Внеурочная экскурсионная деятельность 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Программа внеурочной экскурсионной деятельности 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_8a_ekskursionnaya_deyatelnost_slaeva.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая

организация

«Средняя общеобразовательная школа

«Содружество»

                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Директор АНО СОШ «Содружество»

____________________ Деянова Г.В.

     «_____» __________________  2020 г.

        

Рабочая программа

по внеурочной деятельности ФГОС

«ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

(общекультурное направление)

8 «А» класс

2020-2021  учебный год

Составитель: классный руководитель 8 «А» класса

Николаева  Г.М.               

г. Долгопрудный

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю. Программа направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Рабочая программа включают в себя изучение культуры и достопримечательностей места посещения, его истории и литературы.

Программа рассчитана на обучающихся 8 класса в количестве 1 часа в неделю и рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Цель: создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

- систематизировать и расширять знания обучающихся об истории родного края;

- воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;

- формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;

- наглядные методы: демонстрации презентаций, кинофильмов. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, лекции, беседы, диспуты, презентации, игры, викторины, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Педагогический потенциал образовательных экскурсий даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную. 

Именно в школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой город, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

Программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности

В результате обучения по программе у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные УУД

Ученик

- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

Ученик получит возможность для формирования:

- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой город.

- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно  познавательные, внешние и внутренние мотивы;

- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой;

- чувства гордости за свой город, за успехи прокопчан.

Регулятивные УУД:

Ученик  научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Ученик получит возможность:

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- описывать достопримечательности;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

- устанавливать причинноследственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

Ученик  получит возможность:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ученик получит возможность:

- готовить и выступать с сообщениями;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Результативность курса внеурочной деятельности

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств  личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Ожидаемые результаты:

- обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;

- научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;

- приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;

- будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс. Основные понятия в области экскурсоведения. 

Экскурсия, ее сущность. Признаки экскурсии: продолжительность, наличие экскурсовода, группы, объектов и т.д. Функции экскурсии: информационная, образовательная, воспитательная и т.д.

Экскурсионная методика - совокупность способов и приемов проведения работы.

Основные понятия: экскурсовод, экскурсионный маршрут, учебная, пробная экскурсии и т.д.

Тема 2. Классификация экскурсий.

Признаки классификации: по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по форме проведения, по способу передвижения и т.д. Особенности тематических и обзорных экскурсий. Экскурсия как форма учебной работы: экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок.

Учет классификационных признаков: при выборе методики ведения экскурсии; создании условий работы экскурсоводов на маршруте.

Тема 3. Экскурсионные объекты и их характеристика

 Недвижимые объекты: памятники архитектуры, сады и парки, скульптурные памятники и т.д. Движимые объекты: экспонаты музеев и выставочных залов. Классификация объектов: исторические, археологические, архитектурные, градостроительные, документальные, искусствоведческие, природные и т.д.

Классификация памятников истории и культуры: по содержанию, по функциональному назначению, по степени популярности, по объему информации, по степени сохранности.

Тема 4. Этапы разработки экскурсии

Предварительная работа над экскурсией: выбор темы, определение источников информации, отбор и классификация объектов и т.д.

Непосредственная работа над экскурсией: составление схемы маршрута, работа над текстом экскурсии, составление методической разработки к экскурсии, проведение учебной экскурсии и т.д. 

Тема 5.  Основы экскурсионного мастерства

 Виды мастерства в экскурсионной работе: педагогическое, лекторское, экскурсоводческое. Экскурсоводческое мастерство как единство трех экскурсионных компонентов: экскурсовод, экскурсант, объект.

Слагаемые мастерства: общая культура, кругозор, эрудиция, знание темы.

Тема 6.  Культура речи экскурсовода

Позиции экскурсовода как рассказчика: информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер. Формы ораторского искусства экскурсовода: слово и речь, доклад, реферат, лекция, малые формы устной речи.

Требования к языку и речи экскурсовода. Речь внешняя и внутренняя. Речь жестовая. Стиль изложения. Темп и ритм речи экскурсовода. Культура речи; устная и письменная, языковая, психологическая, коммуникативная. Выразительные средства в речи экскурсовода.

Тема 7.  Техника проведения экскурсии

Составные элементы и требования к технике проведения экскурсии: раскрытие подтемы, сохранение темпа движения, знакомство с группой, ответы на вопросы, расстановка группы у объектов, паузы в рассказе экскурсовода. Содержание "портфеля экскурсовода" и порядок использования наглядных пособий.

Тема 8.    Виды экскурсий.  

Производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся на промышленные предприятия, предприятия сферы услуг. Производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко–литературные и краеведческие музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ и т. д.

Краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Тема 9.    Работа в школьном музее

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru 
  2. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
  3. Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
  4. Бабенко В.Г. «Материалы к урокам – экскурсиям» - М: НЦ ЭНАС, 2002
  5. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. М. «Просвещение» 2002 г.
  6. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник 2-е изд. М., Советский спорт, 2008.
  7. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. М. «Плакат» 2004 г
  8. Фокин С.П. «Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков» – М: Новая школа, 2004.
  9. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Учебно-тематический план курса

№ темы

Темы

Кол-во часов теории

Форма теоретических занятий

Кол-во часов практики

Форма практических

занятий

1.

Введение в курс. Основные понятия в области экскурсоведения

1

Групповая

работа

1

Виртуальная экскурсия по

г. Долгопрудный

2.

Классификация экскурсий

2

Лекция,  просмотр  видеороликов,

виртуальных экскурсий

4

Экскурсия

на типографию

3.

Экскурсионные объекты и их характеристика

1

Лекционная работа

1

Практическая работа,

работа с сайтами учреждений культуры

4.

Этапы разработки экскурсии

2

Групповая работа.

Работа с источниками

4

Музей фонаря

5.

Основы экскурсионного мастерства

2

Семинарское  занятие

1

Анализ работы

экскурсовода

6.

Культура речи экскурсовода

2

Мастер класс

4

Театр ДК «Вперед»

7.

Техника проведения экскурсии

1

Составление портфеля экскурсовода

1

Составление

развёрнутого плана

экскурсии

8.

Виды экскурсий

1

Составление плана

4

Музей -усадьба

«Абрамцево»

9.

Работа в школьном музее

1

Групповая работа

1

Экскурсия в школьном

музее

Всего 34 часа

13

21

«СОГЛАСОВАНО»                                                «РАССМОТРЕНО»

___________ Чупрова С.В.                                на заседание ШМО

«_____» августа 2020 года                                Протокол №1

                                                        от «____» августа 2020 года

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс Рабочая программа по технологии экскурсионной деятельности

Пояснительная записка.Настоящая программа разработана в соответствии с новой Программой по курсу «Гид-переводчик». Программа содержит языковой и информационный материал, тексты, задания для развития р...

Развитие коммуникационных процессов у детей через экскурсионную деятельность.

Общение с животными это – двусторонний процесс, особые психологические отношения между человеком и животным, способность человека воспринимать и понимать некие сигналы и выражать свои чувства и ...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность" (5-11 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность"  (5-11 классы) Программа рассчитана на 34 часа.Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в триместр. В...

Конспект урока по изобразительному искусству в 3-м классе ТЕМА: «Памятники архитектуры. Знакомство со стариной родного края. Этнографическая деревня 17-19 вв. (г.Эртиль Воронежской области)». На основе экскурсионной деятельности

Знакомство учащихся с памятниками архитектуры и культуры Воронежской области. Создание условий для воспитания нравственно-эстетического отношения к народному искусству, истории и культуре родного кр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экскурсионная деятельность в школьном музее"

Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учетом особенностей данной ступени общего образования, а ...