«Проблемы и основные пути повышения качества образования в преподавании биологии»
статья

Татьяна Юрьевна Скоробогатова

Качество образования – это одна из основных проблем современного образования. Это процесс постоянного совершенствования в процессе обучения. Из чего же оно складывается?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorobogatova_t.yu_._18.12.2020.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проблемы и основные пути повышения качества образования в преподавании биологии»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Согласно теме педагогического совета «Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы»  нельзя не сказать, что качество образования – это одна из основных проблем современного образования. Это процесс постоянного совершенствования в процессе обучения. Из чего же оно складывается? 

  • из высокого уровня профессионализма педагогов;
  • из материально – технического обеспечения образовательного учреждения;
  • из создания комфортности в обучении учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний обучаемых.

Одной из актуальных проблем нынешнего образования является снижение интереса обучаемых к изучению предметов естественнонаучного цикла.

 

Однако нет нужды объяснять значение биологии, как прикладной, так и фундаментальной, в современном постиндустриальном обществе, так и значение других естественнонаучных дисциплин. Биологическое образование – существенная часть общего естественнонаучного образования обучаемых. Биология существенно дополняет и преобразует физическую картину мира, внося в неё знания об особенностях физико-химических процессов в живых системах разного уровня – клетка, организм, биоценоз, биосфера.

Биология – это всегда все аспекты медицины и питания, многие отрасли промышленности, а во многом и история цивилизации. Биология - одна из самых визуальных наук, её зрительные образы многоуровневые, красивые и концептуально сложные. Чтобы понять её основы, теперь необходимо видеть, как упрощенные изображения структур различных уровней, так и логические схемы и модели соответствующих процессов.

Любой учебный предмет, дисциплина имеет свои внутренние проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения.

Так как я начинающий учитель биологии, то на сегодняшний момент поделиться большим опытом не предоставляется возможным, но могу выявить основные проблемы и предложить пути повышения качества образования. Таким образом, мной было выявлено четыре основные проблемы в преподавании биологии:

Первая проблема «Слабые знания  школьного курса»

Биология представляет собой единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны. В школе из класса в класс педагоги учащимся постепенно раскрывают биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов и жизни в целом.

Поэтому особое внимание должно уделяться усвоению системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

Вторая проблема  «Работа с учебником, дополнительной литературой и материалом»

Актуальным сегодня является готовность учителя биологии проанализировать качество собственной педагогической деятельности, умение подвергнуть анализу источники биологической информации, которые предлагаются обучаемым, осуществлять самоконтроль и самообразование. Сегодня не все учащиеся могут работать с учебником и дополнительной литературой, обобщать и выделять главное. А это немаловажно, потому что на это затрачивается очень много учебного времени, вместо того, чтобы продуктивно работать на занятии, мы тратим время, чтобы научить обучаемых, как работать с учебником и другими источниками информации.

Третья проблема «Работа в микрогруппах»

На первый взгляд, любая работа в классе требует активности. Прослушивание лекции, просмотр учебного фильма, чтение учебника, традиционно относимые к пассивно-созерцательной деятельности, невозможны без особой интеллектуальной работы (например, постоянная концентрация, восприятие и понимание отдельных тезисов и их соотношение друг с другом, разделение важных и второстепенных идей). Однако часто в остатке после лекции или фильма остается немного. С одной стороны, ученики легко «отключаются» от происходящего и не работают, потому что просто не видят или не чувствуют необходимости в такой работе. С другой же стороны, даже у старательного ученика после рассказа учителя в голове могут остаться какие-то странные обрывки информации, случайные факты, неправильно понятые причинно-следственные связи. И это тоже может быть следствием недостаточной активности или ее плохой организации. Можно ли что-то с этим сделать?

Один из способов уменьшить психологическое давление оценки на ученика — ставить много оценок за самые разные формы работы. С одной стороны, активные методы — это всегда деятельность, результаты которой можно оценить, но, с другой стороны, игры или работа в микрогруппах усложняют оценку всех учеников сразу. Поэтому необходимо продумать, что и как оценивать, исходя из учебных целей. Например, учитель может поощрять хорошими оценками общую активность участников дискуссии, или их полные аргументированные выступления, или выступления пусть не полные, но соответствующие заданной форме высказывания, или, например, высказывания, удачно обобщающие предыдущие выступления.

Четвёртая проблема «Материально-техническое обеспечение лабораторно-практических занятий»

Перед биологическим образованием поставлена задача повышения качества усвоения знаний, привития учащимся умений самостоятельно пополнять и углублять знания, формирования умений и навыков использования знаний в учебной работе, на практике и в жизни. В связи с этим возникает необходимость систематической работы по формированию  у учащихся приемов рациональной учебной деятельности. Биология - наука экспериментальная, поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы обучающиеся не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ходе лабораторного практикума, который занимает важное место при обучении биологии. На лабораторных занятиях у учащихся не только повышается уровень знаний, но и развиваются практические умения и навыки, возникает способность каждого обучающегося к самостоятельному действию. Важно развивать у обучаемых специальные умения (наблюдать биологические явления, формулировать экспериментальную задачу, составлять план биологического эксперимента). Решению этих задач во многом способствует рациональная организация лабораторных занятий, на которых учащиеся самостоятельно, хотя и под руководством учителя, непосредственно изучают натуральные объекты, используя специфические для биологической науки методы.        

Данные занятия оказывают существенное влияние на умственное развитие учащихся, так как в ходе самостоятельного изучения биологических объектов у учащихся формируется целостное восприятие этих объектов, представление о них, вследствие  чего формируются различные биологические понятия и умения ими оперировать. Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ, учащиеся постепенно овладевают предметно-действенным анализом, что является неотъемлемым качеством творчески мыслящего человека.

Какие же выводы можно сделать?

Система образования, чтобы обрести свое новое качество и подготовить подрастающее поколение к жизни, постепенно переходит в режим инновационного развития во всех составляющих ее компонентах.

Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?». Не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование – средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает её самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Пути повышения качества образования"

Выступление на заседании секции учителей физкультуры научно-практической конференции юго-восточной зоны Подмосковья "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО и лучших классных руководителей...

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

"Пути повышения качества образования"

Презентация-доклад к учительской конференции...

«Пути повышения качества образования в логике компетентностного подхода»

Данный материал был представлен на конкурсе "Учитель года" в рамках второго этапа "Методическое объединение". Ресурс представлен в двух файлах: статья - обобщение опыта по теме и презентация....

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

Доклад: "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий."

на пути применения современных технологий в учебном процессе является: • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с к...

Доклад: "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий."

на пути применения современных технологий в учебном процессе является: • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с к...