Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экскурсионная деятельность в школьном музее"
рабочая программа (10 класс)
Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учетом особенностей данной ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей старшего школьника. Адаптационная программа в рамках внеурочной деятельности «Экскурсионная деятельность в музее» представляет собой вариант программы общекультурного направления и предназначена для реализации в 10 классе. Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры; предполагает нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессиональное и социально–ориентированные направления деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursionnaya_deyatelnost.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кантемировская средняя общеобразовательная школа № 2 Кантемировского муниципального района Воронежской области
396730, Воронежская область, р.п. Кантемировка, ул.Шевченко 65, тел./ факс 6-11-74, E-mail: cosh2kant@mail.ru
ОГРН 1023600847181, ИНН 3612005642, ОКПО 49755000
«Утверждаю» Директор школы ____ Толбин Ю.Н. Приказ №80 от «25» августа 2021г. | «Согласовано» Зам.дир. по ВР___Горбанёва Т.И. | «Рассмотрено» на заседании МО классных руководителей Протокол № 1 от «25» _августа 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
общекультурной направленности
«Экскурсионная деятельность в музее»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 2 месяца
Вид: модифицированная
Уровень: базовый
Автор-составитель:
Баранник Инна Борисовна,
учитель истории и обществознания
р.п. Кантемировка
2022 гЛ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29.12.2012)
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08. 2013г. №1008)
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30 июня 2020г. «Об утверждении СанПиН3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р)
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области 2015 года,
- Послания президента к Федеральному собранию от 12.12.2017 г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Программы туристско-краеведческого движения обучающихся Воронежской области «Край родной».
Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учетом особенностей данной ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей старшего школьника. Адаптационная программа в рамках внеурочной деятельности «Экскурсионная деятельность в музее» представляет собой вариант программы общекультурного направления и предназначена для реализации в 10 классе. Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры; предполагает нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессиональное и социально–ориентированные направления деятельности.
Экскурсии призваны расширять кругозор школьников, направлены на удовлетворение познавательных интересов, способствуют реализации общекультурной компетенции, формируют целостное представление о мире, о месте человека в мире искусств. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину воспитать культуру поведения в обществе. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует на самостоятельную, познавательную и практическую деятельностью.
Особенностью организации экскурсионной работы является динамичность её форм; расширение образовательного пространства: экскурсии, работа с материалами школьного музея, походы, праздники, посвященные Памятным дням России. Наряду с традиционными в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего обучения и воспитания, здоровье - сберегающие технологии, компьютерные технологии.
Актуальность программы. Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Экскурсионная деятельность помогает выработать личностное отношение учащихся к собранному музейному фонду.
Новизна программы основана на комплексном подходе к подготовке учащегося «нового поколения», умеющего жить в современных условиях: компетентного, мобильного, интеллектуально развитого, с высокой культурой общения. Экскурсии - это наиболее ёмкий вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Экскурсии способствуют более глубокому углубленному изучению школьной программы, способствуют формированию разносторонне развитой личности. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Данная деятельность стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Объем программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Экскурсионная деятельность в музее» рассчитана на реализацию в течение 8 часов.
Срок освоения программы: в течение IV четверти 2001-2022 учебного года.
Режим занятий: 1 раз в неделю. Кроме занятий, проводимых по учебному плану, планируется активное участие в мероприятиях, посвященных 9 Мая.
Формы организации образовательного процесса
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Форма обучения – очная.
Цель программы - создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую и экскурсионно-музейную деятельность.
Задачи программы:
- расширение сферы образования через приобщение к экскурсионно -музейной деятельности,
- формирование социальной активности учащихся,
- гармонизация развития творческой личности,
- формирование и развитие эстетического вкуса;
- формирование национальной идеологии, сохранение традиций, приобщение к духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | Обзорная экскурсия по школьному музею «Мы – Россияне». | 1 |
2 | Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспонатов. | 1 |
3 | Музейные фонды и их комплектование. | 1 |
4 | Документ как источник информации. Документальная информация. Подлинность документа. | 1 |
5 | Формирование экскурсионных групп. | 1 |
6 | Подготовка и оформление материала для экскурсий. | 1 |
7 | Проведение экскурсий для учащихся школы. | 1 |
8 | Проведение экскурсий для учащихся школы. | 1 |
Всего | 8 |
Планируемые результаты
В результате реализации программы экскурсионной деятельности у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
По итогам экскурсионной деятельности обучающиеся должны знать:
традиции русского народа и семьи;
историю, традиции, культурное наследие своего города и края;
правила составления экскурсии;
регламент проведения экскурсии;
понятия: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
Оценка результативности:
подведение итогов работы по программе (опрос, анкетирование, выпуск газеты);
участие в различных конкурсах;
проведение экскурсий по итогам музейных краеведческих исследований.
Работа с родителями
Онлайн - экскурсия для родителей;
Онлайн - выставка для родителей.
Итоги работы:
Фото- и видео- фиксация проводимых экскурсий;
Фотовыставка.
Условия реализации программы. Кадровое обеспечение программы осуществляется учителем истории и обществознания Высшей КК.
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы :
учебный кабинет: помещение хорошо проветривается, светлое и отвечает всем санитарно-гигиеническим требованиям; помещение школьного музея.
Оборудование: компьютер, принтер, проектор; коллекции школьного музея.
Список литературы:
1. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
2. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
3. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
4. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
5. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
6 Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
7. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
8. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
9. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2001. – 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб музей на колесах»
Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Образование в музее, в от...
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – исследователи» 5 класс
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – и...
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края
Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный пресс-центр"
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр» социально-педагогической направленности нацелена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся, совершенствованию...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный театр"
Старшеклассникам для поступления в творческие учебные заведения необходимы школьный театр и актерское мастерство для качественного развития личности. Необходимо точно понимать, в каком направлени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...