Развитие коммуникационных процессов у детей через экскурсионную деятельность.
статья по теме

 

Общение с животными это – двусторонний процесс, особые психологические отношения между человеком и животным, способность человека воспринимать и понимать некие сигналы и выражать свои чувства и мысли способом, доступным пониманию другими видами живых существ.

         Одна из задач педагогов развивать у дошкольников умение воспринимать животных как партнеров в процессе общения, что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kommunikacionnyh_processov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникационных процессов у детей через экскурсионную деятельность.

Детская Экологическая станция – учреждение дополнительного образования детей занимается экологическим воспитанием и образованием подрастающего поколения, путем создания условий:

- для раскрытия, развития и удовлетворения интересов детей в экологической, эстетической и натуралистической работе,

- формирования интереса к биологическим наукам, экологии, опытно-исследовательской деятельности,

- воспитание бережного отношения к природе, вовлечения детей и подростков в природоохранную деятельность.

Особенностью ДЭС является мини-зоопарк, единственный в округе уголок живой природы с разнообразием флоры и фауны.

Мини-зоопарк ДЭС насчитывает 150 видов растений и более 80 видов животных; из них 15 видов пресмыкающихся, 14 видов млекопитающих, 28 видов птиц, 2 вида членистоногих, более 15 видов рыб, также насекомые 5 видов и 1 вид амфибии. Таким образом, представлены все классы животных.

Многообразие видов животных разных систематических групп мини-зоопарка позволяет проводить самые разнообразные тематические экскурсии с учетом возрастных  особенностей экскурсантов.

Экскурсии проводят в различной форме: например обычная экскурсия трудна для восприятия детей младшего возраста, поэтому для них мы проводим экскурсию в виде игры, вызывая живой интерес у детей и взрослых.

Так же проводим интегрированные лекции-экскурсии совместно с образовательными учреждениями города, где учителя предметники используют тематику лекций для закрепления уже изученного материала. Разработана и проводиться лекция – экскурсия по селекции на примере наших животных.

Вся информация о тематике проводимых экскурсий, время проведения ежегодно доноситься до сведения учителей биологии и методистов по воспитательной работе школ.

ДЭС и мини-зоопарк создают условия для раскрытия, развития, удовлетворения интересов детей в экологической, эстетической и натуралистической работе; формирует интерес к биологической работе, экологии, опытно-исследовательской деятельности, воспитывает бережное отношение к природе, вовлекает детей и подростков в природоохранную деятельность.

Мини-зоопарк – это прекрасная возможность для общения детей с живой природой.

Общение с животными это – двусторонний процесс, особые психологические отношения между человеком и животным, способность человека воспринимать и понимать некие сигналы и выражать свои чувства и мысли способом, доступным пониманию другими видами живых существ.

        Одна из задач педагогов развивать у дошкольников умение воспринимать животных как партнеров в процессе общения, что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы.

        Многие педагоги традиционно считают, что отношение к природе формируется как бы «само по себе» в процессе усвоения экологических знаний. Однако практика показывает, что это отношение необходимо формировать специальными методами, которые направлены больше на чувства, чем на разум человека. Формируя положительные отношение к животным, педагог должен учитывать, что в данном случае затрагивается эмоциональная, познавательная сферы ребенка, его практический опыт и самое главное – совершаемые им поступки.

        Эмоциональное  восприятие животных основывается, прежде всего, на принципе «нравиться - не нравиться». Воспитательный процесс формирования данного компонента в сознании ребенка должен включать побуждение делать оценочные суждения, выявлять предпочтения и проявлять чувства, связанные с миром животных.

        В данном процессе важно развивать у детей восприимчивость к «чувственно – выразительным элементам» животных (форма, очертание, силуэт, цвет, симметрия, величина, размер), светотеневые особенности, динамические свойства, осязаемые свойства поверхности, звуковые характеристики (тон, тембр, ритм, высота); целостный предметный образ в его эстетической выразительности (выражение сущности во внешнем облике).

        Показателем высокого уровня эмоционального уровня эмоционального восприятия живого мира у детей может служить такое понятие как отзывчивость.

        Познавательная деятельность дошкольников определяется степенью готовности (более низкий уровень) и стремления (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию о животных.

        Задача педагогов и воспитателей в данном случае состоит в том, чтобы от низкого уровня, когда ребенок готов лишь переработать поступающую информацию и его активность не выходит за рамки конкретной  ситуации, подвести его к более высокому уровню, когда он сам будет стремиться искать информацию, сам организует свою познавательную деятельность.

        Практическая деятельность определяется готовностью и стремлением детей к взаимодействию с животными, а также характером этого взаимодействия.

        Педагог должен подвести детей к пониманию того, что человек должен не только стремиться получить от животных «полезный продукт», скажем норковую шубу, панты оленя, молоко мясо и т.д., то есть удовлетворить свои  потребности, но и ценить просто общение с животными. Поступки ребенка в соответствии с его отношением к животным очень важны для понимания процессов формирования личности, ее экологической культуры и нравственности.

        Поступок – это всегда демонстрация личностью своего отношения. Только взяв поступок за единицу деятельности, и соответственно организуя образовательный процесс, можно добиться формирования ответственного отношения к природе. В этом случае сферой этики являются не только отношения между людьми, но и отношения человека с животными. Это подразумевает определенные обязанности, связанные с животными и то, что можно назвать «экологической совестью» - внутренний психологический механизм сознательной регуляции человеком своего поведения при взаимодействии с миром животных. Таким образом, отношение к животным, как к субъектам или партнером, которые включаются личностью в сферу действия этических норм, может быть названо субъектно-этическим. Педагогическое развитие субъектно-этического типа отношения к животным одна из главных целей  экологического образования.

        Важнейшую роль в формировании отношения к животным имеет характер поступающих от них стимулов. Так, например мы инстинктивно стремимся  заботиться о маленьких, пухлых, неуклюжих  детях, почти такую же нежность вызывает у нас какой – нибудь «славный» зверек, если он пухленький, пушистый, да еще и с большими доверчивыми глазами. Вот почему медвежата пользуются таким успехом и почему во всем мире так популярен игрушечный медвежонок. Таким образом, отдельные признаки или целые их комплексы, присуще животным, могут формировать у ребенка устойчивое одобрительное эмоциональное отношение к животным, то есть симпатию. В свою очередь, воздействие других признаков может вызвать неприязнь. Например: укус животного, злобный оскал и др.

        Важную роль в формировании отношения к животному играет его встречная активность при взаимодействии с человеком. Ребенок, вступая в контакт с животным, ждет каких-либо ответных проявлений, причем таких, которые можно заметить, увидеть, услышать. Ведь когда человек о ком-то заботиться, он получает наибольшее удовольствие именно от благодарности за эту заботу и вольно или невольно ждет ее.

        Воспитатель может предложить детям описать свои эмоции на определенную ситуацию, например собака выбегает их встречать и виляет хвостом. Обычно такая реакция животного воспринимается как соответствующая человеческому поведению, как ответная. Можно попросить детей объяснить, почему кошка отказывается от еды. В процессе обсуждения, как правило, выясняется, что человек ведет себя аналогично в сходной ситуации. Такая реакция, как правило, легко понимается человеком, и интерпретируются как «ответ». Так же дети могут установить причинно-следственную связь между хорошим, правильным кормлением собаки и улучшением состояния ее шерсти. Такое преобразование так же воспринимается как ответная реакция на заботу человека. Аналогично воспринимается улучшение состояния здоровья после ее лечения.

        Взаимодействие с животными может побуждать ребенка к анализу своих личностных особенностей, эмоциональных реакций, поведения по отношению к животным. Подобный анализ обуславливает нравственный самоконтроль личности, т.е. совесть. Совесть заставляет ребенка самостоятельно формулировать для себя нравственные обязательства по отношению к животным, требовать от себя, их выполнения и давать оценку совершаемых поступков. Она появляется в осознании значения своих действий в эмоциональных переживаниях, «угрызений совести». В результате ребенок может сделать вывод, что для успешного взаимодействия с собакой или кошкой ему недостаточно знаний, а это стимулирует его познавательную активность в соответствующей области. Однако не всегда и не все дети хорошо относятся к животным. Когда они обижают маленьких и слабых, в действие вступает механизм психологической защиты личности, самооправдания. Стремясь оправдать свой поступок, ребенок обесценивает его значение для себя и других.

        Задача воспитателей – создать у детей мотив идентификации, отождествления себя с животным в конкретной ситуации. Например: когда человек видит дрожащую от холода бездомную собаку, он невольно сравнивает себя с ней, у него возникает естественное желание «накормить и обогреть» ее. В детях поэтапно воспитывается способность эмоционально отзываться на переживания другого живого существа, будь то человек или животное. В результате возникает симпатия к этому живому существу, устойчивое внутреннее расположение к нему. Симпатия побуждает ребенка к дальнейшему взаимодействию с животным, оказанию ему внимания, помощи и т.д. таким образом, чтобы повысить воспитательную эффективность работы с детьми, нужно использовать весь комплекс разнообразных средств, способствующих формированию гуманного отношения к животным.

Методические аспекты формирования отношения дошкольников к животным.

        Целесообразно организовать воздействие на ребенка таких стимулов, поступающих от животных, которые актуализируют, «включают» определенные психические механизмы формирования экологического сознания. Условиями реализации данного принципа являются: во-первых, привлекательность животных, их положительное эмоциональное восприятие ребенком; во-вторых, индивидуализированность этих животных; в-третьих, наличие у них параллелей с человеком.

         Метод идентификации (от лат. Identificare – отождествлять). Принцип идентификации заключается в постановке себя на место того или иного животного, погружения в себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых находиться данное животное. Этот метод способствует лучшему пониманию этого состояния , углубляя  тем самым  представление дошкольников о данном животном.

        Метод эмпатии (от греч. Empatheia – сопереживать). Данный метод заключается в педагогической актуализации сопереживания человеком состояния животного, а также сочувствия ему. Он стимулирует проектную деятельность, то есть перенос детьми собственного состояния на животного; переживание тех же состояний, которые испытывает животное, через отождествление с ним (сопереживание), а так же переживание собственных эмоций и чувств по поводу его состояния (сочувствие). На основе психологических механизмов, актуализируемых данным методом, формируется субъектификация животных. Метод эмпатии предполагает использование вопросов, актуализирующих проявление сочувствия к животным, задаться вопросами: Что он сейчас чувствует? Какое у него сейчас настроение? Ему хочется спать, есть? А может быть ему просто грустно? И т.п.

        Метод рефлексии (от лат. Reflexio – обращение назад). Принцип метода заключается в педагогической актуализации самоанализа ребенком своих действий и поступков, направленных к животным, с точки зрения их целесообразности. Данный метод стимулирует осознание детьми того, как их поведение могло бы выглядеть с точки зрения тех животных, «интересы» которых оно затрагивает.

        Использование данных принципов и методов позволяет достигать решения важнейших педагогических задач, таких как: преодоление утилитарного, прагматического отношения к животным; коррекция целей взаимодействия с животными; обучение умениям и навыкам такого взаимодействия; развитие практических возможностей детей при их общении с животными.

        В наше время наблюдается  процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов, и соответственно численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться  с природными объектами. Изо дня в день они видят монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы и мягкие игрушки вместо живых объектов. Вот почему Детская Экологическая станция – великолепная возможность для общения ребенка с природой, это неограниченные условия для его познавательного развития.

Задача педагогов, как и родителей прививать любовь к животным. Но многие родители в силу своей занятости не находят время для посещения ДЭС. Поэтому эта работа ложиться на плечи воспитателей. Многие дети при общении с животными замечали: «Фу, они противные, плохо пахнут, кусаются!» в конечном итоге выясняется, что до этого у детей вообще не было контактов с животными. Многие дети действительно уверены, что «булки растут на деревьях», «молоко или куры бывают только в магазинах». Конечно, не все дети таковы, однако «отчужденных» от природы детей становится все больше.

Какой же выход в данной ситуации? Чаще бывать в мини-зоопарк ДЭС. Для того чтобы дети могли непосредственно общаться с объектами живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к развитию рефлексивно-аналитических качеств школьников в процессе обобщения результатов туристско-экскурсионной деятельности

Статья, написанная в соавторстве с С.А. Кузнецовым, учителем физики, посвящена различным направлениям туристско-экскурсионной работы, рассказывает о системе  работы в данном направлении в ГБОУ ги...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Духовно - нравственное воспитание обучающихся через экскурсионную деятельность/ сборник статей международного инновационного центра "Импульс", Москва, 2018

В настоящее время отечественное образование и воспитание ориентировано на духовно-нравственные формы национального опыта, нравственные традиции. Духовное возрождение сегодня – гарантия сохранени...

Духовно - нравственное воспитание через экскурсионную деятельность/ сборник материалов Международной научно - практической конференции. - Белгород, ИД "Белгород" НИУ "БелГУ". 2018. - 294 с.

Невозможно любить то, что не знаешь. Поэтому главная задача духовного краеведения – познакомить обучающихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее  духовной истории, культуры, литера...

Проектная деятельность «Развитие мелкой моторики рук и речи детей через игровую деятельность с прищепками».

В последнее время все большей популярностью у детей и воспитателей пользуются игры с прищепками.  Первой предложила развивающие игры с деревянными прищепками Мария Монтессори. Но в то время ...

Обучение родителей развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста через игры

Обучение родителей развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста через игрыОбучение родителей развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста через игры ...