Конспект урока по изобразительному искусству в 3-м классе ТЕМА: «Памятники архитектуры. Знакомство со стариной родного края. Этнографическая деревня 17-19 вв. (г.Эртиль Воронежской области)». На основе экскурсионной деятельности
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 57 КБ |
Презентация | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Позднякова Ольга Витальевна
учитель ИЗО
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназия №9 города Воронежа
Конспект урока по изобразительному искусству в 3-м классе
ТЕМА:
«Памятники архитектуры. Знакомство со стариной родного края.
Этнографическая деревня 17-19 вв. (г.Эртиль Воронежской области)».
На основе экскурсионной деятельности
Цель урока: Познакомить учащихся с памятниками архитектуры и культуры Воронежской области; способствовать формированию навыков работы с художественными материалами, развивать творческую активность; создать условия для воспитания нравственно-эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры родного края.
Оборудование: Компьютер, медиапроектор, презентация, фотоиллюстрации, альбомы для рисования, акварельные краски, кисти, простые карандаши, ластики.
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный метод, созерцание, метод коллективного творчества, исследовательский метод.
Образовательные технологии:
Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с
Технологией игрового обучения.
При разработке заданий по данной теме применяется дифференцированный подход в зависимости от художественных навыков учащихся
Планируемые результаты обучения.
Универсальные учебные действия:
Личностные: проявлять наблюдательность и фантазию, уметь критически оценивать художественный уровень выполненных работ.
Познавательные: уметь анализировать, систематизировать и классифицировать информацию; понимать архитектурные и технологические особенности деревенских построек 17-19 вв. Воронежской области.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; осуществлять пошаговый контроль, вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослым, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Виды деятельности учащихся, форма работы
Фронтальная работа – беседа, прослушивание докладов, рассматривание фотографий и презентации с изображениями различных видов деревенских построек.
Индивидуальная работа – поэтапное изображение одного из видов архитектурных построек, деревьев, домашних животных.
Коллективная работа – создание в игровой форме общего коллажа на доске в виде небольшой деревеньки с постройками, домашними животными и природным окружением.
Тип урока: урок- экскурсия, комбинированный.
План урока:
1. Организационный момент
2. Эмоциональный настрой
3. Художественное восприятие новой темы
4. Обсуждение, выступления учащихся с докладами
5. Вводный инструктаж по практической работе
6. Практическая работа
7. Физкультминутка
8. Заключительный инструктаж. Коллективная работа
9. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент 2. Эмоциональный настрой | Слайд 2 Старый дом с поникшей крышей Ребята, мне кажется, что одной из главных задач культурного человека, который помнит свои корни и ценит наследие предков, является бережное отношение к культурному достоянию, представляющему собой историческую память о многих поколениях нашего народа. | Слушают |
3.Художественное восприятие новой темы
4. Обсуждение, выступления учащихся с докладами
5. Вводный инструктаж по практической работе 6. Практическая работа 8. Заключительный инструктаж. Коллективная работа 9. Итог урока. Рефлексия.
| Слайд 3 Сегодня мы с вами совершим воображаемую экскурсию в этнографическую деревеньку 17-19 вв. (г.Эртиль Воронежской области). Вы уже знакомы с этим удивительным местом и многое можете рассказать о нем сами, поскольку совсем недавно приезжали туда с экскурсией. Постарайтесь вспомнить и красочно описать свое впечатление от посещения деревни. Предлагаю определить, что же значит слово «этнография»? Этнография - наука, изучающая народы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. Давайте вспомним, с какими именно культурно-историческими объектами мы знакомились на территории деревни? Слайд 4-7 : крестьянская изба, саманная гончарня, изба ткачихи, сакля, кузница, ветреная мельница, дома рыбака и бортника, землянка; баня по – черному, экспозиция «Орудия труда крестьян XVII – XIX в.в.». Ребята, на предыдущих занятиях мы уже определили для себя, что каждый народ в своем быту и искусстве использует дары окружающей его природы. Так происходит взаимодействие человека с окружающей средой обитания. Вспомните, какие природные материалы были использованы в постройках , предметах утвари, инструментах в деревне? Слайд 8 Саманная гончарня Сейчас мы немного подробнее узнаем о необычной для современного человека технологии строительства изб и хозяйственных построек, распространенной ранее в Воронежской области. Речь пойдет о самане. Слайд 9 Думаю, вам будет интересно узнать о гончарном деле несколько больше, поскольку вы уже имели опыт создания игрушки-свистульки из глины и знаете о качествах этого природного материала Таким образом, ребята, освежив воспоминания об экскурсии в этнографическую деревню и получив новые знания по теме, вы сможете более осознано перейти к творческому заданию. Слайд 10 Предлагаю вам создать совместно небольшую деревеньку, выполнив творческую работу, которая будет называться “Деревня моей памяти”. Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы: Аграрии, Фермеры, Строители Каждой группе, на основе поэтапных изображений, предлагается изобразить в техники акварельной живописи Деревья, Деревенские дома, Домашних животных Слайд 11 Ребята, при выполнении творческого задания необходимо помнить, что начинаем рисовать с правильной компоновки изображаемого предмета на альбомном листе. Затем необходимо в общих формах сделать набросок и лишь затем переходить к проработки мелких деталей, что поможет сделать изображение узнаваемым. Слайд 12 Практическая работа. После окончания творческого задания один представитель от каждой группы собирает рисунки и располагает их на доске. Ребята из группы координируют его действия и подсказывают варианты расположения. В итоге на доске размещаются рисунки в виде коллажа, представляющего собой небольшую деревню, состоящую из домов, природного окружения и домашних животных.. Проводится совместный художественный анализ работ. Выставляются оценки. Подводятся итоги. Делаются заключительные выводы по теме. Урок окончен, спасибо за интересную работу! |
Дискуссия, воспоминания и рассказы о впечатлениях от поездки Учащиеся предлагаю собственные версии определения Ответы учащихся
Ответы учащихся
Доклад учащегося о самане Доклад учащегося о гончарном деле
Слушают, дополняют замечания учителя
По одному человеку от группы располагают в необходимом порядке работы на доске
Дискуссия
Учащиеся убирают свои рабочие столы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В нём когда-то жизнь кипела, Был уют и яркий свет! Только годы пролетели, За собой оставив след. Старый дом с поникшей крышей Отслужил достойно век. Он, как будто еле дышит... Ну совсем, как человек!
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ДЕРЕВНИ : *крестьянская изба, *саманная гончарня, *изба ткачихи, *сакля, *кузница, *ветреная мельница, *дома рыбака и бортника, *землянка, *баня по – черному, *орудия труда крестьян XVII – XIX в.в.
саманная гончарня Саман – это материал, состоящий из земли, глины, песка, соломы и воды, который просушивается на солнце и укладывается вручную.
ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО В славянских землях имеет древнюю традицию. На рубеже IX и X вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. История гончарного дела резко делится на две части; границей между ними является изобретение гончарного круга. Посуда первого периода (до изобретения круга) называется лепной, а второго периода — гончарной, формованной на круге. Повсеместное распространение глины, пригодной для изготовления горшков, обеспечило широкое развитие этого ремесла. Гончарное дело было одним из самых распространенных ремесел на Руси. Гончар – вторая по значимости профессия в деревне. Мастер работал, сидя верхом на скамейке с кругом. Круг приводился в движение ногами слева направо, гончар работал левой рукой, а правой формировал глину. Для обжига горшков в избе была специальная печь.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (по группам) деревья. группа Аграриев деревенские дома. группа Строителей домашние животные. группа Фермеров
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ПОЭТАПНО ИЗОБРАЖЕНИЕ ДОМА В ОБЪЕМЕ ПОЭТАПНО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой
Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Пейзаж родной земли"
Для активизации деятельности учащихся на уроке и повышения эффективности учебного процесса используется технология личностно - ориентированного и развивающего обучения....
Конспект урока по изобразительному искусству "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"
Знакомство с основными видами искусств....
Конспект урока по изобразительному искусству "Искусство Гжели" (5 класс)
Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное искусство» 5 кл. под руководством Б.М. Неменского.Тема урока: «Искусство Гжели»Цель урока:...
Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.
Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...
План-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись. Натюрморт в графике. «Гризайль».
Конспект урока по предмету изобразительное искусство 6 класс....