения обучающихся по профессии 25.01.03 «Автомеханик»
Межпредметная связь на уроках геометрии...
Межпредметная связь математики и физики как фактор повышения мотивации к изучению предметов
Физика и математика неразрывно связаны между собой. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате экспе...
Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся».
Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся»....
Активные методы обучения на уроках физики как средство повышения мотивации
Что дает высокая мотивация учения ребенку:· Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;· Повышение собственной значимости;· Признание учителей и сверстни...
Рефлексия на уроках музыки как средство повышения мотивации обучающихся и качества образования
Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива познавательных интересов, готовности к успешному обучению...