ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
статья по естествознанию на тему
Внедрение компетентностного подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kuzminyh43_-_kopiya.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические материалы»
«Опыт внедрения ФГОС нового поколения».
ТЕМА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Кузьминых Ирина Геннадьевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 4»
учитель физики и математики
Рабочий телефон – 83454626788
Адрес электронной почты - cuzminyh.ir@yandex.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Кузьминых Ирина Геннадьевна
МАОУ «Голышмановская СОШ № 4», р.п. Голышманово, Тюменская область
В статье рассматривается процесс формирования ключевых компетенций учащихся и возможность организации исследовательской работы учащихся с применением робототехнических наборов.
Внедрение компетентностного подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций.
Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров. Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.
С каждым годом повышаются требования к современным людям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. А такие составляющие российского образования как естественно-научное и техническое слабо развиты. Целевыми установками для учителя являются компетенции как результат образования, как интегрирующие начала «модели» выпускника школы [1].
Сейчас особое внимание уделяется именно сегменту практико – ориентированному обучению, которому отвечает конструирование, в частности – робототехника.
В наше время робототехники и компьютеризации подростков необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать. Предмет робототехники – это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплектов различного назначения.
«Активная вовлеченность детей в конструирование физических объектов, способствует развитию понятийного и речевого аппарата, что в свою очередь, при правильной поддержке со стороны учителя, помогает детям лучше вникать в суть вещей и продолжать развиваться» [2].
Для реализации программы данный курс обеспечен наборами-лабораториями Лего серии Образование "Конструирование первых роботов" (Артикул: 9580 Название:WeDo™ RoboticsConstructionSet ) и диском с программным обеспечением для работы с конструктором ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO EducationWeDo), компьютерами, принтером, сканером, видео оборудованием. В качестве базового оборудования для старшей группы используются конструкторы Lego Mindstorms NXT, 0 и визуальной среды программирования для обучения робототехнике LEGO MINDSTORMS Education NXT которые позволяют через занятия робототехникой познакомить подростка с законами реального мира и особенностями функционирования восприятия этого мира кибернетическими механизмами.
(LEGO EducationWeDo) 8 - 10 лет – основная группа
В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Комплект заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:
- творческое мышление при создании действующих моделей;
- развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
- установление причинно-следственных связей;
- анализ результатов и поиск новых решений;
- коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
- экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
- проведение систематических наблюдений и измерений;
- использование таблиц для отображения и анализа данных;
- написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
- развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.
На каждом занятии, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.
(LEGO Mindstorms) 10 – 14 лет – старшая группа.
Наборы LEGO Mindstorms комплектуются набором стандартных деталей LEGO (балки, оси, колеса, шестерни) и набором, состоящим из сенсоров, двигателей и программируемого блока. Наборы делятся на базовый набор и расширенный. С помощью набора обучающиеся разрабатывают проект, исследовательскую работу.
Цель: развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования.
Задачи:
Образовательные:
- использование современных разработок по робототехнике в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся
- реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой
- решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением
Развивающие
- развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем
- развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности
- развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся
Воспитательные
- повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем
- формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата
- формирование навыков проектного мышления, работы в команде
Процесс формирования ключевых компетенций учащихся в курсе робототехники показан в таблице 1.
Таблица 1 - Формирование ключевых компетенций учащихся в курсе робототехники
Ключевая компетенция | Метод формирования компетенции | Пример применения метода формирования компетенции |
Учебно - познавательная | Межпредметная связь: математика, физика – при расчётах; информатика – программирование действий робота; черчение - построении чертежей; технология, электроника – конструирование; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов. | I уровень: умение пользоваться инструкционной картой; программирование действий робота по образцу; исследовательская работа по моделированию конструкции; оформление и защита работы. II уровень: самостоятельное построение конструкции робота без схем и инструкций; подготовка необходимых формул для расчетов; программирование действий робота в зависимости от поставленной цели; оформление и защита сообщений и творческих проектов. |
Информационная | Поиск и сбор информации | Поиск информации по роботам в сети Интернет. |
Коммуникатив ная | Методы, ориентированные на устную коммуникацию | Подготовка сообщений отдельных учеников или групп учеников; коллективное обсуждение общего порядка работы при реализации проекта. |
Кооперативная | Методы в рамках групповой работы | Групповая проектная работа, включающая в том числе, распределение ролей ответственности каждого участника группы. |
Проблемная | Проектная деятельность исследовательского характера | Создание модели по заданным условиям: конструирование и программирование автономного робота, способного отталкиваться от препятствия, отбивать мяч, передвигающегося по сложной траектории. |
В настоящее время пока не проводятся специальные исследования по использованию робототехники в учебном процессе, в частности по физике. Вместе с тем в связи с требованиями ФГОС имеются возможности для модернизации преподавания физики с применением робототехнических наборов.
Мы определяем следующие педагогические цели использования робототехники в преподавании физики:
1) демонстрация возможностей робототехники как одного из ключевых направлений научно-технического прогресса;
2) демонстрация роли физики в проектировании и использовании современной техники;
3) повышение качества образовательной деятельности:
-углубление и расширение предметного знания,
- развитие экспериментальных умений и навыков,
-совершенствование знаний в области прикладной физики,
-формирование умений и навыков в сфере технического проектирования, моделирования и конструирования;
4) развитие у детей мотивации изучения предмета, в том числе познавательного интереса;
5) усиление предпрофильной и профильной подготовки учащихся, их ориентация на профессии инженерно-технического профиля.
В связи с появлением новых возможностей в организации учебного процесса с использованием роботов можно выделить следующие компоненты учебного процесса, в которых появляется робототехника:
1.Урочные формы работы: измерения, проектные работы, демонстрационный эксперимент, лабораторные работы, сообщения, практикумы.
2. Элективные курсы, клубная и кружковая формы работы.
3. Исследования, проектная работа, участие в НПК, конкурсах, включая дистанционные и сетевые формы.
При этом, по нашему мнению, школьник должен иметь возможность самоопределиться в выборе уровня знакомства с робототехникой. Либо ему будет достаточно базового уровня, который предполагает в основном урочные формы работы, либо он будет знакомиться с робототехникой по расширенному или углублённому варианту, выбирая элективные курсы, проекты и другие формы
Для наиболее полного достижения поставленных целей использования робототехники, роботы в школьном курсе физики должны быть представлены не только как средство практической деятельности школьников, но и как объект теоретического изучения. Большинство датчиков робототехнических наборов, а также исполнительных элементов роботов имеют физические принципы действия, которые изучаются в школьном курсе физики, поэтому, например, при изучении соответствующих тем целесообразно акцентировать внимание на практическое использование законов в современной технической области. Таким образом, нами предлагается система использования учебных роботов в предметной области физики в таблице 2.
Таблица 2 - Система использования учебных роботов:
Понятие робот | Цель применения | исполнительные элементы роботов имеют физические принципы действия |
Робот как объект изучения | Изучение принципа работы элементной базы робота | Датчики, приводы (электропривод, гидропривод, пневмопривод), светоиндикация, механические передачи, параметры электрических цепей робототехнического оборудования и др. |
Роль робота в современных научных исследованиях | Космические исследования, исследования глубин, радиационная разведка, исследование микромира и др. | |
Роль робота в проектировании и использовании современной техники | Промышленные роботы, роботы на транспорте, использование роботов в экстремальных условиях, медицине, сфере услуг. | |
Робот как средство изучения | Робот как средство измерения | Использование датчиков базового конструктора и совместимых датчиков (Vernier, HiTechnic и др.) Конструктор используются как измерительная система с обработкой и фиксацией результатов в различных видах. |
Робот как средство постановки автоматизированного эксперимента | Сборка демонстрационных и лабораторных установок из робототехнического оборудования Интеграция оборудования кабинета физики и робототехнического оборудования | |
Робот как средство моделирования | Моделирование промышленных, бытовых, транспортных и других видов устройств; моделирование явлений природы. | |
Робот как средство творческого проектирования | Робот как средство технической модернизации существующих устройств | Совместное использование роботов с другими системами, адаптация робота к новым условиям. |
Проектирование новых роботизированных устройств | Проектирование новых видов датчиков и других систем, вымышленных устройств из будущего и др. |
Например, используя, на уроках и во внеурочной деятельности конструктор LEGO «Технология и физика» позволяет активизировать исследовательскую деятельность при изучении кинематики, динамики и электродинамики. Конструктор используется при решении экспериментальных задач и проектной деятельности, при проведении лабораторного и демонстрационного эксперимента. Обучающиеся собирая из одного комплекта различные установки и механизмы, могут получить установки для изучения следующих тел: равномерное и неравномерное движение, инерция, силы, простые механизмы, энергии. При проведении лабораторных работ: «Равновесие рычага», «Коэффициент наклонной плоскости», «Сила трения», обучающиеся сами могут спланировать эксперимент, составить план, реализовать его, что подготовит их сдачи ГИА, в экспериментальном задании. Используя лабораторное оборудование кабинета физики, например, измерительную линейку, набор грузов известной массы, динамометр, термометр, одновременно предложить обучающиеся измерить соответствующие величины датчиком силы, датчиком расстояния, датчиком наклона. В этом случае экспериментальная работа получится интересней. [3]
Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Для учебного предмета «физика» — это учебный эксперимент. Принципиально изменились роль, место и функции самостоятельного эксперимента при обучении физике: учащиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания, а это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований. Lego-конструкторы существенно мобилизуют такие исследования. Обучающиеся разрабатывая исследовательские проекты, учатся конструированию, моделированию и программированию.
Цель: Создать робототехническое устройство с совместным применением датчика освещенности, датчиков звука и ультразвука и конструктора как модель промышленного робота для работы в экстремально - техногенных средах, то есть робототехническое устройство способное заменить труд человека.
Задачи:
1. Изучить научно-популярную литературу, для определения уровня развития робототехники
2. Провести проектирование и конструирование робототехнического устройства с совместным применением датчиков освещенности, звука и ультразвука, способного перемещаться по сложной траектории.
3. Провести программирование созданной модели на компьютере, исследовать работу датчиков и установить программу на микроконтроллер робота.
4. Протестировать робототехническое устройство.
Работа над проектом «Создай персонального робота», таблица 3
Таблица – 3 «Создай персонального робота»
Ключевая компетенция | Метод формирования компетенции | Пример применения метода формирования компетенции |
Информационная | Поиск и сбор информации | Поиск информации по роботам в сети Интернет. |
Коммуникативная | Методы, ориентированные на устную коммуникацию | Подготовка сообщений отдельных учеников или групп учеников; коллективное обсуждение общего порядка работы при реализации проекта. |
Кооперативная | Методы в рамках групповой работы | Групповая проектная работа, включающая в том числе, распределение ролей ответственности каждого участника группы. |
Проблемная | Проектная деятельность исследовательского характера | Создание модели по заданным условиям: конструирование и программирование автономного робота, способного отталкиваться от препятствия, отбивать мяч, передвигающегося по сложной траектории. |
Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и комплекты по робототехнике полностью удовлетворяют эти требования. В начальной школе с использованием конструкторов LEGO WeDo ученики не только научатся собирать простых роботов, но и на практике освоят основы алгоритмизации и программирования. Применение возможностей робототехнических комплексов на основе LEGO® MINDSTORMS® NXT в инженерном образовании в средней и старшей школе в рамках математики, информатики и технологии дает возможность одновременной отработки профессиональных навыков сразу по нескольким смежным дисциплинам: механика, теория управления, схемотехника, программирование, теория информации. А использование датчиков Vernier поможет выстроить межпредметные связи с физикой, биологией и химией. Востребованность комплексных знаний способствует развитию коммуникативных навыков между творческими командами учащихся. Легоконструирование дает возможность сделать обучение эффективным и продуктивным для всех участников процесса, а современную школу конкурентоспособной[4].
Кружок робототехники начал работу в школе с января 2013 года, это был пилотный продукт в районе. Начинали мы с конструкторов LEGO WeDo, в январе 2014 работали с двумя конструкторами LEGO® MINDSTORMS® NXT . В мае 2014 года победили в региональной олимпиаде по робототехнике. В результате всему району были закуплены конструкторы LEGO® MINDSTORMS® NXT . В ноябре 2014 года Корзухин А. и Гуликян А. и я, в составе команды Тюменской области участвовали во Всероссийском молодежном образовательном спортивно – техническом фестивали робототехники и киберспорта и посетили Всемирную робототехническую олимпиаду в Сочи, в рамках конкурсных работ заняли 1 место. В 2015 году ученица 11 класса Казекина К. участвовала в форуме Уральской молодежи «Утро – 2015», на областном конкурсе поддержки молодежных инициатив выиграла гранд за проект «Лего – школа», мы приобрели современные наборы LEGO.
Напряженная, постоянная работа приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями и призерами районных, региональных, всероссийских конкурсов, научно-практических конференций, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей страны, творчески работают в различных сферах.
К сожалению, в рамках уроков развивать детское техническое творчество сложно. Гораздо больше возможностей в этом направлении у дополнительного образования, внеурочной деятельности. Поэтому необходимо укреплять материально – техническую базу, участвовать в мероприятиях (вебинарах, семинарах, видеоконференциях, дистанционных семинарах) по теме: «Образовательная робототехника», создавать свой банк методических разработок.
Список литературы
1. Ишакова, Е.Н. Модель развития профессиональных компетенций бакалавров и магистров в области программной инженерии / Е. Н. Ишакова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2011. – №1. - С. 100-103.
2. ООО «Инновационное образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/Innovative_Education/lego-education-afterschool-programs-overview - 10.12.2013.
3. Каширин Д.А. «Использование конструктора LEGO WeDo «Технология и физика» в учебной и внеурочной деятельности» / Д. А. Каширин // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2014. – №3. - С. 67-74.
4. Голубовская, Е.В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teacherjournal.ru/shkola/russkij-yazyk-i-literatura/1524-formirovanie-klyuchevyx-kompetenczij-uchashhixsya-na-osnove-sovremennyx-obrazovatelnyx-texnologij.html. - 7.12.2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении"
Проблема применения интегрированных уроков актуальна в связи со снижением интереса обучающихся к занятиям. Во-вторых, традиционный урок не представляет возможностей всем без исключения раскрыть себя. ...
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
Создание условий для развития личности учащихся средствами реализации компетентностного подхода
1.Понятие"компетентностный подход"2.Характерные признаки компетентности3.Критерии эффективности реализации образовательных программ с т.зр.компетентностного подхода4.Условия эффективности реализации о...
статья "Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации компетентностного подхода в образовании"
В статье рассмотрено несколько определений компетенции, ключевые компетенции, рассмотрены важные моменты для формирования ключевых компетенций в процессе обучения....
Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»
В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...
Презентация "Развивающая и здоровьесберегающая образовательная среда в условиях реализации компетентностного подхода"
Выступление на заседании кафедры естественонаучного цикла учителя химии...
«Развивающая и здоровьесберегающая образовательная среда в условиях реализации компетентностного подхода»
ull;Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения гласит: «… школьник на уроке должен не только получать знания по предмету, но и при этом еще...