Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука Ш"
план-конспект

Вилкина Ирина Ивановна

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_sh.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по автоматизации звуков в речи.

 

Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах с открытыми слогами.

Цель: формировать навыки  правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах.

Задачи:

·        Обучающие

-уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука.

- учить произносить звук с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализатор.

- развивать навык звукового анализа и синтеза.

·        Коррекционно-развивающие

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

-совершенствование речемыслительных процессов ( анализ, синтез, обобщение, умозаключение)

- учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить.

·        Воспитательные

Воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.

 

                                      Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дидактическая задача: обеспечить учащимся рабочую обстановку, настроить детей на речемыслительную деятельность, организовать их внимание. Приветствие.

 

2. Актуализация знаний, умений, навыков.

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала.

 

2.1. Артикуляционная гимнастика.

Дидактическая задача: подготовить речевой аппарат к активной работе

- Чашечка

- Маляр красит потолок

- Вкусное варенье

- Желобок.

- Гусь рассердился.

 

2.2. Отработка произношения  слогов перед зеркалом.

Дидактическая задача: автоматизация произношения с опорой на различные анализаторы.

Ребёнок повторяет  за логопедом слоги перед зеркалом ( по подражанию)

Логопед: Повтори чётко  и внятно слоги со звуком Ш. Смотри на меня, а потом в зеркало, чтобы не ошибаться.

(ша-ша-ша; шо-шо-шо; шу-шу-шу; ши-ши-ши; ше-ше-ше)

2.3. Игра « Речевые и неречевые звуки» (Компьютерная игра «Игры для Тигры».

Дидактическая задача: учить выделять и различать речевые и неречевые звуки

Давай послушаем звуки и ответим, какие звуки являются речевыми, а какие нет( шелест листьев, шум прибоя, мама просит не шуметь- шшш, масло шипит на сковородке, ребёнок перед зеркалом отрабатывает правильное произношение звука Ш.)

Вывод: есть звуки природы, бытовой шум и речевые звуки.

2.4. Правильное произношение звука( положение губ, языка, воздушная струя)

Дидактическая задача: закрепление навыков правильного произношения звука Ш, с пояснением  и показом своих действий.

Вывод: Правильное произношение звука Ш очень важно, т.к. учимся произносить слова и слоги чётко и понятно.

2.5. Характеристика звука [Ш].

Дидактическая задача: учит давать  акустическую характеристику, пользуясь схемой.

 

3.Этап подготовки к сознательному усвоению.

 

Чтение  рассказа В. Драгунского «Трудная буква». Беседа по  рассказу о необходимости работы над правильным произношением. Вывод. Определение темы.

 

4. Этап усвоения новых  знаний .Работа над новым материалом.

Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

4.1. Чтение открытых слогов

Дидактическая задача: отработка навыка слитного слогового чтения.

Прочитай слоги чётко и понятно.( Схема.)

 

4.2. Игра « Добавь слог и получи слово».

Дидактическая задача: формирование интереса к языковым явлениям,

Развитие фонематического слуха.

Гру(ша), ка(ша), Ма(ша).  Пи(шу), но(шу) уку(шу). Пи(ши), у(ши), мы(ши)

 

4.3. Назови  первый слог и первый звук в слове.

Дидактическая задача: учить различать понятия ЗВУК и СЛОГ.

( шайба, шоколад, шутка, широкий, шептать)

 Вывод: Слог- это часть слова. Слог может состоять из 1,2,3звуков. Слова состоят из слогов и звуков.

 

4.4. Назови место звука Ш  в слове(начало, середина, конец)

Дидактическая задача: учить выделять нужный звук в слове, развитие фонематических процессов, мыслительных операций .

Шапка, кошка, шалаш, камыш, шпага, шишка.

 

4.5. Сделать звуко- буквенный анализ слова [шишка]. Составить с ним предложение.

Дидактическая задача: совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, формировать представление о слове как о единице предложения.

Физкультминутка.

Дидактическая задача: повышение работоспособности и активизация познавательной деятельности. Профилактика переутомления. Короткий отдых.

 

5. Этап закрепления

Дидактическая задача: Развитие речемыслительной деятельности, концентрация внимания.

- Уточнение правильной артикуляции [Ш]

-Для чего нужно правильное произношение звука [Ш]

- Дать характеристику звука [Ш]

 

6. Подведение итогов.

Дидактическая задача: дать анализ и самооценку своей деятельности, наметить перспективу последующей работы.

- Чему учились? Какие знания и умения помогли нам выполнить задание?

- Как вы сегодня работали? Над чем ещё следует поработать?

 

 Ресурсы: настенное зеркало, ПК,  компьютерная игра «Игры для Тигры» картинки. схемы, рассказ В.Драгунского «Трудная буква».

 

Прогнозируемые результаты.

После изучения данной темы ребёнок может

 

Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении Ш,   правильное произношение звука Ш как изолировано так и в слогах открытого типа, и в словах с открытыми слогами.

 

 

Уметь: правильно произносить  звук Ш , открытые слоги со звуком Ш,

слова с открытыми слогами. Выделять звук Ш из разных позиций в слове.

Давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия Звуки Л,Ль. Буква Л.

Конспект фронтального  занятия для детей подготовительной  к школе логопедической группы по обучению к грамоте. Учим букву Л. Звуки Л-Ль....

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.

       Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква М"

Конспект урока  для детей с ОНР....

Конспект логопедического занятия " Звук "ш"

Цель данного занятия- развития фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста. В конспекты представлены авторские рифмовки....

Конспект логопедического занятия "Звуки и буквы Ш-Ж"

КОНСПЕКТ логопедического занятия с учащимися 1-х классов, имеющих нерезкое  общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи(НОНР и ФФНР)....

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Э » в средней группе для детей с ОВЗ

На занятии возможно обобщить представления детей о весне,учить называть приметы весны, работать над лексико-грамматическим строем.Также дети знакомятся с новым звуком и его характеристиками. ...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква "З"

Познакомить детей со звуком З и его характеристикой...