Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] через использование элементов арт-терапии и современных технологий»
план-конспект

Любимова Анастасия Сергеевна

Конспект логопедического занятия, с использованием элементов арт-терапии. Арт-терапия дает возможность возможность детям воспринимать занятие как игру и творческую деятельность. Ребята с удовольствием используют куклы-перчатки, песочную терапию, это помогает облегчить и ускорить процесс автоматизации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_konspekt_konkurs.docx162.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] через использование элементов арт-терапии и современных технологий»

Возраст детей

Дети 6-7 лет/подготовительная группа компенсирующей направленности.

Форма проведения Од

Логопедическое занятие

Цель

Формирование у детей правильного произношения звука [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложении.

Программные задачи

Образовательные: уточнить представления детей о звуке [Ш].

Коррекционные:

  • закрепить навыки правильного произношения звуков [Ш] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать речевое дыхание;
  • учить изменять силу голоса;
  • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

Развивающие:

  • закрепить умение определять наличие звука в слове;
  • закреплять навыки звукового анализа слов;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • упражнять в изменении  существительных  при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

 Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

Виды детской деятельности

-познавательная;

-коммуникативная;

-двигательная.

Формы организации детской деятельности

-совместная деятельность взрослого и детей;

-самостоятельная деятельность детей.

Ресурсы

Технические средства: мультимедийный проектор, презентация с изображением лесного домика, интерактивная песочница, Kinect оборудование («играй и развивай»), куклы-перчатки (по количеству детей), СТЭМ оборудование.

Раздаточный материал: зеркала по количеству детей, макет дерева с пустыми листиками-окошками, карандаши.

Ожидаемые результаты

Закрепить произношение звука [Ш], развитие у детей фонематического слуха и восприятия, закрепление навыка анализа и синтеза слов.

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Планируемый результат

Организационный этап

-Здравствуйте ребята, сегодня замечательный день! Хорошее ли у вас настроение? Улыбнитесь соседу справа, и слева! Пусть наше сегодняшнее занятие подарит вам хорошие воспоминания!

Повторим хором правило правильной речи:

Каждый день, всегда, везде,      

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

Дети приветствуют друг друга и педагога, улыбаются друг другу, повторяют стишок.

Создать комфортную атмосферу для дальнейшей работы, сконцентрировать внимание детей.

Мотивационно-ориентировочный этап

Прежде чем начать наше занятие, скажите мне, а вы умеете отгадывать загадки? 4 загадки, за каждый правильный ответ, я буду вручать вам кусочек пазла, и когда мы отгадаем все загадки, посмотрим, что у нас получится.

  1. Завяжет ушки, сидит на Танюшке? (Шапка).
  2. Странный зверь: Две лапы впереди, мех с наружи да пусто внутри? (Шуба).
  3. Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода? (Шарф).
  4. Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал? (Шарик).

 Молодцы! Какой 1 звук во всех словах? Звук [Ш], а что получилось на вашем пазле? Тоже звук [Ш].

Угадали, так значит о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? Верно, звук [Ш].

Дети определяют тему занятия, аргументируют свою точку зрения, вступают в диалог.

Пазл

Учатся анализировать полученную информацию, коммуницировать друг с другом и педагогом.

Практический этап

Молодцы ребята, а скажите любите ли вы в теплую солнечную погоду гулять по лесу? Ну раз любите…. Я предлагаю вам отправится на поиски сказочного домика в котором спрятан волшебный сундучок! Поможете мне его отыскать?

 (На слайде показывается изображение лесного домика).

-Отправимся с вами в гости в лесной домик? (ДА!)

Тогда закройте глаза и представьте, что мы сейчас идем по лесной тропинке. Откройте глазки, покажите какие там большие деревья.

Дети поднимают руки вверх.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш зашелестели листья

Дети быстро –быстро шевелят пальчиками.

Подул холодный ветер: с-с-с-с закачались сосны.

Дети покачивают и машут руками.

Ветер затих- не шевелятся больше ни листочки, ни цветочки

Дети расслабляются

Снова подул ветер снова издают звук Ш-ш-ш-ш покачивают и машут руками.

Развитие воображения, правильной артикуляции заданного звука.

Вот мы и пришли к нашему лесному домику, но поскольку домик не простой, а волшебный, чтоб получить свою посылку нам нужно постучать особым образом!

- Сможем?(ДА!)

Дети по очереди, и все вместе воспроизводят ритмический рисунок стуча кулаком по парте.

Развитие чувства ритма.

Логопед достает коробок с игрушками, ребята, а вот и наш волшебный сундучок который поможет нам превратиться в волшебных персонажей!(В сундуке куклы-перчатки).

Логопед: Ребята, придумайте своим куклам имена, чтоб в них была буква Ш

Дети придумывают куклам имена. Предположительные ответы детей: Маша, Шура, Кеша, Саша.

Закреплять навык определения звука в слове, составления слова с заданным звуком.

Какие красивые у наших кукол имена, пусть они познакомятся и представятся друг другу......а давайте теперь с их помощью проведем артикуляционную и пальчиковую гимнастику, для подготовки наших язычков, чтоб они старались говорить!».  Давайте с помощью артикуляционной гимнастики покажем, что мы видели в лесу:

-В лесу широкие тропинки (упражнения для языка «Лопата» ладони повернуты тыльной стороной вниз).

-Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнения для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх-вниз).

- Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).

Дети повторяют за педагогом.

Укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Вот ребята мы и размяли свои язычки, теперь давайте с вами покажем, как наши куколки могут изменять голоса и говорить чистоговорки! (грубым и писклявым голосом, затем поменяться)


Ша-ша-ша - уложили малыша.

Ши-ши-ши - груши очень хороши.

Дети надев на руку куклу-перчатку, проговаривают чистоговорки изменяя голос на писклявый, и на грубый.

Развивается умение управлять силой голоса, интонацией.

Молодцы ребята, как здорово вы все умеете менять свои голоса! А теперь посмотрите на песочницу, кто пришел к нам в гости? (На интерактивной песочнице включается изображение мальчика-звуковичка). Он пришел к нам в гости, но совсем запутался, как ему одеться. Поможем ему?

Дети при помощи интерактивной песочницы одевают мальчика-звуковичка, давая характеристику звуку [Ш] согласный, глухой (звоночек на голову на одеваем), твердый (обуваем два синих ботинка).

Закрепляется умение давать характеристику звуку, навык работы с интерактивной песочницей.

Ребята, вы молодцы помогли мальчику-звуковичу, и он передал для вас конверт с еще одной просьбой, поможем ему?

-ДА! В конверте находятся слова, в которых есть звук [Ш], вам нужно определить где он находится, начале слова в середине или в конце, в помощники вам Звуковичок оставил своих друзей (СТЭМ оборудование), если вы слышите звук [Ш] в начале слова, вы поднимаете голову динозавра, если в конце, хвост, если в середине, то целого динозавра. Вам понятно задание?

-ДА!

Шок, каша, малыш, шина, гуляш, лошадка, камыш, финиш, шампунь.

Дети выполняют действие по инструкции.

СТЭМ

Развитие фонематического слуха, навыка выполнения действия по инструкции.

Ребята, какие вы молодцы,  как здорово вы выполнили  задание , но что-то мы с вами засиделись, и я приглашаю вас на веселую зарядку (Kinect оборудование). Сейчас мы будем лопать шарики, внимательно слушай те задание, у каждого из вас шарики будут разного цвета.

Здорово! Вы с легкостью поймали все шарики! Ребята, какой первый звук в слове «Шар»

Дети подходят к проектору по которому начинают лететь шарики, каждый лопает шарики названного ему цвета.

Дети отвечают: «Звук [Ш]»

Развитие зрительно-моторной координации.

Логопед: ребята, а какое сейчас время года?

А какие приметы осени вы знаете?

Все верно, посмотрите в окно на деревьях уже опадают листья? Вы же помните, что мы пришли в волшебный лес, и пока мы делали веселую зарядку, я видела, как некоторые листики залетели к нам в комнату, ну — ка давайте попробуем  их отыскать, но эти листики были волшебными, как и все в нашем лесу, поэтому если вы найдете листик на котором рисунок со словом в котором есть звук ш, то клеим его на дерево на доске (прикреплен макет с деревом без листьев), а если звука ш в слове нет, то отдаем мне. Задание понятно?

Дети отвечают: «Осень»

Предположительные ответы детей: «Опадают листья на деревьях, улетают птицы, идут дожди и т.д.»

Дети в комнате ищут заранее прикрепленные листики с картинками, определяют наличие звука в слове.

Уточнение знаний о временах года, приметах

осени.

Закрепить умение определять наличие звука в слове.

Какое красивое дерево у нас вышло! Вы все молодцы! Но посмотрите на свои столы у каждого из вас там есть дерево с пустыми листиками, поможем деревьям?

-Да!

Я предлагаю каждому из вас вырастить свое дерево слогов, в каждом листике нужно вписать слог со звуком [Ш]. Чтоб вам было легче у меня для вас есть таблица-помощник.

Дети вписывают в пустые листики слоги (ша, шо, шу, ши, аш, ош и т.д.)

Закрепления навыка слогообразования.

Рефлексивно-оценочный этап

Логопед: вот какие нужные и красивые деревья мы с вами вырастили! Так кто сможет мне ответить какой звук мы с вами сегодня изучали? Что вам понравилось? Выберите подходящий смайлик.  

Спасибо всем за работу и внимание!

Дети отвечают на вопросы, выбирают подходящий смайлик.

Закреплен навык произношения звука [Ш], умеют выделять его в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Автоматизация звука "Ж"

Данное занятие направлено на формирование предикативной функции речи и отработку навыка правильного произношения звука "Ж" на данном речевом материале. На занятии используются разные виды деятельности...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука /л/ в словах и предложениях"

Материал могут использовать учителя-логопеды. В процессе занятия  закрепляется правильное произношение звука/л/ в словах и  предложениях; формируется умение согласовывать существительное ...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука Ш"

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука Ш"...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях"

представлены все этапы логопедического занятия и речевые  игры с речевым материалом, которые применяются для автоматизация звука С...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)

Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...