УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
материал по химии на тему
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО
ДИАГНОСТИКИ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И
ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
Днищенко Наталья Семеновна МКОУ «СОШ №2 п. им. Карла Либкнехта Курской области Курчатовского района», учитель химии,
Сегодня, на пороге вступления в силу новых ФГОС в основной и старшей школе перед учителем стоит сверхзадача — достижение планируемых образовательных результатов нового формата: метапредметных и личностных. Это отражается прежде всего в планировании и реализации образовательного процесса, усиления значимости его ценностного и деятельностного компонентов (1). В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных и метапредметных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Однако, при этом существует необходимость диагностики сформированности метапредметных и личностных универсальных учебных действий (УУД) у школьников. Одним из таких способов диагностики, в частности на уроках химии, являются учебно-познавательные задания, анализ решений которых позволяет проследить степень сформированности учебных действий не только предметных, но и личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Специальным образом сконструированные, эти задания позволяют оценить умения самоорганизации, саморегуляции, общения в диалоге и рефлексивные умения школьников. Ниже приведены примеры заданий по химии для 8 класса общеобразовательной школы со шкалами оценки результата их решения. Шкалы представляют из себя последовательность баллов от 0 до 5, где балл 5 означает высшую степень сформированности необходимого для решения задания УУД, 0 - отсутствие данного УУД у обучающегося, остальные баллы определяют степень выраженности УУД в зависимости от способов решения учебнопознавательных заданий (2).
1. В химической лаборатории решили сделать ремонт. Лаборанту дали задание:
разложить химический инвентарь, предварительно заполнив документы.
Помогите лаборанту заполнить таблицу. Дайте название и определите функции химического инвентаря.
Изображени е |
Название |
Функция | Нумерация по степени ценности с комментариями (1-очень ценный, выносим из лаборатории в первую очередь, 2- средняя ценность, может подождать, 3 - малая ценность, «несрочный» вынос) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностические шкалы
УУД
метапредме тные | 2 столбец таблицы задания Познавате льные (ориентаци я в системе имеющихся знаний) | 3 столбец таблицы задания Регулятив ные (соотношен ие результата с целью, поиск функций) | 4 столбец таблицы задания Коммуник ативные (культура речи, умения доносить свою позицию, обосновыва ть свой выбор, аргументир овать его) | Общий балл |
Баллы | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 |
|
УУД Личностные | 4 столбец таблицы задания Смыслообразование (принятие ответственности за результаты своих действий, выбор ценностных ориентиров) | Общий балл |
Баллы | 0 1 2 3 4 5 |
|
2. Найдите и подчеркните в тексте нарушения правил безопасности на уроке химии. В чем причина неудач Вити? Допишите ниже текста, как Вы могли бы ему помочь, составив план ваших действий:
Виктор пришел на лабораторную работу с опозданием. Ребята уже выполняли эксперимент «Изучение пламени». Виктор жутко спешил догнать ребят. Он перелил содержимое спиртовки от соседа в свою «до краев», ведь ему показалось, что там мало спирта, и «вспыхнул» зажигалкой. Фитиль загорелся слишком сильно, Витя испугался. Он стал дуть на пламя что есть силы.... Но ничего не помогало. Тогда Витя решил залить его водой. Учитель заругал Витю. Вите стало невыносимо обидно и тяжело на душе...Он ведь старался, спешил...Некоторые одноклассники засмеялись над ним, иные же отнеслись с сочувствием.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________
Диагностические шкалы
УУД
метапредме тные |
Познавате льные (ориентаци я в системе имеющихся знаний, формулиро вка учебной задачи на основе проблемно й ситуации) |
Регулятив ные (умение составлять план действий, умения оценивать правильнос ть выполнени я действия) |
Коммуник ативные (культура речи, умения доносить свою позицию, обосновыва ть свой выбор, аргументир овать его, понимание позиции другого человека, мотивы его поступков, умение предотвращ ать конфликтн ые ситуации) | Общий балл |
Баллы | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 |
|
УУД Личностны е | Смыслооб разование (ориентаци я на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельнос ти
| Моральноэтическая ориентаци я (ориентаци я в нравственн ом смысле поступков других людей, умение отделять оценку поступка от оценки самого человека) | Самоопред еление (выбор ценностных ориентиров ) | Общий балл |
Баллы | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 |
|
Подобные шкалы учитель может составлять самостоятельно для каждого из предложенных обучающимся заданий. Это позволит регулярно фиксировать динамику формирования метапредметных и личностных УУД на уроках химии и в соответствии с этим вносить изменения в индивидуальные образовательные маршруты школьников.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабинский М.Б. Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.-№6.-С.11-16.
- Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение., СПб, 2000. – 223с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса"
Городской семинар...
Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы
Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы в 6 классе...
Достижение метапредметных образовательных результатов на уроках биологии и химии.
Ввведение в практику образования ФГОС расширило понимание требований, предъявляемых к образовательным результатам учащихся при освоении школьных предметов, в том числ...
Достижение метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка. Урок английского языка по ФГОС.
Данный учебный материал представляет собой технологическую карту урока английского языка, разработанного в соответствии с ФГОС....
Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.
Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности....
Практикум по разработке учебных заданий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по истории .
Практикум по разработке учебных заданий для формирования личностных,метапредметных и предметных результатов освоенияобразовательной программы по истории ....
Практическая работа №5: «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»
Предмет, класс,УМК : Русский язык, 5 класс, УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др...