Рабочая программа учебного предмета "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов
рабочая программа (10, 11 класс)
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г.№1089.
-Закона РФ «Об образовании» ОТ 10.07.1992Г. №3266-1 (в ред.от 24.04.2008г) ст.7, 9, 11.
- Приказа Министерства образования и Науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014 г. № 1599,
- Учебного плана государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основной задачей процесса обучения в школе VIII вида является задача социальной адаптации обучающихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той или иной степени, которая доступна каждому индивидуально.
Для реализации данной задачи создана программа по «Этике и психологии семейной жизни».
Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Также работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми,
Данный курс способствует расширению кругозора обучающихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта.
Задачи курса:
- формировать представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
- об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
об основах семейного законодательства;
- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 классов | 62.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белебеевская коррекционная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ __________ З.Ф.Хафизова «___»_____________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ ___________ Л. Р. Имаева «___»____________ 2021 г. |
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО учителей начальных классов и воспитателей __________ Л.В. Садретдинова «___»_____________ 2021 г. | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы протокол № 01 от «___»_________ 2021 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Этика и психология семейной жизни» для обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
10 «А», 11 «А» классов
срок реализации программы 1 год
Автор-составитель программы:
Иванова Э.П., учитель этики и психологии семейной жизни высшей квалификационной категории
2021 - 2022 учебный год
Оглавление | стр. | |
Ι. | Пояснительная записка………………………………………………… | 3 |
ΙΙ. | Общая характеристика учебного предмета…………………………… | 4 |
ΙΙΙ. | Описание места предмета в учебном плане …………………………… | 5 |
ΙV. | Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета | 6 |
V. | Учебно-тематический план………………………………….…………… | 8 |
VΙ. | Содержание учебного предмета ………………………….…………… | 9 |
VΙΙ. | Календарно-тематическое планирование …………………..…………… | 12 |
VΙΙΙ. | Система оценки планируемых результатов…………………….……… | 19 |
ΙX. | Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности…………………………………………………………… | 20 |
X. | Список литературы………………..…………………………………… | 21 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г.№1089.
-Закона РФ «Об образовании» ОТ 10.07.1992Г. №3266-1 (в ред.от 24.04.2008г) ст.7, 9, 11.
- Приказа Министерства образования и Науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014 г. № 1599,
- Учебного плана государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основной задачей процесса обучения в школе VIII вида является задача социальной адаптации обучающихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той или иной степени, которая доступна каждому индивидуально.
Для реализации данной задачи создана программа по «Этике и психологии семейной жизни».
Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Также работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми,
Данный курс способствует расширению кругозора обучающихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта.
Задачи курса:
- формировать представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
- об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
об основах семейного законодательства;
- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В школьном образовании должно быть место, которое позволяло бы познавать как окружающий мир, так и самого себя в этом мире, давало бы возможность подготовить подрастающее поколение к будущей семейной жизни. Одним из таких мест может стать курс «Этика и психология семейной жизни». Он позволяет учащимся не только осмысливать свои представления о семейных отношениях, но и знакомиться с мнениями и теориями, уже существующими в науке и культуре. Необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни обусловлена дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.
Система такой подготовки основывается на таких общепедагогических принципах, как целенаправленность воспитания; комплексность и взаимосвязь всех факторов, формирующих личность; единство воспитания, обучения и развития; сочетание педагогического руководства с развитием активности, инициативы воспитанников; систематичность и последовательность воспитания в коллективе; единство требований к личности.
Задача педагога, ведущего этот курс – ориентация учащихся на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества. Семья – это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.
Основные цели курса:
знакомство юношей и девушек с основами знаний о брачно-семейных отношениях;
формирование идеала семьи, потребности в ее создании, готовности к будущему вступлению в брак;
формирование умений выстраивать внутрисемейные отношения и растить будущих детей.
подготовка к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на семью.
Задачи курса:
повысить юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;
формировать теоретические знания о семье как социальном институте;
формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
способствовать развитию толерантного сознания, эстетического отношения и поведения в поликультурном мире;
способствовать формированию ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
воспитывать высоконравственные межличностные отношения.
Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:
гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
использование подлинных, прочно установленных наукой знаний;
соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.
В программе используются различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые), ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, которые моделируют определенные отношения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы мини-лекции, теоретические и практические блоки, тренинг, дискуссии. Предусмотрено также использование таких методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия. Каждое занятие по дидактическим задачам является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану государственного бюджетного образовательного учреждения Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Этика и психология семейной жизни» на ступени основного общего образования обучающихся с ОВЗ отводится в 10 классе 34 ч. – 1 час в неделю, в 11 классе 34 ч. - 1 час в неделю. Программа реализуется в 2020 - 2021 учебном году.
- ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает следующие важнейшие аспекты:
Общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно - семейных отношений, о значимости семьи, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.
Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.
Правовой - ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
Психологический - формирование понятий о личности как уровне развития индивида, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др.
Педагогический - включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружение юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.
Эстетический - включающий формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности.
Хозяйственно-экономический - вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями ведения домашнего хозяйства и т. д.
Тематическое планирование данного курса примерное и может быть изменено.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипедметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.
Методы и формы обучения:
Методы по источнику знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)
2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповые.
Формы учебных занятий: предметные уроки.
Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.
В соответствии с этой целью определены задачи:
коррекционно-развивающая:
-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки
образовательная:
-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитательная:
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной и прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Личность, общество, семья | 4 | 2 | 2 |
2 | Особенности межличностного общения | 3 | 1 | 2 |
3 | Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций | 3 | 2 | 1 |
4 | Семья, создание семьи | 16 | 8 | 8 |
5 | Взаимоотношения в молодой семье | 8 | 4 | 4 |
Итого | 34 | 17 | 17 |
11 класс
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Быт и экономика молодой семьи | 7 | 3 | 4 |
2 | Конфликты в семье | 6 | 3 | 3 |
3 | Ребенок в семье | 14 | 7 | 7 |
4 | Конфликты с родителями | 7 | 3 | 4 |
Итого | 34 | 16 | 18 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
10 класс
- Личность, общество, семья
Этот раздел включает уроки: ознакомление с программой «Этика и психология семейной жизни»; психологические характеристики личности; этапы формирования личности; ответственность за совершенные правонарушения.
2.Особенности межличностного общения
Второй раздел посвящен изучению: товарищество, дружба; типы дружеских отношений; возникновение конфликтов в отношениях друзей; способы разрешение конфликтных ситуаций.
3.Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций
В данном разделе рассматриваются следящие понятия: семья в различных культурах; христианская семья; нравственные нормы брака; современная семья в обществе.
4.Семья, создание семьи
Это раздел включает в себе самое большое количество уроков. В данном разделе рассматриваются следующие понятия: представления людей о семейном счастье; причины создания семьи; выбор спутника жизни; требования к спутнику жизни; качества, важные для девушки, вступающей в брак; качества, важные для юноши, вступающего в брак; социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи; понятии любовь и влюбленность; этические правила, важные во взаимоотношениях юношей и девушек; принятие решения о вступлении в брак; главные мотивы для принятия решения о вступлении в брак; как сообщить родителям о своем решении?; обобщение по теме «Создание семьи».
5.Взаимоотношения в молодой семье
Раздел «Взаимоотношения в молодой семье» посвящен изучению: первые шаги в жизни молодой семьи; привыкание к особенностям характера партнера; освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность); ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи ; обобщение знаний по предмету «Этика и психология семейной жизни».
11 класс
1. Быт и экономика молодой семьи.
Этот раздел включает в себя следующие по содержанию уроки: понятие «Экономика семьи»; беседа о потребностях: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»); режим семьи, отдых и развлечения в семье; атмосфера семьи; Нравственные правила взаимоотношений в семье; обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи».
2.Конфликты в семье
Второй раздел посвящен изучению причин конфликтов в семье; предотвращение конфликтов; причины, нравственное поведение во время развода; знакомство с основными формальностями; причины, нравственное поведение во время развода; способы осуществления развода, раздела имущества, обязанности родителей по отношению к детям; обобщение знаний по теме «Конфликты в семье».
3.Ребенок в семье
Третий раздел программы – «Ребенок в семье» рассматривает следующие по содержанию темы уроков: плавильный образ жизни родителей, отказ от вредных привычек; создание благоприятных условий для здоровья и жизни матери; добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям; ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка; тепло, поддержка, ощущение защищенности; роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку; Обязанности отца по отношению к ребенку.
4.Конфликты с родителями
Четвертый раздел рассматривает следующие темы по содержанию: необходимость формирования единой системы воспитания ребенка; авторитарный, дружеский, попустительский стиль воспитания и его влияние на отношения с родителями; причины конфликтов, непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни; проблемы дошкольного возраста; проблемы школьного возраста; проблемы подросткового возраста; проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей; права и обязанности родителей на общение с детьми; самостоятельная работ.
Знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц.
Знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка.
Понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать, уметь:
Учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека.
Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи.
Учащиеся должны понимать и уметь объяснить какие условия необходимы для вступления в брак.
Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни.
Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства. Уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.
VΙΙ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ раздела | Название раздела (кол-во часов) | Требования к уровню подготовленности | Тема урока | Тип урока | Номер урока | Дата урока планир. | Дата урока факт. | Примечание |
1 | Личность, общество, семья | Психологические характеристики личности. Этапы формирования личности. Ответственность за совершенные правонарушения. | Социальная сущность и историческое развитие брака и семьи (у начал семьи) | комбинированный | 1 | 02.09 | ||
Основы прочности семьи. Семья в различных культурах | комбинированный | 2 | 09.09 | |||||
Роль семьи в воспитании. | комбинированный | 3 | 16.09 | |||||
Российское законодательство о моральной и юридической ответственности супругов за семью. | комбинированный | 4 | 23.09 | |||||
2 | Особенности межличностных отношений | Товарищество, дружба. Причины возникновения, способы преодоления. | Психология межличностных отношений. | комбинированный | 5 | 30.09 | ||
Типы дружеских отношений | комбинированный | 6 | 07.10 | |||||
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. | комбинированный | 7 | 14.10 | |||||
3 | Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций | Нравственные нормы брака. | Семья в различных культурах. | комбинированный | 8 | 21.10 | ||
Основы прочности семьи. Особенности и проблемы современной семьи | комбинированный | 9 | 11.11 | |||||
Современная семья в обществе. | Урок обобщения и систематизации знаний | 10 | 18.11 | |||||
4 | Семья. Создание семьи | Образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отвержение) Нравственная, материальная, физиологическая готовность человека к созданию семьи. Качества, необходимые в семейной жизни. Ожидания, предъявляемые к партнеру, их реальное воплощение. Качества, важные для девушки, вступающей в брак. Качества, важные для юноши, вступающего в брак. Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи. Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи. Любовь и влюбленность | Представления людей о семейном счастье. | комбинированный | 11 | 25.11 | ||
Причины создания семьи | комбинированный | 12, 13 | 02.12, 09.12 | |||||
Выбор спутника жизни. | комбинированный | 14,15 | 16.12 23.12 | |||||
Требования к спутнику жизни. | комбинированный | 16 | 30.12 | |||||
Нравственные качества девушки. | комбинированный | 17 | 20.01 | |||||
Нравственные качества юноши | комбинированный | 18 | 27.01 | |||||
Жизненные умения, важные для девушки. | комбинированный | 19 | 03.02 | |||||
Жизненные умения, важные для юноши. | комбинированный | 20 | 10.02 | |||||
Культура общения юношей и девушек. | комбинированный | 21 | 17.02 | |||||
Этические правила, важные во взаимоотношениях юношей и девушек. | Урок обобщения и систематизации знаний | 22 | 24.02 | |||||
5 | Создание семьи | Предложение, взаимное согласие. Основа будущего благополучия семьи: любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие средств к существованию). | Принятие решения о вступлении в брак. | комбинированный | 23 | 03.03 | ||
Главные мотивы для принятия решения о вступлении в брак. | комбинированный | 24 | 10.03 | |||||
Как сообщить родителям о своем решении? | комбинированный | 25 | 17.03 | |||||
Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями. | комбинированный | 26 | 24.03 | |||||
Обобщение по теме «Создание семьи». | Урок обобщения и систематизации знаний | 27 | 07.04 | |||||
6 | Взаимоотношения в молодой семье | Первые шаги в жизни молодой семьи. Беседа об уважении, терпимости. Освоение новой соц. роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита) (обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.) Освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность) ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи). | Молодая семья. | комбинированный | 28 | 14.04 | ||
Привыкание к особенностям характера партнера. | комбинированный | 29 | 21.04 | |||||
Изменения, происходящие в жизни юноши. | комбинированный | 30 | 28.04 | |||||
Мужественность - специфическая черта мужчин | комбинированный | 31 | 05.05 | |||||
Изменения, происходящие в жизни девушки. | комбинированный | 32 | 12.05 | |||||
Понятие о женственности и ее значение для гармонии семейных отношений | комбинированный | 33 | 19.05 | |||||
Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье». | Урок обобщения и систематизации знаний | 34 | 26.05 |
11 КЛАСС
№ раздела | Название раздела (кол-во часов) | Требования к уровню подготовленности | Тема урока | Тип урока | № урока | Дата урока планир. | Дата урока факт. | Примечание |
1 | Быт и экономика молодой семьи» | Доходы и расходы семьи. потребностях: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм») Режим семьи, отдых и развлечения в семье. доброте в отношениях, помощь, отношения с родителями, друзьями. | Понятие «Экономика семьи». | комбинированный | 1 | 02.09 | ||
Потребности семьи. | комбинированный | 2 | 09.09 | |||||
Понятие «быт семьи». | комбинированный | 3 | 16.09 | |||||
Организация домашнего хозяйства | комбинированный | 4 | 23.09 | |||||
Атмосфера семьи. | комбинированный | 5 | 30.09 | |||||
Нравственные правила взаимоотношений в семье. | комбинированный | 6 | 07.10 | |||||
Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи» | Урок обобщения и систематизации знаний | 7 | 14.10 | |||||
2 | Конфликты в семье | Причины конфликтов в семье Нравственные способы разрешения. Причины, нравственное поведение во время развода. Способы осуществления развода, раздела имущества, обязанности родителей по отношению к детям. | Понятие «семейный конфликт». | комбинированный | 8 | 21.10 | ||
Предотвращение конфликтов. | комбинированный | 9, 10 | 11.11 22.11 | |||||
Распад семьи. | комбинированный | 11 | 18.11 | |||||
Знакомство с основными формальностями | комбинированный | 12 | 25.11 | |||||
Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье». | Урок обобщения и систематизации знаний | 13 | 02.12 | |||||
3 | Ребенок в семье | Правильный образ жизни родителей, отказ от вредных привычек. Создание благоприятных условий для здоровья и жизни матери. Добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка. Тепло, поддержка, ощущение защищенности. Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку. Обязанности отца по отношению к ребенку. Младенческий период, необходимый уход. Дошкольный период, потребности ребенка. Школьный период, особенности развития. Подростковый возраст, особенности подросткового периода. | Молодые родители. | комбинированный | 14 | 09.12 | ||
Молодая мать. | комбинированный | 15 | 16.12 | |||||
Семейный микроклимат. Роль семьи в воспитании личности. | комбинированный | 16 | 23.12 | |||||
Значение родителей для ребенка. | комбинированный | 17 | 30.12 | |||||
Принципы, средства и методы воспитания детей в семье | комбинированный | 18, 19 | 20.01 27.01 | |||||
Материнство. | комбинированный | 20, 21 | 03.02 10.02 | |||||
Отцовство, роль отца. | комбинированный | 22, 23 | 17.02, 24.02 | |||||
Особенности воспитания ребенка в разные периоды. | комбинированный | 24, 25 | 03.03, 10.03, | |||||
Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье». | Урок обобщения и систематизации знаний | 26, 27 | 17.03 24.03 | |||||
4 | Конфликты с родителями | Знать: Авторитарный, дружеский, попустительский стиль воспитания и его влияние на отношения с родителями. Причины конфликтов, непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни. Уметь: разрешать конфликты. Проблемы дошкольного возраста. Проблемы школьного возраста Проблемы подросткового возраста. Владеть: Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права и обязанности родителей на общение с детьми | Общий взгляд на воспитание детей | комбинированный | 28 | 7.04 | ||
Стиль отношений. | комбинированный | 29 | 14.04 | |||||
Конфликты детей и родителей. | комбинированный | 30,31 | 21.04. 28.04 | |||||
Предупреждение и преодоление конфликтов. | комбинированный | 32 | 05.05, | |||||
Развод родителей. | комбинированный | 33 | 19.05 | |||||
Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями». | Урок обобщения и систематизации знаний | 34 | 26.05 |
VIII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В программе используются различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые), ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, которые моделируют определенные отношения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы мини-лекции, теоретические и практические блоки, тренинг, дискуссии. Предусмотрено также использование таких методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия. Каждое занятие по дидактическим задачам является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.
Требования к уровню подготовленности учащихся по данному курсу.
Предполагается, что к завершению курса ученики будут:
- знать основные термины и понятия, описывающие семейные отношения, ориентироваться в научных теориях, адекватно использовать их в устной и письменной речи;
- объяснять (интерпретировать) наблюдаемые и изучаемые явления и процессы;
- приводить собственные примеры явлений и тенденций.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Формы промежуточного контроля: наблюдение активности учащихся на занятии; беседа; анализ творческих и практических работ; результаты диагностических тестов.
Формы итогового контроля: презентации проектов, самостоятельные работы по программе.
Оценка выставляется с использование бальной шкалы для определения рейтинга.
Оценивание результатов курса проводится на последнем занятии в форме защиты творческого проекта.
IX. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для реализации обязательного минимума содержания по разделам имеется наличие учебно-материальной базы для практической деятельности школьников.
Кабинет, в котором проходит индивидуальное обучение соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)
В кабинете используется ТСО: компьютер, проектор (технические средства установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.):
Кабинет оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и столом.
Кабинет оснащен специальными средствами обучения: картины, плакаты;
В кабинете есть литература: справочная, научно-популярная, научно-методические пособия;
В кабинете средства обучения систематизированы: по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.), по классам.
В кабинете находятся раздаточные материалы:
для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
для проверки знаний, умений (карточки-задания);
Кабинет отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
X. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. М., 1985.
2. Белов В.И. Лад. М., 1982.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
4. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.,
1979.
5. Бойко В.В. Ты стал отцом. М., 1977.
6. Боцманова Н.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. М., 1976.
7. Ветрова В.В. Ладушки: игры для детей с родителями. М., 1994.
8. Варга Д. Радости родительских забот. М., 1983.
9. Вера. Молитва. Любовь. М., 1993.
10. Владимиров Артемий, свящ. Учебник жизни. М., 1997.
11. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. В кн.: Выготский Л.С.
Избранные педагогические произведения. М., 1956.
12. Зацепин В.О. О жизни супружеской. М., 1978.
13. Залкинд А.В. Половое воспитание. М.,1928.
14. Захарова Д.И. Растут в семье мама и папа. М., 1978.
15. Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М., 1969.
16. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.
17. Захарова Л.И. Свет в квартире. М., 1972.
18. Личко А.Е. Эти трудные подростки. М., 1983.
19. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.
20. Макарова Н. Высокая должность - отец. М., 1966.
21. Медведева И.Я., Шишова Т.П. Книга для трудных родителей. М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллект...
ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...