«Повышение качества образования: основные проблемы и перспективы»
статья

Осипова Екатерина Михайловна

Доклад - выступление на педагогическом совете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад для ПС "Качество"33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет (доклад Осиповой Е.М.)

«Повышение качества образования: основные проблемы и перспективы»

Термин «качество образования» мы всё чаще слышим на всех уровнях образовательного пространства, т.к. все субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества образования (педагоги, обучающиеся, родители, органы УО, работодатели и т.п.). Сегодня о проблемах именно качественной стороны образования высказываются ученые, политики. Обсуждается само понятие и его показатели. 

Что есть качество – это совокупность характеристик продукта или услуги, это удовлетворение требований потребителя, соответствие результата труда некоторым заданным стандартам.

Качество образования:

1) совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один объект от другого; придающих ему определенность;

2) соответствие результата образования поставленной цели .

Что такое качество образования? Понятие «качество образования» раскрыто в ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012г. (ст.2 п.29): «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС…  ФГОС, говоря о качестве  образования в школе, предъявляет определенные требования: к  качеству результатов, к качеству образовательного процесса, к  качеству условий. Качество образования -  есть не только качество конечных результатов, но и всех процессов, условий, влияющих на конечный результат.

        (Погружение в тему – лист А4, ручка) Уважаемые коллеги, предлагаю  использовать один из приемов по технологии «Французские демарши»: обведите правую руку - напишите слова, словосочетания, описывающие ваши чувства, которые возникают у вас по данной теме(2-3 мин). На др. стороне листа – выбрать наиболее значимое слово( словосочетание) на данный момент  для вас. Разделите лист на две половинки. На 1-ой половинке напишите слова-синонимы, вызывающие положительное отношение к выбранному слову, на 2-ой – слова-синонимы, вызывающие отрицательное отношение (2-3 мин). Запишите кратко свою позицию по отношению к теме, используя основное слово (словосочетание) и 3 слова, взятые из каждой колонки. Желающие выразить свою позицию. Спасибо.

А теперь представим, все классы по всем предметам имеют качество знаний - 100%, успеваемость – 100%. А что дальше, как будем представлять качество в этом случае? Качество образования, утверждают ученые, это процесс постоянного совершенствования. Движение «троечника»  к четверке - есть качество и т.д. Качество – это такая категория, которая никогда не достигнет своего идеального уровня. Оно всегда может быть улучшено. По мнению многих ученых, незавершенность процесса – это есть постоянно тревожащий фактор, в нашем случае, педагога.

Проблему повышения качества образования можно рассматривать как проблему: кадрового обеспечения образования; содержания и программно-методического обеспечения процесса обучения; организации обучения; недостаточной объективности оценок, создания действующей системы управления качеством в школе.

Как же измерить, сравнить и оценить качество образования? Педагоги определяют качество как: низкое, удовлетворительное или высокое. При определении понятия «качество образования» мы имеем ввиду прежде всего «качество обучения». Согласно ФГОС, обучение направлено на формирование планируемых образовательных результатов, но при их оценивании  выявлен ряд проблем. Одна из них – система оценивания предметных результатов (критерии оценивания письменных контрольных работ в начальной школе не изменялись с 1984 года).  А как же быть с метапредметными, личностными результатами? И в этом случае нет системы единых, четких показателей оценки личностного развития. 

Одна из задач вышеупомянутой ФЦП развития образования – формирование востребованной СОКО (системы оценки качества образования) и образовательных результатов. При этом система оценки достижения планируемых  результатов включает: внешнюю и внутреннюю систему оценивания (согласованные):

А. Внешняя  - внешними службами: ГИА-ст.92 ФЗ, НОКО - ст. 95 ФЗ, мониторинговые исследования муниципального, региональнального и федерального уровней - ст.97 ФЗ.

Б. Внутренняя – ОО (обучающимися, педагогами, администрацией): стартовая (входная) диагностика; текущая, тематическая оценка; портфолио; внутришкольный мониторинг образовательных достижений; промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Направления оценки качества образования:

- ГИА 9-х и 11-х классов;

-лицензирование и аккредитация;

-самообследование, самоанализ ОО;

-профессиональная аттестация педагогов;

-мониторинг уровня обученности на основе проведения диагностики образовательных достижений учащихся;

-внутришкольный контроль, направленный на определение уровня  обученности и социально-психологического развития учащихся.

Работа над повышением качества должна вестись во всех видах деятельности,  направлениях ОО: в учебно-воспитательном процессе, в совершенствовании педагогического мастерства, во взаимодействии с семьей, в укреплении и развитии материально-технической базы школы…

Учителя часто задаются вопросом: в чем специфика качества в сфере образования? Необходимо выделение четких показателей качества не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Таких однозначных сегодня нет. Выработка их требует большой осторожности и деликатности. В этой ситуации пытаются идти по единственно верному пути: сформировать свой неповторимый профиль. Изучение качества того, что делает сам  коллектив, позволяет  четко видеть те элементы и направления работы, которые нуждаются в совершенствовании.

  «Исход крупных дел часто зависит от анализа мелочей» - говорил Публий Овидий Назон, древнеримский поэт.

Изучая вопрос качества образования, приходим к выводу: о необходимости выделить собственные показатели качества образования (КО), а также способы их диагностирования, контроля посредством ВШК.

О каких показателях можно говорить, если речь идет о КО:

1.Уровень ЗУН

2.Сформированность общеучебных умений, навыков

3.Удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом

4.Психологическое состояние учащихся в школе

5.Воспитанность обучающихся (должно быть на первом месте)

При организации и проведении ВШК возникают вопросы:

-как сформировать ВСОКО;

-как осуществить соответствие внутренней и внешней систем;

-как организовать внутришкольный  мониторинг образовательных достижений.

По отношению к формированию ВСОК четких показателей нет. Школа сама:

1.разрабатывает свою систему ОК;

2.принимает собственные локальные акты по регулированию системы;

3.определяет собственные критерии-показатели;

4.формирует график оценочных процедур;

Сформировать СОКО в ОО помогут разделы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» (Примерная основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования). Основной объект системы оценки результатов образования - планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы.

Принципы формирования ВСОКО:

-основа оценки – выявление достижения опорного (базового) уровня – «безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований ФГОС

-личностные результат -  на уровне ОО формируются, но не оцениваются (оценка в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований)

-метапредметные – спец.диагностические работы, итоговые проверочные, комплексные задания

-предметные – через оценку опорных учебных знаний, действий с предметным материалом

-итоговая – формируется на основе накопленной оценки: портфолио, по всем предметам,  оценок за выполнение минимум 3-4 итоговых работ (русскому языку, математике родному языку, комплексная работа на межпредметной основе).

-на основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования  УУД делается вывод о планируемых результатах – выпускник:

1. овладел опорной системой знаний и УУД

2. овладел на уровне осознанного произвольного овладевания

3. не овладел

Вопрос качества образования в школе затрагивает буквально каждого участника образовательного процесса. Об этом свидетельствуют основные положения Европейской концепции «Всеобщее управление качеством» в виде 9 принципов, применяемые к внутришкольному управлению качеством:

1.Ориентация на потребителя - «потребителями» продукта образовательной деятельности школ являются общество в целом, сообщество родителей, сами учащиеся. С изучения их запросов начинается движение к качеству.

2. Принцип лидерства - деятельность каждого сотрудника школы должна быть подчинена общим целям образовательного учреждения, рефлексией своего места в нем.

3. Вовлечение персонала - суть этого принципа – в распределении ответственности за результат между всеми работниками школы. В образовательном процессе нет второстепенных вопросов и ролей. Упущение какой-то детали, будь то доступность объяснения или освещенность рабочего места учащегося, может сыграть существенную роль.

4. Процессный подход - каждое дело, каждая образовательная процедура, мероприятие органически связано с другими, переходят один в другой.

5. Системный подход к менеджменту - управленческая команда держит в поле аналитического контроля всю ситуацию жизни школы. Приоритетным объектом внимания являются работающие в школе, их квалификация и мотивация труда.

6. Постоянное улучшение - любой сотрудник, педагог, ученик должны быть заняты поиском путей постоянного улучшения качества своего труда, его эффективности и оптимальности, внедрением новых учебных, организационных и информационных технологий.

7. Принятие решений на основе фактов - качественные управленческие решения могут быть приняты только на основе достоверной информации, полученной диагностическим путем.

8. Сотрудничество с клиентами

9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой - педагогическая интерпретация данного принципа обращает внимание на необходимость не причинять ущерба знаниям, развитию, здоровью учащихся, стараться делать все с «первого предъявления», не теряя время потом на исправление упущений, тщательно продумывать ход и последствия всех проводимых в школе мероприятий.

 (Предлагается выход) В проекте Концепции общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) подчеркивается, что «…необходимо предусмотреть единую информационную систему, в которую будет собираться информация оценочных процедур, мониторингов…Необходимо решить проблему дублирования собираемой информации, которая сегодня осложняет  работу системы образования…».

Формирование системы оценки КО на уровне ОО – первоочередная задача образовательной практики. В настоящее время наблюдается рассогласованность между индикаторами и показателями формирующейся СОК на региональном и муниципальном уровнях и критериями ОКО в ОО.

Существующая практика оценивания основывается на данных внутришкольного контроля, организованного, как правило, без учета современных требований к сбору, обработке и интерпретации управленческой информации.  Кроме того,  в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи, нет готового инструментария. К существующим недостаткам системы ВШК следует отнести:

- игнорирование индивидуальных учебных достижений каждого ученика

- неточность(невалидность) измерительного материала

-стихийность контроля

-непрезентативность исследуемых выборок

-эмпирический характер анализа внутришкольной информации

- отсутствие ориентации на потребителя образовательных услуг

-несвоевременное получение информации о качестве образовательного процесса.

Система ОКО должна стать инструментом, обеспечивающим надежной информацией руководителя, заместителей руководителя, учителей ОО для своевременного реагирования в достижении высокого качества образования.

Качество можно достичь быстрее, когда каждый будет чувствовать свою сопричастность. Поэтому возникает необходимость пересмотреть ВШК и СО с позиции, которая выстроена в системе «контроль - самоконтроль – коллективные формы контроля». Материал, который поможет вам, находится на столах. Что именно вы предполагаете под контролем?

(работа в группах)

Какой должна быть новая система оценки качества образования? Какие уровни, параметры, критерии положены в её основу, каков измерительный инструментарий? Как она коррелируется с существующими нормами и государственными стандартами образования? На эти и другие вопросы нам предстоит  найти  с вами ответы.

Простая формула: «Не можешь учиться – научим, не хочешь учиться – заставим». Учеба – это направляемый труд.

 «Кто не знает, куда направляется, тот очень удивится, попав не туда»-английский писатель Марк Твен.

Качество обучения – один из главных критериев образования. Изучая этот вопрос, можно говорить о многом. Но самое главное, если  по завершении обучения, ваш учащийся скажет: «Знания мне нужны потому, что я должен стать человеком, гражданином своего Отечества, отцом, матерью, культурной личностью».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Резервы повышения качества образования: Вопросы, проблемы, возможности

Сообщение на методическом советеПриложение 1.Мониторинг качества         обучения, воспитания и развития студентов:...

Статья "Введение ФГОС как фактор обеспечения нового качества образования: достижения , проблемы, перспективы"

Задача современной образовательной   системы –    не напичкать ученика  фундаментальными     знаниями   (большинство которых никогда н...

Программа профессионального взаимодействия педагогов, ориентированная на повышение качества образования основной школы

Актуальность проекта обусловлена выявленным противоречием между социально-профессиональным заказом на организацию инновационной образовательной деятельности школы и низким уровнем мотивации субъектов ...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

«Проблемы и основные пути повышения качества образования в преподавании биологии»

Качество образования – это одна из основных проблем современного образования. Это процесс постоянного совершенствования в процессе обучения. Из чего же оно складывается?...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»

Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать лю...