Методы обучения образовательной робототехнике и средства диагностики ожидаемых результатов
методическая разработка
Возможность внедрения робототехники в пространство школы – это универсальный инструмент для образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы обучения образовательной робототехнике и средства диагностики ожидаемых результатов
В педагогическом словаре под методом обучения подразумевается способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Так как курс образовательной робототехники должен включать изучение механики (простые машины, механизмы, конструкции и т. д.), пневматики (насос, пресс, манипуляторы и т. д.), энергии (солнечные батареи, гидротурбины), участники процесса должны учиться самостоятельно работать с источниками информации, со схемами, инструкциями. Соответственно, курс содержит теоретический материал, а также познавательный видеоматериал, знакомящий детей с актуальной ситуацией в области роботизированных систем, автоматизации производства.
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделают основные методы обучения:
Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину
Метод | Объяснение метода | Возможные формы проведения занятия |
объяснительно- иллюстративные | педагог разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти | рассказ, объяснение, беседа, показ, доклад, инструктаж, демонстрация и т.д. |
репродуктивный | учащиеся усваивают информацию и могут воспроизвести ее, повторить способ деятельности по заданию преподавателя | упражнения, алгоритмы, лекция и т.д. |
Метод проблемного изложения | педагог ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. |
беседа, игра, задача, обобщение и т.д. |
частично-поисковые (эвристические) | участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом. | диспут, дискуссия, самостоятельная работа, наблюдение, лабораторная работа, деловая игра и т.д. |
исследовательские | овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы. | проектирование, творческие задания, исследовательское моделирование и т.д. |
Каждый из предложенных методов обучения вписывается в рамки преподавания образовательной робототехники в начальных классах. Теоретический материал, который входит в обязательное изучение перед конструированием, осуществляется с помощью объяснительно-иллюстративного метода и метода проблемного изложения. При начальном конструировании моделей используется репродуктивный метод обучения, но отсутствует при исследованиях и творческих заданиях. Эвристический и исследовательский методы являются наиболее актуальными для обучения в кружке, так как способствуют развитию детского технического творчества.
На уровне самостоятельной и творческой работы целесообразно отдельно выделить формы проведения занятий:
-презентация творческих заданий;
-исследовательская деятельность в процессе обучения;
-игровая форма проверки (игра-вертушка, викторина, квест)
-соревнование среди участников;
-презентация устных ответов; -практическое задание.
Исследования, творческие задания и соревнования среди участников кружка имеют большую важность для процесса развития технического творчества учеников, так как направлены на развитие:
- Технического понимания – способности правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, узнавать одинаковые и находить разные.
Многие исследователи отмечают, что работа с техническими объектами также требует особых умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, внимания, а также определенных моторных качеств: координации, ловкости, физической силы.
- Пространственных способностей – возможности оперирования пространственными образами. Здесь очень важным моментом является творчество.
- Механических способностей – осведомленности в области механики, механических рассуждений и понимания механических закономерностей.
- Практического мышления – формы мышления, подразумевающего постановку целей, выработку планов, проектов. Развитое практическое мышление способно содействовать ученикам в освоении заданий 4го уровня сложности, когда известна только часть начальных условий.
- Теоретического мышления – множества интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью.
Таким образом, основная форма деятельности кружка – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой и индивидуальной формой работы, ориентированная на развития творчества, технического мышления и пространственных способностей.
Результаты освоения программы, согласно нововведениям ФГОС необходимо разделить на личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
-знание правил безопасной работы;
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-сформированное целостное восприятие окружающего мира и созидательной природы человека;
-развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения;
-заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
-творческое отношение к проблемным ситуациям;
-сформированное умение анализировать свои действия и управлять ими;
-сформированная установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Предметные результаты:
-знание основных начальных тем механики, энергии, пневматики;
-знание основных компонентов используемого конструктора;
-быть в курсе конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов; видов подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
-владеть основными приемами конструирования;
-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, выделять существенные признаки предметов;
-осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий, которые разделены на 4 годы обучения, начиная с 1-го класса
Класс | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1.Самостоятельно организовывать своё рабочее место. 2.Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
| 1.Ориентироваться в учебной литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию. 3.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности самостоятельно. | 1.Участвовать в работе группы, выполняя различные роли, сотрудничать в совместном решении проблемы. 2.Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. 3.Уметь планировать общие способы работы |
2 класс | 1.Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 2.Переопределение познавательной задачи в практическую 3.Использовать в работе дополнительную литературу, инструменты, приборы. | 1.Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др. 2.Умение выражать структуру задачи разными средствами 3.Работа с моделями при конструировании 4. Соотнесение полученных практических результатов с реальностью.
| 1.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 2.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. |
3 класс | 1.Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 2.Уметь определять самооценку
|
| 1.Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 2.Уметь конструктивно критиковать мнения окружающих.
|
4 класс | 1.Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль) 2.Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней | 1.Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации
| 1.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 2.Строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения.
|
Механизм отслеживания результатов содержит несколько методик, а именно:
-творческое задание, исследования в рамках рабочей программы курса;
-диагностика сформированности у обучающихся склонности к дивергентному мышлению по методике «Креативные тесты. (Е. Туник)», а именно «Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)»;
-контроль уровня развития пространственных способностей учащихся по методикам «Графический Диктант» Д. Б. Эльконина и «Домик» Н. И. Гуткиной;
-контроль уровня развития технического мышления учащихся с помощью теста А. В. Крылова.
Таким образом, образовательная робототехника в рамках начальной школы становится ответом на социальный заказ современного российского общества. Внедряя образовательную робототехнику в пространство начальной школы, мы получаем возможность в дальнейшем сформировать личность, способную к технически-творческой, инновационной и рационализаторской деятельности. Ученик имеет способности самостоятельно ставить цели и находить пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку, способную разработать и презентовать собственный реальный проект, направленный на улучшение качества жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.
Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Внедрение компетентностного подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций....
Инновационный проект «Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС».
Инновационный проект«Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»....
Основные аспекты целевой школьной подпрограммы «Управление качеством образования», ожидаемый результат, формы мониторинга достижения результат
Важным условием повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с новыми требованиями к уровню их профессионализма, повышение качества резуль...
Мастер-класс: "Игровой метод обучения английскому языку как средство реализации здоровьесберегающих технологий»
Цель мастер-класса: представление приемов, создающих условия для реализации здоровьесберегающих технологий на основе индивидуально-групповых форм работы на уроке английского языка....
Методы обучения образовательной робототехнике
Детское техническое творчество – это поэтапная, эффективная, педагогически управляемая, диагностируемая и стимулируемая деятельность школьников в области техники, направленная на формирование ли...