Рабочая программа элективного курса "Нравственные основы семейной жизни "
рабочая программа (10 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 213, с изменениями от 31.08.2021 г. приказ № 355 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./ | Согласовано Заместитель директора по УВР___________ /Цветкова Г.С./ 30.08.2021 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный курс)
Нравственные основы семейной жизни
Базовый уровень, среднее общее образование, 10 класс, 35 часов
Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями от 08.01.2021 г.)
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола от 28 июня 2016 г. №2/16-з федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
- Рабочая программа учебного курса «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы», в 2 частях [Текст]: для обучающихся по образовательным программам общего и профессионального (основного и дополнительного) образования. Моисеев Д. А., Крыгина Н. Н.; Москва : Просветитель, 2015. ISBN 978-5-903971-10-7
- Учебник. Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы в 2х ч. Ч.1 и 2. Д.А. Моисеев, Н.Н. Крыгина. Благотворительный фонд «Просветитель», М., 2017 г.
Составитель: Гудукас Ирина Михайловна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории |
Пионерский, 2021 год
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
- знание православного учения о человеке,
- представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,
- понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,
- представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,
- понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,
- понимание причин супружеских конфликтов и разводов,
- знание святых семейств, покровителей семьи,
- знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,
- осознание ценности человеческой жизни,
- представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);
- знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.
- Содержание учебного предмета.
Личность и межличностные отношения. Что такое счастье и как его достичь? Как достичь счастья в таком странном и негармоничном мире. Обладание счастьем - личный выбор каждого. Направленность личности. Понятие «направленность личности». Смысл жизни. Понятие личности. Индивид. Индивидуальность. Личность. Отличие в понимании личности в современной психологии и в православном учении. Когда человек становится личностью Тайна возраста. Кризис переходного возраста. Анатомо-физиологические особенности подросткового и юношеского возраста. Особенности развития самосознания личности на данной возрастной ступени. Особенности общения со взрослыми. Особенности общения со сверстниками. Тайна пола. Понятие пола в психологии. Пол и гендер. Психология половых различий мужчин и женщин. Половые различия детей от рождения до подросткового возраста (краткий обзор). Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления и в других сферах.
Я и Другие. Быть или казаться. Лицо и личина. Честность и лицемерие. Образ и имидж. Манипуляция сознанием. Как не стать жертвой манипуляции. Стыд и совесть. Понятие «стыд». Понятие «совесть». Требование совести и требование общества. Различение добра и зла. Свобода выбора. Ответственность. Дружба и любовь в жизни человека. Нравственная природа дружбы. Понятие «друг». Дружба как школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое правило нравственности. Мужественность. Понятие «мужественность». Составляющие мужественности. Юношество. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Искаженное понимание мужественности в современном мире. Женственность. Понятие «женственность». Составляющие женственности. Красота истинная и ложная. Нравственные основы взаимоотношений с юношами. Искаженное понимание женственности в современном мире и его последствия для человека, общества и семьи.
Возрасты семьи. Добрачные отношения. Влюбленность и любовь. Понятие любви. Классификации любви. Первая любовь. Умение различать любовь и влюбленность. Особенности юношеской романтической любви. Этапы отношений: дружба, влюблённость, любовь. Испытание чувств. Понятие «добрачного периода». Любовь в подростковом возрасте. Нравственность как основа взаимоотношений между юношами и девушками в добрачный период. Ранний сексуальный опыт и его последствия. Проблема выбора жениха и невесты. Понятие виктимности в психологии (склонность человека становиться жертвой). Установка на частую смену сексуальных партнёров (промискуитет). Пробный брак - его мотивация и последствия. Предбрачный период. Понятие «предбрачного периода». Задачи предбрачного этапа. Психологическая готовность к браку. Оптимальная продолжительность предбрачных отношений. В каких ситуациях необходимо узнать друг друга. Ведущие мотивы вступления в брак. Факторы, благоприятствующие созданию семьи. Факторы риска при создании семьи. Союз двух родов. Знакомство с новыми родственниками. Помолвка и сватовство. Родословная (брак - начало новой родословной). Свадьба. Самый важный день. Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды в религиозных традициях народов России. Дни, в которые совершается брак. Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Целомудрие в браке. Рождение детей. Ведение своего хозяйства. Первый год совместной жизни. Супружество. Муж и жена. Особенности семейных межличностных взаимоотношений. Особенности первого года семейной жизни. Первичная семейная адаптация. Пути преодоления кризиса первого года. Совместимость супругов. Культура общения в семье. Правила общения молодых супругов. Особенности любви до брака и в браке. Особенности взаимоотношений и правила поведения с новыми родственниками. Правила психологической безопасности в общении молодых супругов. Молодые родители. Семья в ожидании ребенка. Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Беременность и подготовка к родам. Целомудрие в период беременности. Здоровье будущих супругов и их потомства. Влияние вредных привычек на здоровье и способность стать родителями. Отцовство и материнство. Понятия отцовства и материнства. Ответственность родителей за детей. Рождение, воспитание и социализация детей - одна из основных функций семьи. Для чего в семье нужны дети. Негативные формы отношения к родительству: отказ от выполнения родительских ролей, суррогатное материнство, безотцовщина, социальное сиротство Чудо жизни. Жизнь - дар Божий. Уникальность человеческой жизни. Когда начинается человеческая жизнь. Стадии развития ребёнка во внутриутробный период. «Не убий». Аборт. Что такое искусственное прерывание беременности. Влияние аборта на здоровье и психику женщины и окружающих ее людей. Постабортный синдром. Последствия регулирования рождаемости. Молодая семья с новорожденным. Изменения в семье, в связи с появлением ребёнка. Второй
кризис семейной жизни и пути его преодоления. Родительская любовь. Освоение родительских ролей. Влияние родителей на развитие ребёнка в первый год после рождения. Влияние родителей на развитие личности детей. Феномен детского госпитализма. Традиции фольклора в сфере материнства: колыбельные, пестушки, потешки. Влияние детей на развитие личности родителей.
- Тематическое планирование.
№ раздела | Наименование раздела программы | Количество часов | |
Всего | Контрольные работы | ||
1 | Введение. Личность и межличностные отношения | 17 | |
2 | Возрасты семьи | 18 | |
ИТОГО: | 35 | - |
- Календарно-тематическое планирование
№№ урока | №№ по теме | Дата | Примечание | ||
план | факт | ||||
Глава 1. Личность и межличностные отношения (17ч.) | |||||
Что такое счастье и как его достичь? | 02.09 | ||||
Направленность личности. | 09.09 | ||||
Понятие личности. | 16.09 | ||||
Чувство личной ответственности. | 23.09 | ||||
Тайна возраста. | 30.09 | ||||
Особенности общения со сверстниками и взрослыми. | 07.10 | ||||
Период юности. | 14.10 | ||||
Тайна пола. | 21.10 | ||||
Половые различия детей. | 28.10 | ||||
Темпы взросления девушек и юношей. | 11.11 | ||||
Ценность человеческого общения. | 18.11 | ||||
Стыд и совесть. | 25.11 | ||||
Дружба и любовь в жизни человека. | 02.12 | ||||
Мужественность | 09.12 | ||||
Женственность. | 16.12 | ||||
Дискуссионный стол «Проблемы коммуникации в современной семье» | 23.12 | ||||
Дискуссионный стол «Доверие и личное пространство в семье» | 30.12 | ||||
Глава 2. Возрасты семьи (18ч.) | |||||
Любовь и влюбленность. | 13.01 | ||||
Испытание чувств | 20.01 | ||||
Предбрачный период. | 27.01 | ||||
Союз двух родов. | 03.02 | ||||
Самый важный день | 10.02 | ||||
Первый год совместной жизни. | 17.02 | ||||
Планирование семьи | 24.02 | ||||
Семья в ожидании ребенка. | 03.03 | ||||
Отцовство и материнство. | 10.03 | ||||
Чудо жизни | 17.03 | ||||
«Не убий» | 24.03 | ||||
Молодая семья с новорожденным | 07.04 | ||||
Формирование семейных традиций | 14.04 | ||||
Как не «потерять себя» | 21.04 | ||||
Партнерская или традиционная семья – плюсы и минусы | 28.04 | ||||
Система отношений с новыми родственниками | 05.05 | ||||
Уметь признавать и исправлять ошибки | 12.05 | ||||
Повторение и обобщение | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Назначение курса “Основы семейного воспитания” для специальности 050709 Преподавание в начальных классах в том, чтобы будущие педагоги овладели теоретическими знаниями и практическ...
рабочая программа элективного курса "Основы финансовой математики"
Программа элективного курса "Основы Финансовой математики" предназначена для знакомства с банковскими операциями и терминами. Может быть использована в 10-11 классе средней школы или ОУ, реализу...
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»
Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения» составлена в соответствии с авторской программой доктора педагогических наук, профессора С.Ф.Сизиковой. М.: Дрофа, 2007. Обучение по...
Рабочая программа элективного курса "Основы генетики"
курс расчитан на 32 часа...