Рабочая программа по элективному учебному предмету «Этика и психология семейной жизни»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9»
Принята на заседании педагогического совета Протокол от 30.08. 2019 г. № 1 | Утверждена и введена в действие приказом директора МБОУ «Средняя школа № 9» от 30.08.2019 г. № 101 |
Рабочая программа
по элективному учебному предмету
«Этика и психология семейной жизни»
2019 -2020 учебный год
Учитель: В.А.Куровская
г. Рославль
2019 год
- Данная программа разработана на основе
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577).
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
4. Приказа Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
5. Образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя школа № 9».
6. Авторской программы по предпрофильной подготовке: Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 8-е из. – М.: Генезис, 2017
7. Учебного плана МБОУ «Средняя школа № 9» на 2019- 2020 учебный год.
Используемый УМК
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 8-е из. – М.: Генезис, 2017
Изменения, внесенные в учебную программу
В содержательной части программы изменений нет, есть изменения в разбивке по часам на изучение каждой темы.
Учебный план МБОУ «Средняя школа № 9» на 2019-2020 учебный год рассчитан на 34 учебных недели, поэтому КТП уроков на год составлено с расчётом на 34 учебных недели. В связи с тем, что уроки попадают на праздничные дни, вместо 34 часов дано 32, в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа № 9» на 2019-2020 учебный год.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся, их анкетирование, консультирование и Т.П. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально - профессиональному самоопределению.
В программе «Мой выбор. Психология и выбор профессии» изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессий.
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проективной деятельности, контрольные задания.
Цель курса - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса:
- формирование адекватного представления учащихся о своем
профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
- ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
2.Планируемые результаты освоения предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Мой выбор. Психология и выбор профессии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
- развивать любознательности и познавательной инициативы;
- развитие умения выделять главное;
- развитие умения осознанно строить речевые высказывания;
- учить работать с информацией;
-развивать рефлексию способов и условий действия, контролю и оценке процесса и результатов деятельности
-анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений;
-анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
-анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.
Регулятивные УУД:
- формировать умения преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
- формировать умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной деятельности;
- формировать готовность к преодолению трудностей;
- формировать умения планировать и организовывать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
- умение отвечать на поставленный вопрос;
- умение выполнять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения;
- умение вступать в диалог;
- умение аргументировать свои высказывания;
- четко выражать свои мысли;
- умение слушать собеседника;
Личностные УУД:
-формировать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
-формировать умение строить жизненные планы во временной перспективе
-формировать представление о мире профессий,
- понимание значимости различных профессий
-развивать умения работать в группе.
-овладение начальными навыками самопознанию и самоопределению построение образа Я «Я-концепции»
Предметные:
Учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей личности, свои профессиональные способности и возможности;
- психические процессы, их особенности;
- способы и средства анализа профессиональной деятельности;
- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- пути получения профессионального образования;
- возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• выполнять, оформлять и защищать творческий проект с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
3.Содержание
Программа рассчитана на 34 урока в год с периодичностью встреч – 1 раз в неделю.
1 блок: Что я знаю о своих возможностях (8 часов):
Цели и задачи программы «Мой выбор. Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Успех. Уровень притязаний. Темперамент и свойства нервной системы. Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции. Три основных типа агрессивного поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие конфликт. Черты характера, препятствующие конфликту. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Типы мышления. Как развивать мышление. Внимание. Свойства внимания. Память, её виды. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Психологические особенности людей. Психологический кроссворд.
2 блок: Что я знаю о профессиях (8 часов):
Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е. А. Климова. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда, предмет труда, средства труда, условия труда. Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
3 блок: Способности и профессиональная пригодность. (8 часов):
Способности общие и специальные. Способности человека к разным видам деятельности. Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность к конкретной профессии. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.
4 блок: Планирование профессиональной карьеры (9часов):
Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Трудовое соглашение. Заработная плата. Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора». Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Цели при планировании профессиональной карьеры. Защита проекта «Моя будущая профессия».
4. Календарно-тематическое планирование.
Дата проведения | № п/п | № по теме/ разделу | Наименование раздела. Тема урока | |||
план | факт | Корректиров ка | ||||
I | Что я знаю о своих возможностях (8 часов). | |||||
04.09-9б 06.09-9а | 1 | 1 | Самооценка и уровень притязаний. | |||
11.09 13.09 | 2 | 2 | Темперамент и профессия. Определение темперамента | |||
18.09 20.09 | 3 | 3 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | |||
25.09 27.09 | 4 | 4 | Стресс и тревожность. | |||
02.10 04.10 | 5 | 5 | Определение типа мышления. | |||
09.10 11.10 | 6 | 6 | Внимание и память. | |||
16.10 18.10 | 7 | 7 | Уровень внутренней свободы. | |||
23.10 25.10 | 8 | 8 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» | |||
2 | Что я знаю о профессиях (8 часов). | |||||
30.10 08.11 | 9 | 1 | Классификация профессий. Признаки профессий. | |||
13.11 15.11 | 10 | 2 | Определение типа будущей профессии. | |||
20.11 22.11 | 11 | 3 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | |||
27.11 29.11 | 12 | 4 | Интересы и склонности в выборе профессии. | |||
04.12 06.12 | 13 | 5 | Определение профессионального типа личности. | |||
11.12 13.12 | 14 | 6 | Профессионально важные качества. | |||
18.12 20.12 | 15 | 7 | Профессия и здоровье. | |||
25.12 27.12 | 16 | 8 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях» | |||
3 | Способности и профессиональная пригодность(8 часов). | |||||
10.01.-9а 15.01-9б | 17 | 1 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | |||
17.01-9а 22.01-9б | 18 | 2 | Способности к интеллектуальным видам деятельности. | |||
24.01-9а 29.01-9б | 19 | 3 | Способности к профессиям социального типа. | |||
31.01-9а 05.02-9б | 20 | 4 | Способности к офисным видам деятельности. | |||
07.02-9а 12.02-9б | 21 | 5 | Способности к предпринимательской деятельности. | |||
14.02.-9а 19.02-9б | 22 | 6 | Артистические способности. | |||
21.02.-9а 26.02-9б | 23 | 7 | Уровни профессиональной пригодности. | |||
28.02.-9а 05.03-9б | 24 | 8 | Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность». | |||
4 | Планирование профессиональной карьеры (9часов). | |||||
07.03–9а 12.03-9б | 25 | 1 | Мотивы и потребности. | |||
14.03-9а 19.03-9б | 26 | 2 | Ошибки в выборе профессии. | |||
02.04-9б 04.04-9а | 27 | 3 | Современный рынок труда. | |||
09.04-9б 11.04.-9а | 28 | 4 | Пути получения профессии. | |||
16.04-9б 18.04-9а | 29 | 5 | Навыки самопрезентации. | |||
23.04-9б 25.04-9а | 30 | 6 | Стратегия выбора профессии. | |||
07.05-9б 16.05-9а | 31 | 7 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры». | |||
14.05-9б 23.05-9а | 32 | 8 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | |||
21.05-9б | 33 | 9 | Защита проекта «Моя будущая профессия» Обобщающий урок года. | |||
34 | 10 | Обобщающий урок года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по элективному учебному предмету "Деловой английский"
рабочая программа по элективному учебному предмету Деловой английский для 10-11 классов школ с углубленным изучением английского языка...
Рабочая программа по элективному учебному предмету "Избранные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов
Программа элективного учебного предмета "Избранные вопросы математики"расчитана для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики. Элективный ...
Программа по предметам «Этика и психология семейной жизни»
программа по предметам «Этика и психология семейной жизни»...
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа по элективному учебному предмету "Арифметические и логические основы построения компьютера", 11 класс
Данный курс является предметом по выбору для учащихся старшей ступени. Активизация познавательного процесса позволяет обучающимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собстве...
Рабочая программа учебного предмета "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов
Данная рабочая программа составлена на основании: - Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г.№1089.-За...