Резервы повышения качества образования: Вопросы, проблемы, возможности
материал по теме
Сообщение на методическом совете
Приложение 1.Мониторинг качества
обучения, воспитания и развития студентов:
методическая памятка педагогу
Приложение 2. Этапы и виды деятельности
образовательного процесса
Приложение 3. Блок-схема взаимосвязи
процессов системы управления
качеством подготовки специалистов
Список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_metodsovete_2007_g..doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Республики Коми ГОУ СПО «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т. Чисталева» |
Резервы повышения качества образования
Вопросы, проблемы, возможности
Сообщение на методическом совете
преподавателя Гусевой Надежды Федоровны
(декабрь 2007 года)
Сыктывкар
2007
Содержание
1. Резервы повышения качества образования:
Вопросы, проблемы, возможности 3
2. Приложение 1.Мониторинг качества
обучения, воспитания и развития студентов:
методическая памятка педагогу 6
3. Приложение 2. Этапы и виды деятельности
образовательного процесса 10
4. Приложение 3. Блок-схема взаимосвязи
процессов системы управления
качеством подготовки специалистов 15
Список литературы 16
Новой эпохе необходим человек нового типа, способный на равных войти в мировую культурную и интеллектуальную элиту. Правомерно говорить о новой иерархии ценностей, заключающихся в диалоге культур и толерантности, в формировании не узкого профессионала, а многомерного человека, для которого культура, прежде всего, образ мысли, состояние души и жизнедействия и затем – арена профессиональной самореализации.
Поэтому и задача ВУЗов и ССУЗов культуры – подготовка будущих специалистов, компетентных не только в своей профессиональной деятельности, но и отличающихся высокой культурой, обладающих гражданской и социальной ответственностью, разделяющих гуманистические идеалы и нравственные ценности.
Успешному решению этой задачи способствует уникальность образовательных учреждений культуры и искусств, генерирующих в своей образовательной среде особый интеллектуальный, эстетический и творческий микроклимат, который формирует тип специалиста, обладающего неповторимым целостным мироотношением, особым стилем мышления, гармонично сочетающим логику с воображением и интуицией, пиетет к культурному наследию с чувством нового, склонность к философским обобщениям с владением межкультурными коммуникациями, новейшими социальными технологиями, дополнительными профессиональными квалификациями.
Качество
– степень превосходства, которой обладает вещь;
– исключительные качества и ценные свойства;
– соответствие инструкциям по обращению;
– пригодность к использованию;
– пригодность процесса, изделия или услуги относительно их заданных целей;
– качество это не только внешняя сторона вещей, но и ее внутренняя составляющая; соответствие требованиям;
– отсутствие дефектов.
Качество – это восприятие, а восприятия меняются.
Поиск качества – это не поиск конца, а путешествие, в которое всегда вносятся изменения.
Что такое качество образования?
– Образовательные результаты (предметные и межпредметные компетенции);
– Цена достижения образовательных результатов (затраты сил, времени, здоровья, средств);
– Условия достижения образовательных результатов (организационно-педагогические, валеологические, кадровые и т.д.).
Для кого важна информация о результатах оценивания качества образования?
– Для студентов и их родителей о том, какое это учреждение, чем оно занимается, каков его уровень.
– Для самого ОУ, чтобы оно могло наметить программу действий по своему совершенствованию.
– Для органов управления образованием, для принятия тех или иных решений.
Внешняя оценка качества образования
Системы образования
- Аттестация;
- Аккредитация;
- Лицензирование;
- Контроль.
Социума
- Мнение профессионального сообщества;
- Мнение абитуриентов;
- Мнение родителей;
- Мнение работодателей;
Внутренняя оценка качества образования
- Мониторинг;
- Самоаттестация;
- Самообследование;
- Самоэкспертиза;
- Внутренний контроль;
- Педагогическая экспертиза.
Системное управление качеством
– Программа развития учреждения, ориентированная на повышение качества (стратегия и тактика).
– Мониторинг качества образования – информационная основа принятия управленческих решений (здесь и сейчас).
– Информирование о достигнутых результатах.
Жизнь – это не преодоление трудностей, а поиск возможностей…
Резервы повышения качества образования
Сегодня реальностью стали новые формы хозяйствующих субъектов, новые виды деятельности и организаций. Среди них общественные фонды, научные общества, профессиональные объединения, лиги, ассоциации, союзы, обслуживающие профессиональное сообщество вспомогательные службы – профильные СМИ, рекламные агенства, консалтинговые, посреднические, дилерские и продюсерские фирмы, бизнес-структуры, образующие инфраструктуру современной культуры как отрасли национальной экономики.
Кроме того, в связи с информатизацией и виртуализацией культурного пространства актуальны проблемы принятия управленческих решений с использованием новых информационных технологий, информационной аналитики, Интернет-ресурсов.
И сегодня именно мы можем обеспечить кадрами эти новые направления развития отрасли. К сожалению, органы управления культурой, заказчики кадров далеко не всегда готовы в своей кадровой политике видеть более широкие горизонты.
Профориентационная работа
- Мониторинг востребованности выпускников на рынке труда
- День карьеры
Реализация вариативных образовательных потребностей студентов
- рост мотивации к овладению профессией
- снижение отсева
Реализация многоступенчатых образовательных программ
Повышение качества образования в системе «колледж- ВУЗ».
Повышенный уровень квалификации.
Расширение числа профессий (специализаций) по Общероссийскому классификатору.
Дистанционное обучение.
Перечень должностей основных категорий специалистов
Образование
- воспитатели;
- педагоги-организаторы;
- музыкальные руководители;
- концертмейстеры;
- аккомпаниаторы;
- Руководители кружков (клубов по интересам, коллективов, любительских объединений, туристических групп и др.).
Инновационная структура колледжа
Учебный центр традиционной культуры и искусства.
Развитие опытно-экспериментальной деятельности, имеющей значение для региона.
Создание системы многофункциональных лабораторий: студенческая редакция; студенческая аналитическая служба; центр управления проектами; лаборатория-мастерская театра кукол и т.п.
На наш взгляд, в отрасли необходимо формирование инновационной кадровой политики, которая могла бы наиболее эффективно использовать реальный потенциал колледжа культуры, обеспечить привлечение и закрепление в отрасли специалистов с базовым образованием по широкому спектру современных специальностей и направлений профессиональной подготовки.
Приложение 1
Мониторинг качества
обучения, воспитания и развития студентов
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Что такое мониторинг?
Мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопо ставления последовательно сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.
Уровни мониторинга: студент - педагог (преподаватель, куратор) - методист (председатель мето дической комиссии) - руководители колледжа.
Аспекты мониторинга:
- мониторинг качества образования,
- мониторинг внедрения государственных образовательных стандартов,
- мониторинг образовательных потребностей (формирование условий для непрерывного про фессионального образования)
- мониторинг результативности образовательного процесса,
- мониторинг опытно-экспериментальной работы (внедрение и эффективность инновационной де ятельности),
- мониторинг качества профессиональной подготовки.
Виды мониторинга: социологический (администрация), психологический (психолог, педагоги), педагогический (администрация), образовательный (администрация, педагоги, студенты), медицинский (медицинский работник, педагоги), валеологический (преподаватели физвоспитания).
Психологический мониторинг включает психодиагностику, психологическое консультирование, психопрофилактику, психокоррекцию.
Первый курс - оценка психоэмоционального состояния (в динамике), определение степени психо логической напряженности в период адаптации, определение потребности в психологической помощи, определение акцентуации характера, определение социального статуса студентов, исследование отношения студентов к здоровому образу жизни, выявление основных мотивов обучения.
Второй курс - определение социального статуса (повторно), определение потребности в психологи ческой помощи.
Третий курс - определение потребности в психологической помощи, исследование отношения студентов к здоровому образу жизни и блок методик, направленных на изучение формирования у выпускников первой ступени профессионально важных качеств.
Четвертый курс - определение потребности в психологической помощи; блок методик, направленных на изучение формирования у выпускников второй ступени профессионально важных личностных качеств.
Объекты психологического мониторинга: познавательная, личностная, мотивационно-потребностная и социальная сферы студента с точки зрения индивидуально-личностного развития и профессионального становления.
Основные направления психологического мониторинга:
- получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в колледже,
- получение данных через диагностирование,
- анализ результатов через обработку данных диагностик,
- рекомендации, реализующиеся в коррекционных мероприятиях,
- формирование профессиональных качеств будущего специалиста, развитие личностных качеств студента.
Педагогический мониторинг рассматривает формирование содержания образования по уровням:
- уровень подготовки по специальности (основная профессиональная образовательная программа),
- уровень учебной дисциплины (рабочие учебные программы),
- уровень учебно-методического обеспечения дисциплины (учебно-методические комплекты),
- уровень производственного обучения (рабочая учебная программа производственного обучения).
В ходе образовательного мониторинга выясняется:
- достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии студента в сравнении с результатами предыдущих диагностических исследований,
- существует ли предпосылка для совершенствования работы преподавателя,
- соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося и т.д.
Критерии профессиональной подготовки специалиста в системе мониторинга: профессиональная направленность личности, нравственно-профессиональная ориентация, профессиональный интеллект, эмоционально-волевые качества, адекватность самооценки.
Основные показатели мониторинга:
- полнота, системность, прочность знаний (разноуровневые тесты, контрольные работы),
- действительность знаний (лабораторно-практические занятия),
- обобщенность знаний (итоговые отметки, аттестация).
Мониторинг внедрения государственных стандартов начального, среднего или высшего профес сионального образования включает следующие направления:
- диагностику учебно-программной документации,
- диагностику эффективности педагогической деятельности,
- диагностику качества знаний студентов,
- диагностику развития личности студента и т.д.
Способы мониторинга:
- текущее наблюдение,
- метод тестовых ситуаций, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности,
- тестирование,
- оценка и самооценка.
Этапы мониторинга:
1. Стартовая диагностика (обзор первичной информации и студенте).
2. Прогнозирование (описание ожидаемого результата).
3. Экспресс-диагностика.
4. Коррекция (разработка и реализация коррекционных мероприятий).
5. Финишная диагностика (заключительная оценка результатов).
По частоте процедур мониторинг бывает разовый, периодический, систематический. Диагностическая деятельность педагога-исследователя включает следующие виды работ:
- определение объектов, цели и задачи диагностики,
- определение критериев, показателей диагностирования объекта,
- подбор методик для решения поставленных задач диагностики,
- сбор информации с помощью диагностических методик,
- количественная и качественная обработка полученных результатов,
- выработка и формулировка педагогического диагноза как заключения о состоянии диагностического объекта и причинах, вызывающих данное состояние,
- выработка и формулировка педагогического прогноза, тенденций развития данного объекта,
- выработка коррекционных мер в форме определенного плана педагогических и других воздействий на объект с целью приведения его в желаемое состояние.
Мониторинг эффективности педагогической деятельности включает работу с учебно-программной документацией, с учетно-отчетной документацией, работу по развитию учебно-методического комплекса студентов и педагога, по индивидуальной методической теме, по внедрению инновационных педагогических технологий, работу учебного кабинета, анализ качества знаний по дисциплине, карту анализа посещенных уроков, изучение новинок педагогической литературы и др.
Учебная деятельность педагога включает:
- определение эталонов усвоения учебного материала для всех студентов в соответствии с госу дарственными стандартами начального и среднего профессионального образования,
- определение уровня усвоения учебных единиц (узнавание - понимание - применение - анализ-синтез-оценка),
- подбор контролирующих средств,
- разработку итогового контролирующего задания.
Предлагаются следующие этапы контроля:
- входной контроль (тесты для проверки знаний по дисциплине, тесты для проверки мышления и т.д.),
- промежуточный контроль (фронтальные и индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые письменные работы, тесты, карточки-задания, контрольные вопросы, предметные диктанты, зачеты, самопроверка и взаимопроверка работ, лабораторно-практические работы, работа с дидактическим материалом, тесты I, II, III уровней усвоения, упражнения для развития логического мышления, рефераты, деловые игры и т.д.),
- итоговый контроль (письменные экзаменационные работы, аттестация, экзамены и т.д.). Анализ результатов мониторинга по дисциплине подводит к решению следующих вопросов:
- определение базового объема знаний, необходимого для успешного овладения дисциплиной по данной специальности,
- осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении,
- своевременное проведение корректировки заданий, выносимых на лабораторно-практические занятия и на самостоятельную работу,
- прогноз результатов обучения по дисциплине,
- анализ целесообразности продолжения обучения студента по данной специальности, учитывая психологическую особенность.
Оформление результатов мониторинга:
- сводные таблицы,
- показатели-диаграммы на каждого студента, учебную группу, учебный предмет,
- текстовый анализ всех видов работ,
- электронный вариант мониторинга,
- планы индивидуальной коррекционной работы,
- различные информационные листы.
Приложение 2
Этапы и виды деятельности образовательного процесса,
исполнители и документы деятельности; нормативные документы, регламентирующие деятельность
Виды деятельности образовательного процесса | Исполнители и документы деятельности | Нормативные документы, регламентирующие деятельность |
Проектирование образовательного процесса | ||
1. Разработка комплексного учебно-методического обеспечения образовательного* процесса по специальностям подготовки; 2. Подбор кадрового обеспечения по специальностям подготовки (их квалификация и учебная нагрузка); 3. Наличие кабинетов, аудиторий и лабораторий в соответствии с Государственными требованиями, разработанными рабочими учебными планами и рабочими программами по учебным дисциплинам специальностей подготовки; 4. Оснащение кабинетов, аудиторий (лабораторий) специализированным и лабораторным оборудованием по учебным дисциплинам специальностей подготовки | Заместитель директора колледжа по учебной работе, председатели цикловых комиссии Документы: 1) Профессиональные образовательные программы, включающие: - требования колледжа к выпускнику; - рабочий учебный план по специальности подготовки; - рабочие учебные программы по учебным дисциплинам и производственной прак тике, включенные в план; - программа итоговой Государственной аттестации выпускников специальности. 2) Кадровое обеспечение подготовки специалистов колледжа 3) Схемы расположения кабинетов и лабораторий 4) Сведения об обеспеченности и план оснащения кабинетов (лабораторий) специали зированным и лабораторным оборудованием по учебным дисциплинам специальностей подготовки | 1. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 г. № 160; 2. Государственные образовательные стандарты СПО по специальностям подготовки; 3. Примерные программы по учебным дисциплинам, производственной практике по специальностям подготовки; 4. Устав колледжа |
Планирование проектирования образовательного процесса | ||
Создание моделей, схем управления процессами, включая диагностирование и коррекцию в деятельности преподавателя и студента | Заместитель директора колледжа по учебной работе, председатели цикловых комиссий, преподаватели Документация: -календарно-тематические планы по учебным дисциплинам; -методические пособия, рекомендации по учебным дисциплинам, проведению практических (лабораторных) работ, по курсовому и дипломному проектированию. Сведения о наличии и планы по приобретению (изданию) литературы учебников, учебных и учебно-методических пособий (рекомендаций) по учебным дисциплинам специальностей подготовки; | 1. Учебные рабочие планы по специальностям подготовки; 2. Рабочие учебные программы по учебным дис циплинам и производственной практике, включенные в рабочие учебные планы. 3. Графики учебного процесса на учебный год по специальностям подготовки. 4. Программы итоговой Государственной аттестации по специальностям и уровням подготовки и фор мам обучения 5. Инструкция о видах учебных занятий и формах контроля учебной деятельности курсантов колледжа 6. Положения: - по планированию, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий в колледже - об организации выполнения и защиты курсовых работ (проектов) курсантами колледжа - об организации и проведении промежуточной аттестации курсантов колледжа - об организации итоговой Государственной аттестации выпускников колледжа базового уровня подготовки - об организации итоговой Государственной атте стации выпускников колледжа повышенного уровня подготовки |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | ||
Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям подготовки в целом включают средства обучения и средства контроля. Средства обучения: технические средства, оргтехника; лабораторное и учебно-производственное оборудование и материалы. Средства контроля: на бу мажном носителе и технические средства (компьютерные кон трольные программы) | Заведующие кабине тами (лабораториями), преподаватели Документация: - сведения об обеспеченности и планы оснащения кабинетов (лабораторий) специализированным и лабораторным оборудованием по учебным дисциплинам специальностей под готовки; - учебно-наглядные пособия по учебным дисциплинам. средства контроля | 1. Рабочие учебные программы по учебным дисциплинам и производственной практике по специальностям подготовки. 2. Положение об отделе хозяйственного обеспечения. |
Процесс обучения и воспитания | ||
Проведение учебных (тео ретических и практических)занятий; лабораторных и самостоятельных работ по разработанным материалам и технологиям | Преподаватели Документация: журналы учебных групп журналы консультаций Классные руководители учебных групп Документация: планы по организации воспитательной работы; - сводные ведомости ус певаемости студентов за отчетный период. | 1. Программа развития воспитания в системе СПО 2. Календарно-тематические планы по учебным дисциплинам; 3. Методические пособия и рекомендации по учебным дисциплинам, проведению практических (лабораторных) работ, по курсовому и дипломному проектированию. 4. Инструкция о видах учебных занятий и формах контроля учебной деятельности курсантов колледжа 5. Положения (см. нормативные документы, рег ламентирующие этап «Планирование проекщхвания образовательного процесса»); 6. Инсгругагия по оформлению учебной иучебно-мегодической документации в колледже. 7. Положения о структурных подразделениях: - учебного отдела колледжа; учебных отделениях; - отдела практического обучения; - библиотеки; спортивночхздоровительного комплекса |
Контроль образовательного процесса | ||
Контроль посещаемости и качества учебных занятий | Директор колледжа, за меститель директора кол леджа по учебной работе Документация: - журнал посещения занятий администрацией колледжа методисты колледжа -Документация - анализ посещения занятий; рапортички; - сводные ведомости посещения занятий. | 1. Единый план-график внутриколледжного контроля учебно-методической, организационной и учебно-воспитательной работы на учебный год. 2. График контроля учебно-воспитательного процесса |
Контроль знаний студентов - промежуточная аттестация - итоговая аттестация | Преподаватели Документация: - экзаменационные билеты и ведомости по учебным дисциплинам; - экзаменационные ведомости по курсовым работам, всем видам практики | 1. Инструкция о видах учебных занятий и формах контроля учебной деятельности студентов колледжа 2. Положение об организации и проведении промежуточной аттестации студентов колледжа |
Государственная аттестационная комиссия – экзаменационные билеты, протоколы заседаний аттестационных комиссий | Положения: - об организации итоговой Государственной аттестации выпускников колледжа базового уровня подготовки - об организации итоговой Государственной аттестации выпускников колледжа повышенного уровня подготовки |
Приложение 3
Блок-схема взаимосвязи процессов системы
управления качеством подготовки специалистов
Общесистемные процессы
Процессы жизненного цикла формирования специалистов
Процессы обеспечения ресурсами
(процессы взаимодействия и обеспечения)
- управление персоналом; - управление финансами;
- менеджмент инфраструктуры;
- управление производственной средой
Литература
- Конасова, Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся /Н.Ю.Конасова. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.
- Методические занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание /Сост. В.Ю.Розка. – Волгоград: Учитель, 2007. – 102 с.
- Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование /Авт.-сост. Г.П.Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 124 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностирование деятельности педагога как возможность повышения качества профессионально – педагогического труда.
Эта проектная работа представлена в качестве методических рекомендаций дигностирования деятельности преподавателей для повышения качества своего педагогического труда....
Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования обучащихся с ограниченными возможностями здоровья
Программа работы школы по методической теме...
Статья в сборнике "Реабилитация- фактор повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья"
"Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в пространство его развития"....
Доклад на тему«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»
Доклад на тему "«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «Использование возможностей современных информационных и интернет технологии для повышения качества подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ по физике»
1. Краткая аннотация проекта. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, через массо...
Системно-деятельностный подход - новые возможности повышения качества образования
Выступление на круглом столе "Системно-деятельностный подход как ресурср повышения качества образования" 12.03.2015 г. в МОУСОШ № 2 г. Серпухова Московской области...
«Повышение качества образования: основные проблемы и перспективы»
Доклад - выступление на педагогическом совете...