Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Клубное объединение "Волонтерский отряд "Аструм"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клубное объединение «Волонтерский отряд «Аструм» имеет социально-гуманитарную направленность, так как способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся, корректирует психические свойства личности, организует социальный досуг обучающихся и призвана содействовать уменьшению факторов риска приобщения подростков к злоупотреблению ПАВ.
Актуальность программы предопределена ростом количества людей, нуждающихся в различной помощи, и заключается в необходимости подготовки молодых волонтёров «новой формации».
Работа клубного объединения «Волонтерский отряд «Аструм» ориентирована на формирование социально успешной личности, воспитание социальной компетентности, социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию.
Цель программы – формирование нравственных, коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций школьников путем включения в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
Работа волонтерского отряда строится в направлении «Событийное волонтерство», которое предполагает организацию, участие и проведение акций, мероприятий, игр практически по всем направлениям волонтерской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_klubnogo_obedineniya_na_2021-2022_god.docx | 99.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Газ-Салинский детско-юношеский центр»
ул. Воробьева, 16, с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365
тел./факс (34940) 2-05-62, moudod-gaz-sale@yandex.ru
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Газ-Салинский детско-юношеский центр» Протокол №_______ от «_____»__________________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Газ-Салинский детско-юношеский центр»
_______________________Н.В. Штубина «_____»__________________2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«Волонтерский отряд «Аструм»
Уровень освоения: базовый
Возраст учащихся: 11 - 18 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Рыбкина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
с. Газ-Сале
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Волонтёры не получают зарплату
не потому, что они бесполезны,
а потому, что они бесценны»
Шерри Андерсон
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клубное объединение «Волонтерский отряд «Аструм» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 (III) Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года;
Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года;
Всеобщая декларация добровольчества, провозглашённая на XVI Всемирной конференции добровольцев Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE) и принятая в январе 2001 года (объявленного Международным годом добровольчества) в Амстердаме;
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 года «Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»;
Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»;
Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
Национальный проект «Образование» на период с 2019 по 2024 годы, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204;
Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённые Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 года № 2950-р;
Указ Президента РФ от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
Программа является модифицированной (адаптированной), разработана на основе следующих программ:
«Волонтёрство: шаг за шагом». Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа / автор-составитель Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 40 с. – (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование) – 36 с.;
Загладина Х.Т., Шульгина И.Б. Программа курса по развитию добровольческого движения «Дорогою добра». 5-9 классы. 2-е издание. -М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 32 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).
«Основы организации волонтерской деятельности». Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа, автор-составитель Волкова Г.В., МОУ ООШ №3, г. Камешково, 2015 год – 25 с.;
Арсеньева Т.Н. Школа волонтёра. Рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т. Н. Арсеньева, А.В. Коршунов, А.А. Соколов. – М. : Просвещение, 2021. – 80 с. – (Внеурочная деятельность). – ISBN 978-5-09-076985-3.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования.
Задача социального становления личности подростка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у обучающихся сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
Социальные условия, в которых живут современные подростки, значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей (родителей, педагогов). Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше на счастливую и обеспеченную жизнь, от души не любят «активной жизни», не понимают смысл слов «творчество» и «познание», наконец, их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности.
В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков.
В настоящее время невозможно представить себе воспитательный процесс без включения обучающихся в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учётом их интересов и потребностей. Она создаёт условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения детей. Именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможность учесть интересы и развить индивидуальность каждого его члена.
Клубная форма работы позволяет развивать и укреплять неформальные взаимоотношения между людьми. Этому способствует доброжелательная обстановка, и условие свободного посещения.
Эмоционально доброжелательная атмосфера в клубе притягательна для подростков и молодежи. Обмен жизненным опытом, мнениями и позициями в клубе происходит более открыто, без опасения за возможные социальные или профессиональные последствия. Клубное объединение является той территорией, где может состояться содержательное общение обучающихся, а также приглашаемых гостей.
Таким образом, очевидно, что процесс воспитания не может эффективно реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность клубных объединений, специфика организации которых позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка, для удовлетворения его потребностей в общении, для самовыражения, самоутверждения, самоопределения в среде сверстников. Поэтому программа клубного объединения «Волонтерский отряд «Аструм» является актуальной.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни, помогают пожилым людям, бездомным животным, формируют экологическое сознание граждан. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность для личности подростка неизмеримо выше навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Создание клубного объединения «Волонтерский отряд «Аструм» ориентировано на формирование социально успешной личности, воспитание социальной компетентности, социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию.
Главная цель создания клуба «Волонтерский отряд «Аструм» – формирование нравственных, коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций школьников путем включения в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- обучить: методикам проведения некоторых досуговых форм; основам работы с различными видами информации; методике социального проектирования;
- познакомить: с технологией социальной акции и проведения социальных дел; с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями.
Развивающие (развитие метапредметных компетенций):
- способствовать формированию первичных организаторских умений и навыков; расширению опыта общения, развитию навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
- развивать коммуникативные качества, умения работать в команде; уверенность в себе; лидерские качества; рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к жизни; толерантные качества личности, милосердия, доброты, отзывчивости; потребность в добровольческой деятельности;
- формировать потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; отношения к социальному служению как к норме жизни; общественную активность, реализацию в социуме.
- содействовать осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране;
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности подростка, улучшению морально-психологического состояния, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие - всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации.
Работа волонтерского отряда строится в направлении «Событийное волонтерство», которое предполагает организацию, участие и проведение акций, мероприятий, игр практически по всем направлениям волонтерской деятельности.
Отличительной особенностью программы от существующих программ той же направленности можно считать комплексное изучение деятельности волонтеров, не ограниченное каким-то одним направлением. Такой подход позволяет обучающимся получить определенный опыт по организации социально значимой деятельности, формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской деятельности.
Основной акцент программы делается так же на освоении обучающимися навыков двадцать первого века: коммуникативность, командная работа в группах, креативность, критическое мышление.
Кроме того, обучающиеся имеют возможность сами выбирать наиболее интересующий их раздел из предложенного материала программы для изучения по согласованию с педагогом или согласно календарным праздникам для творчества (создание социальной рекламы, изготовление листовок буклетов, составление игр, сценариев мероприятий, акций и др.). Программа носит вариативный характер.
Изучение курса поддерживается предметами школьного учебного плана: история, обществознание, экология, литература и др.
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы, 11 - 18 лет.
Объем и уровень освоения программы. По уровню сложности программа клуба относится к стартовому уровню.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа «Клубное объединение «Волонтерский отряд «Аструм» рассчитана на 1 год обучения: 144 часа в год – по 4 часа в неделю.
Формы организации деятельности. Программой предусматривается групповая форма обучения. Оптимальная наполняемость группы – 6-8 человек.
Формы проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, игра, мастер-класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, лекция.
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре.
Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию, активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого обучающегося, качества знаний формируются в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально.
Режим занятий. Режим занятий соответствует требованиям СанПин.
Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий.
Начало учебных занятий – 15 сентября. Продолжительность учебного года – 36 недель. Окончание учебного года – 31 мая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час равняется 45 минутам).
Промежуточная аттестация проводится 20-25 декабря, итоговая аттестация – 15-25 мая.
Режим занятий в каникулярное время (осенние, весенние, зимние каникулы). Занятия в каникулярное время могут проводиться по особому расписанию, утвержденному директором.
Курс основывается на:
- принципе служения людям и Отечеству;
- идее служения, тесно связанного с возможностями развития, как в сфере коммуникации между детьми, так и в сфере построения их будущей профессиональной карьеры;
- балансе развития личности, который создается путем сочетания идеи служения обществу с задачами личностного развития отдельного ребенка.
В каждой теме программы «Клубное объединение «Волонтерский отряд «Аструм» есть теоретическая и практическая часть. Теоретическая часть включает сведения о сущности, правовых аспектах, истории становления и развития волонтерского движения. Особое внимание уделяется формам и видам волонтерской деятельности. Практическая часть работы направлена на получения навыков взаимодействия в команде, социального проектирования, проведения мероприятий в форматах волонтерской деятельности.
Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Эффективность занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод.
Для реализации поставленных целей и задач используется линейный принцип построения содержания. Он выражен в последовательном расположении тем программы для постепенного освоения содержания.
Занятия направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Формы образовательной деятельности:
- лекция;
- обучающий семинар;
- тренинг;
- акция;
- интеллектуальные игры;
- квест;
- флешмоб;
- мастер-класс;
- деловая игра;
- самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет;
- внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
- основные добровольческие организации России;
- историю развития волонтерского движения;
- основные понятия волонтерства;
- основные формы и виды волонтерской деятельности;
- методики проведения некоторых досуговых форм;
- основы работы с различными видами информации;
- иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе осуществления волонтерской деятельности;
- технологию социального проектирования;
- понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
- правила составления информационного буклета;
- методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
- правила выхода из конфликтной ситуации;
- влияние психоактивных веществ на организм человека;
- способы отказа от употребления психоактивных веществ.
Обучающиеся должны уметь:
- планировать свою деятельность и проводить самоанализ;
- составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
- организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
- разрабатывать игровые программы на различные темы;
- устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
- исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера.
В результате обучения по программе у обучающегося:
- будут сформированы первичные организаторские умения и навыки;
- будут развиты коммуникативные качества, умения работать в команде; уверенность в себе; лидерские качества; рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности;
- будет расширен опыт общения, взаимодействия с людьми различных социальных категорий.
Критерии оценки волонтерской деятельности учащихся: активность участия; умение спланировать работу; умение проводить профилактическую работу в детском коллективе; самостоятельность.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы: итоговое занятие «Деловая игра «Я - волонтер!», беседа, контрольное тестирование, наблюдение, презентация, периодичность и качество участия в конкурсах, мероприятиях различного уровня.
В ходе обучения по программе особое внимание уделяется не только освоению учащимися содержания образования, получению информации, необходимой для работы, но и отработке и закреплению практически применимых знаний и умений.
В качестве входной диагностики применяются анкета «Анкета волонтёра», диагностика способностей и интересов учащихся коллективов социально-гуманитарного направления (для анализа наличия/отсутствия опыта волонтёрской деятельности и личностных качеств волонтёров) (приложения № 1, 8).
Текущий контроль ведется в течение всего года: педагогическое наблюдение, беседы, опросы.
В качестве промежуточной аттестации используются игра «Что я знаю о волонтёрстве?» и мониторинг участия обучающихся в мероприятиях (приложение № 4), педагогическое наблюдение, педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, организованных в выбранном формате.
В качестве итогового контроля - проведение деловой игры «Я - волонтер» (приложение № 6), контрольное тестирование (приложение № 7) и педагогический анализ результатов (приложения № 9-10).
Критериями успешной реализации программы можно считать проявления поведения, говорящие о сформированности следующих личностных качеств: мотивация к добровольческой деятельности, коммуникабельность, толерантность, креативность, умение взаимодействовать в группе.
В начале года на каждого обучающегося по программе «Клубное объединение «Волонтерский отряд «Аструм» заводится волонтерская книжка, ведется мониторинг дел, помощи в организации и проведении мероприятий разного уровня, мониторинг личного участия в мероприятиях, акциях, флешмобах, играх, конкурсах.
После освоения программы обучающиеся получают на руки заполненные организацией волонтерские книжки, подтверждающие их участие в социально – значимых для общества делах.
Учебный план клубного объединения «Волонтерский отряд «Аструм»,
1-й год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля, аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| |||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Кто такие волонтеры? История развития волонтерства (добровольчества) | 2 | 2 | Беседа, «Анкета волонтера», наблюдение | |
2. | Имена и культурное наследие известных российских меценатов | 2 | 2 | Презентация | |
3. | Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Роль волонтерства в личностном развитии. Добровольческая деятельность и профессиональное самоопределение. | 2 | 2 | Беседа, наблюдение | |
4. | Права и обязанности волонтеров. Концепция и кодекс волонтёрства | 2 | 1 | 1 | Беседа, составление кодекса волонтеров |
5. | Направления и принципы волонтерской (добровольческой) деятельности. Разнообразие форм участия в волонтерской деятельности | 4 | 2 | 2 | Беседа, наблюдение |
6. | Что необходимо знать и уметь волонтеру: требования, предъявляемые к волонтеру; личная книжка волонтера. Интернет-портал «Добро.ru»: зачем нужен? | 2 | 1 | 1 | Беседа, игра «Что я знаю о волонтерстве?» |
к волонтерской деятельности | |||||
7. | Тренинг личностного роста | 6 | 6 | Наблюдение, игра | |
8. | Тренинг коммуникативных навыков | 6 | 6 | Наблюдение, игра | |
9. | Тренинг толерантности | 6 | 6 | Наблюдение, игра | |
10. | Командообразущие тренинги | 6 | 6 | Наблюдение, тренинг «Сначала дружба, потом соревнование» | |
11. | Как волонтеры преодолевают трудности? | 4 | 2 | 2 | Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества» |
12. | Как и когда помогать? | 4 | 1 | 3 | Беседа |
13. | Календарь добрых дел | 2 | 2 | Практическая работа | |
| |||||
14. | Роль организатора. Культура речи и поведения. Выбираем лидера. | 2 | 1 | 1 | Беседа, тест на выявление лидерских качеств |
15. | Социальный квест «Не умеешь – научись» | 2 | 2 | Игра, наблюдение | |
16. | Настольная игра «Мы – команда добрых дел» | 2 | 2 | Игра, наблюдение | |
| |||||
17. | Информационный буклет. Принципы создания, технология и дизайн. | 6 | 1 | 5 | Наблюдение, создание информационного буклета |
18. | Листовка. Технология создания, дизайн. | 6 | 1 | 5 | Наблюдение, создание листовки |
19. | Освещение деятельности волонтеров через социальные сети. | 2 | 1 | 1 | Беседа, составление информационного пресс-релиза |
20. | Привлекаем новых волонтеров | 2 | 1 | 1 | Практикум |
| |||||
21. | Наши мероприятия: от идеи – к результату | 6 | 2 | 4 | Беседа, практикум |
22. | Доверяй, но проверяй | 2 | 1 | 1 | Беседа |
23. | Дружим с другими организациями | 2 | 2 | Беседа | |
24. | Продумываем свой социальный проект. Этапы социального проекта | 16 | 2 | 14 | Беседа, наблюдение, практикум |
25. | Квест как форма социального проекта | 6 | 1 | 5 | Беседа, наблюдение, практикум |
26. | Анализ социальных проектов | 2 | 2 | беседа | |
27. | Защита социальных проектов | 4 | 4 | Практическая работа | |
| |||||
28. | Понятие ЗОЖ. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности | 6 | 1 | 5 | Беседа |
29. | Виды зависимостей и их влияние на жизнь человека. Составление анкеты для подростков. | 6 | 1 | 5 | Презентация, беседа |
30. | Создание социальной рекламы, флаеров, плакатов, памяток, рекомендаций по пропаганде ЗОЖ | 6 | 1 | 5 | Беседа, создание рекламного продукта |
| |||||
31. | Организация и проведение экологических акций | 10 | 2 | 8 | Беседа, наблюдение, просмотр и обсуждение роликов |
| |||||
32. | Чему может научить волонтерство (добровольчество)? | 2 | 1 | 1 | Беседа, обсуждение |
33. | Я – доброволец, а это значит… | 4 | 1 | 3 | Беседа, дискуссия |
34. | Итоговое занятие. Игра «Я – волонтер» | 2 | 2 | Игра, тест | |
144 | 33 | 111 |
Содержание программы
клубного объединения «Волонтерский отряд «Аструм»»,
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Кто такие волонтеры? История развития волонтерства (добровольчества). Понятия «Доброволец», «Волонтер». Мотивация волонтерской деятельности. История развития волонтерства (добровольчества).
Теория: Просмотр видеороликов. Обсуждение деятельности волонтеров и необходимость волонтёрства в нашем поселении.
Тема 2: Имена и культурное наследие известных российских меценатов.
Теория: просмотр презентации.
Тема 3: Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Роль волонтерства в личностном развитии. Добровольческая деятельность и профессиональное самоопределение.
Теория. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.
Практика: Творческое задание «Что я знаю о волонтерах?».
Тема 4. Права и обязанности волонтеров. Концепция и кодекс волонтерства.
Практика: составление кодекса волонтерства, памятки «Права и обязанности волонтера».
Тема 5. Направления и принципы волонтерской (добровольческой) деятельности. Разнообразие форм участия в волонтерской деятельности.
Тема 6. Что необходимо знать и уметь волонтеру: требования, предъявляемые к волонтеру; личная книжка волонтера. Интернет-портал «Добро.ru»: зачем нужен?
Практика: работа с порталом, заполнение личных книжек волонтеров.
Тема 7. Тренинг личностного роста.
Теория: Понятие «личностный рост». Возможности человека.
Практика. Тренинговые задания: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
Тема 8. Тренинг коммуникативных навыков.
Теория. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта.
Практика. Тренинговые задания. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
Тема 9. Тренинг толерантности.
Теория. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
Практика. Тренинги, игры.
Тема 10. Командообразущие тренинги.
Практика. Тренинг «Сначала дружба, потом соревнование». Упражнения «Синергия», «Остров», «Я в команде» и другие.
Тема 11. Как волонтеры преодолевают трудности?
Теория. Общение с незнакомыми и малознакомыми людьми. Выстраивание приоритетов по отношению к тому, что важно и срочно, и к тому, что может подождать.
Практика. Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества»
Тема 12. Как и когда помогать?
Теория. Виды волонтерской помощи. Понятия «милосердие», «добро», «забота».
Тема 13. Календарь добрых дел
Практика. Составление календаря добрых дел.
Тема 14. Роль организатора. Культура речи и поведения.
Теория. Понятие «организатор». Роль организатора в проведении мероприятий. Культура речи и поведения организатора. Качества организатора.
Практика. Игра «Я – ведущий». Упражнения и игры.
Тема 15. Социальный квест «Не умеешь – научись».
Практика. Игра.
Тема 16. Настольная игра «Мы – команда добрых дел».
Практика. Игра.
Тема 17. Информационный буклет. Принципы создания, технология и дизайн.
Теория. Беседа. Просмотр буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика: Создание буклета самостоятельно.
Тема 18. Листовка. Технология создания, дизайн.
Теория. Беседа. Просмотр листовок. Принципы создания и оформления информационных листовок. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема листовки. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика: Создание листовок.
Тема 19. Освещение деятельности волонтеров через социальные сети.
Теория. Знакомство с социальными сетями. Возможности и опасности социальных сетей. Правила работы с социальными сетями. Освещение деятельности волонтеров посредством социальных сетей.
Практика. Написание пробных статей, размещение в социальных сетях.
Тема 20. Привлекаем новых волонтеров.
Практика. Групповая работа.
Тема 21. Наши мероприятия: от идеи – к результату.
Теория. Этапы планирования и проведения мероприятия.
Практика. Составление плана проведения мероприятия.
Тема 22. Доверяй, но проверяй.
Теория. Как не попасть на удочку мошенников в ходе волонтерской деятельности. Как выглядит предложение мошенников. Что делать, если вы оказались обманутым.
Тема 23. Дружим с другими организациями.
Теория. Основные задачи установления партнерских отношений с другими объединениями.
Тема 24. Продумываем свой социальный проект. Этапы социального проекта.
Теория. Понятие «социальный проект». Этапы проектирования.
Практика. Работа с проектами.
Тема 25. Квест как форма социального проекта.
Теория. Понятие «квест». Применение квестов в добровольческой деятельности.
Практика. Проведение квеста «Потерянные ценности».
Тема 26. Анализ социальных проектов.
Практика. Обсуждение проектов.
Тема 27. Защита социальных проектов.
Практика. Защита проектов.
Тема 28. Понятие ЗОЖ. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности.
Теория. Здоровый образ жизни. Как формировать здоровые привычки. Плюсы ЗОЖ. Просмотр видеороликов.
Практика. Составление карты своего здоровья.
Тема 29. Виды зависимостей и их влияние на жизнь человека.
Теория. Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость.
Практика. Составление анкеты для подростков.
Тема 30. Создание социальной рекламы, флаеров, плакатов, памяток, рекомендаций по пропаганде ЗОЖ.
Теория. Понятия «социальная реклама», «флаер», «плакат», «памятка». Отличия и сходства печатной продукции. Назначение и применение печатной продукции.
Практика. Творческие задания (создание макетов печатной продукции).
Тема 31. Организация и проведение экологических акций.
Практика. Разработка положения о проведении акции, организация и проведение акции.
Тема 32. Чему может научить волонтерство (добровольчество)?
Практика. Обсуждение.
Тема 33. Я – доброволец, а это значит…
Практика. Обобщение знаний.
Тема 34. Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов деятельности за год по результатам мониторинга.
Методическое обеспечение клубного объединения
- Диагностическая карта способностей и интересов обучающихся (приложение № 3).
- Методическая литература по организации и проведению тренингов.
- Методические рекомендации по оформлению фото-, видеоотчета, презентации, информационно-просветительских материалов (буклеты, флаеры, листовки).
- Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции, благотворительные аукционы, интеллектуальные игры, квесты, флешмобы, акции).
- Описание деловых игр, используемых в программе.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в учебном кабинете, площадь которого составляет 19 кв. м. Кабинет оборудован современной мебелью (столы, стулья). Имеется интерактивная доска и проектор. Для участия в массовых мероприятиях имеется волонтерская форма (футболки, ветровки).
Перечень технических средств:
Компьютеры (ноутбуки);
мультимедиа;
фотоаппарат;
аудио-, видеоаппаратура;
Интернет-ресурсы.
Перечень материалов, необходимых для работы на занятиях:
канцелярские принадлежности, бумага, ножницы, клей, картон, ватманы, карандаши, ручки, фломастеры.
Список литературы и интернет-источников
Для педагога:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: [Текст]. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.2994 г. (посл. ред. 05.05.2014 г.) [Электронныйресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
- Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях» закон: [от 19 мая 1995 г]. № 82-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
- О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144647/
- О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 23 декабря 2010 г., 5 мая 2014 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162618/
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ [Электронный ресурс] //RG.RU Российская газета. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/04/07/nko-dok.html
- О добровольчестве (волонтерстве) № 300326-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.06.2013г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=107564
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. №301-р, от 28 февраля 2009 г. №251-р, от 16 июля 2009 г. №997-р) [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. Режим доступа: - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90356/
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий [Электронный ресурс] // Добровольческое сообщество Санкт-Петербурга. – Режим доступа: http://dobrostarspb.jimdo.com/.
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р [Электронный ресурс] // BestPravo: информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-zakony/y2r.htm.
- Арсеньева Т.Н. Служить другим, чтобы найти себя (волонтёрство и поступление в вуз)/ Т.Н. Арсеньева, Х.Т. Загладина, Э.Д. Кондракова // Образовательная политика. 2015. № 4 (70).
- Арсеньева Т.Н. Школа волонтёра. 5-7 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/ Т.Н. Арсеньева, А.В. Коршунов, А.А. Соколов. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с. – (Внеурочная деятельность). – ISBN 978-5-09-073718-0.
- Бобченко Т.Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов/ Т.Г. Бобченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 132 с. – (Высшее образование). – Текст: непосредственный.
- Волонтёрство: шаг за шагом: дополнительная общеразвивающая программа для профессиональных образовательных организаций/ Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 40 с. – (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование).
- Волонтёрство: шаг за шагом: методические рекомендации к дополнительной общеразвивающей программе для профессиональных образовательных организаций/ Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. – 104 с. – (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование).
- Волонтёрство: шаг за шагом: справочник волонтёра: учебное пособие для студентов профессиональных образовательных организаций/ Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 80 с. – (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование).
- Дорогою добра: учебное пособие по курсу развития добровольческого движения для 7 класса общеобразовательных организаций / Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 56 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).
- Загладина Х.Т. Волонтёрство и реализация социального потенциала детей и молодёжи в контексте российской образовательной политики / Х.Т. Загладина / / Образовательная политика. 2014. № 4 (66).
- Загладина Х.Т., Шульгина И.Б. Методические рекомендации к курсу по развитию добровольческого движения «Дорогою добра» для 5-9 классов общеобразовательных организаций/ Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 216 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).
- Основы волонтёрской деятельности: Учебное пособие / Под ред. Фирсовой И.А., Крайневой Р.К. – М.: Прометей, 2020. – 214 с.
- Программа курса по развитию добровольческого движения «Дорогою добра». 5—9 классы. 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 32 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
Интернет-ресурсы
- РДШ – Российское движение школьников: https://рдш.рф/
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр): http://роспатриотцентр.рф/
- Федеральный портал для добровольцев Добро.ru: https://dobro.ru/
- Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики»: https://волонтеры-медики.рф/
- Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы»: https://волонтерыпобеды.рф/
- Всероссийское общественное детско-юношеское движение «Школа безопасности»: https://www.ruor.org/school-of-safety/
- Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»: https://mil.ru/youtharmy/info.htm
Для обучающихся
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации:[Текст]. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
- О добровольчестве (волонтерстве) № 300326-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.06.2013г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=107564 Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий [Электронный ресурс] // Добровольческое сообщество Санкт-Петербурга. – Режим доступа: http://dobrostarspb.jimdo.com/
- Волонтёрство: шаг за шагом. Блокнот волонтёра: учебное пособие для студентов профессиональных образовательных организаций/ Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. –64 с. – (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование).
- Волонтеры. Рассказы для детей: Книга для чтения с заданиями / Таня Беринг. – М.: Русский язык. Курсы. 2016. – 88 с. (Серия «КЛАСС!ное чтение»).
- Доброволецъ: Делать добро проще, чем кажется [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные.- Режим доступа: http://www.dobrovolno.ru
- Ильина, И. Волонтерство в России [Текст]/И. Ильина // Интернет советы. Режим доступа: http://www.isovet.ru/
Интернет-ресурсы
- РДШ – Российское движение школьников: https://рдш.рф/
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр): http://роспатриотцентр.рф/
- Федеральный портал для добровольцев Добро.ru: https://dobro.ru/
- Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики»: https://волонтеры-медики.рф/
- Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы»: https://волонтерыпобеды.рф/
- Всероссийское общественное детско-юношеское движение «Школа безопасности»: https://www.ruor.org/school-of-safety/
- Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»: https://mil.ru/youtharmy/info.htm
Список книг, рекомендованных для прочтения школьниками
в рамках обучения по программе «Мы – команда»
5-7 класс
- Катаев В.П. «Цветик-семицветик»;
- Андерсен Х.К. «Снежная королева»;
- Чуковский К.И. «Айболит»;
- Непомнящая Д.Н. «Мама для мамонтёнка»;
- Гайдар А.П. «Тимур и его команда», «Клятва Тимура»;
- Бруштейн А.Я. «Дорога уходит вдаль»;
- Крапивин В.П. «Мальчик со шпагой»;
- Твен М. «Приключения Тома Сойера»;
- Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей»;
- Дюма А. «Три мушкетёра»;
- Сент-Экзюпери А. «Маленький принц», «Планета людей»;
- Яковлев Ю. «Зимородок»;
- Льюис К.С. «Хроники Нарнии»;
- Булычёв К. «Сто лет тому вперёд»;
- Железников В.К. «Чучело»;
- Войнич Э.Л. «Овод»;
- Власов А.Е., Млодик А.М. «Армия Трясогузки»;
- Брэдбери Р. «451° по Фаренгейту»;
- Бичер-Стоу Г. «Хижина дяди Тома»;
- Линдгрен А. «Расмус-бродяга».
8-9 класс
- Брэдбери Р. «Марсианские хроники»;
- Толстой А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина»;
- Ремарк Э.М. «Три товарища»;
- Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное Ухо»;
- Скотт В. «Айвенго»;
- Лондон Дж. «Белый клык»;
- Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. «Трудно быть Богом»;
- Васильев Б.Л. «Экспонат № …»;
- Горький М. «Старуха Изергиль»;
- Куприн А.И. «Чудесный доктор»;
- Лихачёв Д.С. «Письма о добром и прекрасном»;
- Пантелеев Л. «Честное слово»;
- Паустовский К.Г. «Тёплый хлеб»;
- Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица», «Неизвестный солдат»;
- Солженицын А.И. «Матрёнин двор»;
- Обручев В.А. «Земля Санникова»;
- Грин А.С. «Алые паруса»;
- Рыбаков А.Н. «Каникулы Кроша»;
- Льюис К.С. «Племянник чародея»;
- Каверин В.А. «Два капитана»;
- Толкиен Дж. Р.Р. «Хоббит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...