Рабочая программа элективного курса "Нравственные основы семейной жизни "
рабочая программа (10 класс)

Гудукас Ирина Михайловна

Программа НОСЖ 10 класс элективный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_noszh_rp_21-22.docx259.36 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 213, с изменениями от 31.08.2021 г. приказ № 355

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./

Согласовано

Заместитель директора по УВР___________ /Цветкова Г.С./ 30.08.2021 г.            

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный курс)

Нравственные основы семейной жизни

Базовый уровень, среднее общее образование, 10 класс, 35 часов

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями от 08.01.2021 г.)

  2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола от 28 июня 2016 г. №2/16-з федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  3. Рабочая программа учебного курса «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы», в 2 частях [Текст]: для обучающихся по образовательным программам общего и профессионального (основного и дополнительного) образования. Моисеев Д. А., Крыгина Н. Н.; Москва : Просветитель, 2015. ISBN 978-5-903971-10-7 
  4. Учебник. Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы в 2х ч. Ч.1 и 2. Д.А. Моисеев, Н.Н. Крыгина. Благотворительный фонд «Просветитель», М., 2017 г.

Составитель: Гудукас Ирина Михайловна,            

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Пионерский, 2021 год

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  3. готовность к служению Отечеству, его защите;
  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

  1. овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
  2. знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
  3. знание православного учения о человеке,
  4. представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,
  5. понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,
  6. представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,
  7. понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,
  8. понимание причин супружеских конфликтов и разводов,
  9. знание святых семейств, покровителей семьи,
  10. знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,
  11. осознание ценности человеческой жизни,
  12. представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);
  13. знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.

  1. Содержание учебного предмета.

Личность и межличностные отношения. Что такое счастье и как его достичь? Как достичь счастья в таком странном и негармоничном мире. Обладание счастьем - личный выбор каждого. Направленность личности. Понятие «направленность личности». Смысл жизни. Понятие личности. Индивид. Индивидуальность. Личность. Отличие в понимании личности в современной психологии и в православном учении. Когда человек становится личностью Тайна возраста. Кризис переходного возраста. Анатомо-физиологические особенности подросткового и юношеского возраста. Особенности развития самосознания личности на данной возрастной ступени. Особенности общения со взрослыми. Особенности общения со сверстниками. Тайна пола. Понятие пола в психологии. Пол и гендер. Психология половых различий мужчин и женщин. Половые различия детей от рождения до подросткового возраста (краткий обзор). Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления и в других сферах.

Я и Другие. Быть или казаться. Лицо и личина. Честность и лицемерие. Образ и имидж. Манипуляция сознанием. Как не стать жертвой манипуляции. Стыд и совесть. Понятие «стыд». Понятие «совесть». Требование совести и требование общества. Различение добра и зла. Свобода выбора. Ответственность. Дружба и любовь в жизни человека. Нравственная природа дружбы. Понятие «друг». Дружба как школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое правило нравственности. Мужественность. Понятие «мужественность». Составляющие мужественности. Юношество. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Искаженное понимание мужественности в современном мире. Женственность. Понятие «женственность». Составляющие женственности. Красота истинная и ложная. Нравственные основы взаимоотношений с юношами. Искаженное понимание женственности в современном мире и его последствия для человека, общества и семьи.

Возрасты семьи.  Добрачные отношения. Влюбленность и любовь. Понятие любви. Классификации любви. Первая любовь. Умение различать любовь и влюбленность. Особенности юношеской романтической любви. Этапы отношений: дружба, влюблённость, любовь. Испытание чувств. Понятие «добрачного периода». Любовь в подростковом возрасте. Нравственность как основа взаимоотношений между юношами и девушками в добрачный период. Ранний сексуальный опыт и его последствия. Проблема выбора жениха и невесты. Понятие виктимности в психологии (склонность человека становиться жертвой). Установка на частую смену сексуальных партнёров (промискуитет). Пробный брак - его мотивация и последствия. Предбрачный период. Понятие «предбрачного периода». Задачи предбрачного этапа. Психологическая готовность к браку. Оптимальная продолжительность предбрачных отношений. В каких ситуациях необходимо узнать друг друга. Ведущие мотивы вступления в брак. Факторы, благоприятствующие созданию семьи. Факторы риска при создании семьи. Союз двух родов. Знакомство с новыми родственниками. Помолвка и сватовство. Родословная (брак - начало новой родословной). Свадьба. Самый важный день. Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды в религиозных традициях народов России. Дни, в которые совершается брак. Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Целомудрие в браке. Рождение детей. Ведение своего хозяйства. Первый год совместной жизни. Супружество. Муж и жена. Особенности семейных межличностных взаимоотношений. Особенности первого года семейной жизни. Первичная семейная адаптация. Пути преодоления кризиса первого года. Совместимость супругов. Культура общения в семье. Правила общения молодых супругов. Особенности любви до брака и в браке. Особенности взаимоотношений и правила поведения с новыми родственниками. Правила психологической безопасности в общении молодых супругов. Молодые родители. Семья в ожидании ребенка. Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Беременность и подготовка к родам. Целомудрие в период беременности. Здоровье будущих супругов и их потомства. Влияние вредных привычек на здоровье и способность стать родителями. Отцовство и материнство. Понятия отцовства и материнства. Ответственность родителей за детей. Рождение, воспитание и социализация детей - одна из основных функций семьи. Для чего в семье нужны дети. Негативные формы отношения к родительству: отказ от выполнения родительских ролей, суррогатное материнство, безотцовщина, социальное сиротство Чудо жизни. Жизнь - дар Божий. Уникальность человеческой жизни. Когда начинается человеческая жизнь. Стадии развития ребёнка во внутриутробный период. «Не убий». Аборт. Что такое искусственное прерывание беременности. Влияние аборта на здоровье и психику женщины и окружающих ее людей. Постабортный синдром. Последствия регулирования рождаемости. Молодая семья с новорожденным. Изменения в семье, в связи с появлением ребёнка. Второй

кризис семейной жизни и пути его преодоления. Родительская любовь. Освоение родительских ролей. Влияние родителей на развитие ребёнка в первый год после рождения. Влияние родителей на развитие личности детей. Феномен детского госпитализма. Традиции фольклора в сфере материнства: колыбельные, пестушки, потешки. Влияние детей на развитие личности родителей.

  1. Тематическое планирование.

раздела

Наименование раздела программы

Количество часов

Всего

Контрольные работы

1

Введение. Личность и межличностные отношения

17

2

Возрасты семьи

18

ИТОГО:

35

-

  1. Календарно-тематическое планирование

№№

урока

№№

по теме

Дата

Примечание

план

факт

Глава 1. Личность и межличностные отношения (17ч.)

Что такое счастье и как его достичь?

02.09

Направленность личности.

09.09

Понятие личности.

16.09

Чувство личной ответственности.

23.09

Тайна возраста.

30.09

Особенности общения со сверстниками и взрослыми.

07.10

Период юности.

14.10

Тайна пола.

21.10

Половые различия детей.

28.10

Темпы взросления девушек и юношей.

11.11

Ценность человеческого общения.

18.11

Стыд и совесть.

25.11

Дружба и любовь в жизни человека.

02.12

Мужественность

09.12

Женственность.

16.12

Дискуссионный стол «Проблемы коммуникации в современной семье»

23.12

Дискуссионный стол «Доверие и личное пространство в семье»

30.12

Глава 2. Возрасты семьи (18ч.)

Любовь и влюбленность.

13.01

Испытание чувств

20.01

Предбрачный период.

27.01

Союз двух родов.

03.02

Самый важный день

10.02

Первый год совместной жизни.

17.02

Планирование семьи

24.02

Семья в ожидании ребенка.

03.03

Отцовство и материнство.

10.03

Чудо жизни

17.03

«Не убий»

24.03

Молодая семья с новорожденным

07.04

Формирование семейных традиций

14.04

Как не «потерять себя»

21.04

Партнерская или традиционная семья – плюсы и минусы

28.04

Система отношений с новыми родственниками

05.05

Уметь признавать и исправлять ошибки

12.05

Повторение и обобщение

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"

Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

  Назначение курса “Основы семейного воспитания” для специальности 050709 Преподавание в начальных классах в том, чтобы будущие педагоги овладели теоретическими знаниями и практическ...

рабочая программа элективного курса "Основы финансовой математики"

Программа элективного курса "Основы Финансовой математики" предназначена для знакомства с банковскими операциями и терминами. Может быть использована  в 10-11 классе средней школы или ОУ, реализу...

Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида

Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»  составлена в соответствии с авторской программой доктора педагогических наук, профессора С.Ф.Сизиковой. М.: Дрофа, 2007. Обучение по...