Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»
статья по изобразительному искусству (изо)

Ольга Ивановна Горбачева

Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать любые предметы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений. Личность с таким типом мышления будет всегда готова к новым и постоянным изменениям в технологиях, а также будет получать моральное удовлетворение от решения своего рода интеллектуальных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbacheva_doklad_2021_avgust_.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»      (август, 2021 г)

                                                                                     

учитель изобразительного искусства

МБОУ БСОШ №2

Горбачева Ольга Ивановна

 Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать любые предметы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений. Личность с таким типом мышления будет всегда готова к новым и постоянным изменениям в технологиях, а также будет получать моральное удовлетворение от решения своего рода интеллектуальных задач. В программных документах Правительства Российской Федерации (Федеральный закон 2012г. «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» 2016г.) определена важность и значение системы дополнительного образования детей, содействующей развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи. В общеобразовательной школе востребованы творческие обучающиеся, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Для приобретения в полном объеме творческих способностей обучающимся не хватает урочного времени в общеобразовательных школах. Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. Дополнительное образование, отмечены основные задачи учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программ, организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. Закон подтверждает: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей») направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого;  адаптивность к возникающим изменениям. Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Проблемы формирования художественного творчества в концепции дополнительного образования детей анализируются в трудах В.А. Березиной, В.П. Голованова, Е.Б. Евладовой, А.В. Золоторевой, В.Н. Иванченко и др. Исследование педагогической литературы позволило сделать заключение о том, что результативным средством формирования и развития творческих способностей считаются занятия изобразительным и декоративно-прикладным трудом. Более подходящими (сенситивными) этапом в аспекте формирования творческих способностей является младший подростковый возраст (от 11 до 13 лет), что и объясняет актуальность работы на научно-практическом уровне. Многие отечественные и зарубежные ученые занимались изучением творческих способностей: Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.П. Зинченко, Б.М. Кедров, А.А. Мелик-Пашаев, С.А. Новоселов, С.В. Погодина, А.И. Савенков, Б.М. Теплов  и др. В их работах творческие способности, проявляемые в художественной деятельности, определяются как индивидуальные психологические свойства личности, обеспечивающие при благоприятных условиях успешность освоения и продуктивность выполнения художественной и художественноконструкторской деятельности, связанной с созданием новых художественных образов, смыслов и форм. Сопоставительный анализ научных трудов по проблеме развития творческих способностей обучающихся показал, что на сегодняшний день не нашли подходящей для этого процесса модели, отражающие закономерности развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов в условиях дополнительно образования при взаимодействии с общеобразовательным  учреждением. Все вышеперечисленное позволило выдвинуть ряд противоречий: на социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что с одной стороны обществу необходима личность с развитыми творческими способностями, но с другой стороны образование в учреждениях общего и дополнительного образования не в полной мере соответствует этому общественному запросу из-за того что в них недостаточно используется потенциал средств изобразительной и декоративно-прикладной деятельности; на научно-теоретическом уровне проявляется между необходимостью развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов в условиях интеграции общего и дополнительного образования и тем, что в педагогической теории недостаточно исследованы возможности развития творческих способностей на основе использования потенциала изобразительного и декоративно-прикладной деятельности; на научно-методическом уровне противоречие между необходимостью развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов на основе реализации потенциала изобразительной и декоративноприкладной деятельности и тем, что методическое обеспечение в системе «общеобразовательная школа – учреждение дополнительного образования» не ориентирована на реализацию этого потенциала. Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в определении и актуализации возможностей развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов на основе реализации потенциала изобразительной и декоративноприкладной деятельности в системе «общеобразовательная школа – учреждение дополнительного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

Доклад на тему: "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих и современных технологий в процессе обучения"

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой активной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поко...

Мастер-класс «Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся»

Цель: представление наиболее эффективных элементов собственной системы работы по развитию творческих способностей обучающихся.Задачи:передача своего опыта путем комментированного показа методов, прием...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий»

Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:школа является важнейшим фактором развития личности;школа...

Доклад "Повышение качества образования через развитие профессиональной компетентности педагога"

Доклад "Повышение качества образования через развитие профессиональной компетентности педагога"...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...